Проблематика и образная система романа О. де Бальзака “Отец Горио”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования заключается в росте научного интереса к литературе реализма во Франции и в частности, к творчеству О. Бальзака.
Роман “Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В романе за внешним фасадом будничности скрытые наибольшие трагедии человеческой жизни. “Отец Горио” не является историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определенный период его развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ И ОБРАЗНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ РЕАЛИЗМА 5
1.1. Общая характеристика литературы реализма 5
1.2. Проблематика и образность в просветительском реализме 10
Вывод по главе 1 15
Глава 2. ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ О.БАЛЬЗАКА «ОТЕЦ ГОРИО» 16
2.1. Проблематика романа «Отец Горио» 16
2.2. Образы в романе «Отец Горио» 18
Выводы по главе 2 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 26

Файлы: 1 файл

kurs.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Граница между реализмом и натурализмом условна. Последний развился вследствие абсолютизации отдельных концептуальных принципов, эстетичных подходов первого. Извне эта тенденция проявилась в заимствовании и взаимообмене понятийно-терминологическими элементами: “натуральная школа”, “физиологический очерк” - для вообще реалистических произведений; “ультрареализм”, “равнодушный реализм”, “научный реализм” - для произведений натуралистического направления. Идейно-эстетичная родственность направлений связанная с общей для обоих философско-мировоззренческой основой - позитивизмом. Н. Калениченко по этому поводу отмечает: “Четкого размежевания терминов “реализм” и “натурализм” в то время не было не только в украинской, а и в других славянских литературах, где иногда также натурализм считался дальнейшим углублением реализма... В Польши влияние натурализма выразилось в позитивизме” [11, с. 283].

Так же тяжело демаркировать границу между реализмом и романтизмом.

В отечественном литературоведении не было недостатка в исследованиях, направленных на выявление отличий между этими художественными системами. “В теоретическом осмыслении типологии литературных направлений не всегда находит надлежащее отражение противоречивый характер их соотношения и взаимосвязи, движимости и переходности их границ, - считает И. Стебун. - Это касается, в частности, и типологических характеристик реализма и романтизма. В них акцентируется главным образом то, что отличает, атомизирует каждый из этих направлений, а не то, что их сближает и роднит, связывает узами наследственности и предопределяет непрерывность литературного процесса как исторического целого” [28, с. 223].

Становление реалистического типа творчества происходило в условиях противостояния романтически-идеалистическому направлению литературы. Однако это противостояние имело диалектический характер, т.е. предусматривало и определенное единство между оппозиционными системами.

Леся Украинка в одном из писем к матери делится наблюдением, что “реализм и романтизм соединяются в лице одного автора на тысяче примеров во всех литературах” и высказывает мысль, что “это совсем законное единение” [14, т.12, с. 33].

Творчество Гюґо, Бальзака, Стендаля, Мериме во доказывает существование такого единства на уровне конкретных художественных произведений. По мнению Н. Калениченко, “реализм конца ХІХ - н. ХХ в. вообще много использовал из поэтики романтизма, обогатив тем свои художественные средства” [11, с. 291].

Принцип историзма остается одним из ведущих в реалистическом искусстве. Реалисты, как и романтики, интересуются историческим прошлым народа, правда, стилизуя его на свой манер.

Уверенно можно утверждать, что реализм унаследовал наилучшие традиции романтического искусства: внимание к национальным особенностям народа, его культуры, истории; дух протеста против несовершенной действительности, социальных несправедливостей общественного устройства; интерес к внутреннему миру личности, углубленный, сравнительно с классицизмом, психологизм, интерес мотивационными факторами поведения персонажей. Вместе с тем реализм возник как реакция на очевидную исчерпанность идейно-эстетичной системы романтизма. Реализм как раз “строже запрещает излияние, откровенность, которыми особенно усиленно злоупотреблял романтизм” [7, с. 249]. А романтики в последнюю треть ХІХ в. старались реанимировать направление с помощью чрезмерных доз лиризма, фантастики, экзотики, мистицизма и т.п.

омня о том, что историзм проявляется уже на этапе романтизма, необходимо отметить, что это в основном, так сказать, «историзм прошлого»: изображение конфликтов и событий прошедших эпох. Реалисты создают «историзм настоящего». Собственно историческая тема почти уходит из реалистических произведений. Романтики, если обращаются к конкретному времени, например, средневековью, используют хронотоп, где время и место условно (за исключением романов В. Скотта и Ф. Купера). Истоки характера персонажа автора не интересуют, как остается вне поля его зрения и  эволюция под влиянием социальных обстоятельств. В романтизме возможны «сломы» характеров, своеобразная их революция под воздействием этических причин. Реалисты изображают социально-временные условия формирования личности, социально-этические причины, влияющие на ее изменения.

