Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:01, реферат
Работа состоит из разделов, в каждом из которых внимание акцентируется на отдельных произведениях, созданных поэтессой в рассматриваемый период. Причём подробно мы останавливаемся на новых темах, мотивах, достижениях, стилевых приёмах, имеющих место в тот или иной период творчества, и их развитии в дальнейшем.
Наша задача состоит в том, чтобы выявить специфику каждого из периодов, определить его жанровое и идейное своеобразие, проследить эволюцию творчества поэтессы. Кроме того, необходимо учесть, связь творчества М.И. Цветаевой с ее биографией, событиями мировой культуры и истории.
При написании работы мы опирались на монографии исследователей жизни и творчества Цветаевой, на которые в каждом разделе имеются ссылки.
Введение.
Глава 1. Начало творческого пути.
1. 1910 год – первая книга стихов «Вечерний альбом».
2. 1912 год – сборник «Волшебный фонарь»: развитее поэтического таланта.
3. «Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.
Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.
Глава 3. «Просто голос перерос стихи…».
1. 1918-1919 – обращение к драматургии.
2. 1920-1921 – создание «русских поэм».
Глава 4. Эмиграционный период творчества.
1. «Поэма Горы» как поэма Преодоления.
2. «Поэма Конца» - лучшее произведение поэтессы.
3. Проза Цветаевой.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
Заключение.
Список литературы.
Чехия, Прага, жизнь в пригороде Мокроты остались самыми светлыми страницами из всех эмигрантских лет Цветаевой. Было главное – любовь, встреча с мужем после долгих лет безнадежной разлуки, были друзья.
В творческом развитии Цветаевой неизменно проявлялась характерная для неё закономерность: в кризисные или узловые моменты она обращалась к крупным жанрам, преимущественно к поэме. Так, в чешский период появились «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», трагедия «Ариадна».
«Поэма Горы» и «Поэма Конца» представляют собой одну поэму-дилогию, которую можно было бы назвать или Поэмой Любви, или Поэмой Расставания. Обе – история любви, бурного и краткого увлечения. История отношений не прослеживается, берётся лишь финал, т.е. момент самый драматический и всё в себе совмещающий.
Прототипом героя «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца» был Константин Болеславович Родзевич, учившийся вместе с мужем Цветаевой.
Приступая к
созданию «Поэмы Горы», Марина
Цветаева ставила перед собой
великую цель – создать
Но под тяжестью тех фундаментов
Не забудет гора - игры.
Есть беспутные, нет беспамятных:
Горы времени - у горы!
По упорствующим расселинам
Дачник, поздно хватясь, поймет:
Не пригорок, поросший семьями, -
Кратер, пущенный в оборот!32
Обратимся к названию. Почему «Поэма Горы»? Образ Горы появляется у Цветаевой и до этой поэмы. По мнению А.Павловского,33 для этой поэтессы Гора – олицетворение высоты, восхождение вверх; Гора – отвес: измеритель реального растления между «уровнем жизни» и «уровнем духа»; Гора – посредник между небом и землёй.
Гора в поэме
Цветаевой – это в известной
мере она сама, её душа –
в крутизне и колдобинах. И.
В. Кудрова писала: «Поэма Горы»
- поэма Преодоления. Все
Гора горевала, что только грустью
Станет - что нынче и кровь и зной.
Гора горевала, что не отпустит
Нас, не допустит тебя с другой!
Гора горевала, что только дымом
Станет - что ныне: и Мир и Рим.
Гора горевала, что быть с другими
Нам (не завидую тем, другим!).35
Одну из глав этой небольшой поэмы Марина Цветаева отвела теме смешивания Горы:
Минут годы, и вот означенный
Камень, плоским смененный, снят.
Нашу гору застроят дачами, -
Палисадниками стеснят.36
Поэтесса говорит о людях, которые могут удовлетвориться обычной, земной любовью.
…Ибо надо ведь - хоть кому-нибудь
Ома – в счастье, и счастья – в дом!
