Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 12:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить своеобразие формирования и эволюции пространственно-временной системы лирики Любови Андреевой. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
– раскрыть своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой;
– рассмотреть становление личности лирической героини Любови Андреевой;
– проанализировать сущность творческой позиции Любови Андреевой;
Введение
3
Глава 1. Личность лирической героини Любови Андреевой
6
1.1. Своеобразие образа лирической героини Любови Андреевой
6
1.2. Становление личности лирической героини Любови Андреевой
12
Глава 2. Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой
15
2.1. Сущность творческой позиции Любови Андреевой
15
2.2. Пространство и время в лирике Любови Андреевой
17
Заключение
21
Список использованной литературы
Никогда не плачу,
Не схожу с ума.
Мне не заплакать, боль такая,
Когда обида жжёт.
Вот потому таких, как я,
Никто не бережёт6.
Лирическая героиня Любови Андреевой рассуждает о нелегкой судьбе земляков, людей военной и послевоенной поры, о смысле жизни, о единении с природой, о служении России. О верности своей земле, своей стране она говорит без пафоса, простыми и понятными словами. Таким образом, можно прийти к выводу, что все сказанное зауральской поэтессой «пропущено через сердце»; оно обязательно найдет отклик в душе читателя, заставит сочувствовать, сопереживать, сострадать.
1.2. Становление личности
лирической героини Любови
Поре становления личности – детству и юности посвящены многие стихотворения Любови Андреевой. Воспоминания о детстве лирической героини автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги лирической героине и самой поэтессе именно потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
Впечатления детства остались с лирической героиней Любови Андреевой на всю жизнь. Любовь Андреева на всем протяжении своего творческого пути преклоняется перед людьми земли. Крестьяне зауральского села жили трудно, бедно в послевоенные годы, но всегда надеялись, что будет лучше. Все свое детство будущая поэтесса наблюдала, какого труда и отдачи требует земля. Дочка ходила за матерью по пятам, помогала по хозяйству, никогда не была белоручкой. Отсюда и необыкновенное трудолюбие самой поэтессы и ее лирической героини7.
Читаются стихи Любови Андреевой легко. Они наполнены благородной простотой, которая согрета «мыслью и мыслью», знанием жизни. Производит глубокое впечатление на читателя и бесхитростность главной героини, трепетно любящей свою родную землю, свой дом. Удивляет бесконечная благодарность за крупицы доброты и участия. «Оно и понятно: жизнь-то покрутила. Девчушку, переполненную радостью бытия и светлыми чувствами, из цветенья земли и сини неба кинуло в каменный город, где её никто не ждал», отмечает в статье В.П. Федорова8. «Железный город жадною рукою ей предъявил жестокие права». В начале городской жизни было так:
Порядок работы несложен:
Больше бери, дальше кидай.
Больше бери, как можешь,
Пока летит – отдыхай.
Девушка приехала в Курган из родного села, чтобы стать строителем, возводить дома. Благородный, но тяжелый труд. Школа жизни закалила девчушку, но не опалила крылья. Не стала она другою. Сохранилась мечтательность – не в камень, песок, бетон, усталость ушла душа, а устремлялась в небо:
Опять кирка, опять лопата
И тачка — верная сестра.
Сидят весёлые ребята
У догоревшего костра.
Под синим абажуром неба
Висит холодный свет луны.
Из нас никто на небе не был,
Мы больше на земле нужны…
Лирическая героиня Любови Андреевой проста в общении, с ней легко говорить, она сразу же располагает к себе необыкновенным человеческим обаянием, мягкой улыбкой, прямодушием, открытостью и искренностью.
Девочка из бедного зауральского села послевоенных лет вырастает в женщину, которая открыто делится своими надеждами, мыслями, чувствами, сомнениями, не боится любой тяжелой работы и преодолевает жизненные трудности. Если любит, то всем сердцем. У нее есть природное чувство собственного достоинства. Она не прощают предательства и лжи. Умеет веселиться и обладает чувством юмора, а также неисчерпаемым запасом душевной доброты и нравственной чистоты. Именно такой тип часто встречаешь в селе, деревне. Лирической героине Любови Андреевой духовно близки ее земляки – сельские люди своей открытостью, душевной щедростью.
