Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:26, курсовая работа
Актуальность темы курсового исследования заключается в росте научного интереса к литературе реализма во Франции и в частности, к творчеству О. Бальзака.
Роман “Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В романе за внешним фасадом будничности скрытые наибольшие трагедии человеческой жизни. “Отец Горио” не является историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определенный период его развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ И ОБРАЗНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ РЕАЛИЗМА 5
1.1. Общая характеристика литературы реализма 5
1.2. Проблематика и образность в просветительском реализме 10
Вывод по главе 1 15
Глава 2. ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ О.БАЛЬЗАКА «ОТЕЦ ГОРИО» 16
2.1. Проблематика романа «Отец Горио» 16
2.2. Образы в романе «Отец Горио» 18
Выводы по главе 2 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 26
Актуальность темы курсового исследования заключается в росте научного интереса к литературе реализма во Франции и в частности, к творчеству О. Бальзака.
Роман “Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В романе за внешним фасадом будничности скрытые наибольшие трагедии человеческой жизни. “Отец Горио” не является историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определенный период его развития.
Степень разработанности проблемы. Творчеству Бальзака посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей.
Общие аспекты литературного наследия Бальзака исследовались в работах М.Е.Елизаровой [9], Е.П.Кучборской [12], И.Лилеевой [15],. А.Моруа[17], Д.Д.Обломиевского [20], Е.А.Петровой [22], Р.А.Резника [24], И.Тэна и др. [25].
К художественному методу Бальзака обращался В.Р.Гриб [6], Бальзака как автора реалистических романов 19 века исследовал В.А.Десницкий [8], о народности его творчества писала А.И.Засимова [10], об эстетике – Н.Е.Верцман [5],
Отметим работы, посвященные непосредственно произведению «Отец Горио». В первую очередь, это фундаментальное исследование В.Я.Бахмутского [3], в которой в целом освещена основная проблематика произведения, а также Б.Г.Реизова [26]. Е.А.Варламова в своей диммертации рассматривала произведение «Отец Горио» в аспекте шекспировской традиции [4]. В другой диссертации, М.В.Федотовой, на основе анализа романов «Отец Горио» и др. демонстрируется театральность в произведениях Бальзака [29].
В то же время, в работах украинских ученых роман Бальзака «Отец Горио» исследован недостаточно.
Следует отметить общую работу Д.Наливайко [19], а также статью Д.Юниной и Н.Литвиненко, где освещается образ Парижа в романе [31].
Объект исследования – роман О.Бальзака «Отец Горио».
Предмет исследования – проблематика и образы в романе О.Бальзака «Отец Горио».
Цель исследования – проанализировать особенности проблематики и образности в романе О.Бальзака «Отец Горио» в контексте литературе реализма.
Задачи исследования.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение.
Литература реализма занимает важное место в истории мировой литературы.
Осознание значимости реалистического типа творчества относительно развития мирового литературного процесса демонстрирует нам Франко в статье “Интернационализм и национализм в современных литературах”: “Только реализм и натурализм, зародившися первоначально в Англии в произведениях гениальных идеалистов Байрона и Шелли, развившися пышно в произведениях Диккенса и Теккерея и созданные во Франции под пером великих мастеров стиля и мономанов детальной обсервации и бесстрашного анализа человеческой души и человеческого общественного отношения, разлился по всей Европе могучей волной, которая заискрилась сотнями сильных талантов и создала литературу, которая надолго останется славой и украшением века ” [27, т.31, 39].
Центральной категорией в концептуальной модели реализма является понятия “мимезиса”. Еще Сократ начал рассматривать искусство как воспроизведения действительности подражанием. Теория “отображения” (“мимезиса”) должна была довести важность искусства в человеческой жизни, возможность идеализирующего обобщения в искусстве [1, 92].
Ученики и последователи Сократа - Платон и Аристотель творчески развивали идеи учителя относительно отображающей природы искусства.
Стереотипно считается, что Платон критически относился как к поэзии в частности, так и к искусству в общем, собственное учитывая их миметическую природу. Философские же взгляды Аристотеля воспринимаются как попытка реабилитировать отражающий характер искусства, а таким образом - как зачатки теоретического обоснования реалистической концепции.
