Особенности психологического анализа в повести И.Л Мамаевой "С дебильным лицом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — рассмотреть основные приёмы психологического анализа литературного произведения на материале повести. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) изучить и классифицировать особенности психологического анализа;
2) исследовать внутреннюю речь, образы памяти, воображение; выразительные особенности речи, речевого, мимического поведения и других средств внешнего проявления психики героев;
3) рассмотреть особенности авторского слова, изображения жестов, поступков, психологических состояний, авторское психологическое изображение.

Содержание работы

Введение________________________________________________________3
Глава 1. История создания повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом»____________________________________________________________6
Глава 2. Психологический анализ повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом»___________________________________________________________10
Заключение ____________________________________________________21
Литература_____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

3 курс - Особенности психологического анализа в повести И. Л. Мамаевой С дебильным лицом.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

  А спасать никого нельзя. Можно,  разве что, помочь немного,  и то при условии, что человек сам прилагает хоть какие-то усилия для собственного спасения. Лариска, кстати, всегда в таких случаях цитировала девиз первого конгресса российской благотворительности: “Лучшая помощь — помочь человеку не нуждаться в помощи”. Танечка, к сожалению, была не столь мудра, чтобы дойти до того же, и слишком самолюбива, чтобы прислушаться к совету»42. «Это даёт возможность повышать удельный вес психологического изображения в общей системе повествования, переключать интерес с подробностей события на подробности чувства»43.

 

В системе композиционно-повествовательных форм, использующихся для воспроизведения внутреннего мира, важнейшую роль играет внутренний монолог и психологическое изображение, идущее от повествователя (авторское). В отличие от авторского психологического изображения, которое с равным успехом воссоздает как рациональную, так и эмоциональную сферу сознания и психики, внутренний монолог используется почти исключительно для изображения мыслей героев; для воспроизведения эмоциональной сферы он менее пригоден.

Следует особо  выделить такую разновидность внутреннего  монолога, как рефлектированная внутренняя речь – психологический самоанализ. Здесь мы имеем дело как бы с  двойным психологическим изображением. Первая ступень – изображение  мыслей героя с помощью внутреннего монолога; но «внутри» этой формы психологизма – свой психологический анализ.

Пример психологического самоанализа, рефлекторной речи, размышления Татьяны о счастье: «Почему каждый раз, когда поверишь в счастье — не просто в то, что оно возможно, а бросишься в него, как в теплое море где-нибудь на жарком юге — ты уже окунулась, уже почувствовала, как ласковые воды сомкнулись над твоим разгоряченным телом, ушла в них с головой, зажмурившись, поплыла — все это тут же оказывается сном? Как в детстве — предательская подножка на бегу…44» - мысли героя уже сами по себе представляют форму изображения внутреннего мира.

 

Общие приемы и  способы психологического изображения  используются разными писателями по-разному. Благодаря этому создается неповторимость, своеобразие психологических стилей писателей-психологов. В соответствии с особенностями проблематики, интересом к тем или иным характерам и положениям каждый писатель по-своему подходит к внутреннему миру человека, раскрывает его с разных сторон.

 

 

 

Заключение

Анализ повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом», с точки зрения психологического анализа, показал пять форм психологического изображения: внешнюю, внутреннюю, прямую, косвенную, суммарно-обозначающую. Проанализированы пять средств психологического анализа: прямые авторские размышления, самоанализ героев, анализ героев косвенным образом, внешняя и внутренняя речь персонажей. Также были исследованы такие приемы психологического изображения, как авторское психологическое описание и авторское психологическое повествование. Рассмотрели роль психологического повествования от третьего лица, преимущества такого повествования. Изучили разновидности внутреннего монолога.

Формы и средства психологического анализа используются, когда автор иллюстрирует внутренний мир героя, его чувства, размышления, настроение, поведение и т.д. Это помогает  читателю рассмотреть героя особенно ярко, живо и подробно, достичь особой глубины в его художественном освоении.

И. Л. Мамаева, в своей повести уделяет большее внимание глубокому изображению собственно внутреннего мира персонажа, т.е. его мыслей, переживаний, эмоций и делает это посредством внешней и внутренней речи героев. В тексте очень мало авторских отступлений, размышлений и такие важные характеристики, как описание героев, их характеры, мысли, чувства, эмоции, размышления – всё это мы понимаем и узнаем именно из речи героев. Чаще используется авторское психологическое повествование.

И. Л. Мамаева, прекрасный «писатель-психолог» современности. Её повесть «С дебильным лицом» не проста и реалистична. Хороший читатель отметит стиль и художественное мастерство, оценит концепцию автора, собравшего несколько судеб в одну картину под названием «жизнь»…

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009. – С. 146.

    2. Гинзбург Л. Я.,  О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999. – С. 231.

3. Емельянова Л. И., Иезуитова А. Н., Анализ литературного произведения. – Л. : Наука, 1976. – С. 236.

4. Есин А. Б., Принципы и приемы анализа литературного произведения. – 2-е изд., испр. – М. : Флинта, Наука, 1999. – С. 248.

