Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:14, курсовая работа
Цель исследования — рассмотреть основные приёмы психологического анализа литературного произведения на материале повести. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) изучить и классифицировать особенности психологического анализа;
2) исследовать внутреннюю речь, образы памяти, воображение; выразительные особенности речи, речевого, мимического поведения и других средств внешнего проявления психики героев;
3) рассмотреть особенности авторского слова, изображения жестов, поступков, психологических состояний, авторское психологическое изображение.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. История создания повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом»____________________________________________________________6
Глава 2. Психологический анализ повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом»___________________________________________________________10
Заключение ____________________________________________________21
Литература_____________________________________________________22
Теоретическое
осмысление литературы включает в себя
три главные задачи: изучение основ
литературно-художественного
И. В. Страхов написал в своей книге: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики» 23.
Пример внутреннего анализа, мысли одного из главных героев Андрея: «Как же тяжело быть взрослым, большим и сильным! Особенно, когда ты на самом деле такой маленький и слабый, ребенок, по какой-то нелепой случайности попавший во взрослую жизнь… Жизнь, где все по-настоящему, где нужно днем учиться, а вечерами работать до изнеможения и все равно постоянно сидеть на хлебе и воде, где никто больше тебя не успокоит и не ободрит, и родители неожиданно стали твоими детьми со своими проблемами, которые разрешать приходится почему-то тебе…»24. Собственные размышления героя показывают тревожное внутреннее состояние: непонимание своей жизни, неготовность стать взрослым, самостоятельным и серьёзным.
Пример внешнего анализа: «…Федор неожиданно оборвал куплет на полуслове. Андрей по инерции немного попел еще, потом удивленно обернулся на собутыльника. Тот со странным выражением лица смотрел куда-то вниз и налево. Андрей проследил за его взглядом. Там стояла какая-то тетка примерно Татьяниных лет или чуть постарше и с таким же странным выражением смотрела на Федора.
— Вот и случилось… — тихо промолвил тот»25. Мгновенность, случайность встречи показана наглядным образом. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли героев. Именно здесь замыкается круг отношений героев, они становятся связанными между собой.
И. В. Страхов писал: «В авторском психологическом изображении различается психологическое описание (воспроизводит относительно статичное чувство, переживание, настроение, но не мысль) и психологическое повествование (предмет изображения – динамика мыслей, эмоций, представлений, желаний и т.д ).
Пример авторского психологического повествования (состояние Татьяны после расставания с Андреем): «Когда прижимает по-взрослому, когда кажется, что больше уже не вытерпеть, не выдержать, всегда можно себя утешить, что хотя бы один, но выход есть из любой ситуации. Что жизнь можно в любой момент прекратить, как остановить одним нажатием кнопки надоевший фильм. Ан нет, вот так однажды понимаешь, что и умереть тебе не дадут, пока не придет твой срок»26. Героиня подавлена, не видит выхода, не знает как дальше жить. Автор показывает свою точку зрения на сложившуюся непростую ситуацию между Татьяной и Андреем.
Пример авторского психологического описания: «Более непохожих друг на друга подруг трудно было представить: суматошная, вываливающая на всех подряд свои проблемы Татьяна — и монументально спокойная, сама в себе Лариска. В этом тандеме Татьянино самолюбие постоянно страдало: рядом с Лариской она временами чувствовала себя пятнадцатилетней дурочкой. Миллион раз она давала себе обещание быть сдержаннее, держать язык за зубами, и миллион раз нарушала его. И от этого иногда страшно злилась на подругу»27. Автор противопоставляет характеры двух героинь, показывает не только различия характеров, но и совершенно непохожие судьбы.
Основная функция психологического описания в новой литературе – анализ достаточно сложных, многогранных, многосоставных психологических состояний: Андрей: «Я не могу, не могу больше, — шептал он, впервые не боясь показаться смешным и жалким. — Не могу учиться, не могу подрабатывать у этого тупого Коляна, не могу бесцельно пить каждый день... Я устал. Я хочу заниматься любимым делом. Хочу ездить в лес. Я так больше не могу. Я не виноват, что у меня отец-алкоголик, что мать убивается на трех работах. Что наше гребаное государство сделало всех нищими. Я всех ненавижу. Я себя ненавижу. Зачем все это, для чего? Мне двадцать один год — мне кажется, что я уже старый, я ничего не хочу. Я боюсь тебя. Я боюсь привыкнуть к кому-то. Я уже прошел это. Я один раз уже потерял себя. Я был никем. Я неделями в лес не ездил — потому что она хотела, чтобы я был рядом. Я… я чуть университет не бросил ради нее. А ведь он это… мое будущее… Я думал, я сильный, я могу быть один, а я не могу…»28. В примере ярко выражено угнетённое, подавленное психическое состояние героя.
