Периодизация творчества М.И.Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Работа состоит из разделов, в каждом из которых внимание акцентируется на отдельных произведениях, созданных поэтессой в рассматриваемый период. Причём подробно мы останавливаемся на новых темах, мотивах, достижениях, стилевых приёмах, имеющих место в тот или иной период творчества, и их развитии в дальнейшем.
Наша задача состоит в том, чтобы выявить специфику каждого из периодов, определить его жанровое и идейное своеобразие, проследить эволюцию творчества поэтессы. Кроме того, необходимо учесть, связь творчества М.И. Цветаевой с ее биографией, событиями мировой культуры и истории.
При написании работы мы опирались на монографии исследователей жизни и творчества Цветаевой, на которые в каждом разделе имеются ссылки.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Начало творческого пути.
1. 1910 год – первая книга стихов «Вечерний альбом».
2. 1912 год – сборник «Волшебный фонарь»: развитее поэтического таланта.
3. «Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.
Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.
Глава 3. «Просто голос перерос стихи…».
1. 1918-1919 – обращение к драматургии.
2. 1920-1921 – создание «русских поэм».
Глава 4. Эмиграционный период творчества.
1. «Поэма Горы» как поэма Преодоления.
2. «Поэма Конца» - лучшее произведение поэтессы.
3. Проза Цветаевой.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕН ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Гуманитарный факультет

Отделение связи с общественностью

Кафедра истории и культурологии

 

 

 

 

«Периодизация творчества М.И.Цветаевой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки 1 курса

Павловой С.Г.

Научный руководитель:

к.ф.н.,доцент

Московский О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА 2010

 

Содержание.

Введение.

Глава 1. Начало творческого пути.

  1. 1910 год – первая книга стихов «Вечерний альбом».

  2. 1912 год – сборник «Волшебный фонарь»: развитее поэтического таланта.

  3. «Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.

Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.

Глава 3. «Просто голос перерос стихи…».

  1. 1918-1919 – обращение к драматургии.

  2. 1920-1921 – создание «русских поэм».

Глава 4. Эмиграционный период творчества.

  1. «Поэма Горы»  как поэма Преодоления.

  2. «Поэма Конца» - лучшее произведение поэтессы.

  3. Проза Цветаевой.

Глава 5. Последние годы жизни и творчества.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

Введение.

   Имя Марины Ивановны Цветаевой  долгое время оставалось неизвестным широкому кругу читателей. От первой книги стихов, благосклонно встреченной  литераторами и критиками, к полному забвению и одиночеству – таков путь великой русской поэтессы.

   Нам, современным  читателям Марины Цветаевой, ещё  предстоит осмыслить и оценить  по достоинству её творческое  наследие, разобраться в трагических  сплетениях судьбы поэтессы, осознать неповторимость её творческой манеры.

   Мы проследим основные этапы жизни и творчества поэтессы. Цель нашей работы – периодизация творчества Цветаевой. От первых стихов, вошедших в сборник «Вечерний альбом», который увидел свет в 1910 году, к зрелому творчеству поэтессы, когда были написаны её лучшие поэмы, пьесы, и заканчивая публицистикой в последующие годы жизни Марины Цветаевой.

   Работа состоит  из разделов, в каждом из которых  внимание акцентируется на отдельных произведениях, созданных поэтессой в рассматриваемый период. Причём  подробно мы останавливаемся на новых темах, мотивах, достижениях, стилевых приёмах, имеющих место в тот или иной период творчества, и их развитии в дальнейшем.

  Наша задача состоит  в том, чтобы выявить специфику каждого из периодов, определить его жанровое и идейное своеобразие, проследить эволюцию творчества поэтессы. Кроме того, необходимо учесть, связь творчества М.И. Цветаевой с ее биографией, событиями мировой культуры и истории.

   При написании работы мы опирались на монографии исследователей жизни и творчества Цветаевой, на которые в каждом разделе имеются ссылки.

  

Глава 1. Начало творческого  пути.

   Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама, и очень рано. Она предсказала собственное долгое забвение, а затем, после глухоты и немоты, громкую посмертную славу; угадала и свою странную смерть…

   Сегодня Марину  Цветаеву знают и любят миллионы  людей во всём мире. Но тридцать-сорок  лет назад её стихов никто  не знал. Полное безмолвие. Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года, в Москве.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 («Красной кистью…»)1

  Рябина навсегда  вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения.

