Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить своеобразие формирования и эволюции пространственно-временной системы лирики Любови Андреевой. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
– раскрыть своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой;
– рассмотреть становление личности лирической героини Любови Андреевой;
– проанализировать сущность творческой позиции Любови Андреевой;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Личность лирической героини Любови Андреевой
6
1.1. Своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой
6
1.2. Становление личности лирической героини Любови Андреевой
12
Глава 2. Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой
15
2.1. Сущность творческой позиции Любови Андреевой
15
2.2. Пространство и время в лирике Любови Андреевой
17
Заключение
21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

олеся поэтесса.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Личность лирической героини Любови Андреевой

6

1.1. Своеобразие образа лирической  героини Любови Андреевой

6

1.2. Становление личности лирической  героини Любови Андреевой

12

Глава 2. Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой

15

2.1. Сущность творческой позиции  Любови Андреевой

15

2.2. Пространство и время в лирике  Любови Андреевой

17

Заключение

21

Список использованной литературы

23

Приложение

24


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Имя Любови Андреевой стало известно читателю в шестидесятых годах прошлого столетия, когда ее стихи начали активно публиковаться на страницах периодической печати Советского Союза. Поэтические подборки предварялись вступительными статьями различных авторов. В кратких комментариях к ее стихам сообщались читателям некоторые сведения из жизни поэтессы, которые давали общее представление о творческой биографии Любови Андреевой.

Любовь Харитоновна Андреева родилась 29 апреля 1942 года в селе Заложное Варгашинского района нашей области в крестьянской семье. Отец погиб на фронте в 1943 году. После окончания Мостовской средней школы в 1960 году переехала в Курган, где начала свой трудовой путь на асфальтобетонном заводе, в стройтресте № 74 и строительном управлении «Курганжилстрой» каменщицей, бетонщицей. Как журналист начала свой творческий путь в редакции газеты «Молодой ленинец». Затем более 30 лет проработала на ОАО «Икар» – Курганский завод трубопроводной арматуры редактором радиовещания и редактором заводской газеты, руководила литературным кружком при Дворце культуры завода «Химмаш».

Первые стихи Л.Х. Андреевой большой подборкой были напечатаны в областной газете «Советское Зауралье» в 1964 году. В 1972 году Любовь Андреева заочно окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Была участницей V Всесоюзного совещания молодых писателей (Москва, 1969 год) и региональных поэтических семинаров. Стихи печатались в «Литературной газете», «Литературной России», «Московском комсомольце», журналах «Крестьянка», «Техника-молодёжи», «Урал», «Тобол», «Сибирский край», «Наука и образование Зауралья» и других, в альманахе «Поэзия», в антологиях «Рабочая поступь России», «Час России», «Поэты Урала», «Русская советская поэзия Урала», передавались по Всесоюзному радио. Любовь Андреева является членом Союза писателей России с 1971 года.

На данный момент у Л.Х. Андреевой вышло пять поэтических сборников. Это «Подснежник» (1968), «Стриженое лето» (1970), «Полдень» (1976), «Наедине с рекой» (2003), «Птицы летящие» (2009).

Следует отметить, что творчество Любови Андреевой остается недостаточно изученным, что обусловило актуальность темы данного исследования. Нет ни одного исследования, посвященного анализу особенностей пространственно-временной организации лирики Любови Андреевой, что в значительной степени определяет научную значимость данной работы.

Объектом исследования являются лирические произведенияЛюбови Андреевой, опубликованные с 1964 по 2009 годы.

Предметом исследования стали категории пространства и времени влирике Любови Андреевой, их функции и способы воплощения в художественных текстах.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить своеобразие формирования и эволюции пространственно-временной системы лирики Любови Андреевой. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

– раскрыть своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой;

– рассмотреть становление личности лирической героини Любови Андреевой;

– проанализировать сущность творческой позиции Любови Андреевой;

– выявить значимые хронотопические мотивы и образы в лирике Любови Андреевой;

– определить художественные приемы, используемые поэтессой для создания основных пространственно-временных образов.