Примечательно, что споры относительно миметического характера искусства, которые с разной интенсивностью сопровождали все духовное развитие человечества, вспыхнули с особой силой в конце ХІХ - в начале ХХ века, спровоцированные кризисными в развитии мирового культурного процесса явлениями. Характерный признак века ХІХ - поиски Утраченной Действительности, возвращение из Бесплодных Небес Абстракции на Грешную Землю, а затем - реабилитация мимезиса как наиболее адекватного способа воспроизведения действительности в искусстве. Реализм, по мнению А. Давида-Соважо, - “это система, которая принуждает искусство к воспроизведению доступной нашим чувствам действительности в том виде, в котором она познается из опыта” [2, 7].
Автор монографии “Реализм и натурализм в литературе и в искусстве” предлагает дифференцировать реализм “равнодушный” или “натурализм” и реализм “дидактический”: “Девизом одного из них служит: “искусство для искусства”, девизом другого: “искусство для поучения”. Оба они используют одни и те же эстетические приемы и, возможно, в равной мере не достигают своих целей” [2, 11].
Граница между ними условная, поскольку часто “один и тот же человек колеблется и увлекается поочередно то фактами, то идеями, проводя жизнь в тяжелой борьбе, не зная, что именно выбрать” [7, с. 15].
Поэтапное становление реалистического типа творчества связанное с периодами в развитии мирового литературного процесса, когда “красивое” ставилось в зависимость от “полезного”, а не наоборот. В такие периоды “красивым” в искусстве считается только то, что истинное; поэзия выискивается не в недосягаемых сферах, а в реальной действительности; а прогресс искусства воспринимается как постепенное художественное освоение всех пластов действительности.
Учитывая миметическую природу реализма, ученые старались подыскать наиболее полное и вместе с тем лапидарное определение сути направления: “Реализм... - основной художественный метод в искусстве и литературе, который требует правдивого и всестороннего отображения действительности” [13, с. 308]; или: реализм - это “художественное воспроизведение истины жизни в формах самой реальной жизни” [21, с. 184], или “...Реализм предусматривает, кроме правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах” [16, т. 37, с. 35].
“Первыми теоретиками реализма главное усматривалось в верности “натуре”, в правдивости изображения. Образ (особое) в отличие от понятия (общего) выступал как специфично художественное качество, а искусство, литература, соответственно, - как “истина в образах” (Й -В. Гете), “истина в чувствительной форме” (Г.-В.-Ф. Геґель), “мышление в образах” (В. Белинский) и т.п.. Значительным шагом в этом направлении стало творчество О. Бальзака, который впервые обосновал одну из центральных проблем реализма - проблему типичного характера и типизации как формы реалистического художественного обобщения” [27, с. 219], - отмечает Л. Скупейко.
Как не существует единого общепринятого определения относительно сути реалистического искусства, так и на генеалогию реализма в литературоведении до сих пор не сформировалось единого взгляда. Некоторые исследователи выводят “родословную” направления еще из античных времен. Разделяя литературу на отображающую и выразительную, реалистическими считают произведения, основанные на миметической основе. Возможность такого подхода не отбрасывал и Франко, так как “чего-то совсем нового, совсем оторванного от мира его впечатлений человек никогда не мог и не может сотворить. Сие был тот невольный, несознательный реализм, конечный во всех литературах, конечный в каждой ленте каждого писателя” [7, т. 26, 11].
Этот “невольный реализм” (или, по терминологии М. Драгоманова, “инстинктивный реализм”) иногда разделяли на “равнодушный” (в интерпретации Платона - “развлекательный”), который имеет больше общего с натурализмом, чем собственно с реализмом, и “дидактический”, или “преобразующий” (по терминологии А. Давида-Соважо).
Тяжело точно определить и начало осознаваемого реализма - направления, которое имеет определенную философскую основу, теоретически обоснованные, четко сформулированные концептуальные основы, собственную систему средств художественного изображения, - т.е. реализма как целостной и самостоятельной единицы литературного процесса. По мнению Д.Наливайко, начало формирования идейно-эстетичной системы реализма следует отнести к эпохе Возрождения, а завершение - к ХІХ века, поскольку “для возникновение реализма как направления, завершенной эстетико-художественной системы, необходимы прежде всего такие предпосылки: значительный уровень социального самосознания общества и утверждение общего реалистического, т.е. основанного на данных опыта и науки, мировоззрения” [18, с. 4].
