Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:14, курсовая работа
Цель исследования — рассмотреть основные приёмы психологического анализа литературного произведения на материале повести. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) изучить и классифицировать особенности психологического анализа;
2) исследовать внутреннюю речь, образы памяти, воображение; выразительные особенности речи, речевого, мимического поведения и других средств внешнего проявления психики героев;
3) рассмотреть особенности авторского слова, изображения жестов, поступков, психологических состояний, авторское психологическое изображение.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. История создания повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом»____________________________________________________________6
Глава 2. Психологический анализ повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом»___________________________________________________________10
Заключение ____________________________________________________21
Литература_____________________________________________________22
А спасать никого нельзя. Можно, разве что, помочь немного, и то при условии, что человек сам прилагает хоть какие-то усилия для собственного спасения. Лариска, кстати, всегда в таких случаях цитировала девиз первого конгресса российской благотворительности: “Лучшая помощь — помочь человеку не нуждаться в помощи”. Танечка, к сожалению, была не столь мудра, чтобы дойти до того же, и слишком самолюбива, чтобы прислушаться к совету»42. «Это даёт возможность повышать удельный вес психологического изображения в общей системе повествования, переключать интерес с подробностей события на подробности чувства»43.
В системе композиционно-повество
Следует особо
выделить такую разновидность
Пример психологического самоанализа, рефлекторной речи, размышления Татьяны о счастье: «Почему каждый раз, когда поверишь в счастье — не просто в то, что оно возможно, а бросишься в него, как в теплое море где-нибудь на жарком юге — ты уже окунулась, уже почувствовала, как ласковые воды сомкнулись над твоим разгоряченным телом, ушла в них с головой, зажмурившись, поплыла — все это тут же оказывается сном? Как в детстве — предательская подножка на бегу…44» - мысли героя уже сами по себе представляют форму изображения внутреннего мира.
Общие приемы и
способы психологического изображения
используются разными писателями по-разному.
Благодаря этому создается
Заключение
Анализ повести И. Л. Мамаевой «С дебильным лицом», с точки зрения психологического анализа, показал пять форм психологического изображения: внешнюю, внутреннюю, прямую, косвенную, суммарно-обозначающую. Проанализированы пять средств психологического анализа: прямые авторские размышления, самоанализ героев, анализ героев косвенным образом, внешняя и внутренняя речь персонажей. Также были исследованы такие приемы психологического изображения, как авторское психологическое описание и авторское психологическое повествование. Рассмотрели роль психологического повествования от третьего лица, преимущества такого повествования. Изучили разновидности внутреннего монолога.
Формы и средства психологического анализа используются, когда автор иллюстрирует внутренний мир героя, его чувства, размышления, настроение, поведение и т.д. Это помогает читателю рассмотреть героя особенно ярко, живо и подробно, достичь особой глубины в его художественном освоении.
И. Л. Мамаева, в своей повести уделяет большее внимание глубокому изображению собственно внутреннего мира персонажа, т.е. его мыслей, переживаний, эмоций и делает это посредством внешней и внутренней речи героев. В тексте очень мало авторских отступлений, размышлений и такие важные характеристики, как описание героев, их характеры, мысли, чувства, эмоции, размышления – всё это мы понимаем и узнаем именно из речи героев. Чаще используется авторское психологическое повествование.
И. Л. Мамаева, прекрасный «писатель-психолог» современности. Её повесть «С дебильным лицом» не проста и реалистична. Хороший читатель отметит стиль и художественное мастерство, оценит концепцию автора, собравшего несколько судеб в одну картину под названием «жизнь»…
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009. – С. 146.
2. Гинзбург Л. Я., О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999. – С. 231.
3. Емельянова Л. И., Иезуитова А. Н., Анализ литературного произведения. – Л. : Наука, 1976. – С. 236.
4. Есин А. Б., Принципы и приемы анализа литературного произведения. – 2-е изд., испр. – М. : Флинта, Наука, 1999. – С. 248.
5. Есин А. Б., Психологизм русской классической литературы. – 2-е изд., перераб. М. : Флинта, 2003. – С. 176.
6. Маркова Т. Н., Трансформации психологизма в русской прозе ХХ века. – Челябинск : Студия неофилологии, 2012. – С. 8.
7. Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов : Институт практической психологии,1973.
