Проблематика и образная система романа О. де Бальзака “Отец Горио”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования заключается в росте научного интереса к литературе реализма во Франции и в частности, к творчеству О. Бальзака.
Роман “Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В романе за внешним фасадом будничности скрытые наибольшие трагедии человеческой жизни. “Отец Горио” не является историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определенный период его развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ И ОБРАЗНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ РЕАЛИЗМА 5
1.1. Общая характеристика литературы реализма 5
1.2. Проблематика и образность в просветительском реализме 10
Вывод по главе 1 15
Глава 2. ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ О.БАЛЬЗАКА «ОТЕЦ ГОРИО» 16
2.1. Проблематика романа «Отец Горио» 16
2.2. Образы в романе «Отец Горио» 18
Выводы по главе 2 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 26

Файлы: 1 файл

kurs.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Вотрен, наблюдающий пансионеров мадам Воке, каждого из них определяет одним словом, содержащим не только характер их, но и интересы, судьбу и возможности. Аналогичные комментарии, связанные с историей персонажа, принадлежат и повествователю, который, сохраняя черты «всеведущего автора»,  все же добивается того, чтобы читатель оставался именно зрителем, перед глазами которого разворачиваются сцены «в реальном масштабе времени». Примером может служить «парад» обитателей пансиона мадам Воке, которые поочередно проходят перед читателем .

 Б. Г. Реизов замечает по этому  поводу, что “драма романа развивается  в парижскому “аду”, одной из  пыток которого является вульгарность и бедность” [25, с. 17].

Жизнь Парижа раскрывается Растиньяку как арена борьбы. “Жизнь в Париже - беспрерывная борьба, - пишет он матери, - я должен выступить в поход” [2, с. 61].

Большой город является одновременно цивилизатором и растлителем, ведь, чтобы использовать свои способности, молодые люди должны их сначала переплавить: превратить молодость в упорство, ум в хитрость, доверчивость в лицемерие, отвагу в скрытую коварность [6, с. 56].

Но Растиньяк не идет на борьбу против того распущенного мира, который он познал, а лишь на борьбу за личное свое достижение успеха. Он не думает об изломе устройства, а воспринимает его таким, которым он есть, вступает в “игру” и принимает ее “правила”, хорошо усваивает мораль хозяев жизни, которой научил его Вотрен.

Через несколько произведений Бальзака мы встречаем барона где Растиньяка, пэра Франции. Честолюбивый студент переродился под влиянием Парижа, стал решительным. Человек или гибнет, или капитулирует и развращается в Париже.

 

Таким образом, в романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию;  образ отца Горио - человека-страсти;  образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

 

 

 Выводы по главе 2

 

 

Роман Бальзака «Отец Горио»  выстроен по принципу драматического произведения, что проявляется в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романе, который превращается в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор – в первую очередь в режиссера.

В нем можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»;  семья и семейные отношения в буржуазном мире.

В романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию;  образ отца Горио - человека-страсти;  образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах.

Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

.

 

Становление реализма как направления, как самостоятельной единицы литературного процесса - сложное и неоднозначное явление, обусловленное как имманентными особенностями развития литературы (требованиями “времени”, генетической и типологической родственностью с другими направлениями и т.п.), так и внешнелитературными влияниями - взаимодействием и взаимопроникновением разных национальных вариантов реалистического искусства.

Роман Бальзака «Отец Горио»  выстроен по принципу драматического произведения, что проявляется в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романе, который превращается в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор – в первую очередь в режиссера.

В нем можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»;  семья и семейные отношения в буржуазном мире.

В романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию;  образ отца Горио - человека-страсти;  образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах.

Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

    1.  Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. – Москва, 1968. – 653 с.
    2. Бальзак Оноре де. Отец Горио // Бальзак Оноре де. Собрание сочинений в 10-ти т / Под общ. ред. Н. Балашова / Оноре де Бальзак. – М., 1982.
    3. Бахмутский В. Я. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970.
    4. Варламова Е.А. Преломление шекспировской традиции в творчестве Бальзака :"Отец Горио" и "Король Лир" . – М., 2003.
    5. Верцман Н. Е. Эстетика Бальзака // Проблемы художественного познания. М., 1967.  
    6. Гриб В.Р. Художественный метод Бальзака // Избранные работы. М., 1956.
    7. Давидъ-Соважо А. Реализмъ и натурализмъ въ литературе и въ искусстве. – М., 1891. – 350 с.
    8. Десницкий В. А. Оноре Бальзак // Французский реалистический роман XIX века. М.-Л., 1932.
    9. Елизарова М.Е. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951.
    10. Засимова А.И. К проблеме народности творчества Бальзака. Воронеж, 1953.
    11. Калениченко Н. Українська література ХІХ ст. Напрями, течії. – К., 1977. – 256 с.  
    12. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.
    13. Лесин В., Пулинець О. Словник літературознавчих термінів. – К., 1965. – 306 с.
    14. Леся Українка. Зібр. творів: У 12 т. – К. , 1977.
    15. Лилеева И. Краткая летопись жизни и творчества Оноре де Бальзака // Бальзак О. Собр соч.: В 15 т. М., 1955. Т. 15.
    16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Москва, 1955–1958. – Т. 37.
    17. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака (пер. с фр.). М., 1983.
    18. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – К., 1985. – 365 с. 
    19. Наливайко Д. С. Оноре де Бальзак: Життя і творчість. – К., 1985. – 198 с.
    20. Обломиевский ДД. Основные этапы творческого пути Бальзака. М., 1957.
    21. Петров С. Реализм. – Москва, 1964. – 326 с.  
    22. Петрова Е. А. О. де Бальзак // История зарубежной литературы XIX века. М., 2000.
    23. Платон. Собр. соч. В 4 тт./ Пер. А. Н. Егунова. – Москва: Мысль, 1994. – Т. 3. – 460 с.  
    24. Резник Р.А. Философские взгляды Бальзака // Вопросы литературы, 1961. №7.
    25. Реизов Б. Т. Бальзак. Сборник статей / Б. Т. Реизов. – ЛГУ, 1980.
    26. . Тэн И. Бальзак. СПб., 1894. 
    27. Реизов Б.Г. Отец Горио//Бальзак. Сборник статей. JI, 1960.
    28. Скупейко Л. Проблема реалізму в естетиці Івана Франка// Іван Франко і світова культура. Матеріали міжнародного симпозіуму (Львів, 11–15 вересня 1986 р.). – К.: Наукова думка, 1990. – Кн. 1. – С. 219-222.
    29. Стебун І. Проблема “романтизм і реалізм” в естетичній концепції Івана Франка// Іван Франко і світова культура. Матеріали міжнародного симпозіуму ЮНЕСКО (Львів, 11–15 вересня 1986 р.). – К.: Наукова думка, 1990. – Кн. 1. – С. 223-225.
    30. Федотова М.. Театральность и драматургичность как основа поэтики  «Человеческой Комедии» О. Де Бальзака. Автореф. Дисс. – Самара, 2012.
    31. Федотова М.В. Театрализация художественной действительности романа О. Бальзака «Отец Горио» // Язык. Текст. Слово. – Самара, 2004. – С. 119-125. – 0,4 п.л.
    32. Юніна О. Є., Литвиненко Н. О. Образ Парижа в романі Оноре де Бальзака “Батько Горіо” // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка № 2 (261), Ч. ІІ, 2013. – С. 120 – 126.

 


 



Информация о работе Проблематика и образная система романа О. де Бальзака “Отец Горио”