В работе использовались различные методы исследования: сравнительно -исторический метод, источниковедческий метод, анализ стихотворений.

Научная новизна работы определяется обращением к ранее специально не изучавшемуся вопросу формирования и изменения пространственно-временных координат в лирике Любови Андреевой. Результаты исследования выявили специфику и эволюцию художественного творчества поэтессы. В работе впервые проанализированы мотивы пространственного перемещения и ключевые для лирики Любови Андреевой хронотопические образы.

Теоретическая значимость исследования состоит в охвате значительного неизученного ранее материала, что позволяет обобщить результат анализа лирики зауральской поэтессы Любови Андреевой.

Практическая значимость исследования: материалы и результаты исследования могут быть использованы при исследовании поэтического творчества зауральских авторов, при разработке лекционных курсов по современной поэзии Зауралья, спецкурсов по литературе Зауралья II половины XX в.-I половины XXI века.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ ЛЮБОВИ АНДРЕЕВОЙ

1.1. Своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой

 

В лирической героине Любови Андреевой чувствуется душевная открытость, лиричность, женская доброта и стойкость, романтичность. Она родом из села, любит природу, знает тревоги и радости сельчан не понаслышке. Свои наблюдения и переживания выражает просто и искренне:

С природой у лирической героини Любови Андреевой всегда отношения самые нежные. Она её воспринимает как неотъемлемую окружающей жизни часть, может быть, более мудрую, красивую и постоянную, чем людское сообщество. И истоки этой сродненности понятны: «Разве могут звери и травы разлюбить пастухову дочь?»1

Лирическая героиня внимательна к мельчайшим деталям бытия – ей нравится, наблюдая птичку, травинку, каплю дождя, размышлять, активно не вмешиваясь в происходящее.

В пейзажной лирике Андреевой явственно влияние А.С. Пушкина. Человек и всё живое едины. Внимательной, заботливой, работящей лирической героине Андреевой открывается чудо живого на земле:

Не изнеженный лаской воробышек,

Толстокорого тополя друг.

Что волнуешься, милый поскрёбышек,

Что ты смотришь с надеждой вокруг?

Крошку бросили, зёрнышко вымели,

Каплей вспоен и семечком сыт.

Химикаты тебя не осилили,

Птичий рынок тебе не грозит.

Твои предки терпели лишения,

Но летели за пахарем вслед.

Обживали дворы, поселения

И птенцов выводили на свет.

Земляков своих в лютые зимы

Согревал и подкармливал мир.

И народом российским хранимы

Воробьи обживали Сибирь.

У лирической героини Любови Андреевой свой путь, свой поэтический полет. Ей не нужны вычурные выверты, ломаные слова, скабрёзности. На чистейшем русском языке ею высказаны философские раздумья о многомерности жизни, радостях и горьком отчаянии2.

Притягательна в поэзии Любови Андреевой пронзительная память детства. Читатель понимает истоки силы, любви, самостоянья героини, нашей современницы, за которой угадывается автор. Лирическая героиня черпает силы в родных истоках, в обычаях и традициях зауральской деревни – где жили небогато, но умели и на совесть трудиться в суровые будни, и от души радоваться в праздник, самозабвенно петь и плясать. В честности, духовной чистоте, опрятности зауральских крестьян видится лирической героине Любови Андреевой залог бессмертия России:

Деревенский дощатый стол

С мылом мыли, ножом скоблили,

Пах он, точно смолистый ствол,

Той сосны, что вчера срубили.

 

А, бывало, печины набьёшь,

То есть красной кирпичной глины.

Дожелта половицы натрёшь

Да отмоешь от этой печины.

 

Да нарвёшь полевых цветов

И поставишь на стол к простенку.

Вот и отдых тебе готов,

И снимай с дров берёзовых пенку.

 

Гармонисты по улице шли

Вечерами, ног не жалели

И девчат озорных вели,

И частушки весёлые пели.

