Особенности повествования в рассказах Евгения Чирикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – состоит в исследовании принципов организации повествования в рассказах Е.Чирикова и выявлении наиболее значимых компонентов.
Основные методы исследования: в основу изучения малой прозы Евгения Чирикова положен комплексный подход к анализу индивидуального авторского стиля с учетом композиционно-структурных, образно-семантических, лексических и грамматических составляющих текста. В работе использовались, кроме того, метод интерпретации, а также историко-литературное комментирование, сравнение, логический, стилистический и контекстуальный анализ текста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА._______________________________________________________5
Специфика организации художественной речи и функционально-смысловые типы речи.__________________5
Характеристика основных функционально-смысловых типов речи.________________________________________________9
ГЛАВА II. Особенности повествования в рассказах Е.Чирикова «Ранние всоды» и «Бездомный мальчик».__21
2.1Структура повествования в рассказах Е.Чирикова.__________21
2.2.Повествованиекак типа речи в рассказах Е.Чирикова._______24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________28
БИБЛИОГРАФИЯ______________________________________________29

Файлы: 1 файл

Курсовая СРЯ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, динамическое описание может служить средством  острых, тонких психологических зарисовок – при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.

Динамическое описание широко представлено и в научных  текстах (наряду с описанием статическим  и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения  действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента.

Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени.

 

Повествование.

Повествование – функциональный тип речи, предназначенный для  изображения последовательного  ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

Повествование можно считать  главной, основной частью авторской монологической речи. Повествование, рассказ - сущность, душа литературы. Писатель - это прежде всего рассказчик, человек, умеющий интересно, захватывающе рассказывать. Как и другие функционально-смысловые типы речи, повествование представляет собой отражение реальной действительности, в которой протекает рассказ, повесть, роман. Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозначения самих действий - это языковые средства, с помощью которых ведется повествование.[См. Валгина Н.С., 2003]

Стилистические функции  повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.

Повествование дает представление  о развитии событий, их последовательности. Этот тип предложения в тексте акцентирует внимание на активных действиях, процессах, порядке протекания действий. Глаголы здесь, в отличие от глаголов в описании, всегда акциональны, они в полном объеме передают свойственные им лексические значения. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений.

С точки зрения способа выражения рематических компонентов высказывания повествование может иметь разную форму, однако эти различия не столь многочисленны, как в структуре описания; все они так или иначе связаны с характеристикой активного проявления действия, с указанием на переход от одного действия к другому. Следовательно, главный признак повествования – динамичность, активность глагольной формы, ее полнозначность и полновесность. Поэтому часто встречаются в таких отрывках текста глаголы мгновенного действия, глаголы совершенного вида.[См. Нечаева О.А., 1974]

Каждое предложение  обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная  соотнесенность сказуемых, которая  может проявляться и как их временная однотипность, и как  временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов – описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование – совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании – для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений – для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах. [См. Валгина Н.С., 1997]

Повествование – тип  речи, функционирующий, прежде всего, в  художественных текстах и оформляющий  рассказ о событиях, система которых  составляет сюжет произведения. В  художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

Особую разновидность  повествования составляют тексты, в  которых динамика действий передается не глагольными формами (они отсутствуют  вовсе), а номинативными. Такие повествования  особенно динамичны и экспрессивны.

Возможны и  другие разновидности повествовательного контекста, которые различаются  именно характером рематических компонентов. В частности, глаголы могут быть узуально-акциональными. Активные действия в таких случаях представляются как постоянно повторяющиеся, как свойственные тому или иному лицу, предмету. Такое повествование очень близко описанию. [См. Нечаева О.А., 1974]

В повествовательном  контексте рематические компоненты способны распространяться компонентами объектно-обстоятельственными.

 

Рассуждение

Рассуждение – функциональный тип речи, соответствующий форме  абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое коммуникативное  задание – придать речи аргументированный  характер (прийти логическим путем  к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики. Рассуждение в узком смысле слова – тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию.

 Рассуждение занимает  большую роль в коммуникативно-познавательном  процессе. Именно данный тип речи  оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской  мысли, путь решения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования.

Основной сферой употребления рассуждения является наука, в которой  актуален логический, рациональный тип  мышления. Однако широко встречается  рассуждение и в художественной литературе, особенно в интеллектуальной, психологической прозе. Герои литературных произведений не только действуют, совершают те или иные поступки, но и рассуждают- о жизни, смерти, смысле бытия, Боге, морали, искусстве. Темы поистине неисчерпаемы. И способ, манера рассуждения, его предмет, с одной стороны, несомненно, характеризуют героя, с другой стороны, позволяют автору выразить очень важные мысли, дополнить художественное изображение концептуальной информацией, и таким образом читатель получает, можно сказать, объемное представление: событие изображается и объясняется, философски осмысливается

Наряду с  текстами констатирующего или представляющего  типа распространены тексты аргументирующие  с функциональным типом речи рассуждения. Такой способ изложения реализует коммуникативные установки иного плана: доказательства, объяснения, определения, сообщения выводного характера.

