Особенности повествования в рассказах Евгения Чирикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – состоит в исследовании принципов организации повествования в рассказах Е.Чирикова и выявлении наиболее значимых компонентов.
Основные методы исследования: в основу изучения малой прозы Евгения Чирикова положен комплексный подход к анализу индивидуального авторского стиля с учетом композиционно-структурных, образно-семантических, лексических и грамматических составляющих текста. В работе использовались, кроме того, метод интерпретации, а также историко-литературное комментирование, сравнение, логический, стилистический и контекстуальный анализ текста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА._______________________________________________________5
Специфика организации художественной речи и функционально-смысловые типы речи.__________________5
Характеристика основных функционально-смысловых типов речи.________________________________________________9
ГЛАВА II. Особенности повествования в рассказах Е.Чирикова «Ранние всоды» и «Бездомный мальчик».__21
2.1Структура повествования в рассказах Е.Чирикова.__________21
2.2.Повествованиекак типа речи в рассказах Е.Чирикова._______24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________28
БИБЛИОГРАФИЯ______________________________________________29

Файлы: 1 файл

Курсовая СРЯ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Ставропольский государственный  университет

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Особенности  повествования в рассказах Евгения Чирикова»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 4 курса факультета

филологии и журналистики,

спец. «Филология»

Крупинина Вероника Дмитриевна

Проверил:

д.ф.н., профессор  Штайн

Клара Эрновна

 

 

 

 

Ставрополь, 2011

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА._______________________________________________________5

    1. Специфика организации художественной речи и функционально-смысловые типы речи.__________________5
    2. Характеристика основных функционально-смысловых типов речи.________________________________________________9

ГЛАВА II. Особенности повествования в рассказах Е.Чирикова «Ранние всоды» и «Бездомный мальчик».__21

2.1Структура  повествования в рассказах Е.Чирикова.__________21

2.2.Повествованиекак  типа речи в рассказах Е.Чирикова._______24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________28

БИБЛИОГРАФИЯ______________________________________________29 
Введение

Функционально-смысловые  типы речи, хотя и стали предметом  исследовательского внимания, в настоящее  время, нуждаются в дальнейшем изучении. В частности, недостаточно дифференцированы речевые формы по разным видам текста; не уточнены связи между чисто синтаксическими признаками данного объекта и текстовыми; не проанализированы разные виды рематических и логических доминант; не установлено соотношение в структуре типов содержательно-логических и формально- грамматических элементов и т.д. По всем этим и другим вопросам существуют разные мнения, часто противоположные точки зрения, например, преувеличение роли синтаксических критериев при характеристике функционально-смысловых типов речи или, наоборот, игнорирование этого показателя. Не найден наиболее надежный критерий выделения и разграничения разных типов. Одним из ярких случаев, где встречаются подобные проблемы, являются рассказы Евгения Чирикова.

Актуальность этой темы заключается в отсутствии практических каких-либо филологических исследований, связанных с творчеством Евгения Чирикова.

Объект  данного исследования – рассказы Е. Чирикова «Ранние всходы» и «Бездомный мальчик»

Предмет данного исследования – особенности построения функционально-смысловых типов речи в романе автора.

Цель  исследования – состоит в исследовании принципов организации повествования в рассказах Е.Чирикова и выявлении наиболее значимых компонентов.

Основные  методы исследования: в основу изучения малой прозы Евгения Чирикова положен комплексный подход к анализу индивидуального авторского стиля с учетом композиционно-структурных, образно-семантических, лексических и грамматических составляющих текста. В работе использовались, кроме того, метод интерпретации, а также историко-литературное комментирование, сравнение, логический, стилистический и контекстуальный анализ текста. 

Теоретической базой работы - составили принципы и положения теории поэтического языка, стилистики художественного текста и поэтической семантики, разработанные в исследованиях  Нечаевой О.А., Одинцова В.В., Валгиной Н.С., Лосева Л.М. Золотовой Г.А. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

    1. Специфика организации художественной речи и функционально-смысловые типы речи.

Художественной  литературе, как и другим видам  искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие, например, от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного  произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык - систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами.

Академик Л. В. Щерба утверждал, что целью и задачей лингвистического толкования литературных произведений «является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений. Что лингвисты должны уметь приводить к сознанию все эти средства, в этом не может быть никакого сомнения. Но это должны уметь делать и литературоведы, так как не могут же они довольствоваться интуицией и рассуждать об идеях, которые они, может быть, неправильно вычитали из текста. «Самой собой разумеется, что одного узколингвистического образования недостаточно для понимания литературных произведений: эти последние возникают в определенной социальной среде, в определенной исторической обстановке и имеют своих сверстников и предшественников, в свете которых они, конечно, только и могут быть поняты. Но плох и тот лингвист, который не разбирается в этих вопросах» [20; 35].

Во второй половине 20-х, в начале 30-х годов на основе учения о функциональном многообразии речи выдвигается как главная  база изучения языка писателя и языка  художественной литературы — «наука о речи литературных произведений». Сюда относилось прежде всего учение о разных композиционных типах речи в языке художественной литературы, об их структурных отличиях, об их лексико-фразеологических и синтаксических своеобразиях, об их семантическом и стилистическом строе.

