Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить своеобразие формирования и эволюции пространственно-временной системы лирики Любови Андреевой. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
– раскрыть своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой;
– рассмотреть становление личности лирической героини Любови Андреевой;
– проанализировать сущность творческой позиции Любови Андреевой;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Личность лирической героини Любови Андреевой
6
1.1. Своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой
6
1.2. Становление личности лирической героини Любови Андреевой
12
Глава 2. Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой
15
2.1. Сущность творческой позиции Любови Андреевой
15
2.2. Пространство и время в лирике Любови Андреевой
17
Заключение
21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

олеся поэтесса.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

У поэтесы образ малой родины наделяется устойчивыми локальными характеристиками. Этот образ формируется с детских лет, соприкасаясь с индивидуальной «геобиографией» поэтессы. Так, стихотворения о родном крае в поэзии Любови Андреевой изобилуют топонимами этих мест. Образ Дома для Любови Андреевой становится емким социально-историческим и нравственно-философским символом. Поэтесса воспринимает дом как пространство нравственно-этическое, в котором осуществляется (в духе народных традиций и обычаев) формирование человека. Понятие Дома расширено до границ малой родины поэтессы15.

Можно прийти к выводу, что своеобразие авторского раскрытия темы родины в том, что пространство малой родины становится личным, родным, «одомашнивается» поэтессой..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В стихотворениях Любови Андреевой сказывается приверженность к традициям устного народного творчества и русской классической поэзии, желание творчески развить завещанное предшественниками.

В зрелом периоде творчества происходит углубление философской проблематики. Близка Любови Андреевой и тютчевская философия природы. Как и у Тютчева, природа у Любови Андреевой выполняет функцию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности, прикоснуться к истокам бытия, обрести нравственные ориентиры.

Для Любови Андреевой характерно дополнение сферы природы предметами крестьянского быта, которые рассматриваются как ее естественное продолжение. Народно-поэтическая традиция в ее творчестве выражена в использовании фольклорных образов-символов и мотивов, идеалов народной нравственности, в особенностях сюжетостроения.

Традиция «новокрестьянской» поэзии (С. Есенина, Н. Клюева) развитвается в творчестве Любови Андреевой в концепции природы, в пристрастии к деталям сельского быта, в актуализации проблемы города и деревни, в утверждении духовного мира национальной самобытности. Любовь Андреева в своем творчестве проводит мысль о зависимости духовного мира человека от земли, от природы и от традиции крестьянской жизни и в связи с этим обращение к исторической памяти, поэтизирует малую родину. Ей свойственно крестьянское по духу понимание труда и природы как образа Родины, как духовной доминанты.

Анализ выделенных нами локусов Дома, малой родины поэтессы свидетельствует о «сращенности» этих понятий, где пространство «с детства милых мест» осмысливается как родное, личное, открытое пространство Дома.

Авторская концепция времени отражает психологические закономерности, обусловленные реальным использованием времени жизни отдельным человеком. Этот биографический масштаб ограничен хронологическими границами индивидуального существования человека и его представлениями о вероятной продолжительности своей жизни. Ведущим пространственным концептом является Дом / Родина. Исследование соотношений данных понятий позволяет сделать вывод о том, что малая родина понимается поэтессой как личное пространство родного дома.

В основе мировоззрения поэтессы лежат глубинные представления о всеединстве, о целостном и едином образе мироустройства. Можно отметить авторское восприятие ощущения себя частицей великой Природы, неразрывной связи с каждой растущей на земле травинкой. Взгляд поэтессы ориентирован, прежде всего, на восприятие бытия родной природы, через которую она воспринимает мир в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева, Л.Х. Звезды Любови Андреевой: стихи / Л.Х. Андреева // Сибирский край. – 2009. – № 17. – С. 46-48.

2. Андреева, Л.Х Память: стихи / Л.Х. Андреева // Тобол. – 2010. – № 1(19). – С. 13-14.

3. Андреева, Л.Х. Память. Отцу: стихи / Л.Х. Андреева // Сибирский край. – 2010. – № 20. – С. 5-6.

4. Андреева, Л.Х. Стихи / Л. Х. Андреева // Тобол. – 2012. – № 1 (22). – С.23-27.

5. Андреева, Л.Х. Стихи / Л.Х. Андреева // Сибирский край. – 2012/2013. – № 25. – С. 46-47.

6. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 234-407.

7. Программа курса «Фольклор и литература Зауралья» / Авт. – сост.: О.Г.Шаврина. – Курган, 2008. – 36 с.

8. Федорова, В.П. Немыслимо жизнь хороша: о поэзии Любови Андреевой / В. Федорова // Курган и курганцы. – 2013. – № 142(12 декабря). – С. 5.

9. Филимонов, В. Антология зауральских писателей Т. 1 / В. Филимонов. – Шумиха : ОГУП «ШМРТ», 2011. – 524 с.

10. Хрестоматия по курсу «Фольклорное и литературное Зауралье» //Авторы – составители: О.Г. Шаврина, Е.А. Сергеева. – Курган, 2008. – 70 с.

