Период ВОВ в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:44, доклад

Описание работы

Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны.

Файлы: 1 файл

Период ВОВ в литературе.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

Период ВОВ в литературе

 Основная  задача советской литературы  в период войны заключалась  в том, чтобы отобразить жизнь  воюющего народа, передать величие  его подвига, вызвать глубокие  патриотические чувства, внушить  еще большую ненависть к врагу.  Все это определило преобладание  в советской литературе тяжелых  лет войны таких специфических  жанров, оперативно отражавших суровые  будни фронта и тыла, как газетные  очерки, статьи, публицистические выступления  в газетах и на радио. Советская  литература военного времени  была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны.

 Публицистика  А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, В. Вишневского, К. Симонова, И.  Эренбурга стала еще одним  видом оружия, разящим врага. Вместе  с тем создавались повести,  романы, поэтические произведения, главными героями и темой которых  был народ, его стойкость и  героизм в борьбе с врагом. "Народ бессмертен" В. Гроссмана, "У стен Ленинграда" В. Вишневского, "Пулковский меридиан" В. Инбер, "Волоколамское шоссе" А. Бека, "Дни и ночи" К. Симонова, "Урал в обороне" М. Шагинян, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова – эти и другие литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизанское движение. Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А.Твардовского "Василий Теркин", романа М. Шолохова "Они сражались за Родину".

Важное место  в литературе военных лет занимали произведения о героическом революционном  и боевом прошлом русского народа. Традиции борьбы народов России против иноземных захватчиков умножали боевой дух сражающейся Красной  Армии, трудящихся советского тыла.

С первых дней войны  советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с  фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А. Сурков обратился  к стране со стихотворением "Присягаем  победой". К. Симонов в грозные  предвоенные годы писал, что перья  штампуют из той же стали, которая  завтра пойдет на штыки. А когда ранним июньским утром в родной дом вломилась  коричневая чума, писатели одели военные  гимнастерки и стали армейскими корреспондентами. На страницах "Правды", рядом с военными сводками и фронтовыми корреспонденциями стали появляться такие стихотворения, как "Мужество" А. Ахматовой и многие другие.

Литература о  войне началась 22 июня 1941 г. с обращений  известных писателей к народу, с публицистических статей, со стихов. То, что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом отношении  – это были баллады, лирические стихи, песни, яркие эмоциональные очерки. М. Шолохов "Наука ненависти", "Они  сражались за Родину". К. Симонов, стихи: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Синий платочек", "Жди меня и я вернусь". Стихи А. Суркова, М. Исаковского, поэма А. Твардовского "Василий Теркин", стихи О. Бергольц, очерки И. Эренбурга, повесть Э. Казакевича "Звезда" – далеко не полный перечень имен и произведений, написанных во время войны.

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной  юности, тема юношей 41 – го года, прямо  со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы ("До свидания, мальчики"). Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. И может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение – это знаменитое стихотворение А. Твардовского "Я убит подо Ржевом", слово погибшего, обращенное к живым.

И в прозе, и  в поэзии первых военных лет была наибольшая правда, очищенная от всякой идеологической шелухи. Но во второй половине войны, когда появилась надежда  на победу, с литературой произошел  странный парадокс: правда ушла, а осталась идеологическая пропаганда о силе советского оружия, о коммунистической партии, которой принадлежит ведущая  роль в победе над фашистами, о  роли вождя, товарища Сталина. Было забыто, что перед началом войны Сталин подписал пакт о ненападении с  фашистом Гитлером. Как это было возможно – союз фашиста с коммунистом?

 

 

 ПОЭЗИЯ

 

 Тематика  лирики резко изменилась с  первых же дней войны. Ответственность  за судьбу Родины, горечь поражений,  ненависть к врагу, стойкость,  верность Отчизне, вера в победу  – вот что под пером разных  художников отлилось в неповторимые  стихотворения, баллады, поэмы,  песни.