С художественной точки зрения, оба способа равноценны и оба нужны для создания полноценной психологической картины.
А. Б. Есин писал: «Первую форму психологического изображения назовем «прямой», а вторую «косвенной», поскольку в ней (второй) мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния, нигде не вторгаясь прямо в сознание и психику героя. У писателя существует ещё одна возможность, ещё один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа – с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Условно можно назвать этот способ «суммарно-обозначающим».29
Пример «прямой» формы
психологического анализа: «
Пример «косвенной» формы психологического анализа: «Танечка жила с ним как бы авансом, ради “светлого будущего”, видя в нем не того, кто он есть, а того, кем он может стать. И чтобы скорее это великолепное превращение осуществилось, она всячески воспитывала и переделывала его. Каждый день она уговаривала себя, убеждала, что нужно всего лишь немного подождать, немного потерпеть и так тщательно взращиваемые в нем достоинства, наконец, дадут свои плоды, а старательно искореняемые недостатки завянут. И когда вот-вот и уже должна была свершиться эта волшебная перемена, как Михайлов ушел к другой женщине с массой недостатков и полным отсутствием каких-либо достоинств. Но ведь есть достоинства, которые не сразу заметишь, — эта женщина всего лишь приняла Михайлова таким, какой он есть сейчас, на данный момент, а не таким, каким он мог бы стать. По крайней мере, Михайлову так показалось. Ведь все мы в общем-то хотим, чтобы нас любили сейчас и таких, какие мы есть»31. Перед нами типичный пример косвенной формы психологического изображения, при котором автор рисует лишь внешние симптомы чувства, никак не вторгаясь прямо в сознание и психику героя.
Пример «суммарно-
Итак, по А. Б. Есину одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Естественно, что каждая форма психологического изображения обладает разными познавательными, изобразительными и выразительными возможностями. Но ведущую роль в системе психологического анализа играет прямая форма – непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. Это вполне закономерно, поскольку данная форма психологического изображения является наиболее естественной для литературы и обладает наибольшими возможностями представить нам внутреннюю жизнь человека живо, наглядно и подробно.
Л.Я. Гинзбург в своей книге «О психологической прозе» писала: «Психологический анализ пользуется разными средствами. Он осуществляется в форме прямых авторских размышлений, или в форме самоанализа героев, или косвенным образом – в изображении их жестов, поступков, которые должен аналитически истолковать подготовленный автором читатель» 33.
Пример авторских размышлений в начале одной из глав повести: «Люди делятся на две категории: одни легко начинают конфликт, устраивая истерику и сразу вываливая на другого весь негатив, другие напротив стараются всеми силами избегать выяснения отношений, заталкивая обиды поглубже. В результате первые зарабатывают себе астму, а у вторых открывается язва желудка»34.
Пример самоанализа героев, размышления Андрея о своём поведении: «Ну, а что еще делать, когда ты видишь себя Шварценеггером и Биллом Гейтсом в одном флаконе, а сам за свои двадцать лет всего-то и успел, что поступить в университет, прочитать пару книжек, посмотреть пару фильмов, да одно лето прожить в лесу? Когда впереди у тебя вся жизнь со всеми ее сногсшибательными возможностями, а ты все еще живешь за счет родителей и у тебя весь лоб в прыщах»35. Главный герой анализирует своё поведение, оправдывает себя.
Пример изображения косвенного психологического состояния, мысли Андрея: «Захотелось позвонить Татьяне. Но, во-первых, они только сегодня расстались… Андрей не сомневался, что она обрадуется, но “держал марку” — не хотел, точнее, боялся показать ей, что неожиданно для него самого она стала ему близка. Во-вторых, все равно она еще была на работе, и говорить ей было бы с ним некогда. В-третьих, ему действительно самому противно было ходить к ней, чтобы поесть и выпить за ее счет. Хотелось как-то оправдаться не столько перед ней, сколько перед самим собой — заработать денег, накупить еды, взять вина и прийти к ней на равных»36. Пример указывает на причину поведения героя.
Среди всех этих средств анализа особое место принадлежит внешней и внутренней речи персонажей. «Их поведение, переживания писатель переводит на язык слов, тогда как, изображая речь человека, он пользуется той же системой знаков, и средства изображения тождественны тогда изображаемому объекту. В прямой речи действующих лиц таятся поэтому особые возможности непосредственного и как бы особенно достоверного свидетельства их психологических состояний. Слово персонажа может стать до предела сжатым отражением его характера, переживаний, побуждений, своего рода фокусом художественной трактовки образа. Но потребовалось длительное развитие, работа многих великих художников для того, чтобы эти возможности слова могли осуществиться»37.