11. Янко, М.Д. Начало пути / М.Д. Янко // Советские писатели Зауралья. – Курган, 1973. – С.156-159.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворения Л.Х. Андреевой

 

НАЕДИНЕ С РЕКОЙ

 

Я могла бы на землю явиться дождём,

Долгожданным, весенним, с серебряным звоном

Или снегом пушистым, что в небе рождён

И на твердь поднебесную послан с поклоном.

Ни сверкающим снегом, ни тёплым дождём,

Человеком мне выпало счастье родиться,

Чтобы видеть, как вьюга в степи веселится,

Чтобы слышать, как в тучах свирепствует гром.

Я люблю эту землю любовью такой,

Что душа замирает от сладкого счастья.

Я в поклоне склоняюсь пред вечной Судьбой,

Ты продли мои дни своей высшею властью.

Я прошла босиком по росистой траве,

У неспешной реки я очистила душу.

Мне по-птичьи не петь, не парить в синеве,

Но ни птиц, ни деревьев я покой не нарушу.

Стрекоза пролетела и рыба плеснула вдали,

За рекою послышались женские крики.

Все мы – дети природы и тайна земли

Перед миром и вечностью равновелики.

 

СЕНОКОС

 

Спеют копны у каждого колочка.

Надави – брызнет ягодный сок.

Сенокос хрустит хлебной корочкой,

Попивает холодный квасок.

По-хозяйски валок потрогаю,

Если высох – заворошу,

А потом постою немного я

И на солнышко погляжу.

Высоко оно? Высоко ещё!

Летний день не усадишь в год.

Я поставлю такой зародище,

Что руками всплеснёт народ!

Завершу его длинной вицею,

Чтобы ветер траву не раздул.

И под вечер усталой птицею,

Как в гнездо, на межу упаду.

Буду я родниковые росы

Из ромашковых блюдец пить.

И меня золотистые осы

Станут тёплым мёдом кормить.

Сядут волки у кромки отавы,

Спросят ласково: «Чем помочь?»

Разве могут звери и травы

Разлюбить пастухову дочь?

 

ПРОШЕЛ УРАГАН

 

Здесь куролесил ураган,

От тёмной силы зол и пьян.

Прошла неделя и опять

В лесу покой и благодать.

Кого спросить: зачем он был,

Зачем берёзу он сломил?

Она давным-давно росла,

Она красавицей была.

Вон сосны, корни вверх подняв

Так и лежат без всяких прав.

Уж человек там побывал,

Одну из них раскряжевал.

Но почему-то не увёз,

Зачем пилил – вот в чём вопрос?

Возможно, как и ураган,

Он куролесил, зол и пьян.

Чего гадать, всё это жизнь.

Держись, берёзонька, держись.

Хоть нет верхушки, сломан сук.

Всё ж над тобою солнца круг

И птица вольная летит,

И у рябинки свежий вид.

Знать не напрасно ты росла,

Твоя земля тебя спасла.

А то, что ураган прошёл

Для всех нас очень хорошо.

1. Федорова, В.П. Немыслимо жизнь хороша: о поэзии Любови Андреевой / В. Федорова // Курган и курганцы. – 2013. – № 142(12 декабря). – С. 5.

2. Федорова, В.П. Немыслимо жизнь хороша: о поэзии Любови Андреевой / В. Федорова // Курган и курганцы. – 2013. – № 142(12 декабря). – С. 5.

3 Андреева, Л.Х. Память. Отцу: стихи / Л.Х. Андреева // Сибирский край. – 2010. – № 20. – С. 5-6.

 

4 Андреева, Л.Х. Звезды Любови Андреевой: стихи / Л.Х. Андреева // Сибирский край. – 2009. – № 17. – С. 46-48.

5 Федорова, В.П. Немыслимо жизнь хороша: о поэзии Любови Андреевой / В. Федорова // Курган и курганцы. – 2013. – № 142(12 декабря). – С. 5.

6 Андреева, Л.Х. Стихи / Л.Х. Андреева // Сибирский край. – 2012/2013. – № 25. – С. 46-47.

 

7 Янко, М.Д. Начало пути / М.Д. Янко // Советские писатели Зауралья. – Курган, 1973. – С.156-159.

8 Федорова, В.П. Немыслимо жизнь хороша: о поэзии Любови Андреевой / В. Федорова // Курган и курганцы. – 2013. – № 142(12 декабря). – С. 5.

9 Хрестоматия по курсу «Фольклорное и литературное Зауралье» //Авторы – составители: О.Г. Шаврина, Е.А. Сергеева. – Курган, 2008. – 70 с.

10 Федорова, В.П. Немыслимо жизнь хороша: о поэзии Любови Андреевой / В. Федорова // Курган и курганцы. – 2013. – № 142(12 декабря). – С. 5.

 

11 Филимонов, В. Антология зауральских писателей Т. 1 / В. Филимонов. – Шумиха : ОГУП «ШМРТ», 2011. – 524 с.

 

12. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 234-407.

13. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 234-407.

14 Программа курса «Фольклор и литература Зауралья» / Авт. – сост.: О.Г.Шаврина. – Курган, 2008. – 36 с.

15 Андреева, Л.Х. Стихи / Л.Х. Андреева // Сибирский край. – 2012/2013. – № 25. – С. 46-47.

 


 




Информация о работе Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой