Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:34, курсовая работа
Цель исследования – состоит в исследовании принципов организации повествования в рассказах Е.Чирикова и выявлении наиболее значимых компонентов.
Основные методы исследования: в основу изучения малой прозы Евгения Чирикова положен комплексный подход к анализу индивидуального авторского стиля с учетом композиционно-структурных, образно-семантических, лексических и грамматических составляющих текста. В работе использовались, кроме того, метод интерпретации, а также историко-литературное комментирование, сравнение, логический, стилистический и контекстуальный анализ текста.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА._______________________________________________________5
Специфика организации художественной речи и функционально-смысловые типы речи.__________________5
Характеристика основных функционально-смысловых типов речи.________________________________________________9
ГЛАВА II. Особенности повествования в рассказах Е.Чирикова «Ранние всоды» и «Бездомный мальчик».__21
2.1Структура повествования в рассказах Е.Чирикова.__________21
2.2.Повествованиекак типа речи в рассказах Е.Чирикова._______24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________28
БИБЛИОГРАФИЯ______________________________________________29
Рассуждение – ФСТР, соответствующий форме абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики. Основной сферой употребления рассуждения является научная, актуализирующая логический, рациональный тип мышления.
Таким образом, функционирование типов речи в стилевых разновидностях современного русского литературного языка отражает своеобразие задач коммуникации в соответствующих сферах и специфику функциональных стилей.
ГЛАВА II. Особенности повествования в рассказах Е.Чирикова «Ранние всоды» и «Бездомный мальчик».__
2.1Структура
повествования в рассказах Е.
Повествование в рассказах Чирикова носит объемный характер, в основе его организации — взаимодействие и переплетение разных субъектных планов, доминирующими среди которых являются план повествователя и план главного персонажа. Соотношение этих планов, их взаимные переходы во многом определяют своеобразие композиционно-речевой организации этих рассказов.
Первые части рассказов имеют во многом симметричную композицию. Повествование вводится обширными описаниями, знакомящими читателя с фоном, на котором разворачивается действие. «Солнышко грѣетъ, припекаетъ... По улицамъ стремительно катятся шумные ручейки и потоки. Съ домовъ и карнизовъ валятся и разбиваются вдребезги ледяныя сосульки... Небо чистое, прозрачное, голубое, и маленькiя облачка плывутъ въ немъ, какъ бѣлые лебеди, куда-то мимо... Вездѣ, хорошо, привѣтливо и радостно: и на небѣ, и на землѣ...»[22;7]
Для рассказов характерно повествование от первого лица; рассказчик при этом не является непосредственным участником, действия.
Для структуры
повествования в рассказах
В структуре
повествования регулярно
— оптическая (зрительная) точка зрения персонажа, которая, выделяется глаголами восприятия и носит подвижный характер;
— сенсорная точка зрения, отражающая слуховые, вкусовые и другие ощущения героя: «Митька привыкъ к больницѣ… Комнаты большiя, светлыя и теплые;.. всегда сытъ; постель мягкая…»[22; 69]
— оценочная точка зрения, проявляющаяся в последовательном выражении оценок персонажа, см., например: «Петя слушал съ некоторой завистью. Онъ видѣлъ, что Павловъ успел все узнать и, видимо, хорошо познакомился с Лелей».[22; 34]
— психологическая точка зрения — отображение в повествовании особенностей мировосприятия героя, в данном случае детского мировосприятия: «Петя краснелъ, какъ ракъ, и уже готовъ былъ обидѣться и сказать: “не больно нужно”»[22; 27].
В рассказах повествование ведется от третьего лица, в связи с чем наблюдается подвижное соотношение «речь повествователя — субъектно-речевой план героев. Повествователь противопоставлен другим персонажам как фигура иного пространственно-временного плана, иного уровня. Он выступает как объективный наблюдатель или всезнающий рассказчик, поэтому отличительными особенностями типа повествования рассказов Чирикова является большая степень объективности, относительная полнота в передаче внутреннего мира других персонажей, в описании окружающей их жизни.
2.2.Повествованиекак типа речи в рассказах Е.Чирикова.
Рассказ – малая форма эпической прозы, предусматривающей, как правило сюжетность, т.е. активную смену ситуаций, действие. В пространстве текста такую смену ситуаций и их связь друг с другом, лежащие в основе сюжета, обеспечиваются посредством повествования. Повествование дает представление о развитии событий, как последовательно сменяющих друг друга. Например, как в рассказе Чирикова «Бедный мальчик»: «Пошли главнымъ коридоромъ и свернули в лево»; потом спустились по каменной лестнице в нижний этаж и опять зашагали каким-тополутеменнымъ холоднымъ проулочком…»
Повествование
теснейшим образом связанно с
пространством и временем, т.к.,
определяя последовательность
Смена событий акцентируется здесь наречиями «потом ….и опять», выстраивающими логику следующих друг за другом действие.
Но наличие наречий со значением времени вовсе не обязательно. Последовательность событий может обозначаться на уровне синтаксиса последовательностью однородных сказуемых, выраженных акциональными глаголами. Например, как в следующем отрывке из рассказа Е.Чирикова «Ранние всходы»: «Общество с каждой минутой разрастается … подходят новые партии ребятишек, торопливо сбрасывают рубашки, бѣгутъ на помостъ, и перекрестившись, бросаются внизъ головой, поднимая при падении цѣлый каскад грязных брызгъ…»[22; 24]
Причем в данном отрывке смена событий подчеркивается сочетанием в непосредственной близости различных видо-временных форм глагола: «перекрестившись» – деепричастие совершенного вида, прошлого времени; действию «бросается» – глагол несовершенного вида настоящего времени, обозначает предшествующие действие по отношению к основному, за ним следует деепричастие настоящего времени, «поднимая» (настоящего времени) которое обозначает действие непременно соответствующее основному, но следующее за ним с небольшим временным интервалом.
Все глаголы в приведенном отрывке, в отличие от, допустим, глаголов в описании, передают свойственные им значения активного действия. Т.о. повествовательная структура акцентирует внимание на процессе протекающем во времени.
Только повествование может передавать процесс изменение положение некоторого объекта в пространстве. Например, в том же рассказе Е. Чирикова: «Гимназисты завернули влево и стали подниматься по проулку в гору. Здесь они «убавили шагу»[22; 9] Процесс перемещения субъекта изображается с помощью глаголов со значением движения (завернули, стали подниматься, убавили шагу), наречий со значением направления (влево) и места (здесь), а также словоформ обозначающих часть пространства («по проулку», «в гору»)
Т.о. с помощью повествовательных структур передаются время – пространственные изменения, т.е. повествование учувствует в формировании автором хронотопа произведения.
Моменты особенного сюжетного напряжения, резких сюжетных поворотов в рассказах Чирикова оформляются также с помощью повествовательных структур. Причем действие становится предельно сжатым, сконцентрированным. А темы повествования словно ускоряются. Например: «Они мыкались по церквям, как угорелые …Полетятъ к Покрову, протолкаются впередъ, встанутъ торопливо перекрестятся и съ одышкой, словно сейчас только бегали взапуски, начинаютъ вопросительно обводить взорами молящихся, Петров толкнет Павлова локтемъ, - и говельщики лезут вон изъ церкви. Выбравшись на паперть, они мигом накрывают головы фуражками и стремительно летятъ къ Петру и Павлу. И там повторяется та же история». [22; 14] Изменение пространственной позиции героев находит отражение в смене синтаксических конструкций, включающих в качестве предиката глаголы движения, а также конструкций, содержащих перечислительный ряд однородных членов, фиксирующих многообразие деталей, увиденных героями в процессе перемещения.
Особая напряженность здесь передается за счет концентрации лексем со значением действия в пространстве относительно небольшого отрывка: это и глаголы со значением активного действия: «мыкались, полетят, протолкаются, встанут, перекрестятся и т.д.», от глагольные формы, которые к, и без того напряженному действию, добавляют сопутствующее: «отыскивая», и субъективированные причастие обозначающие действующие лицо («молящихся»).
Напряженность повествования подчеркивают также лексемами, в значение которых так или иначе всходит сема «скорости»: «как угорелые», «стремительно», «торопливо»
С другой стороны, повторяемость происходящего, на которую обращает внимание автор, подчеркивается использованием глаголов в форме настоящего времени. Т.о. на уровне синтаксическом действие воспринимается как повторяющиеся.
Также возможны
и другие разновидности
Вообще в рассказах Е. Чирикова очень редко встречаются чисто повествовательные контексты. Гораздо чаще встречаются совмещение повествования и описания. Чаще всего это элементы динамического описания, в которых также строится на использовании глаголов активного действия. Например «На обсохшихъ от грязи проталинахъ и на крышах воркуютъ голуби; нахохлившись и собравшись толпою на угрюмых башняхъ тюремного замка, голдятъ, словно, бранятся». Эти предложения обычно обрамляются в контексте словами, указывающими на субъект восприятия, и глаголами со значением мысли, чувства и т.п.
Однако это действия, наблюдаемые со стороны одновременно, либо характеризующие лицо, предмет. Таким образом, повествование и описание, дополняя друг друга, сливаются настолько органично, что их трудно различить.
Таким образом, повествование рассказов Е. Чирикова представляет собой сложную стилистическую структуру. Оно имеет синтетический характер и трудно выделимы элементы строго и последовательно выдерживающие повествовательный характер.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.
Повествование в рассказах Е. Чирикова раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство рассказов – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие.
Повествование в рассказах «Ранние всходы и «Бедный мальчик» теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.
Стилистические
функции повествования
Главная задача Чирикова при повествовании в рассказах — сообщение о последовательности действий или событий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение. В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др. Термин «функционально-смысловой тип речи» введен в научное обращение проф. О.А. Нечаевой (1974). Выход в свет монографии О.А. Нечаевой, посвященной исследованию описания, повествования и рассуждения (в основном на материале художественных текстов), положил начало активному изучению ФСТР, функционирующих в стилевых разновидностях современного русского литературного языка.
Повествование – ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Повествование – тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики – репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание – ФСТР, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.
Рассуждение – ФСТР, соответствующий форме абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики. Основной сферой употребления рассуждения является научная, актуализирующая логический, рациональный тип мышления.
Таким образом, функционирование типов речи в стилевых разновидностях современного русского литературного языка отражает своеобразие задач коммуникации в соответствующих сферах и специфику функциональных стилей.
Информация о работе Особенности повествования в рассказах Евгения Чирикова