Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:14, курсовая работа
В результате проведенного нами исследования гипотеза, которая была выдвинута как рабочая, доказана: в женских образах, созданных М.Шолоховым в романе «Тихий Дон» отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.
Собственно замысел автора «Тихого Дона» вполне можно рассматривать как противостояние его героев жестоким обстоятельствам смутного времени, в котором проявляются как низменные, так и возвышенные порывы души человека. Здесь и люди, идущие на смерть во имя идеи (Бунчук, есаул Калмыков, Штокман), и готовые убить во имя ее ( Подтелков, Михаил Кошевой) и мстители за близких ( Дарья Мелехова). Во всей сумятице происходящего только любовь способна спасти человека и сохранить его для жизни, ненависть же губит его – главная мысль романа. И именно женские образы романа воплощают эту мысль ярче всего.
Не смог и Григорий в необходимой мере пройти такое воспитание чувств. Пантелей Прокофьевич из-за слишком густой замеси восточных кровей оказался недостаточно последовательным помощником Ильиничны в воспитании сына. Не мог помочь Григорию и опыт ранней юношеской любви. При первых же размолвках с Аксиньей, когда родители потребовали прекратить отношения с «мужней женой», проявились такие черты её характера, которые не только насторожили молодого казака, но и решающим образом повлияли на его выбор.
Наталья, глубоко оскорблённая поступками и словами мужа, тяжело переживает «заплёванное своё счастье». Бесхитростный и правдивый взгляд её смелых глаз, с которым встречается Григорий во время свадебного сговора, гаснет, сменяется часто залитым слезами, скорбным и тоскующим. После жёсткого разговора с отцом Григорий с Аксиньей уходят в имение Листницких. Оказавшись духовно не подготовленной к подобному унижению, Наталья не справляется с неожиданным для неё ударом судьбы. В отчаянном порыве к небытию она нарушает одну из главных заповедей христианства — неприкосновенность, святость дара жизни.
Итак, женские образы романа «Тихий Дон» построены на глубоком проникновении в особенности национальной культуры и традиций донского казачества, отражают не только систему ценностей, но и авторское восприятие судьбы казачества в годы революции и гражданской войны
5 вопрос
Солженицын Александр
Исаевич (род. 11.12.1918 г.) - русский прозаик,
драматург и поэт.
Александр Исаевич Солженицын
родился в Кисловодске, на Северном Кавказе.
Хотя родители Солженицына были выходцами
из крестьян, они получили неплохое образование.
Когда началась первая мировая война,
его отец, Исай Солженицын, ушел из Московского
университета добровольцем на фронт, трижды
награждался за храбрость и погиб на охоте
за полгода до рождения сына. Чтобы прокормить
себя и Александра, мать Александра Исаевича,
Таисья Захаровна (урожденная Щербак),
после смерти мужа пошла работать машинисткой,
а когда мальчику исполнилось шесть лет,
переехала с сыном в Ростов-на-Дону. Детские
годы Солженицына совпали с установлением
и упрочением советской власти. В год его
рождения в России началась кровопролитная
гражданская война, завершившаяся победой
большевиков под руководством Ленина.
Успешно закончив школу, Александр Исаевич
в 1938 г. поступает в Ростовский университет,
где, несмотря на интерес к литературе,
занимается физикой и математикой, чтобы
в дальнейшем обеспечить себя постоянным
заработком. В 1940 г. он женится на своей
сокурснице Наталье Решетовской, а в 1941
г., получив диплом математика, заканчивает
также заочное отделение Института философии,
литературы и истории в Москве. После окончания
университета Солженицын работал учителем
математики в ростовской средней школе.
В 1941 г., когда началась война с фашистской
Германией, он был мобилизован и служил
в артиллерии. В феврале 1945 г. Солженицын
был внезапно арестован, лишен звания
капитана и отправлен в Москву, в следственную
тюрьму на Лубянку. Трибунал из трех человек
приговорил его к 8 годам заключения с
последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую
агитацию и пропаганду: в руки НКВД попали
письма Солженицына к другу с нападками
на Сталина, а также наброски и черновики
рассказов, найденные при обыске в его
офицерском планшете. В течение года Александр
Исаевич Солженицын находился в московской
тюрьме, а затем был переведен в Марфино,
в специализированную тюрьму под Москвой,
где математики, физики, ученые других
специальностей вели секретные научные
исследования. Много позже Солженицын
скажет, что диплом математика, по существу,
спас жизнь, поскольку режим в марфинской
тюрьме был не в пример мягче, чем в других
советских тюрьмах и лагерях. Из специализированной
тюрьмы в Марфино Солженицын переводится
в Казахстан, в лагерь для политических
заключенных, где у будущего писателя
обнаружили рак желудка и считали обреченным.