Романтическая тема природы уступает место теме города, где развертываются основные социальные конфликты. Тема денег, воспринимающаяся романтиками как разрушительное начало в абстрактном плане, выходит на первый план как вполне реальный двигатель современного общества. Возвышенная тема художника и великая тема любви соединяются с экономическим интересом, в противном случае тот, кто романтически воспринимает эти два ведущих феномена романтизма, оказывается обреченным на гибель. Автор-реалист стремится исследовать все самые тайные уголки души своего героя, следуя открытиям романтиков, однако надо обратить внимание на то, что до второй половины XIX века это исследование ведется в основном путем применения законов логики к движениям души, которые чаще всего алогичны. Геббель, Мериме, Флобер, отчасти Теккерей находят новые способы для изображения душевного мира человека, давая возможность читателю с помощью подтекста и символа проникать далее того, что дает непосредственный текст.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным его жанром становится роман – социальный, социально-психологический, реже – роман воспитания, ибо последний тип связан с личностью одного человека, однако черты романа воспитания присутствуют почти в каждом реалистическом романе, где представлена эволюция характера.

Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи.

 

Вывод по главе 1

 

Становление реализма как направления, как самостоятельной единицы литературного процесса - сложное и неоднозначное явление, обусловленное как имманентными особенностями развития литературы (требованиями “времени”, генетической и типологической родственностью с другими направлениями и т.п.), так и внешнелитературными влияниями - взаимодействием и взаимопроникновением разных национальных вариантов реалистического искусства.


Глава 2. ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ О.БАЛЬЗАКА «ОТЕЦ ГОРИО»

 

 

 

2.1. Проблематика романа «Отец  Горио»

 

 

Роман Бальзака «Отец Горио» является социально-психологическим, который исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений, психологию урбанистического общества. 

В романе мы наблюдаем противопоставление двух социальных миров: сверху буржуазное и великосветское общество, внизу - пансион Воке - мир бедноты. В центре каждого из этих миров Бальзак поставил женскую фигуру: с одной стороны - представитель Сент-Жерменского предместье виконтесса где Босеан, с другого - собственница пансиона госпожа Воке.

На первый взгляд эти два мира совсем разные и отделенные непроходимой бездной. Но в действительности они крепко связаны между собой, задача автора в том и заключалось, чтобы показать внутреннюю связь низов и верхов буржуазного общества. Это он и вскрыл в судьбе Растиньяка, который  одновременно принадлежал и к тому, и к другому мирув.

Находясь в салоне виконтессы, Растиньяк упоминает пансион: “Мысли Эжена на один миг перенесли его в семейный пансион, - его охватил большой ужас...” [2, c. 85], а в пансионе, Растиньяк думает о высшем свете.

Тема “пансиона” и тема “света” в романе все время пересекаются, а в конце сплетаются в одно целое. Низом и верхом руководят одни и те же законы.

В романе две сюжетно-композиционные линии: первая - трагическая история отца Горио, который потерял не только все свое богатство, но и самое дорогое в жизни - любовь своих детей. Он перед смертью убедился в том, что деньги дают все.

Вторая линия - история Растиньяка, который, похоронив отца Горио, бросает вызов Парижу: “Ну, теперь кто кого!”.

Характеристика пансиона подчеркивает устарелость и старомодность вещей и людей, которые находятся в нем. “Здесь есть мебель “изгнанная отовсюду, несокрушимая и помещенная сюда, как помещают отходы цивилизации в больнице для неизлечимых”, мебель “старая, едва живая”; “мерзкие гравюры, от которых теряешь аппетит”. Здесь, в конце концов, постоянно встречаются погасшие, выцветшие глаза, “сморщенные” лица, тела, которые сохранили лишь “остатки красоты” [2, с. 92]. 

 Пансион госпожи Воке является своеобразным сосредоточением, символом социальных и моральных законов, характерных для Франции в период жизни Бальзака.

Эта общая атмосфера бедноты, угасание, холода пансиона усиливается нудным запахом, который стоит тут. “В нем ощущается затхлость, плесень, гниль; он вызывает содрогание, бьет чем-то промокшим в нос, пропитывает собой одежду, отдает столовой, где закончили обедать; воняет кухней, лакейской, кучерской” [2, с. 8].