Отметим значительную роль, которую играет психологическое повествование от третьего лица. Повествование, которое ведется «нейтральным», «посторонним рассказчиком, обладает рядом преимуществ в изображении внутреннего мира:
Во-первых, оно ориентировано, прежде всего, на такую форму психологического анализа, как авторское повествование о мыслях и чувствах героя. Это именно та художественная форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. «Не то, чтобы Андрей считал мать глупой… Но еще учась в школе, видя ее каждый день на кухне с кастрюльками и телевизором с очередным сериалом, он уже не сомневался, что женщина — это как бы человек второго сорта, что мужчина всегда был, есть и будет умнее, сильнее, лучше женщины»38. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нём все, может проследить детально внутренние процессы, объяснить причинно-следственную связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями.
Во-вторых, повествование от третьего лица дает небывалые возможности для включения в произведение самых разных форм психологического изображения: в такую повествовательную стихию легко и свободно вливаются внутренние монологи, публичные исповеди, отрывки из дневников, письма, сны, видения и т.п.
Обратимся к такому виду психологического изображения, как сон, воспоминание Татьяны о снах: «Татьяна любила разгадывать сновидения. На полочке около кровати у нее стоял ровный рядок сонников. Но единственный вопрос, по которому ей удалось договориться с подсознанием, была прочная связь обуви в ее снах с мужчинами в жизни. За пару недель до того, как Михайлов сказал, что нашел себе другую и уходит, ей приснилось, что какая-то женщина на работе из шкафа ворует у нее демисезонные сапожки на шпильке — те самые, в которых она была, когда познакомилась с Михайловым, — а она не отдает, плачет, умоляет вернуть, но женщина обувает их и убегает в темноту коридоров, победоносно хохоча. Михайлов ушел. И все те месяцы до появления Андрея Татьяна просыпалась от кошмарных снов, в которых она ходила по городу босиком, мучительно краснея от стыда и обиды»39. С помощью этих способов литература идет глубже в познании и изображении внутреннего мира человека: раскрываются новые психологические состояния (например, состояние между сном и явью), «фиксируется причудливая игра образов сознания, запечатлеваются процессы ассоциаций, озарения, интуиции. Бессознательные и полубессознательные состояния становятся звеном в цепи внутреннего развития героя. В форме литературных снов писатель восполняет анализ психических состояний и характеров действующих лиц»40. Сновидения в анализируемой повести важны. Татьяне, как видно из примера выше, снятся вещие сны, автор необычно это показывает, связывая расставание героини с бывшим возлюбленным и потерю обуви. Перед тем, как Андрей и Татьяна расстались, ей приснился похожий сон: «— Ой, мне тут опять снился сон про обувь, — вспомнила Татьяна. — Я где-то на юге, я купаюсь, выхожу из моря, одеваюсь, а мои любимые туфельки украли, и мне так плохо! Я иду босиком, мне неудобно, я вижу кучу чьих-то чужих шлепанцев — видимо, их владелицы купаются — я быстро подбегаю, быстро выхватываю из кучи первые более-менее подходящие мне по размеру тапочки и убегаю. Но они — чужие, мне в них неловко…»41. Обувь Татьяне снится не зря, ведь в соннике толкуется, что обувь в сновидениях — к расставанию. Благодаря снам читатель понимает, что расставание Татьяны и Андрея неизбежно.
В-третьих, психологическое повествование от третьего лица наиболее свободно обращается с художественным временем, может подолгу останавливаться на анализе скоротечных психологических состояний или очень кратко информировать о длительных событиях, например повествование о прошлом главной героини: «Танечка со своим филологическим образованием, скромной должностью секретаря и квартиркой с ситцевыми занавесочками вдруг почувствовала себя постыдно успешной, сильной и смелой, и рьяно бросилась спасать Алексея Павловича, быстро, впрочем, превратившегося в Алешеньку. Тем более что тот поступил благородно: ушел от жены — как и подобает настоящему мужчине — с одной зубной щеткой. Так, с единственным предметом личной гигиены, он и пришел к Танечке буквально на следующий же день знакомства. Озаботив новую подругу покупкой всего прочего, без чего человеку обойтись невозможно, начиная с трусов и заканчивая вторым компьютером в кредит.
Информация о работе Особенности психологического анализа в повести И.Л Мамаевой "С дебильным лицом"