5. Есин А. Б., Психологизм русской классической литературы. – 2-е изд., перераб. М. : Флинта, 2003. – С. 176.

6. Маркова Т. Н., Трансформации психологизма в русской прозе ХХ века. – Челябинск : Студия неофилологии, 2012. – С. 8.

7. Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов : Институт практической психологии,1973.

8. Черняк В. Д., Черняк М. А., Мир русского слова // Заглавия массовой литературы и речевой портрет современника. –  2002. – №1(9). – С. 33-34.

 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

 9. Захар Прилепин // Ирина Мамаева. Настоящий писатель по определению наивен. Интервью. URL: http://zaharprilepin.ru/ru/litprocess/intervju-o-literature/irina-mamaeva-nastoyaschii-pisatel-po-opredeleniju-naiven.html. (Дата обращения: 14.02.2013).

10. Мои истории. История поколения пишется сегодня // Александр Иванов,  Чем порадовал и огорчил 2008-ой. История. URL: http://www.moi-istorii.ru/articles/32. (Дата обращения: 23.03.2013).

11. Официальный сайт Михайла Бойко // Настоящий писатель похож на ребенка. Беседа с Ириной Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/interview/mamaeva.html. (Дата обращения: 14.02.2013).

12. Студенческая библиотека // Лидия Гинзбург, Проблемы психологического романа. URL: http://albooking.net/book_89_glava_5_A_Dictionary_of_Literary_Symbo.html. (Дата обращения: 09.03.2013).

1 Сборник цитат, афоризмов, выражений. URL: http://zestword.ru/citaty-izvestnyh-ljudej/672-iogann-volfgang-gete.html. (Дата обращения: 12.04.2013).

2 понятие «приём» означает все те средства и ходы, которыми писатель, поэт пользуется при «устроении» (композиции) своего произведения. – Универсальный словарь по русскому языку. – СПб. : ИГ «Весь», 2009. – С. 919.

3 Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов. : Институт практической психологии, 1973. – Ч. 1. – С. 4.

Есин А. Б., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – Москва. : Флинта, 2003. – С. 7.

Гинзбург Л. Я., О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999. – С. 170.

6 Универсальный словарь по русскому языку. – СПб. : ИГ «Весь», 2009. – С. 1164.

7 А. Б. Есин., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – Москва. : Флинта, 2003. – С. 7.

8 А. Б. Есин., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – Москва. : Флинта, 2003. – С. 7.

9 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических врвжений// Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1997. – С. 760

10 См. об этом: Барт Р., Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. - М. : АСТ, 1994 – С. 11.

11 См. об этом: Жуховицкий Л. А., Уроки писателя // Час четвертый: «Проблема заглавия». – М. : АСТ, 2001 – С. 6.

12 Черняк В. Д., Черняк М. А., Мир русского слова // Заглавия массовой литературы и речевой портрет современника. –  2002. - №1(9). – С. 33-34.

13  Официальный сайт Михаила Бойко // Настоящий писатель похож на ребенка. Беседа с Ириной Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/interview/mamaeva.html. (Дата обращения: 14.02.2013).

14 Официальный сайт Михаила Бойко // Настоящий писатель похож на ребенка. Беседа с Ириной Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/interview/mamaeva.html. (Дата обращения: 14.02.2013).

15 Официальный сайт Михайла Бойко // Настоящий писатель похож на ребенка. Беседа с Ириной Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/interview/mamaeva.html. (Дата обращения: 14.02.2013).

16 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 - С. 132.

17 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 41.

18 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 84.

19 Мои истории. История поколения пишется сегодня // Александр Иванов, Чем порадовал и огорчил 2008-ой. URL: http://www.moi-istorii.ru/articles/32. (Дата обращения: 23.03.2013).

20 Маркова Т. Н., Трансформации психологизма в русской прозе ХХ века. – Челябинск : Студия неофилологии, 2012 – С. 1.

21 Заманская В. В., Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Диалоги на границах столетий : Учеб. пособие : Для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 - рус. яз. и лит. - М. : Флинта, 2002 – С. 10.

22 Емельянова Л. И., Иезуитова А. Н., Анализ литературного произведения. – Л. : Наука, 1976 – С. 3.

23 Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов : Институт практической психологии, 1973. – Ч. 1. – С. 4.

24 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 53.

25 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 94.

26 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 101.

27 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 35.

28 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 141.

29 Есин А. Б., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – М. : Флинта, 2003. – С. 7.

30 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 123.

31 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 32.

32 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 90.

33 Гинзбург Л.Я., О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999 – С. 170.

34 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 81.

35 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 15.

36 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 42.

37 Гинзбург Л. Я.,  О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999 – С. 170.

38 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 41.

39 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 10.

40 Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов : Институт практической психологии, 1973. – Ч. 1. – С. 19.

41 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 132.

42 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 31.

43 Есин А.Б., Принципы и приемы анализа литературного произведения. – 2-е изд., испр. – М. : Флинта, Наука, 1999. – С. 9-11.

44 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 29.

 


Информация о работе Особенности психологического анализа в повести И.Л Мамаевой "С дебильным лицом"