 Лейтмотивом  поэзии тех лет стали строки  из стихотворения Александра  Твардовского  «Партизанам Смоленщины»:  «Встань, весь мой край поруганный, на врага!» «Священная война», приписываемая обычно Василию  Лебедеву–Кумачу, передавала обобщенный  образ времени, его суровое и мужественное дыхание. Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России»  Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

 Органическая  связь с русской классической  лирикой и народным творчеством  помогала поэтам раскрыть черты  национального характера. Всеволод  Вишневский отмечал в дневнике  военных лет: «Повышается роль  национального русского самосознания  и гордости». Такие понятия,  как  Родина, Русь, Россия, Русское  сердце, Русская душа, нередко вынесенные  в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую  глубину, поэтическую объемность. Так, раскрывая характер героической  защитницы города на Неве, ленинградки блокадной поры, Ольга Берггольц пишет: 

 Ты русская – дыханьем, кровью, думой.

 В тебе соединились  не вчера

 Мужицкое терпенье  Аввакума

 И царская неистовость  Петра.

Сражающемуся  народу в равной мере были нужны  и гневные строки ненависти, и  задушевные стихи о любви и  верности. Вот почему широкой популярностью  пользовались стихотворения К.Симонова «Убей его!», «Жди меня, и я вернусь…», гневное стихотворение А.Прокофьева «Товарищ, ты видел…», его поэма  «Россия», исполненная любви к  Родине. Часто оба эти мотива сливаются  воедино, обретая большую эмоциональную  силу. Строки поэтов, обращенные к одному человеку – к солдату, к любимой, – одновременно воплощали думы и  чувства многих. Именно об этом, пронзительно личном и в то же время близком  всему военному поколению, слова  знаменитой «Землянки» А.Суркова:

Ты сейчас далеко–далеко,

 Между нами снега  и снега,

 До тебя мне дойти  не легко,

 А до смерти четыре  шага.

   Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчетливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен–гимнов. Написанные в торжественно–приподнятом тоне, призванные создать обобщенно–символический образ сражающегося народа, лишенные бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.

 Во времена  тяжелого лихолетья у советского  человека обостряется чувство  родины. Образ России с ее просторами, полями и лесами сказочной  красоты приобретает в песнях  на стихи А.Прокофьева, Е.Долматовского, А.Жарова, А.Чуркина и многих других поэтов то романтически–возвышенное, то лирико–интимное звучание.  Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М.Исаковского, А.Фатьянова, А.Суркова, К.Симонова и других поэтов, посвященные дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи, – всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома («Землянка» А.Суркова, «Огонек» М.Исаковского, «Темная ночь» В.Агатова, «Вечер на рейде» А. Чуркина); стихи о военных буднях, шуточные, положенные на мелодии задушевных русских песен, частушек, вальсов. Такие произведения, как «Дороги» Л.Ошанина, «Вот солдаты идут» М.Львовского, «Соловьи» А. Фатьянова и другие постоянно предавались по радио,  исполнялись во время концертов на фронте и в тылу.

Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие)  и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие). Название книги латышского поэта Я.Судрабкална «В братской семье» – больше, чем обозначение сборника стихов; в нем отображены стержневые темы поэзии военных лет – дружба народов, интернационалистские, гуманистические идеи. В этом русле создавались произведения самых различных жанров: лирика и героико–романтическая баллада, песня–сказание и лирико–публицистическая  поэма.

 Эпоха Великой  Отечественной войны породила  замечательную по силе и искренности  поэзию, гневную публицистику, суровую  прозу, страстную драматургию. 

Поэма военных  лет отличалась разнообразием стилевых, сюжетно–композиционных решений. Строго выдержанным балладно–повествовательным построением отмечена поэма Н.Тихонова «Киров с нами». «Россия» А.Прокофьева создана средствами народной поэтики, напевного и раздольного русского стиха:

 Сколько звезд голубых,  сколько синих.

 Сколько ливней прошло, сколько гроз.

 Соловьиное горло  – Россия,

 Белоногие пущи берез.

 Да широкая русская  песня,

 Вдруг с каких–то  дорожек и троп

 Сразу брызнувшая в поднебесье,

 По–родному, по–русски – взахлеб…

 Лирико–публицистическая поэма синтезирует принципы и приемы повествовательного и возвышенно–романтического стиля. Поэма М.Алигер «Зоя» отмечена удивительной слитностью автора с духовным миром героини. В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и цельность, правда и простота.

 Московская  школьница Зоя Космодемьянская   без колебаний, добровольно выбирает  суровую долю. В чем истоки  подвига Зои, ее духовной победы? А.Твардовский, размышляя над  тем, что формировало мироощущение  людей 30–х годов, заметил: «Не  та война. Какая бы она ни  была… породила этих людей, а то... что было до войны. А война обнаруживала, выдавала в ярком виде на свет эти качества людей»  (из дневника поэта 1940 года, содержавшего первоначальный замысел «Василия Теркина»).

Поэма «Зоя» –  не столько жизнеописание героини, сколько лирическая исповедь от имени  поколения, юность которого совпала  с грозной  и трагической порой  в истории народа.  Вот почему в поэме столь часто ведется  задушевный разговор с юной героиней:

 Девочка, а что  такое счастье?

 Разве разобрались  мы с тобой…

 Вместе с  тем трехчастное построение поэмы  передает основные этапы становления  духовного облика героини. В  начале поэмы легкими, но точными  штрихами только намечен облик  девочки–«длинноножки». Постепенно в прекрасный мир ее юности (« Жилось нам на свете светло и просторно…») входит большая социальная тема, чуткое сердце вбирает тревоги и боль «потрясенной планеты». Здесь в лирический строй поэмы вторгаются открыто публицистические строки:

 Тревожное небо клубится  над нами.

 Подходит война к  твоему изголовью,

 И больше нам взносы  платить не рублями,

 А, может быть, собственной  жизнью и кровью.

 Апофеозом  короткой, но прекрасной жизни  становится завершающая часть  поэмы. О нечеловеческих пытках, которым подвергают Зою в фашистском  застенке, сказано скупо, но сильно, публицистически остро. Имя и  образ московской школьницы, жизнь  которой так трагически рано  оборвалась, стали легендой:

 И уже почти что над снегами,

 Легким телом устремясь вперед,

 Девочка последними  шагами

 Босиком в бессмертие  идет.

 Вот почему  в финале поэмы столь закономерно  отождествление облика Зои с  античной богиней победы –  крылатой Никой.

 «Василий  Теркин» А.Твардовского – крупнейшее, наиболее значительное поэтическое  произведение эпохи Великой Отечественной.  Если у А.Прокофьева в лиро–эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики Шумовы) изображены в символически–обобщенной манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.

 В бессмертном  образе Василия Теркина воплотились  с особой силой черты русского  национального характера той  эпохи. Демократизм и нравственная  чистота, величие и простота  героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родствен миру образов русского фольклора.

 ПРОЗА

       В эпоху  Отечественной войны 1812 года многое, по словам Л.Толстого, определяла  «скрытая теплота патриотизма». Массовый героизм, какого еще  не знала история человечества, душевная сила, стойкость, мужество, безмерная любовь народа к  Отчизне раскрылись с особой  полнотой в период Великой  Отечественной войны. Обостренное  патриотическое, социальное и нравственное  начало определяли строй мыслей, поступков воинов Советской Армии.  Об этом и поведали писатели–публицисты  тех лет.

         Крупнейшие мастера слова –  А.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов –  стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и  в тылу пользовалось яркое,  темпераментное слово И.Эренбурга.  Важный вклад в публицистику  тех лет внесли А.Фадеев, В.Вишневский, Н.Тихонов.

Информация о работе Период ВОВ в литературе