Счастья – в доме, любви без вымыслов,
Без вытягивания жил!37
Героиня не может примириться с такой любовью, она, как Маринка из «Переулочек», как – позднее – героиня «Поэмы Конца», жаждет любви – храма.
Но семьи тихие милости,
Но птенцов лепет – увы!
Оттого, что в сей мир явились мы -
Небожителями любви!38
«Боги мстят своим подобиям…» - слова испытание души высотою закончилось несчастьем.
Закончив «Поэму
Горы», Цветаева в тот же
день начала «Поэму Конца». Она
писала о ней: «Поэма Конца»
- уже разразившееся женское
Все критики сходятся на том, что «Поэма Конца» - одно из наиболее трагичных, страстных, лирически нежных и в то же время самая отделанная во всех частностях и художественно совершенная вещь.
Поэма начинается с «конца»: все уже решено в начале произведения, в самом начале встречи героев:
В небе, ржавее жести,
Перст столба.
Встал на назначенном месте,
Как судьба.39
Герой поэмы
хотел бы любви «по горизонтам»
Вы думаете, любовь –
Беседовать через столик?
Часочек – и по домам?
Как же господа и дамы?41
Одна из сильных сцен в поэме разговор в кафе – символ «любви по горизонтали»:
Один – над книжкой чековой,
Другой – над ручкой лайковой,
А тот – над ножкой ласковой
Работает тишком.
и
…наласкано, налюблено,
А главное - натискано!
Нащипано… (Вчерашняя
Снедь - не взыщи: с душком!)42
Герой (опять
– как Молодец, как герой
«Поэмы Горы») не выдержал
…истерзан.
Но выпит, но изведен.43
«Честь» разрыва он отдаёт героине.
- Тогда простимся.
- Я этого не хотел.
Не этого (Молча: Слушай!
Хотеть – это дело тел,
А мы друг для друга – души
Отныне…) – И не сказал.
(Да, в час, когда поезд подан,
Вы женщинам, как бокал,
Печальную честь ухода
Вручаете…)44
…И боль, «разводящая мясо от кости», и слёзы, которые вот-вот хлынут и которые надо сдержать.
…Зубы
Втиснула в губы.
Плакать не буду.
Самую крепость –
В самую мякоть.
Только не плакать.45
Далее – траурное, мучительное, в ознобе и в слёзах, последнее шествие по Праге. Двое, полчаса назад близкие люди («мы же – сросшиеся…»), теперь бредут как чужие.
И – набережная. Последняя.
Всё. Порознь и без руки,
Чурающимися соседями
Бредём.
Страшащимися сопреступниками
Бредём. (Убитое – Любовь.)46
Это шествие – воспоминание: Прага поворачивается дорогими местами встреч, былых поцелуев, ласк:
- Наша улица! – Уже не наша…-
- Сколько раз по ней…-
Уже не мы…47
Расставание («
Рас - ставание. Расставаться...
Сверхъестественнейшая дичь!
Звук, от коего уши рвутся,
Тянутся за предел тоски...
Расставание - не по-русски!
Не по-женски! Не по-мужски!
Не по-божески!
Тяжело и ему.
Плачешь? Друг мой!
Всё моё! Прости!
О, как крупно.
Солоно в горести!
Жестока слеза мужская:
Обухом по темени!
Плачь, с другими наверстаешь
Стыд, со мной потерянный.48
У других, не посвящённых в драму любви героев, у тех, кто удовлетворён земной любовью и не стремится в высь, слёзы героя вызывают смех.
Смеются!
- недолжным,
Позорным, мужским
Слезам твоим, видным
Сквозь дождь – в два рубца!
Как жемчуг – постыдным
На бронзе бойца.