В композиции художественного  произведения динамически развертывающееся содержание раскрывается в смене  и чередовании разных форм и типов  речи, разных стилей, синтезируемых  в «образе автора» и его  создающих как сложную, но целостную  систему экспрессивно-речевых средств. «Именно в своеобразии этой речевой структуры образа автора глубже и ярче всего выражается стилистическое единство композиционного целого».  [5; 154]

В произведениях  художественной литературы, в их стилевой структуре, в многообразии их речевой экспрессии, в образах авторов (хотя бы и безымянных) как бы воплощено отношение писателей ко всем «сокровищам родного слова», к литературному языку своей эпохи, к способам его использования и преобразования.

«Даже когда стиль автора целиком движется в сфере литературной речи, внутренняя связь всех элементов этого стиля, принципы отбора и сочетания форм литературной речи образуют своеобразное литературно-художественное единство, обусловленное общими тенденциями развития художественной литературы или эстетикой и поэтикой отдельных ее направлений и жанров».[ 5; 130]

Изучение функционального  многообразия речи привело к постановке вопроса о формах и типах поэтического языка, о разновидностях литературно-художественной речи, о жанрах языка художественной литературы. Проблема языка писателя тесно связывалась с проблемой жанров и типов речи литературных произведений. «Язык драматурга, язык лирика, язык новеллиста или романиста — различны по своему семантическому строю, стилистическим задачам, по своим конструктивным принципам. Эти различия в значительной степени зависят от специфических свойств разных жанров словесно-художественного творчества и разных типов художественной речи». [5; 21]

Наиболее традиционная классификация ФСТР, в которой  выделяется в основном три разновидности – описание, повествование, рассуждение [См. Нечаева О.А., 1974]

Основные признаки, которые помогают различить эти  типы, обнаруживаются в рамках отдельного высказывания, т.е. доминантным признаком  ФСТР оказывается характер рематических компонентов высказывания. Именно рема создает, формирует тип, определяет его форму, поэтому даже отдельно взятое предложение-высказывание может проявить тип.

Представляется, что наиболее плодотворным основанием при вычленении функционально-смысловых  типов речи является учет соотношения логико-смыслового принципа и функционально-синтаксического. В частности, большую роль в формировании и вычленении функционально-смысловых типов речи играет характер рематических компонентов текста. Форма и функция ремы формируют тип текста.

Золотова выделяет предметную рематическую доминанту, качественную, статально-динамическую, импрессивную, статальную, акциональную. [См. Золотова Г.А.,1979]

 

    1. Характеристика основных функционально-смысловых типов речи.

Рассмотрим  основные функциональные типы речи, подробно характеризуя каждый из них.

 

Описание.

«Описание – это функциональный тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности». [Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974]

В художественной литературе, публицистике описание - важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление. Важная функция описания - создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным перечислением их. Трудно назвать все стилистические функции описания в художественном произведении - они слишком многообразны и зависят от индивидуального стиля, жанра, конкретного отрезка текста, в котором используется описание. Но важно подчеркнуть, что всегда описание - существенный компонент словесно-художественной ткани.[См. Нечаева О.А., 1974]

В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому  основную смысловую нагрузку несут  имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к  конкретной лексике. Широко используются слова с пространственным значением – обстоятельства места (на речке, против деревни и т. п.).

Наиболее распространенный тип описания – с качественной или предметной ремой. Такие описания статичны. Логические ударения выделяют имена качества, шире – признака или наименования предметов.

Здесь логически выделяются слова, называющие качества, признаки. Глаголы данного отрывка нерематичны, они не выражают активного действия, чаще это причастные формы, имеющие  значения признаков (в составе определительных оборотов). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты, либо имеют качественно-изобразительное значение. Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или "вневременное" состояние. [См. Валгина Н.С., 1994]

Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают  на состояние описываемых явлений  в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие, то есть даже в описаниях с ремой динамического состояния изменения в состоянии не связаны с активным проявлением действий каких-либо субъектов или объектов; это фазисные переходы от одного состояния к другому, наблюдаемые со стороны. Как правило, это описание изменений в природе, восприятие этих изменений.

Главные акценты  такого описания – на глаголах, обозначающих фазисные изменения состояний, изменение  степени качеств. Часты в таких  описаниях и формы сравнительной степени.

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая  является показателем статичности  изображаемого. Наиболее часты описания с единым планом настоящего времени  или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описаниях с планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени[См. Валгина Н.С., Нечаева О.А.].

Описание может  включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что  создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера.

В таких текстах  предложения равноправны относительно друг друга. Их можно сгруппировать  и иначе, все зависит от «точки отсчета». Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений.

Иногда смысловая  нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о "динамическом описании" – типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание может основываться и на использовании глаголов активного действия, однако это действия, опять-таки наблюдаемые со стороны, действия, не совершаемые во времени, а действия, характеризующие лицо, предмет:

Описание с импрессивной ремой опирается на слова категории состояния, отвлеченные имена существительные, обозначающие чувства, состояния, качественно-оценочные прилагательные и наречия. Это описание внешнего или внутреннего мира через эмоциональное впечатление субъекта:

 Динамическое описание  передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание описания сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем, что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия, их "шаговом" характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - "секундный стиль"). [См. Нечаева О.А., 1974]

Информация о работе Особенности повествования в рассказах Евгения Чирикова