Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:35, реферат
Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором -- до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве -- не случайно первым опубликованным стихотворением было “К другу стихотворцу” (1814 г.), одним из последних -- “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836 г.).
1. Тема поэта и поэзии стр. 1-3
2. Тема свободы стр. 3-5
3. Тема природы стр. 6-9
4. Тема дружбы стр. 9-12
5. Тема любви стр. 12-14
6. Тема жизни и смерти стр. 14-16
7. Использованная лит-ра стр. 17
Тема поэта и поэзии
Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором -- до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве -- не случайно первым опубликованным стихотворением было “К другу стихотворцу” (1814 г.), одним из последних -- “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836 г.).
И все-таки необходимо отметить, что в лицейской лирике эта тема всего лишь намечается -- поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода “Вольность” и “Деревня”. В это время тема поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами -- особенно ярко это проявляется в “Вольности”; здесь автор декларирует свои цели:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
То есть в данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода -- стихотворении “Деревня”. Здесь автор осознает силу поэтического творчества.
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Необходимо отметить, что, употребляя слово “дар”, Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве.
Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии -- стихотворение 1825 года “19 октября”, где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.
Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы -- “Пророк”. Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы.
Первым двустишием автор нагнетает мрачную атмосферу, одновременно подчеркивая избранность поэта не от рождения, а за реальные дела; необходимость пройти процесс самоочищения до встречи с ангелом. Серафима же отделяет от будущего пророка то, что засело слишком глубоко, -- накипь мирской суеты, предрассудки окружающей жизни -- и наделяет его поистине божественной силой “глаголом жечь сердца людей”.
Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего -- он познал истину и должен проповедовать ее другим...
Дальнейшее развитие темы можно проследить, рассмотрев такие произведения, как “Поэт” и “Поэту”. Первое, на мой взгляд, является органичным продолжением “Пророка” -- здесь звучит призыв поэту не растрачивать свои силы попусту; он не должен преклонять свой дар ни перед кем: будь то или власть, или общественное мнение -- ведь действует он по указанию свыше. Главное -- быть творцом и бескомпромиссным в своих оценках, быть уверенным в правильности своего пути и идти по жизни не оборачиваясь ни на кого; ведь народ -- не судилище его творчества, высочайшая оценка для поэта -- его собственная, он должен испытывать чувство гордости за свое ремесло.
Как будет сказано в стихотворении “Элегия”, счастье для Пушкина -- “мыслить и страдать”; даже не результаты кропотливого труда, а сам процесс создания произведения:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
Настоящая награда, по мысли автора, находится внутри самого поэта, в его душе.
Реакция окружающих не должна останавливать глашатая “истин вековых” -- даже если вокруг никого в настоящий момент не будет, как в стихотворении “Эхо”, -- ведь слава и внешнее одобрение столь же призрачны, сколь мираж или эхо... Поэт должен проповедовать идеи бога, “жечь сердца людей” своим словом, пусть даже вокруг останется лишь мрачная пустыня.
Эта отрешенность стихотворца исчезает в полном жизненной энергии стихотворении “Осень” -- здесь поэтическое творчество является неотъемлемой частью жизни, жить для А. С. Пушкина -- значит создавать, а создавать -- жить. Именно на этой оптимистической волне появляется корабль с парусами, полными ветра; эта “Громада” и символизирует неутихающую, постоянно бурлящую, полную надежд и разочарований человеческую жизнь, да, пожалуй, и всю Россию. Тут же у
поэта появляется вопрос:
Куда ж нам плыть?
То есть он пока не видит будущего и, полный светлых чувств, силится что-либо разглядеть на горизонте, но ничего не видит... Позже, в стихотворении 1836 года “(Из Пиндемонти)”, Пушкин подтверждает свою верность прежним идеалам юности, сужая все-таки круг адресатов этого произведения: уже не широкой массе, лишь
узкому кругу избранных, и в первую очередь самому себе. В этих призывах уже слышен голос опытного, перенесшего многое, но тем не менее не отступившего с прежних позиций человека. Теперь не только поэт, но и любой человек, по мнению Пушкина, должен
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать.
Своеобразный итог жизни Пушкин, вослед Державину, подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836 г.). Здесь автор перечисляет то, что он смог сделать, будучи поэтом:
...чувства добрые я лирой пробуждал
...в наш жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
То есть отдался не просто поэтическому творчеству, а стал тем самым пророком, о котором сам говорил в середине 20-х годов.
Пушкин, на мой взгляд, является первым поэтом, к которому можно применить высказывание “поэт в России больше, чем поэт”.
Да, именно он первым вышел из границ области литературной, не забывая о своем призвании. Во многом именно по стопам Пушкина пойдут и Некрасов, и Лермонтов, который напишет продолжение “Пророку”, и многие другие русские литераторы. Пушкин стал тем светом в конце туннеля, на который впоследствии ориентировалась практически вся прогрессивная интеллигенция.
Тема свободы
Лирика Пушкина тесно связана с некоторыми историческими событиями. В его стихах отражено восстание декабристов, жестоко подавленное самодержавием. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Все это нашло отражение в строках пушкинских стихотворений. Тема свободы глубоко волновала пушкинскую лирику. В его стихотворениях тех лет явно просматривается его отношение к происходящему. Анализируя такие произведения , как «Вольность»(1817), «К Чаадаеву»(1818), «К морю»(1824), «Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период освободительного движения
декабристов первой четверти 19 в., можно четко увидеть тему свободы, вольности и не скрытую борьбу против самодержавия.