Перед нами настоящий народный характер: цельная, сильная натура, гордая и независимая женщина. И в то же время очень добрая, нежная, жертвенная, ранимая. Не боится работы, если нужно, всегда придет на помощь.
Невозможно остаться равнодушным, следя за перипетиями судьбы лирической героини стихотворений Любови Андреевой, невозможно ее не полюбить за искренность, душевную открытость, непосредственность, отзывчивость и не признать своей, родной9.
Рассматривая процесс становления личности лирической героини, можно прийти к следующему выводу: Любовь Андреева – из послевоенного поколения. Ей удалось выразить в своем творчестве боль мук и испытаний, которые выпали на долю русских женщин во время Великой Отечественной. Война. В далеком зауральском селе остались лишь женщины, старики и подростки, и именно на их плечи легла непосильная ноша. Ее лирическая героиня смогла вынести все страдания, которые принесла детям война, испытала немало горя и тяжелого трудав процессе своего взросления, становления души. Эта неженская сила была рождена родной землей, корнями.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮБОВИ АНДРЕЕВОЙ
2.1. Сущность творческой позиции Любови Андреевой
Лирическая героиня Любови Андреевой требует от собратьев по перу ответственности за слово:
Нет, мне не причинят вреда
Лихих поэтов заморочки.
Немного надобно труда,
Чтоб матом подсиропить строчки.
Стихи – ее любимые детища. Поэтесса выращивает их неторопливо, тщательно и любовно, не гонится за количеством в ущерб качеству и весомости строки. Никто не упрекнет Любовь Андрееву в торопливой скорописи, в желании подгадать, чтобы напечатали к нужной дате или событию10.
Достойная поэта позиция – постараться понять, осмыслить, не спеша сделать выводы, и уже тогда облечь выстраданные мысли в стихотворную форму.
Влияние народно-поэтической традиции выразилось в творчестве Любови Андреевой в использовании фольклорных образов-символов и мотивов, идеалов народной нравственности в особенностях сюжетостроения. Под связью творчества Любови Андреевой с фольклором следует понимать не столько внешние переклички с фольклорными источниками, сколько наличие определённой системы социальных, нравственных и эстетических ценностей, опирающихся на народное миропонимание.
Психологическая неуверенность человека в современном мире видится лирической героине Любови Андреевой как следствие утраты моральных опор. Обретение же этих опор – возвращение к истокам, к родным краям.
Обращение к традиции новокрестьянской поэзии (есенинской) проявилось в утверждении духовного мира национальной самобытности, с чем связан интерес к истокам народной нравственности, к концепции природы, к актуализации проблемы города и деревни.
Народное мироощущение пришло к лирической героине через собственный опыт, через нелегкий путь странствий по дорогам земным, именно поэтому оно столь мастерски и глубинно выражено в ее творчестве. С любовью и пониманием написаны у Любови Андреевой образы односельчан, товарищей по работе. Любовь Андреева в своем творчестве неустанно подчеркивает такие черты русского народного характера как терпеливость, бескорыстие, миролюбие.
Чертами, выражающими специфику творчества Любови Андреевой, могут быть названы музыкальность, сентиментальность, элегическая грусть мировосприятия. К мотивам ее стихотворений можно отнести следующие: элегический взгляд на мир, психологическую тонкость пейзажа; многочисленные олицетворения, поиск гармонии в слиянии с природой; мотив обращения к отчизне; мотив обращения к собратьям-поэтам и ответственности за свое творчество, за воздействие поэтического слова на души людские11.
Понимая под поэтикой индивидуального стиля особенности художественного стиля поэтессы, совокупность художественных средств, которыми она пользуется, следует особо отметить такие черты как музыкальность стиха, опирающаяся на своеобразное использование звуковых повторов и создание звукосмысловых связей в структуре стиха, связанного с наличием приемов разговорного синтаксиса. Разговорные элементы стиха в сочетании с такими идущими от разговорной лексики приёмами организации стихотворной речи как особые «канонизированные» устным народным творчеством эпитеты, создают своеобразный рисунок стиха, удивительно гармонирующий со звуковым его обликом.
Стихотворения Любови Андреевой далеко не всегда совершенны, но поэзия ее уходит своими корнями в глубины народного бытия. Необходимо отметить, что лирика Любови Андреевой демократична по своей сути, ибо в ней звучат как ритмы, свойственные классической литературной традиции, так и разговорные, песенные.