Слезам твоим первым,
Последним, - о, лей! –
Слезам твоим – перлам
В короне моей!49
Значит…Их любовь даже его - обычного, земного – «перепахала», изменила. Как после всего этого устроим он свою жизнь с «простою женщиной»? Ответ – стихотворение «Попытка ревности»
А она? Что теперь делать ей? Они расстались, но сейчас ещё идут рядом –
- А завтра,
Когда
Проснусь?
Сама же и отвечает:
…яд, рельсы, свинец – на выбор!50
Цветаева писала Пастернаку, что её поэма «вся на паузе», что в ней исключительно важны знаки тире. Через тире, пропуски, недомолвки – боль, невидимая игра жизни со смертью:
Здесь? (Дроги поданы.)
Спо – койных глаз
Взлёт. – Можно до дому?
В по – следний раз!
или
Ска – жи, что бред!
Что нет и не будет мосту
Кон – ца…
- Конец.51
Марина Цветаева три года прожила в Чехии, четырнадцать во Франции. Эти годы – семнадцать лет тоски по России.
Надежды на
Париж – получить работу, печататься,
жить хорошо – не оправдались.
Расхождение с окружающей
Несмотря на
нужду, на гнетущее сознание
того, что печататься негде,
Марина Ивановна
написала ряд больших статей («Искусство
при свете совести», «Лесной царь»)
и крупных, насыщенных автобиог
Будучи очень свободными (по композиции, языку, интонации), её портреты и статьи кажутся написанными неэкономно – с большими отступлениями в прошлое. Речь Цветаевой очень эмоциональна; вместе с тем проза плотна, материальна, поскольку реалистически достоверна.
Таким образом, отметим, что эмиграционный период творчества Марины Ивановны Цветаевой характеризуется обращением к крупным жанрам, в первую очередь, к поэмам, в которых со всей полнотой выразился психологизм поэтессы, вся горечь ее внутренних слез, вся сила таланта. Вместе с тем рассматриваемый период творчества был необыкновенно тяжелым: забвение, разлука с Россией, изоляция и одиночество, бедность – в этой атмосфере прошли 17 лет эмиграции.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
В 1936-1937 годах Цветаевы готовились к отъезду на родину. Сначала уехала Ариадна, потом Сергей Яковлевич Эфрон.
Последним стихотворным циклом Цветаевой были «Стихи к Чехии» - образец публицистической, политической лирики:
Кленом, сосной,
Хвоей, листвой,
Всею сплошной
Чащей лесной -
Понесена
Добрая весть,
Что - спасена
Чешская честь!52
И, наоборот, полны презрения стихи о Германии:
О, дева всех румянее
Среди зеленых гор -
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!53
Летом 1939 Цветаева с сыном выехала в СССР. В августе того же года в подмосковном Болшево, где жила семья, была арестована Ариадна, в октябре – Сергей Эфрон.
Марина Цветаева зарабатывала переводами, носила передачи дочери и мужу. Потом дочь отправили в лагерь…
Началась война с Германией. Попав в эвакуацию в татарскую Елабугу, не чувствуя больше смысла жить, потеряв последние душевные силы, Марина Ивановна решила уйти из жизни: 31 августа 1941 года, в пору красной рябины, она повесилась.
Сергея Эфрона расстреляли 16 октября того же года в Москве.
Сын Георгий погиб на войне в 1944 году.
Дочь Ариадна умерла 26 июля 1975 года в Тарусе, отмучавшись 16 лет в ГУЛАГе…
Заключение.
Мы рассмотрели
основные периоды творчества
Цветаевой. Каждый период
Начало творческого
пути Марины Цветаевой
1916-1922 годы период расцвета лирики Марины Цветаевой, это одновременно самое плодотворное, но и драматическое время для поэтессы: стихи практически не печатались.
Обращением к
драматургии ознаменован 1918-
Эмиграционный
период творчества Цветаевой
пришёлся на 1921-1938; он охарактеризован
одиночеством, тоской по родине,
лишениями, ужасом перед
Последние годы жизни поэтессы – 1935-1941 – ознаменованы возвращением в Россию, арестом мужа и дочери, душевным кризисом.