Существуют разные мнения относительно определения периодов существования реализма, но большинство литературоведов считает просветительский реализм начальным этапом в формировании идейно-эстетичной системы направления.
Обобщая взгляды ученых на проблему, Н.Калениченко отмечает, что одни “считают настоящим, полноценным лишь реализм ХІХ в., признают наличие “элементов реализма” в литературе ХVІІІ ств (Д. Благой), не отторгая его от классицизма и сентиментализма. Для других (Г.Макогоненко) - это реализм ХVІІІ в., т.е. лишь хронологически ранний этап реализма, который принципиально не отличается от следующего... Кое-кто предлагает называть его «дидактическим реализмом” (У. Фохт) [11, с. 108-109].
Поскольку общепризнанно, что идеи просветителей заложили основы позитивизма в развитии философии, то и логично предположить, что просветительский реализм был предтечей реализма критического в литературе.
Самым значительным явлением в литературе данного периода является французский реализм. Его концепция складывается в «Предисловии к «Человеческой комедии» и в «Этюде о Бейле» Бальзака, В работах Стендаля «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» и в письме к Бальзаку по поводу его статьи о романе «Пармская обитель». Немаловажное значение имеют также дневники и письма Стендаля, предисловие П. Мериме к роману «Хроника времен Карла IX» и глава VIII из этого романа. Именно в этих работах мы находим обоснование главного принципа отражения в реализме, законы воспроизведения реального мира, представление о связях человека и общества, предмет изображения, формы воспроизведения действительности, указание на специфику стиля и роль автора.
Эстетическую программу просветительского реализма предопределяют общественные, воспитательные задачи, которые ставили перед собой прогрессивные мыслители того времени. Просветители направляли свою деятельность на усовершенствование морально-этических норм, за которыми живое отдельная личность, и общественного устройства государства в целом. Их задачами было не воспроизведение, а преобразование реальной действительности. Через это просветительский реализм направлен на социальную проблематику (позднее эта черта развила в социальную заангажированность критического реализма). На уровне отдельных произведений обращали внимание не только на “непорядки” жизнедеятельности человека, а и предлагали целиком “зримый” положительный идеал, к которому следует стремиться.
В морально-этической сфере таким идеалом было поведение “естественногой” человека. Народную мораль противопоставляли этическому релятивизму, распущенности, беспринципности господствующей верхушки.
Просветительскому реализму присущи публицистичность, оценочность, откровенная тенденциозность и прямолинейность суждений, дидактический пафос, который кое-где перерастает в менторский тон. Герои произведений стали носителями авторских идей, а потому были лишены индивидуализированных признаков. Изображение характеров отмечалось схематизмом, абстрактностью и поверхностным психологизмом (абсолютизировалась низменность на положительных и отрицательных персонажей). Вместе с тем, как справедливо отмечает Н. Л. Калениченко, “отстаивание ценности лица независимо от его положения, демократическая направленность произведений; глубокий интерес к фольклору и этнографическо-бытовому окружению - эти лучшие черты просветительского реализма оставили глубокий след в литературе, влияя на следующие поколения” [11, с. 104].
Просветительская ориентированность на морально-этическую проблематику также получила развитие в реализме второй половины ХІХ в. Если просветительский реализм некоторые ученые называют “дидактическим”, то отдельные течения литературы ХІХ в. вследствие расширения онтологической проблематики и углубления психологизма характеризуют как “этический реализм” [13, с. 70].
Реалистические произведения ХІХ в. отмечаются углубленным анализом общественно-политических процессов, психологизмом, интеллектуализмом, постановкой важных онтологических проблем человеческого бытия. По Д. Наливайко, в критическом реализме утверждается социально-исторический подход к человеку, в отличие от других направлений, вхождение социального в психологическое, диалектическая связь героя со средой. Причем “абсолютизация роли среды, которая ведет к разрушению характера, - это уже свойство натурализма, в целому неприсущая для реализма”, хотя и подготовленная определенными течениями и тенденциями реализма ХІХ в., особенно французского [18, с.57].
Информация о работе Проблематика и образная система романа О. де Бальзака “Отец Горио”