Можно прийти к выводу, что творческая позиция Любови Андреевой выражается, прежде всего, в обостренном чувстве родины, своих корней, в тонком понимании народной души и поэтизации обыкновенной жизни простых людей, в глубинном знании народной психологии.
2.2. Пространство и время в лирике Любови Андреевой
В лирике Любови Андреевой главными являются мотивы места (дом, дорога, Родина, малая и большая) и времени (настоящее, прошедшее и будущее, память). Анализ этих и других мотивов по отношению к таким категориям, как смысл жизни и смысл смерти, даёт возможность под иным углом зрения взглянуть на уже известные мотивы и образы, которые глубже и ярче раскрывает их содержание.
Пространство и время как формы существования объективного мира с античных времён становятся объектами изучения многих наук. В литературоведении термин «хронотоп» впервые появляется в трудах М.М.Бахтина: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе – «время-пространство»)12.
В работах М.М. Бахтина на огромном историко-литературном материале доказывается, что «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов». «В литературно-художественном хронотопе, – пишет он – имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом13.
Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем».
Именно таковым оказывается хронотоп творчества Любови Андреевой с его постоянными образами от малой родины («меж озер село старинное»), и до простора всей страны, русской земли.
Биографическое (личное) время, протекающее в пространстве реального географического локуса, вписано во время природной жизни, что имеет в своей основе мифопоэтическую идею цикличности мира смены времен года. В творчестве Любови Андреевой циклическая модель времени является исходной.
Формирование линейной модели времени связано с постижением истории рода и народа, в которой личное «я» рассматривается в цепи поколений.
Время личной жизни индивида связано с освоением пространства по горизонтали, время же коллективной, народной жизни выстраивается поэтессой по вертикали.
Поэзия Любови Андреевой имеет в своей основе
философскую идею единства мира и человека,
неразрывную связь времени-пространства
человеческой жизни и природного,времени-
Своеобразие восприятия времени и пространства в поэзии Любови Андреевой в том, что каждому периоду жизни лирической героини соответствует определенный хронотоп с ярко выраженной психологической доминантой Соотношение периодов жизни, пространства и основных концептов выстраивается в логическую схему детство – дом –мать – природа, юность – город – труд – любовь, зрелость – мир – семья, друзья – чувство единения, старость – родина – народ – нравственность, которая отражает концепцию мировидения поэтессы.
Рассмотрение лирики Любови Андреевой выявило неоднократное употребление приема ретроспекции. Взгляд на прошлое – это философский взгляд, основанный на опыте пережитого. В ситуациях, которые поэтесса описывает как воспоминание, моментами воскресают непосредственно все чувства и эмоции лирической героини, переживаемые как бы в настоящем времени, в их непосредственном течении. Таким образом, время памяти включает в себя психологическое время, «вспышка» которого, как правило, сменяется элегической, эпической интонацией воспоминания о пережитом. Необходимо отметить, что в воссоздании образов детства авторское отношение к матери связано с ощущением неоплатного долга.
Анализ стихотворений зрелого периода творчества Любови Андреевой показал, что особо значимыми для лирической героини в этот период становятся вопросы нравственности, во многом лирика поэтессы становится дидактической, нравоучительной14.
Обращает на себя внимание исследователя и специфика авторского восприятия пространства. Вслед за Ю.М. Лотманом мы понимаем под локусом любое включенное в художественный текст автором намеренно или подсознательно пространство, имеющее границы, находящееся между точкой и бесконечностью Во всей художественной литературе можно выделить локусы национальные и интеркультурные Так, общечеловеческий концепт Дом в национальном русском мышлении неотделим от понятия Родина.
Этот концепт представляет собой в творчестве Любови Андреевой одну из центральных «семантических сфер» и включает в себя несколько смысловых уровней дом – локус семьи, малая родина – эмоционально-положительное отношение к своим родителям, к родным местам, кровно-родственным «корням», к односельчанам-землякам, к обычаям и традициям предков, к родному языку. Анализ взаимодействия этих смысловых планов воссоздает цельность поэтической картины мира Любови Андреевой, ее пространственных представлений.
Информация о работе Основные образы и мотивы в творчестве Любови Андреевой