После окончания лицея Пушкин пишет оду "Вольность" 1817 год. Проводя анализ этого произведения, можно заметить, что Пушкин в своих стихах открыто выражает свободолюбивые мысли. В "Вольности" он стремится "на тронах поразить порок". В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени - Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы правитель был справедливым, гуманным и мудрым. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: "Владыки! вам венец и трон / Дает Закон - а не природа..." Монархия - власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон ("Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон"). Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает "тиранов мира", которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившихся жизнью за попытку поставить себя выше закона. Таким образом, в оде он обращается к истории и указывает на будущую судьбу властительного самодержавия. Эта ода была первым произведением поэта , обращенным к теме свободы человека и личности.
Следующим его призывом к свержению самовластия было стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. Оно явилось посланием его друзьям декабристам, находившимся в ссылке .В нем Пушкин выражает ту же мысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее "роковой". Автор верит, что "взойдет звезда пленительного счастья", то есть "самовластье" падет. Образ звезды был выбран не случайно, это был декабристский символ, Заключающий в себе главную цель декабрьского восстания. Пушкин подчеркивает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвятить отчизне "души прекрасные порывы" ("Недолго нежил нас обман", "Но в нас горит еще желанье"). Так поэт подчеркивает свою общность с молодежью, своими сверстниками. Выражает им слова поддержки. В стихотворении есть точная уверенность в том, что восторжествуют свободолюбивые идеи, что правое дело победит: "И на обломках самовластья. / Напишут наши имена!".
Таким образом, в этом стихотворении можно разглядеть одну, и открыто выраженную тему свободы. Пушкин употребил множество выразительных эпитетов: «тихой славы», «нетерпеливою душой», а так же ярких метафор: «горит желанье», «свободою горим».Благодаря средствам поэтической выразительности мы можем ярко представить все те переживания и сочувствия своим друзьям декабристам, которые переполняли душу поэта.
К этому времени все революции в европейских странах были подавлены, ни одна из них не увенчалась успехом. Эти события, как и восстание декабристов, глубоко отложились в душе поэта, и это существенным образом повлияло на его лирику. В стихотворениях этого периода звучат грустные, печальные ноты. Если в начале
своего творчества Пушкин рисовал своего лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении "К морю" его герой одинок, несвободен. Это произведение было написано в 1824 году и явилось следующим стихотворением , отражающим тему свободы. Море для Пушкина - символ свободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть ласковым, но может быть и губительным, что зависит только от его "прихоти". Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит "брег", где процветает рабство. Поэту ближе вольное море, чем "скучная, неподвижная" земля, но он вынужден прощаться с ним. Поэт переживает по поводу того, что царь не внял его предупреждениям в оде "Вольность", в стихотворении "К Чаадаеву": "Судьба земли повсюду та же". На земле нет той вольности, что свойственна душе поэта и морю. Это стихотворение было направлено несколько иначе. В нем не было такого натиска и рвения к борьбе против самодержавия, в нем лишь мечта о свободе поэта, о свободе его личности и всего народа.
Следующим произведением было стихотворение "Во глубине сибирских руд...", написанное тремя годами позже. Оно обращено к друзьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поднимает дух декабристов, поддерживает в них надежду как человек, оставшийся на свободе, но верный их делу. Он говорит декабристам, что их дело не погибло, на свободе остались их "братья". Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжествует. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, ею нужно дорожить как ничем.
Свойственное человеку понимание важности вещей приходит лишь тогда, когда ты это теряешь. Мы подчас не замечаем того огромного значения свободы для человека. Пушкин отразил это в своих произведениях. Он понял насколько тяжело быть несвободным душой. Его борьба против самодержавия ярко отражена в этих произведения. Они очень четко иллюстрируют напряженную атмосферу тех дней.
Поэт знает, что поэзия нужна людям. Герой этих произведений перерождается из "духовной жаждою" томимого человека в поэта-пророка. Это чудесное превращение автор чувствует в себе. Теперь его цель - "глаголом" жечь "сердца людей". Пушкин не случайно выбрал такую задачу. Он хочет продолжать дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его слове, в его произведениях. Все стихотворения Пушкина наполнены жаждой справедливости, свободы, патриотизмом. В своих стихах поэт точно передает историческую обстановку того времени. Он открыто указывает на пороки царского режима: беззаконие, рабство, несправедливость. Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы.
Даже после поражения декабристского восстания поэт остался верен свободолюбивым идеалам. Тема свободы в понимании Пушкина обретает огромную ценность, превышающую по значимости все сущее в мире:
" На свете счастья нет, но есть покой и воля."(А.С.Пушкин)
Тема свободы в лирики Пушкина была ярко представлена в данных произведениях и не скрыта от посторонних глаз…(А.В.Аверьянова)
Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.
Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...
В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да
мухи.
Так же откровенно говорит Пушкин о весне:
... я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь -- весной
я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен...
Информация о работе Поэт и поэзии Александра Сергеевича Пушкина