Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:29, контрольная работа
В лирике поэтов ХIХ века, посвящённой родному дворянскому гнезду, усадебное время воспринимается, прежде всего, как мифологическое, оно всегда в прошлом и замкнуто на прошлом, приходит к лирическому герою и персонажу в воспоминаниях о детстве и юности, атмосфере любви, заботы, внимания, царящих в замкнутом, камерном мирке поместья.
Эпистолярное наследие Бунина тоже хранит следы той смутной поры в предельно-искреннем монологе-исповеди, созвучном лирике в попытке оценить происходящее и происходившее: «Заболел, давно заболел Россией. Да вот не всё ладно в ней: горят усадьбы, жгут библиотеки, убивают людей – не немцев, а своих, российских» (В.Н.Лавров. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции. 1920-53 гг. М., 1989. С. 34).
Предощущение могильного холода за дымной завесой пожаров в отеческих краях заставляет Бунина подыскивать неожиданные сравнения, наиболее точно передающие чувство страха, парализующего волю, и общий трагизм ситуации.
Выстраивая развернутую антитезу, И.А.Бунин в стихотворениях, написанных накануне Октябрьского переворота 1917 года, тщательно, мелкими штрихами воссоздаёт тот милый его сердцу пейзаж, который способствует неторопливому течению мысли.
В отличие от Державина, Пушкина или Некрасова, внёсших свой вклад в разработку темы поэта и поэзии, Бунин в самый канун прощания с дворянской Россией не пытается адресовать стихи благодарным потомкам, а, заведомо разуверившись в их способности оценить прекрасное, завещает созданное собратьям по перу – «будущим поэтам»:
Этой краткой жизни вечным измененьем
Буду неустанно утешаться я, –
Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,
В алом парке листьев медленным паденьем
И тобой, знакомая, старая скамья.
Будущим поэтам, для меня безвестным,
Бог оставит тайну – память обо мне:
Стану их мечтами, стану бестелесным,
Смерти недоступным, – призраком чудесным
В этом парке алом, в этой тишине.
Колористика стихотворений 1916 – 1917 годов несёт на себе дополнительную смысловую нагрузку: если розовый усадебный парк для автора является одновременно воспоминанием и мечтой, то полыхающее огненно-красными сполохами поместье обнаруживает лицо России настоящей, с жуткой гримасой неизбывной мужицкой злобы запалившей «дворянские гнёзда».
Как следует из поэтического наследия И.А.Бунина, в 1922 году он с отчаянием признавал, что вторую жизнь эти «гнёзда» уже не смогут обрести, а вырванные из привычной среды «птенцы» вынуждены смириться с жалким жребием эмигрантов, занесённых злыми ветрами в чужую сторону.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Это стихотворение
построено как развёрнутая
Так, будучи исторически обусловленной, совершается смена традиционных для России укладов. Патриархально-аграрный уклад вытесняется дальнейшей капитализацией страны, дворянин-помещик теряет свою значимость в масштабах своего имения и всего государства. А с приходом нового строя он вынужден свыкаться с мыслью о необходимости эмиграции как единственной возможности спастись от диктатуры революционного народа. Всё потеряно – родина, отчий дом, могилы предков, и только в душе остаётся надежда на то, что прошлое, жизнь твоя, не исчезает бесследно, навеки сохраняясь в анналах Неба.
Зачем пленяет старая могила
Блаженными мечтами о былом?
Зачем зелёным клонится челом
Та ива, что могилу осенила
Так горестно, так нежно и светло,
Как будто всё, что было и прошло,
Уже познало радость воскресенья
И в лоне всепрощения, забвенья
Небесными цветами поросло?
Люди, взращённые старой культурой, с детских лет жили наивной верой в вечные ценности и философскую основу усадебного жизнеустройства, дарующую возможность наслаждаться каждым мгновением счастья, оставшегося, по воле рока, лишь сладким воспоминанием.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(«Вечер»).