8. Черняк В. Д., Черняк М. А., Мир русского слова // Заглавия массовой литературы и речевой портрет современника. – 2002. – №1(9). – С. 33-34.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:
9. Захар Прилепин // Ирина Мамаева.
Настоящий писатель по определению наивен.
Интервью. URL: http://zaharprilepin.ru/ru/
10. Мои истории. История поколения
пишется сегодня // Александр Иванов,
Чем порадовал и огорчил 2008-ой. История.
URL: http://www.moi-istorii.ru/
11. Официальный сайт Михайла Бойко
// Настоящий писатель похож на ребенка.
Беседа с Ириной Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/
12. Студенческая библиотека //
Лидия Гинзбург, Проблемы психологического
романа. URL: http://albooking.net/book_89_
1 Сборник цитат, афоризмов, выражений.
URL: http://zestword.ru/citaty-
2 понятие «приём» означает все те средства и ходы, которыми писатель, поэт пользуется при «устроении» (композиции) своего произведения. – Универсальный словарь по русскому языку. – СПб. : ИГ «Весь», 2009. – С. 919.
3 Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов. : Институт практической психологии, 1973. – Ч. 1. – С. 4.
4 Есин А. Б., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – Москва. : Флинта, 2003. – С. 7.
5 Гинзбург Л. Я., О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999. – С. 170.
6 Универсальный словарь по русскому языку. – СПб. : ИГ «Весь», 2009. – С. 1164.
7 А. Б. Есин., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – Москва. : Флинта, 2003. – С. 7.
8 А. Б. Есин., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – Москва. : Флинта, 2003. – С. 7.
9 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических врвжений// Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1997. – С. 760
10 См. об этом: Барт Р., Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. - М. : АСТ, 1994 – С. 11.
11 См. об этом: Жуховицкий Л. А., Уроки писателя // Час четвертый: «Проблема заглавия». – М. : АСТ, 2001 – С. 6.
12 Черняк В. Д., Черняк М. А., Мир русского слова // Заглавия массовой литературы и речевой портрет современника. – 2002. - №1(9). – С. 33-34.
13 Официальный сайт Михаила Бойко //
Настоящий писатель похож на ребенка. Беседа
с Ириной Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/
14 Официальный сайт Михаила Бойко // Настоящий
писатель похож на ребенка. Беседа с Ириной
Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/
15 Официальный сайт Михайла Бойко // Настоящий
писатель похож на ребенка. Беседа с Ириной
Мамаевой. URL: http://mikhail-boyko.narod.ru/
16 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 - С. 132.
17 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 41.
18 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 84.
19 Мои истории. История поколения пишется
сегодня // Александр Иванов, Чем порадовал
и огорчил 2008-ой. URL: http://www.moi-istorii.ru/
20 Маркова Т. Н., Трансформации психологизма в русской прозе ХХ века. – Челябинск : Студия неофилологии, 2012 – С. 1.
21 Заманская В. В., Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Диалоги на границах столетий : Учеб. пособие : Для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 - рус. яз. и лит. - М. : Флинта, 2002 – С. 10.
22 Емельянова Л. И., Иезуитова А. Н., Анализ литературного произведения. – Л. : Наука, 1976 – С. 3.
23 Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов : Институт практической психологии, 1973. – Ч. 1. – С. 4.
24 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 53.
25 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 94.
26 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 101.
27 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 35.
28 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 141.
29 Есин А. Б., Психологизм русской классической литературы. 2-е изд., перераб. – М. : Флинта, 2003. – С. 7.
30 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 123.
31 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 32.
32 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 90.
33 Гинзбург Л.Я., О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999 – С. 170.
34 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 81.
35 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 15.
36 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 42.
37 Гинзбург Л. Я., О психологической прозе. – М. : INTRADA, 1999 – С. 170.
38 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 41.
39 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 10.
40 Страхов И. В., Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. – Саратов : Институт практической психологии, 1973. – Ч. 1. – С. 19.
41 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 132.
42 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 31.
43 Есин А.Б., Принципы и приемы анализа литературного произведения. – 2-е изд., испр. – М. : Флинта, Наука, 1999. – С. 9-11.
44 Мамаева И. Л., С дебильным лицом. – М. : АСТ, 2009 – С. 29.
Информация о работе Особенности психологического анализа в повести И.Л Мамаевой "С дебильным лицом"