   Семья была высококультурной, с богатыми традициями. Отец, Иван Владимирович Цветаев, - профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств, выдающийся филолог. Мать, Мария Александровна Мейн, - страстная музыкантша, любила стихи и сама их писала. Именно от матери переняла Цветаева страсть к стихам. «Четырёхлетняя моя Маруся, - записывала в своём дневнике Мария Александровна, - ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?»2

   Характер Цветаевой  формировался в семье, где многое  способствовало – вопреки желаниям  взрослых и даже незаметно  от них – трагизму её мироощущения.

  Незадолго до рождения  Марины Иван Владимирович потерял  молодую и горячо любимую жену. Он так и не смог примириться  с этой потерей. Мария Александровна  вышла за него замуж, тая  в сердце собственную тяжёлую  утрату. Не смея ослушаться отца, она не вышла за любимого человека. За Ивана Владимировича пошла, движимая рассудочным долгом вырастить осиротевших детей, стать опорой одарённому учёному.

   Именно в этой  напряжённой обстановке семейной  жизни писала Цветаева свои  стихи. В 1910 году, ещё учась в гимназии, она издала свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Она сейчас интересна для нас как предвестие будущей Марины Цветаевой. А Павловский отмечал: «Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью, ясно выраженной личностью, и даже нота трагизма, в целом для альбома не характерная, уже прозвучала в этой детски простодушной и светлой книге».

   Первым, кто прочитал  «альбом» и сразу же на него отозвался, был М.Волошин. «Это очень юная и неопытная книга, - писал он. Многие стихи, если их раскрыть случайно, могут вызвать улыбку. Её нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Если же прибавить, что её автор владеет не только стихом, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно передать наблюдение и чувство».

   Период создания «Вечернего альбома» был смутным и мучительным в жизни Цветаевой. Смерть матери в 1906 году, беззащитное одиночество отца, немногочисленные друзья; отношения в семье стали хрупкими и ложными, между домашними сквозил холод. Это привнесло в первую книгу стихов тягостные и драматические сцены. Стихотворение «Столовая» воспроизводит один день из жизни семьи, где каждый её член равнодушен друг к другу:

Столовая, четыре раза в  день

Миришь на миг во всём друг друга чуждых.

Здесь разговор о самых  скучных нуждах,

Безмолвен тот, кому ответить лень.

 

Все неустойчиво, недружелюбно, ломко,

Тарелок стук... Беседа коротка:

- "Хотела в семь  она придти с катка?"

- "Нет, к девяти", - ответит экономка.

 («Столовая»)3

   Цветаева жила  очень напряженной, но потаённой  душевной жизнью. Стихи были для неё почти единственным средством самораскрытия. В её ранних дневниковых стихах вызревал и временами давал себя знать «великолепный цветаевский психологизм».4 Она точно схватывала и умела передать словом, интонацией, ритмикой нюансы своих переживаний, чувств, надежд.

   Время с 1911-1914 года было самым счастливым и бестревожным, самозабвенным и солнечным в жизни Марины Ивановны. В начале 1912 года она вышла замуж за Сергея Эфрона. В этом же году вышел её второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». Эта книга во многом продолжает традиции первой, но есть в ней и новые темы, мотивы, черты. Так, в сборнике «Волшебный фонарь»  появляется тема любви. Её появление было связано с теми сильными переживаниями, которые вызывало знакомство Цветаевой с двумя поэтами – Эллисом и Нилендером. Марина Цветаева привязалась к обоим и посвящала им стихи. Они же явились причиной разочарованности её романтических настроений, когда сначала от Эллиса, а затем от Нилендера поступило предложение руки и сердца. Об этом первом крушении рассказывалось во второй книге Цветаевой, в разделе «Не на радость».

   Новы для Цветаевой были  и стихи, посвящённые собственной  поэзии, её назначению, роли и  силе. В стихотворении «Эстеты»  она восставала против литературности  и эстетизма, а в «Литературных прокурорах» говорила о власти искусства, дарующего человеку бессмертие – одна из коренных тем будущей Цветаевой.

  После венчания Цветаева  и Эфрон уехали в Париж, затем  – в Италию. Это путешествие  интересно, пожалуй, лишь тем,  что оно, как ни странно, никак не отозвалось в её стихах. Более того – стихов просто не было.

  Поэзия вновь проснулась  в ней лишь в Москве, а затем  – с новой силой – в Коктебеле.  Стихи пришли как обвал, как  лавина; они были новы, почти не  похожи на прежние…

 

«Юношеские стихи» - предвестник  будущей Цветаевой.