Однако, освободившись 5 марта 1953 г. (день
смерти Сталина), Солженицын проходит
успешную лучевую терапию в ташкентском
госпитале и выздоравливает. До 1956 г. он
живет в ссылке в различных районах Сибири,
преподает в школах, а в июне 1957 г., после
реабилитации, поселяется в Рязани, где
также работает учителем математики в
средней школе. Его жена, которая, пока
писатель находился в заключении, вышла
замуж, добилась развода и вернулась к
Солженицыну. А в 1956 г. советский лидер
H.C.Хрущев начал кампанию десталинизации,
борьбы с 'культом личности' Сталина, который,
по самым скромным подсчетам, с начала
30-х гг. уничтожил и репрессировал более
10 млн. советских людей. Хрущев лично санкционировал
публикацию повести Солженицына 'Один
день Ивана Денисовича', увидевшей свет
в 1962 г. в журнале 'Новый мир'. Написанная
в реалистическом ключе, живым, доступным
языком первая книга писателя рассказывает
об одном лагерном дне главного героя,
заключенного Ивана Денисовича Шухова,
от имени которого ведется повествование.
Повесть была восторженно принята критикой,
сравнившей 'Один день' с 'Записками из
Мертвого дома' Достоевского. Годом позже
Солженицын опубликовал в 'Новом мире'
несколько рассказов, в т.ч. 'Случай на
станции Кречетовка', 'Матренин двор' и
'Для пользы дела'. Писатель был даже выдвинут
на Ленинскую премию по литературе за
1964 г., однако награды не получил, а после
освобождения H.С.Хрущева с занимаемых
постов перестал печататься. Последним
опубликованным в СССР произведением
стал рассказ 'Захар-Калита' (1966). После
того как Солженицын в 1967 г. направил Съезду
писателей открытое письмо, в котором
призвал покончить с цензурой и рассказал
о том, чтоКГБ конфисковал его рукописи,
писатель подвергся преследованиям и
газетной травле, его произведения были
запрещены. Тем не менее романы 'В круге
первом' (1968) и 'Раковый корпус' (1968...1969)
попадают на Запад и выходят там без согласия
автора, что только усугубляет и без того
тяжелое положение Солженицына на родине.
Писатель отказался нести ответственность
за публикацию своих произведений за границей
и заявил, что власти способствовали вывозу
рукописей из страны, чтобы был предлог
для его ареста. 'В круге первом' (в заглавии
содержится аллюзия на первый круг дантова
ада) - роман по преимуществу сатирический,
действие которого происходит в специализированном
институте-тюрьме Маврино, аналоге того,
где в конце 40-х гг. содержался сам писатель.
Многие западные критики высоко оценили
роман за широкую панораму и глубокий,
непредвзятый анализ сталинской действительности.