Автор не только показывает нам помещение, но, и заставляет нас вдохнуть отравляющий, страшный запах, которым дышат жители пансиона.

Описание дома госпожи Воке заканчивается обобщением: “Коротко говоря, здесь царство бедности, где нет намека на поэзию, бедности потертых, скаредных, сгущенных. Хотя они еще без дыр и без лохмотьев, но скоро превратятся в тлен” [2, с. 9].

В этом изображении окружения уже есть предыдущая характеристика действующих персонажей. Черты их общего портрета заложены в описании жилья. Таким образом, читатель погружается в атмосферу этого маленького мира.

Но пансион не единый центр романа.

Салон Сен-Жерменского предместья, аристократические особняки - это другая часть города. Это два полюса Парижа - низ и верх, земля и небо, ад и рай. Сверху - роскошь, внизу - бедность. Бальзак постоянно сравнивает эти два мира. Бедность на фоне роскоши, роскошь на фоне бедности. Верх и низ у Бальзака сталкиваются один из одним, один в одном отображаются, один от другого зависят - они будто создают двуединий образ. Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса где Босеан почти в равной степени могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них представляет отдельную социальную группу и соответствующий ей взгляд: Горио - буржуазную, Растиньяк - провинциальное мещанство, виконтесса - парижское высшее мещанство, Вотрен - преступный мир.

Таким образом, в романе можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»;  семья и семейные отношения в буржуазном мире;

 

2.2. Образы в романе «Отец Горио»

 

 

 

Начнем рассмотрение образов с образа отца Горио. Наиболее яркая бессердечность показана в истории его жизни, которую наблюдает Растиньяк. Горио - богатый купец, который получил  свой достаток не совсем честно. Более за все в мире он любит своих двух дочек, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, для них выполнял все прихоти, отдал замуж одну за графа, другую за банкира, дал обеим большое приданное. Но в скором времени после замужества они стали стыдиться своего простого отца, вспоминали о нем лишь тогда, когда им были необходимые деньги на развлечения и любовников.

А отец был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал все, окончательно обеднев. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной со своих дочерей, но здесь неожиданно пришла вторая дочь и попросила очень большую сумму денег, так как ее ждал позор и бедность. У Горио разрывалось сердце от того, что он не мог помочь, старик готов был на все: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы   его дочери были счастливые. У него не выдержало сердце, и он умер в страшной бедности, на похороны дочери даже не явились.

Отец Горио - яркий пример того, как одержимость, неразумное развитие страсти приводит к полному разрушению личности. Горио весь погрузился в родительские чувства, он не думал ни о ком, кроме своих дочерей. Его страсть развилась на эгоистической подпочве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Следует также выделить образ Парижа в романе. Париж - город с богатой историей, который пережил множество изменений за  свое существование. Его специфический образ, его социальные и моральные  контрасты давно уже привлекали внимание писателей. Они изображают  не только величие Парижа, его храмы и дворцы, но и господствующие обычаи,  законы, контраст между богатством и крайней бедностью.

Бальзак создает в целом реалистический образ города, приняв за эстетическое кредо достоверное изображение жизни.

Париж у Бальзака изображается из разных сторон. Необходимо выделить два основные вида эпики в его романах. Условно говоря, это  проза исключительной реальности (проза идеала, абсолютная проза) и проза доминирующая, обычной реальности (относительная проза).

Абсолютная эпика - это духовный, светлый Париж. Центральные образы - Полина Годен, ученик Лавриль, студент Бьяншон - люди, которые имеют трудолюбивую и самоотверженную любящую душу.

Относительная проза Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного, несовершенного. Это образы Эжена де Растиньяка и бунтовщика Вотрена.

. Оноре де Бальзак достаточно  полно вскрыл образ Парижа. По  словам Б.Г..Реизова, в его (Бальзака) творчестве Париж - “это город-маяк провинциальных честолюбцев, которые слетаются к нему, будто мотыльки на огонь” [25, с. 47].

В романе “Отец Горио” было положено начало изображению Парижа в творчестве Бальзака. Автор стремится проявить драматизм жизни того времени и его скрытые пружины, он отображает и толкует внешнюю действительность. Здесь он изображает величие и богатство одновременно с убогостью. В начале романа мы перемещаемся к катакомбам Парижа. Пансион Воке - это не нарядный Париж, а предместье, где проживает мелкий городской народ.

Информация о работе Проблематика и образная система романа О. де Бальзака “Отец Горио”