Особое место занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным  суждениям более аргументированный характер:

  • доказательство – коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса,
  • опровержение – разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,
  • подтверждение – или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами,
  • обоснование – установление целесообразности действия, мотивировка.

В отличие от доказательства, которое соответствует вопросу "Действительно  ли это так?", обоснование дает ответ на вопрос "Действительно ли это нужно, целесообразно?". Эти подтипы рассуждения объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.

В ФСТР, аргументирующих  содержание, часто используются вводно-модальные слова; условно-временные, уступительные и причинно-следственные связи; отношения противопоставления и сопоставления. Характерна модель оформления фрагмента текста: тезис – доказательство (аргументация) – вывод (заключение, обобщение). Часто такая модель реализуется в рамках классического абзаца. «Собственно рассуждение может быть представлено как эксплицитно, с лексическими сигналами причинно-следственной и др. связи, так и имплицитно, когда эти связи обнаруживаются на логико-смысловом уровне». [См. Нечаева О.А, 1974 ]

В первом абзаце здесь формулируется исходный тезис (существует представление), далее идет авторское суждение на этот счет в отрицательной форме. Следующий текст аргументирует высказанную в обобщенной категоричной форме мысль: отношения условные, уступительные, сопоставительные.

В следующем  отрывке также можно наблюдать  логическое развитие, движение мысли: обусловленность суждений, временная  соотнесенность, уступительность, условные и противительные взаимоотношения  частей в рамках контекста, часто поданные усилительным акцентом; резкое утверждение и отрицание, вносящие полемический оттенок в высказывание:

Другой тип рассуждения. Здесь нет словесно выраженных причинно-следственных связей, нет условных и временных отношений внутри межразового единства. Рассуждение строится путем утверждений и отрицаний, противопоставлений и сопоставлений. Полемический характер рассуждения проявляется достаточно мягко, безадресно по отношению к предполагаемому оппоненту. Вопросы, провоцирующие форму «спора», обращены к самому автору, который тут же дает четкие и недвусмысленные ответы.

Среди функционально-смысловых  типов речи выделяются и такие  разновидности, как определение и объяснение, которые связаны с особым характером текста (справочным, инструктивным, учебно-методическим и др.) [Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974]

В рамках текста «рассуждение» можно выделить и  разновидность «выводного сообщения», резюмирующего ход рассуждений, аргументаций автора. Ясно, что подобная разновидность функционально-смыслового типа речи более приемлема в тексте научном, нежели художественном.

Итак, рассмотрение способов изложения, или функционально-смысловых  типов речи, приводит к выводу о  том, что эти типы различаются  своей речевой организацией, основанием для такого различия надо считать прежде всего прагматическую установку текста, особенно для текстов более или менее стандартного типа, с четкой коммуникативной моделью. Тексты с нестандартной речевой структурой (более всего художественные) к тому же еще учитывают прагматическую установку автора, его личностную манеру письма. По традиции выделяются три ФСТР – описание, повествование и рассуждение.[ См. Нечаева О.А., 1974]

Для художественного текста характерно описание при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-нравственного, психологического порядка и др.

В «чистом» виде они присутствуют крайне редко, и объем таких кусков текста непредсказуем: это может быть отдельное высказывание, построенное по тому или иному типу; межфразовое единство или абзац; некоторый фрагмент текста, т.е. границы типов речи не обусловлены границами текстовых единиц. Это еще раз свидетельствует о том, что функционально-смысловой тип речи – это не отрывок текста, не составляющая единица текста, а способ организации сообщения, способ изложения внутри текстовых единиц.

Анализ речевой организации  текста свидетельствует о том, что  реально разные типы речи перемежаются, образуя некоторые сложные смешанные  типы, где контекстуально сочетаются и описание, и повествование, и  рассуждение. Разные типы изложения  могут по-разному комбинироваться, переходить из одного в другой на разной протяженности текста.

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.

Функционально-смысловые  типы речи (ФСТР) – коммуникативно обусловленные  типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно  относятся описание, повествование и рассуждение. В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др. Термин «функционально-смысловой тип речи» введен в научное обращение проф. О.А. Нечаевой (1974). Выход в свет монографии О.А. Нечаевой, посвященной исследованию описания, повествования и рассуждения (в основном на материале художественных текстов), положил начало активному изучению ФСТР, функционирующих в стилевых разновидностях современного русского литературного языка.

Повествование – ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Повествование – тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики – репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание – ФСТР, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.  

Информация о работе Особенности повествования в рассказах Евгения Чирикова