Второй роман писателя, 'Раковый корпус',
также носит автобиографический характер:
герой романа, Русанов, как в свое время
и сам автор, лечится от рака в среднеазиатской
провинциальной больнице. Хотя в 'Раковом
корпусе' заметны и политические акценты,
главная тема романа - борьба человека
со смертью: писатель проводит мысль о
том, что жертвы смертельной болезни парадоксальным
образом добиваются свободы, которой лишены
здоровые люди. В 1970 г. Солженицын был удостоен
Нобелевской премии по литературе 'за
нравственную силу, почерпнутую в традиции
великой русской литературы'. Узнав о присуждении
ему премии, писатель немедленно заявил,
что намерен получить награду 'лично, в
установленный день'. Однако, как и 12 лет
назад, когда Нобелевской премии был удостоен
другой русский писатель, Борис Пастернак,
советское правительство сочло решение
Нобелевского комитета 'политически враждебным',
и Солженицын, боясь, что после своей поездки
он не сможет вернуться на родину, с благодарностью
принял высокую награду, однако на церемонии
награждения не присутствовал. В речи
член Шведской академии Карл Рагнар Гиров
отметил, что произведения Солженицына
свидетельствуют о 'несокрушимом достоинстве
человека'. Памятуя о преследовании писателя
на родине, Гиров также сказал: 'Где бы,
по какой бы причине человеческому достоинству
ни угрожали, творчество Солженицына,
является не только обвинением гонителей
свободы, но и предупреждением: подобными
действиями они наносят урон прежде всего
самим себе'. В Нобелевской лекции Солженицына,
опубликованной в 1972 г., содержится излюбленная
мысль писателя о том, что художник - это
последний хранитель истины. Нобелевская
лекция заканчивается словами: 'Одно слово
правды весь мир перетянет'. Через год
после получения Нобелевской премии Солженицыну
разрешает публикацию своих произведений
за рубежом, и в 1972 г. в лондонском издательстве
на английском языке выходит 'Август четырнадцатого'
- первая книга многотомной эпопеи о русской
революции, которую часто сравнивают с
'Войной и миром' Толстого. В 'Августе четырнадцатого',
по мнению американской исследовательницы
Патриции Блейк, 'блестяще показано воздействие
войны на жизнь отдельных людей, на всю
нацию в целом'. В 1973 г. после допроса машинистки
КГБ конфисковал рукопись главного произведения
С. 'Архипелаг ГУЛАГ, 1918...1956: Опыт художественного
исследования'. Работая по памяти, а также
используя собственные записи, которые
он вел в лагерях и в ссылке, Солженицын
задался целью воссоздать официально
не существующую советскую историю, почтить
память миллионов советских заключенных,
'растертых в лагерную пыль'. Под 'Архипелагом
ГУЛАГ' подразумеваются тюрьмы, исправительно-трудовые
лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные
по всей территории СССР. В своей книге
писатель пользуется воспоминаниями,
устными и письменными свидетельствами
более 200 заключенных, с которыми он встречался
в местах лишения свободы. Вскоре после
конфискации рукописи Солженицын связался
со своим издателем в Париже и распорядился
сдать в набор вывезенный туда экземпляр
'Архипелага', который увидел свет в декабре
1973 г., а 12 февраля 1974 г. писатель был арестован,
обвинен в государственной измене, лишен
советского гражданства и депортирован
в ФРГ. Его второй жене, Наталии Светловой,
на которой Солженицын женился в 1973 г.
после развода с первой женой, с тремя
сыновьями было разрешено присоединиться
к мужу позднее. После двух лет пребывания
в Цюрихе Солженицын с семьей переезжает
в США и поселяется в штате Вермонт, где
писатель завершает третий том 'Архипелага
ГУЛАГ' (русское издание - 1976, английское
- 1978), а также продолжает работу над циклом
исторических романов о русской революции,
начатым 'Августом четырнадцатого' и названным
'Красное колесо', - по словам самого Солженицына
'трагической историей о том, как сами
русские уничтожили и свое прошлое, и свое
будущее'. В 1972 г. писатель заметил, что
на весь цикл 'может уйти 20 лет, и я, возможно,
не доживу'. Со времени переезда Солженицына
на Запад вокруг его имени ведется бурная
полемика, а его репутация колеблется
в зависимости от его высказываний. Так,
в связи с его обращением по случаю присуждения
ему почетной степени к студентам Гарвардского
университета в 1978 г., в котором писатель
осудил материализм капиталистического
Запада так же резко, как и репрессии социалистического
Востока, противники Солженицына назвали
его 'утопическим реакционером'. Произведения
писателя также вызывают далеко не однозначные
оценки. В 1972 г. американский критик Джозеф
Эпстайн отмечал, что для Солженицына
'нравственный конфликт является основой
всякого действия'. Рецензируя в 1972 г. 'Август
четырнадцатого', югославский писатель-политолог
Милован Джилас писал, что 'Солженицын
заполняет вакуум, образовавшийся в русской
культуре и сознании. Он вернул России
ее душу - ту самую, которую открыли миру
Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский,
Чехов и Горький'. По мнению американского
исследователя Джозефа Франка, 'основной
темой Солженицына является прославление
нравственности, единственной возможности
выжить в кошмарном мире, где только нравственность
гарантирует человеческое достоинство
и где идея гуманизма приобретает сверхценный
характер'.