Образы детства в русской литературе XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ образа детства, определение его своеобразия в литературе XIX века. Эта цель обусловила следующие конкретные задачи:
1) рассмотреть отношение к детству в литературе России середины XIX века;
2) проследить, как детская тема входит в русскую прозу XIX века;

Содержание работы

Введение
1.Концепция детства в культуре и литературе XIX века
1.1. Становление традиций в русской литературе в детстве XIX века
1.2.Развитие образа детства в детской литературе второй половины XIX века
2.Обращение к образам детства в литературе XIX века
2.1. Образ детства в произведениях писателя С.Т.Аксакова
2.2.Обращение к образу детства произведения Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»
2.3. Повесть «Детство» Л. Н. Толстого: новый взгляд на детские образы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

образы детства в литературе 19 века.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Все отмеченные особенности позволяют констатировать, что Толстой блестяще воплотил в своем первом произведении уникальный по силе реалистического воплощения образ детства, дал глубокую и психологически достоверную картину этого периода человеческой жизни.

 

 

Заключение

 

   Русская литература  всегда размышляла над тем,  как уберечь человеческую душу  от полного грехопадения и  от окончательной гибели. И трудно  найти такого писателя, который,  мучаясь этим вопросом, не обращался  бы памятью к детству. 

Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы многих русских книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни.

Наши писатели, склонные к постижению сокровенного внутреннего  мира героев произведений, чутко уловили, что русский человек в глубине души до конца своих остается ребенком, простодушно и безоглядно любящим, безрассудно грешащим и искренне раскаивающимся. И потому детские воспоминания, казалось бы, совершенно сгладившиеся, затерявшиеся где-то в потемках памяти, в какое-то мгновение способны перевернуть и его душу, и его жизнь. 

Наши маленькие герои  хотят жить в ладу со всеми, и они  ощущают всех людей, пусть даже и  случайно оказавшихся рядом, своими близкими и сродниками – об этом прекрасно писал русский философ  Федоров, утверждавший, что все дети видят в старших родных людей и потому называют их тетями и дядями.

Для детского сердца нет  богатых и бедных, нет знатных  и незнатных, а есть лишь любящие  и равнодушные, злые и добрые. Оно  безошибочно угадывает в любом  человеке его душу и тянется к той, в которой не угас святой огонек, видимый лишь чуткому внутреннему оку.

Ребенок, по духовной природе  своей, ищет гармонии и согласия, ему  претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как  важно, чтобы из детства ребенок  вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе. Те, о которых так хорошо сказал Ф.М.Достоевский, вложив их в уста своего героя, Алексея Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание наше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. С.Т. Аксаков  «Детские годы Багрова-внука»- М.: Дет. лит.,1987
    2. В.А. Богданов  «Становление человека» // С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»- М.: Дет. лит., 1987
    3. Э.Л. Войтовская  «С.Т. Аксаков  в кругу писателей-классиков»- Л.: Дет. лит., 1982
    4. В.А. Кошелев  «Время С.Т. Аксакова» // «Литература в школе»-1993.-N4.
    5. М. Лобанов «Сергей Тимофеевич Аксаков» - М.: Мол. гвардия, 1987.- (Жизнь замечательных людей)
    6. А.Н. Толстой «Детство Никиты». - М.: Дет. лит., 1989
    7. И. Адронников «Повесть о самых необыкновенных вещах» // А.Н.Толстой «Детство Никиты».- М., 1987
    8. А.М. Крюкова, В.Н. Чувакова «Отрочество. А.Толстой «Детство Никиты». – М.: Худ. лит., 1982
    9. В. Кожинов «С.Т.Аксаков «Семейная хроника»// «Литература в школе».- 1995.-N1.
    10. Б.Н. Тарасов «Детство в творческом сознании русских писателей» // «Литература в школе».- 1995.-N4.
    11. Н. Злыгостева «Счастливая, невозвратимая пора детства…» // «Литература в школе».- 1995,N4.
    12. . Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»- М.: Дет. Лит., 1987



Информация о работе Образы детства в русской литературе XIX века