Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:44, доклад
Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны.
Период ВОВ в литературе
Основная
задача советской литературы
в период войны заключалась
в том, чтобы отобразить жизнь
воюющего народа, передать величие
его подвига, вызвать глубокие
патриотические чувства,
Публицистика
А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова,
В. Вишневского, К. Симонова, И.
Эренбурга стала еще одним
видом оружия, разящим врага. Вместе
с тем создавались повести,
романы, поэтические произведения,
главными героями и темой
Важное место в литературе военных лет занимали произведения о героическом революционном и боевом прошлом русского народа. Традиции борьбы народов России против иноземных захватчиков умножали боевой дух сражающейся Красной Армии, трудящихся советского тыла.
С первых дней войны
советские писатели и поэты вместе
со всем народом встали на борьбу с
фашистами. Их оружием были и винтовка,
и пулемет, и слово: стихи, рассказы,
песни, строки военной корреспонденции.
В первый день войны А. Сурков обратился
к стране со стихотворением "Присягаем
победой". К. Симонов в грозные
предвоенные годы писал, что перья
штампуют из той же стали, которая
завтра пойдет на штыки. А когда ранним
июньским утром в родной дом вломилась
коричневая чума, писатели одели военные
гимнастерки и стали армейскими
корреспондентами. На страницах "Правды",
рядом с военными сводками и фронтовыми
корреспонденциями стали
Литература о войне началась 22 июня 1941 г. с обращений известных писателей к народу, с публицистических статей, со стихов. То, что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом отношении – это были баллады, лирические стихи, песни, яркие эмоциональные очерки. М. Шолохов "Наука ненависти", "Они сражались за Родину". К. Симонов, стихи: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Синий платочек", "Жди меня и я вернусь". Стихи А. Суркова, М. Исаковского, поэма А. Твардовского "Василий Теркин", стихи О. Бергольц, очерки И. Эренбурга, повесть Э. Казакевича "Звезда" – далеко не полный перечень имен и произведений, написанных во время войны.
Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы ("До свидания, мальчики"). Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. И может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение – это знаменитое стихотворение А. Твардовского "Я убит подо Ржевом", слово погибшего, обращенное к живым.
И в прозе, и в поэзии первых военных лет была наибольшая правда, очищенная от всякой идеологической шелухи. Но во второй половине войны, когда появилась надежда на победу, с литературой произошел странный парадокс: правда ушла, а осталась идеологическая пропаганда о силе советского оружия, о коммунистической партии, которой принадлежит ведущая роль в победе над фашистами, о роли вождя, товарища Сталина. Было забыто, что перед началом войны Сталин подписал пакт о ненападении с фашистом Гитлером. Как это было возможно – союз фашиста с коммунистом?
ПОЭЗИЯ
Тематика
лирики резко изменилась с
первых же дней войны.
Лейтмотивом
поэзии тех лет стали строки
из стихотворения Александра
Твардовского «Партизанам Смоленщины»:
«Встань, весь мой край
Органическая
связь с русской классической
лирикой и народным
Ты русская – дыханьем, кровью, думой.
В тебе соединились не вчера
Мужицкое терпенье Аввакума
И царская неистовость Петра.
Сражающемуся
народу в равной мере были нужны
и гневные строки ненависти, и
задушевные стихи о любви и
верности. Вот почему широкой популярностью
пользовались стихотворения К.Симонова
«Убей его!», «Жди меня, и я вернусь…»,
гневное стихотворение А.
Ты сейчас далеко–далеко,
Между нами снега и снега,
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти четыре шага.
Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчетливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен–гимнов. Написанные в торжественно–приподнятом тоне, призванные создать обобщенно–символический образ сражающегося народа, лишенные бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.
Во времена
тяжелого лихолетья у
Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие) и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие). Название книги латышского поэта Я.Судрабкална «В братской семье» – больше, чем обозначение сборника стихов; в нем отображены стержневые темы поэзии военных лет – дружба народов, интернационалистские, гуманистические идеи. В этом русле создавались произведения самых различных жанров: лирика и героико–романтическая баллада, песня–сказание и лирико–публицистическая поэма.
Эпоха Великой
Отечественной войны породила
замечательную по силе и
Поэма военных
лет отличалась разнообразием стилевых,
сюжетно–композиционных решений. Строго
выдержанным балладно–
Сколько звезд голубых, сколько синих.
Сколько ливней прошло, сколько гроз.
Соловьиное горло – Россия,
Белоногие пущи берез.
Да широкая русская песня,
Вдруг с каких–то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье,
По–родному, по–русски – взахлеб…
Лирико–публицистическая поэма синтезирует принципы и приемы повествовательного и возвышенно–романтического стиля. Поэма М.Алигер «Зоя» отмечена удивительной слитностью автора с духовным миром героини. В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и цельность, правда и простота.
Московская
школьница Зоя Космодемьянская
Поэма «Зоя» – не столько жизнеописание героини, сколько лирическая исповедь от имени поколения, юность которого совпала с грозной и трагической порой в истории народа. Вот почему в поэме столь часто ведется задушевный разговор с юной героиней:
Девочка, а что такое счастье?
Разве разобрались мы с тобой…
Вместе с
тем трехчастное построение
Тревожное небо клубится над нами.
Подходит война к твоему изголовью,
И больше нам взносы платить не рублями,
А, может быть, собственной жизнью и кровью.
Апофеозом
короткой, но прекрасной жизни
становится завершающая часть
поэмы. О нечеловеческих
И уже почти что над снегами,
Легким телом устремясь вперед,
Девочка последними шагами
Босиком в бессмертие идет.
Вот почему
в финале поэмы столь
«Василий
Теркин» А.Твардовского –
В бессмертном
образе Василия Теркина
ПРОЗА
В эпоху
Отечественной войны 1812 года многое,
по словам Л.Толстого, определяла
«скрытая теплота патриотизма».
Массовый героизм, какого еще
не знала история человечества,
душевная сила, стойкость, мужество,
безмерная любовь народа к
Отчизне раскрылись с особой
полнотой в период Великой
Отечественной войны.
Крупнейшие мастера слова –
А.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов –
стали и выдающимися