Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:01, реферат
Работа состоит из разделов, в каждом из которых внимание акцентируется на отдельных произведениях, созданных поэтессой в рассматриваемый период. Причём подробно мы останавливаемся на новых темах, мотивах, достижениях, стилевых приёмах, имеющих место в тот или иной период творчества, и их развитии в дальнейшем.
Наша задача состоит в том, чтобы выявить специфику каждого из периодов, определить его жанровое и идейное своеобразие, проследить эволюцию творчества поэтессы. Кроме того, необходимо учесть, связь творчества М.И. Цветаевой с ее биографией, событиями мировой культуры и истории.
При написании работы мы опирались на монографии исследователей жизни и творчества Цветаевой, на которые в каждом разделе имеются ссылки.
Введение.
Глава 1. Начало творческого пути.
1. 1910 год – первая книга стихов «Вечерний альбом».
2. 1912 год – сборник «Волшебный фонарь»: развитее поэтического таланта.
3. «Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.
Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.
Глава 3. «Просто голос перерос стихи…».
1. 1918-1919 – обращение к драматургии.
2. 1920-1921 – создание «русских поэм».
Глава 4. Эмиграционный период творчества.
1. «Поэма Горы» как поэма Преодоления.
2. «Поэма Конца» - лучшее произведение поэтессы.
3. Проза Цветаевой.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
Заключение.
Список литературы.
ДЕПАРТАМЕН ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Отделение связи с общественностью
Кафедра истории и культурологии
«Периодизация творчества М.И.Цветаевой»
Курсовая работа
Студентки 1 курса
Павловой С.Г.
Научный руководитель:
к.ф.н.,доцент
Московский О.В.
САМАРА 2010
Содержание.
Введение.
Глава 1. Начало творческого пути.
1. 1910 год – первая книга стихов «Вечерний альбом».
2. 1912 год – сборник «Волшебный фонарь»: развитее поэтического таланта.
3. «Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.
Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.
Глава 3. «Просто голос перерос стихи…».
1. 1918-1919 – обращение к драматургии.
2. 1920-1921 – создание «русских поэм».
Глава 4. Эмиграционный период творчества.
1. «Поэма Горы» как поэма Преодоления.
2. «Поэма Конца» - лучшее произведение поэтессы.
3. Проза Цветаевой.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Имя Марины Ивановны Цветаевой долгое время оставалось неизвестным широкому кругу читателей. От первой книги стихов, благосклонно встреченной литераторами и критиками, к полному забвению и одиночеству – таков путь великой русской поэтессы.
Нам, современным
читателям Марины Цветаевой,
Мы проследим основные этапы жизни и творчества поэтессы. Цель нашей работы – периодизация творчества Цветаевой. От первых стихов, вошедших в сборник «Вечерний альбом», который увидел свет в 1910 году, к зрелому творчеству поэтессы, когда были написаны её лучшие поэмы, пьесы, и заканчивая публицистикой в последующие годы жизни Марины Цветаевой.
Работа состоит
из разделов, в каждом из которых
внимание акцентируется на
Наша задача состоит в том, чтобы выявить специфику каждого из периодов, определить его жанровое и идейное своеобразие, проследить эволюцию творчества поэтессы. Кроме того, необходимо учесть, связь творчества М.И. Цветаевой с ее биографией, событиями мировой культуры и истории.
При написании работы мы опирались на монографии исследователей жизни и творчества Цветаевой, на которые в каждом разделе имеются ссылки.
Глава 1. Начало творческого пути.
Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама, и очень рано. Она предсказала собственное долгое забвение, а затем, после глухоты и немоты, громкую посмертную славу; угадала и свою странную смерть…
Сегодня Марину
Цветаеву знают и любят
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
(«Красной кистью…»)1
Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения.
Семья была высококультурной, с богатыми традициями. Отец, Иван Владимирович Цветаев, - профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств, выдающийся филолог. Мать, Мария Александровна Мейн, - страстная музыкантша, любила стихи и сама их писала. Именно от матери переняла Цветаева страсть к стихам. «Четырёхлетняя моя Маруся, - записывала в своём дневнике Мария Александровна, - ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?»2
Характер Цветаевой
формировался в семье, где
Незадолго до рождения
Марины Иван Владимирович
Именно в этой
напряжённой обстановке
Первым, кто прочитал «альбом» и сразу же на него отозвался, был М.Волошин. «Это очень юная и неопытная книга, - писал он. Многие стихи, если их раскрыть случайно, могут вызвать улыбку. Её нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Если же прибавить, что её автор владеет не только стихом, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно передать наблюдение и чувство».
Период создания «Вечернего альбома» был смутным и мучительным в жизни Цветаевой. Смерть матери в 1906 году, беззащитное одиночество отца, немногочисленные друзья; отношения в семье стали хрупкими и ложными, между домашними сквозил холод. Это привнесло в первую книгу стихов тягостные и драматические сцены. Стихотворение «Столовая» воспроизводит один день из жизни семьи, где каждый её член равнодушен друг к другу:
Столовая, четыре раза в день
Миришь на миг во всём друг друга чуждых.
Здесь разговор о самых скучных нуждах,
Безмолвен тот, кому ответить лень.
Все неустойчиво, недружелюбно, ломко,
Тарелок стук... Беседа коротка:
- "Хотела в семь она придти с катка?"
- "Нет, к девяти", - ответит экономка.
(«Столовая»)3
Цветаева жила
очень напряженной, но
Время с 1911-1914 года было самым счастливым и бестревожным, самозабвенным и солнечным в жизни Марины Ивановны. В начале 1912 года она вышла замуж за Сергея Эфрона. В этом же году вышел её второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». Эта книга во многом продолжает традиции первой, но есть в ней и новые темы, мотивы, черты. Так, в сборнике «Волшебный фонарь» появляется тема любви. Её появление было связано с теми сильными переживаниями, которые вызывало знакомство Цветаевой с двумя поэтами – Эллисом и Нилендером. Марина Цветаева привязалась к обоим и посвящала им стихи. Они же явились причиной разочарованности её романтических настроений, когда сначала от Эллиса, а затем от Нилендера поступило предложение руки и сердца. Об этом первом крушении рассказывалось во второй книге Цветаевой, в разделе «Не на радость».
Новы для Цветаевой были
и стихи, посвящённые
После венчания Цветаева и Эфрон уехали в Париж, затем – в Италию. Это путешествие интересно, пожалуй, лишь тем, что оно, как ни странно, никак не отозвалось в её стихах. Более того – стихов просто не было.
Поэзия вновь проснулась
в ней лишь в Москве, а затем
– с новой силой – в Коктебеле.
«Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.
Третья книга Цветаевой называлась «Юношеские стихи». При жизни поэтессы она не увидела света. Эта книга имеет огромное значение для понимания творчества Марины Ивановны, поскольку именно в ней формировались темы, мотивы, стиль той Цветаевой, которую сейчас знает читающий мир.
Годы создания
«Юношеских стихов» были
Мальчиком, бегущим резво,
Я предстала Вам.
Вы посмеивались трезво
Злым моим словам:
«Шалость - жизнь мне, имя - шалость!
Смейся, кто не глуп!»
И не видели усталость
Побледневших губ.
(«Мальчиком, бегущим резво…»)5
Книга «Юношеские стихи» сейчас напечатана, но стихи рассыпаны по сборникам. Если их собрать и расположить в том порядке, который был задуман Цветаевой, то становится видна, по мнению А.Павловского, ещё одна особенность сборника.6 В «Юношеских стихах» просвечивает театральность тогдашней стихотворной манеры. Стихи распределены по персонажам – по нескольким романтическим амплуа: бродяга, вор, цыганка, коварная соблазнительница, счастливая любовница, актёр. В «Юношеских стихах» Цветаева играет все роли от уличной девки до трагической шекспировской леди.
Именно в «Юношеских
стихах» начала выявляться та
«цветаевская» окраска и
А. Саакянц отмечала, что «звук голоса Цветаевой – это нередко интонация выкрика, во всяком случае резкое, с первого же слова вознесение в высоту, до самого предела эмоциональных и физических возможностей: на сколько хватит дыхания».7
Так, высоко запрокинув лоб,
- Русь молодая! - Слушай! –
или
Идите же! - Мой голос нем.
Именно в этом цикле, испытывая возможности своего голоса, Цветаева широко использует пунктуацию как своеобразную «нотную запись», дающую её возможность передать модуляцию измененного волнением голоса, паузность речи и её прерывистый бег в высоту»8
«Юношеские стихи»
полны жизнелюбия. Такому впечатлению
не мешают стихи о смерти, которые
Цветаева в те годы писала
постоянно. Эти стихи были
Быть нежной, бешеной и шумной,
- Так жаждать жить! -
Очаровательной и умной, -
Прелестной быть!
Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины...
- О возмущенье, что в могиле
Мы все равны!
(«Быть нежной, бешенной и шумной…»)9
Тема смерти
у Цветаевой не сродни
В «Юношеских стихах» лирика Цветаевой всё чаще и охотнее слушает мир. Как отмечают исследователи, сначала это дороги истории и литературы, наполненные костюмированными фигурами. Но подмостки исчезают – среди бутафории начинает прорезываться подлинность – Россия.10
Цветаеву толкнуло в сердце и отозвалось в её стихах народное горе – война.
Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем - поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.
(«Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!»)11
В целом, можно сказать, что уже в первых, ранних, сборниках стихов определилось своеобразие стиля Марины Ивановны Цветаевой - трагизм и жизнелюбие, психологизм и «потаенность» стали и в дальнейшем особенностью ее лирической манеры. А также в первых сборниках выявилось осознание ею себя как поэтессы, предсказание непростой судьбы и обособленность Цветаевой от литературных сообществ.
Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.
Всю жизнь Цветаева нуждалась в читателе и недополучала читательского внимания. Стихи Цветаевой – это исполнение: без эффекта исполнительства они теряют часть себя.