 Третья книга Цветаевой называлась «Юношеские стихи». При жизни поэтессы она не увидела света. Эта книга имеет огромное значение для понимания творчества Марины Ивановны, поскольку именно в ней формировались темы, мотивы, стиль той Цветаевой, которую сейчас знает читающий мир.

   Годы создания  «Юношеских стихов» были самыми  счастливыми в судьбе Марины  Ивановны. О чём же писала эта  «счастливая женщина»? О жизни,  «растраченной даром», - в двадцать  лет! О «каменной безнадёжности» всех своих «проказ» - в двадцать-то лет! Вот стихотворение, открывающее сборник:

Мальчиком, бегущим резво,

Я предстала Вам.

Вы посмеивались трезво

Злым моим словам:

 

«Шалость - жизнь мне, имя - шалость!

Смейся, кто не глуп!»

И не видели усталость

Побледневших губ.

(«Мальчиком, бегущим  резво…»)5

Книга «Юношеские стихи» сейчас напечатана, но стихи рассыпаны  по сборникам. Если их собрать и расположить  в том порядке, который был  задуман Цветаевой, то становится видна, по мнению А.Павловского, ещё одна особенность сборника.6 В «Юношеских стихах» просвечивает театральность тогдашней стихотворной манеры. Стихи распределены по персонажам – по нескольким романтическим амплуа: бродяга, вор, цыганка, коварная соблазнительница, счастливая любовница, актёр. В «Юношеских стихах» Цветаева играет все роли от уличной девки до трагической шекспировской леди.

   Именно в «Юношеских  стихах» начала выявляться та  «цветаевская» окраска и интонация  голоса и слова, по которым  мы сегодня тотчас узнаём её  стихи.

   А. Саакянц отмечала, что «звук голоса Цветаевой – это нередко интонация выкрика, во всяком случае резкое, с первого же слова вознесение в высоту, до самого предела эмоциональных и физических возможностей: на сколько хватит дыхания».7

Так, высоко запрокинув лоб,

- Русь молодая! - Слушай! –

или

Идите же! - Мой голос  нем.

   Именно в этом  цикле, испытывая возможности  своего голоса, Цветаева широко использует пунктуацию как своеобразную «нотную запись», дающую её возможность передать модуляцию измененного волнением голоса, паузность речи и её прерывистый бег в высоту»8

   «Юношеские стихи»  полны жизнелюбия. Такому впечатлению  не мешают стихи о смерти, которые  Цветаева в те годы писала  постоянно. Эти стихи были оборотной  стороной её жизнелюбия:

Быть нежной, бешеной и шумной,

- Так жаждать жить! -

Очаровательной и умной, -

Прелестной быть!

 

Нежнее всех, кто есть и были,

Не знать вины...

- О возмущенье, что  в могиле

Мы все равны!

(«Быть нежной, бешенной  и шумной…»)9

   Тема смерти  у Цветаевой не сродни декадентским мотивам. Она рассматривала её не пессимистически, а трагедийно, как проблему бытийную.

   В «Юношеских  стихах» лирика Цветаевой всё  чаще и охотнее слушает мир. Как отмечают исследователи, сначала это дороги истории и литературы, наполненные костюмированными фигурами. Но подмостки исчезают – среди бутафории начинает прорезываться подлинность – Россия.10

   Цветаеву толкнуло  в сердце и отозвалось в  её стихах народное горе –  война.

Я знаю правду! Все прежние  правды - прочь!

Не надо людям с  людьми на земле бороться.

Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.

О чем - поэты, любовники, полководцы?

 

Уж ветер стелется, уже земля в росе,

Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

И под землею скоро  уснем мы все,

Кто на земле не давали уснуть друг другу.

(«Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!»)11

В целом, можно сказать, что уже в первых, ранних, сборниках стихов определилось своеобразие стиля Марины Ивановны Цветаевой -  трагизм и жизнелюбие, психологизм и «потаенность» стали и в дальнейшем особенностью ее лирической манеры. А также в первых сборниках выявилось осознание ею себя как поэтессы, предсказание непростой судьбы и обособленность Цветаевой от литературных сообществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.

   Всю жизнь Цветаева нуждалась в читателе и недополучала читательского внимания. Стихи Цветаевой – это исполнение: без эффекта исполнительства они теряют часть себя.

Информация о работе Периодизация творчества М.И.Цветаевой