 

Через годы после войны

Станем ситцу и штапелю рады.

И чего пригорюнились мы,

И когда мы жили богато?

 

Память сердца конкретна и предметна:

Обернуться назад, оглядеться,

Отдышать время, словно стекло,

Чтоб моё деревенское детство

Вместе с утренним светом вошло.

Пятистенный, с осевшею крышей,

Кое-где перекрытый дерном,

С каждым годом всё ниже и ниже

Становился родительский дом.

Где подправить, скрепить, замазать,

Вбить ли гвоздь иль навесить крюк —

Не хватало отцовского глаза

И его работящих рук.3

Вырастала героиня Андреевой, впитывая людскую доброту. Ей свойственна благодарность, признательность окружающим людям, она исповедует идеалы альтруизма и взаимовыручки, столь свойственные жителям послевоенного села. Ее взгляд привычно отмечает доброе, помощь, заботу земляков:

Помню, как через год у нас пала корова.

У болота объелась дурной белены.

Мы её закопали, и, честное слово,

Ничего не припомню до самой весны.

Только знаю, что мать без работы сидела:

Брат болел, было не с кем оставить меня.

Продала, что смогла, вместе с нами проела,

Истопила почти половину плетня.

А весною правление колхоза решило:

По чекушке в день для меня выдавать

Молока, и теперь, когда солнце всходило,

Торопилась из дома с бидончиком мать.

Только шла не на ферму — чего там чекушка!

Раз в неделю возьмёт она всё молоко.

Шла туда, где жила в пятистенке старушка,

Ей, конечно, в войну было жить нелегко.

Нашей маме она тогда так говорила:

«Ты бери молоко, не стесняйся, ходи,

Я одна, моих деток война погубила,

У твоих-то, голубка, вся жизнь впереди»4.

Лирическая героиня Любови Андреевой с детства познала женскую общую долю – долю тружениц-крестьянок. Жили, невзирая на тяготы быта, дружно, без зависти, высокомерия, эгоизма.

Этнографически точны зарисовки родных мест. Они свидетельствуют о незримых связях лирической героини Любови Андреевой с крестьянским трудовым Зауральем, которое кормило страну в самые суровые годы, и продолжает кормить Россию и в наши дни.

В деревне душе человека дается простор. Духовный строй лирической героини Любови Андреевой определяют природа, свой дом, крестьянский уклад бытия. «С детства милые места» полнят любовью, открывают сокровенное в природе и людях:

Здесь для туч – район миграций,

Для ветров – большой простор.

Те же заросли акаций

Разметались у озёр.

 

Деревенское, полынное,

Сплошь крестьянское житьё.

Меж озёр село старинное,

Ах, Заложное моё.

Изменяется жизнь, уходит старый быт. Хорошо, что он схвачен острым взглядом поэта. К тому же и старинная лексика сохранена. Скоро не будут знать на Руси, что такое ухват, кочерга. Но пока они есть и не забудутся благодаря и стихам Любови Андреевой, отмечает В.П. Федорова5.

Для лирической героини Любови Андреевой неизбывна боль утраты корней:

Тяжело возвращаться на родину:

Дома нет, огород опустел.

Кто-то выкопал нашу смородину

И вокруг такой беспредел.

Затянуло усадьбы бурьянами

Там, где площадь была – травостой.

Затерзают их вьюги с буранами,

Как зима придёт на постой.

Сколько лет печаль меня мучает:

Кто изгнал нас с родимой земли?

Почему, по какому случаю

Из деревни мы в город ушли?

Скажут – это война, безотцовщина

И стремленье куда-нибудь ввысь.

Вот и брошена милая отчина,

Навсегда перевёрнута жизнь.

А на родину очень хочется,

Собираюсь который год.

Только ждёт меня там одиночество,

А, вернее, никто не ждёт.

Удивительна внутренняя, духовная сила зауральских крестьянок, сила сибирячек. Лирическая героиня Любови Андреевой никогда не сломается под ударами судьбы и неумолимого времени:

Информация о работе Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой