Просветительские идеи русских и китайских писателей XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении просветительских идей русских и китайских писателей XVIII в.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
описать социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения
рассмотреть влияние просветительских идей на развитие русской литературы XVIII в.
выявить специфику «китайского Просвещения» и проявление просветительского комплекса идей в китайской литературе

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ
Социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения.
Просветительские идеи в русской литературе.
ГЛАВА 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ.
2.1. Общественно-политическая ситуация на Дальнем Востоке.
2.2. Юань Мэй
2.3. Цзи Юнь
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Kurs_Prosvetit_idei_v_rus_i_kit_lit_tradic-888.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1.  ПРОСВЕЩЕНИЕ  В РОССИИ

    1. Социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения.
    2. Просветительские идеи в русской литературе.

ГЛАВА 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ В  КИТАЕ.

2.1. Общественно-политическая  ситуация на Дальнем Востоке.

2.2. Юань Мэй

2.3. Цзи Юнь

Заключение.

Список литературы.

3

7

 

7

10

16

16

23

27

34

36

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Просвещение - это идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. Эпоха Просвещения продолжалась приблизительно со второй половины XVII до конца XVIII в. Современные исследователи, изучая проблемы просвещения, привлекают материал, касающийся не только просвещения в западно-европейских странах и в Северной Америке, но и аналогичных идейных движений в странах Восточной Европы, Востока, рассматривая,  его не как локальное, а как всемирно-историческое явление. С точки зрения темы данной работы мы будем рассматривать просветительские идеи, получившие проявления в литературе России и Китая.

Восемнадцатый век открывает  новую страницу истории русской  художественной литературы. В это время в литературе наблюдаются очень важные изменения. В литературном процессе всегда имеют место две взаимосвязанные тенденции: преемственность и новаторство. Каждая из них немыслима без другой, но соотношение между ними в разные эпохи неодинаково. В XVIII в. потребовалось радикальное обновление всех сфер общественной и духовной жизни, в том числе и литературы.

Восемнадцатое столетие, европейский  «век разума и просвещения», увенчавший собой период абсолютизма в Западной Европе и закончивший длительную эпоху европейского культурного развития Великой французской революцией, в России открывает новую эпоху ее государственности и культуры. 1700-й год Россия впервые в своей истории отсчитала не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и встретила 1-го января, а не 1-го сентября. Это — культурный знак символического рубежа, который отделяет древнюю средневековую Русь от России Петровской эпохи новой истории.

В масштабах всемирной  истории век — это совсем немного. Духовная жизнь XVIII в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации, особенно заметной на примере новой  русской литературы. Тот путь, который  культуры других европейских стран  проделывали в течение веков, русская словесная культура — от Кантемира до Державина и от безавторских гисторий до Карамзина проделала практически за полстолетия: ведь литература и жизнь связаны между собой как предмет и его отражение в зеркале, и стремительное развитие национального эстетического сознания до общеевропейского культурного уровня неоспоримо свидетельствует о таком же стремительном развитии национальной жизни в целом.

В странах Востока антифеодальное движение, обычно переплетавшееся с  национально-освободительной борьбой, принимало формы, во многом отличные от европейских. Это обстоятельство, связанное с философскими и литературными традициями этих стран и в значительной степени обусловленное более замедленным (по сравнению с Европой) социально-экономическим их развитием, привело к наличию среди исследователей различных точек зрения на самую возможность выделения просветительского этапа в идеологии стран Востока. Некоторые исследователи считают, что страны, не достигшие того уровня экономического развития, на котором находилась Западная Европа в XVIII в., не знали особого просветительского этапа, но большинство востоковедов признаёт его наличие (чаще всего относя его к XIX — началу XX вв.). Несмотря на значительную специфику просветительского движения, важнейшие черты просветительского мировоззрения (антифеодальная борьба передовых людей эпохи, затрагивающая широкие области идеологии и углублённая подъёмом национального самосознания, критика основ феодального строя и его конкретных проявлений, борьба с сословными и религиозными предрассудками, вера в силу разума, воспитания и образования) на Востоке в основном аналогичны западным. Эти общие черты — результат не только типологического единства, но и взаимосвязей, взаимообогащения национальных культур. Позднее просвещение в странах Востока (2-я половина XIX — начало XX вв.) развивалось под значительным воздействием идей европейского просвещения. В контексте рассматриваемой темы можно отметить, что это связано в тем фактом, что Китай долгое время оставался в самоизоляции от внешнего мира и не испытывал большого влияния извне.

Русская литература данного  периода хорошо изучена отечественными исследователями, тогда как в  изучении китайской литературы остаются малоизученные области, что объясняет  выбор и актуальность темы исследования.

Объектом исследования является литература России и Китая периода Просвещения.

Предметом исследования являются просветительские идеи в русской и китайской литературной традиции.

Цель работы состоит в выявлении просветительских идей русских и китайских писателей XVIII в.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

    • описать социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения
    • рассмотреть влияние просветительских идей на развитие русской литературы XVIII в.
    • выявить специфику «китайского Просвещения» и проявление просветительского комплекса идей в китайской литературе

  При проведении  данной исследовательской работы  были использованы, как общие методы познания: 1) сравнение, 2) анализ и синтез, 3) индукция и дедукция, так и частнонаучные методы: 1) метод сравнительно-сопоставительного анализа литературы.

Данная работа состоит  из: введения, в котором обосновывается выбор и актуальность темы, определяется объект, предмет и цель исследования; двух глав, в которых раскрывается общественно-политические ситуации в России и Китае, обусловившие развитие просветительских идей в литературе, а также дается обзор произведений, содержащих просветительские идеи, российских и китайских писателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ

1.1. Социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения

Русское Просветительство, возникнув под влиянием Французского Просвещения но своей сути было антифеодальным, объективно буржуазным мировоззрением. 
           Первоначальная история русского Просвещения, начинается со второй половины XVIII века, когда в Россию проникли идеи классиков Французского Просвещения, оказавших определенное влияние на основные течения русской мысли вплоть до идеологии самодержавия (Екатерина II) и консервативных мыслителей высшего аристократического круга. (М.М. Щербатов) и масонов. Несмотря, на увлечения идеями французского просвещения в ХVIII веке, они не стали самостоятельным направлением общественной мысли, и вошли в духовную жизнь российского общества, как часть школьно-университетской философии дворянско-либерального типа. 
           В этот период общественная мысль России еще не созрела для того, чтобы не только модифицировать и развить, но даже до конца воспринять целостные просветительские концепции Запада. Между тем, заимствование просветительских идей Франции продолжалось вплоть до 30-х годов XIX, Это заимствование выражалось в формировании идей (апелляция к разуму, науке, знанию, критика крепостничества с позиции естественного права и т.п.). Но отдельные идеи не смогли превратить эти мысли в сколько-нибудь целостные просветительские концепции. Вот почему нельзя найти в творческом наследии даже самых профессиональных мыслителей России вплоть до 40-х годов XIX века подлинно просветительских идей и мыслей в строгом смысле этого слова, которые бы по совокупности принципов могли быть типологически сходными с классическим французским Просвещением. Лишь немногие русские мыслители первой трети XIX века сравнительно близко подошли к принципам французского просветительского мировоззрения (И.П. Пнин, В.В.Попугаев, А.С.Кайсаров, А.П.Куницин). Перечисленные имена относились к представителям дворянского просвещения в России. Наиболее широко идеи просвещения были представлены в движении декабристов, хотя в целом декабризм в полной мере нельзя отнести к просветительскому типу мысли. Это объясняется не столько неспособностью декабристов к освоению идей Просвещения и перенесение их на русскую почву, сколько волной феодальной контрреволюции начала XIX века, накрывшей Европу от Лондона до Петербурга. По этой причине ростки просветительской мысли, появившиеся со времен Радищева и удержавшиеся на русской почве до восстания 1825 года оказались практически задавленными к 30 годам XIX века. В этих условиях даже антифеодальные идеи приняли антифранцузское звучание, лишь к началу 40-х годов XIX века прогрессивная антифеодальная мысль России начала оправляться от нанесенных поражений и принимать формы, соответствующие сложившейся социокультурной ситуации, которая по своему социально-экономическому уровню соответствовала эпохе просвещения Франции XVIII века. 
           Таким образом, «век русского просвещения» не мог наступить ранее 40-х годов XIX века, так как именно к этому времени ощущается кризис феодально-крепостнического строя, а антифеодальные силы остро осознают свою несовместимость со старым режимом. В этих условиях они уже не ограничивались критикой его отдельных сторон, но выступили с идеями нового строя, который должен прийти на смену старому строю. Просветительские идеи в России подготовили не только падение крепостнического режима, но и первую революционную ситуацию XIX века. К этому времени возникшие собственно буржуазные отношения в России были очень молодыми, но развивались бурно и потому требовали от общественной мысли поддержки, оправдания и определения исторической перспективы. 
            Франция конца XVIII века и Россия второй половины XIX века перекликаются не только по социально-экономическому положению, но и по характеру и движению общественной мысли. Об этом выразительно и ярко написал соратник Н.Г. Чернышевского М.А. Антонович в статье «Умственные движения в XVIII в.». Он настаивал на том, что каждый должен знать историю Франции XVIII века, так как она «есть азбука, элементарный учебник мышления и жизни XIX века... XVIII век требует особенного и преимущественно нашего внимания, как дело, непосредственно касающееся современной жизни. В этом веке человеческая мысль освободилась от огромной массы обычных, застарелых, понятий в областях – теоретической, нравственной и общественной. XVIII век освободил мысль от самых главных, самых тяжелых оков; он объявил войну всему, что стесняло развитие мысли, всем силам и элементам, которые, какими бы то ни было, предлогами изъявляли претензии на покорность им со стороны мысли...» [1]

 В русской  культуре XVIII в. происходят значительные  изменения, которые определяются  коренными преобразованиями в  социально-экономической сфере,  в жизни и быте народа. Главное  влияние оказывает тот факт, что  в экономике страны формируется капиталистический уклад. Русская культура XVIII в. развивается как культура светская. Литература, живопись, скульптура более глубоко отображают внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется “золотым веком” культуры России

XVIII век называют  эпохой европейского Просвещения.  Великие философы Вольтер, Монтескье,  Кант считали, что общественная  жизнь подчиняется не Богу, а  естественным законам. Исторический прогресс — главная идея Просвещения.

В России идеи просветителей  получили широкое распространение, ими увлекалась сама Екатерина II (примерно до 70-х годов, до восстания Пугачева).

Просветительство — это антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму, возникшая в России в 60-е годы XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план. На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80—90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.

 

1.2. Просветительские  идеи в русской литературе

 

           Крупным просветителем второй половины XVIII в. был Н.И. Новиков, выходец из богатой помещичьей семьи. Периодические издания выходили в России еще с петровского времени, но сатирические журналы как одно из проявлений дальнейшего роста общественного самосознания появились в конце 60-х годов XVIII в. Первый из них — «Всякую всячину» — с января 1769 г. начал издавать под непосредственным руководством Екатерины II ее кабинет-секретарь Г. В. Козицкий. Журнал имел четко выраженную правительственную ориентацию, хотя имена издателя и даже сотрудников в нем указаны не были.

          В 1767 г. он стал “письмоводителем” в одном из отделений созванной Екатериной II Комиссии депутатов по составлению нового Уложения. Ведя протоколы Комиссии, он получил богатый материал о состоянии дел в помещичьей России и использовал его позднее в своей издательской деятельности. В 70-х годах Новиков печатает в Петербурге сатирические журналы “Трутень”, “Пустомеля”, “Кошелек”, “Живописец”. В мае 1769 г. начинает выходить журнал «Трутень», который не только не поддержал курс, предложенный «Всякой всячиной», но вступил с ней в прямую полемику. «В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной «сему изданию». Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова — с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян». [9] Социальная позиция «Трутня» раздражала издателей «Всякой всячины» и вызвала на страницах журнала острые споры. Он высмеивал человеческие слабости и пороки, не случайно у помещиков в его произведениях такие выразительные фамилии — Недоумов, Змеянов, Злорадов; обличал их невежество, алчность, ханжество. Но до идеи отмены крепостного права, осознанной наиболее светлыми умами своего времени, Новиков не поднялся. После переезда в Москву Новиков организует Типографическую компанию, выпускает газету “Московские ведомости”, журнал “Московское ежемесячное издание” и сотни книг по всем отраслям знаний. Одно время из его типографий выходило до трети всех печатавшихся в России книг. Они расходились по всей стране, формируя новые для русского общества вкусы, взгляды, идеи.

Но в 1792 г. Новиков  был арестован, судим и приговорен сначала к смертной казни, а потом  к 15 годам заключения. Причиной послужила  принадлежность Новикова к масонскому движению в России. Следствие пыталось выявить у русских масонов вообще, у Новикова особенно, вредные политические намерения. Им вменялись в вину и связи с заграницей, и попытки вовлечь в масоны наследника престола. Но фактически Новиков был осужден за отличные от общепринятых религиозные убеждения. Взошедший на престол Павел I освободил его, и еще более 20 лет Новиков прожил в своем родовом имении, где и скончался.

Второй этап в развитии просветительства в России тесно связан с именем русского революционного мыслителя, писателя А. Н. Радищева. Радищев принадлежал к наиболее радикальному крылу европейского просветительства. Еще в годы обучения в Лейпцигском университете, куда он был послан вместе с другими русскими студентами изучать юриспруденцию, Радищев познакомился с работами Монтескье, Мабли, Руссо. Особенно сильное впечатление произвела на него книга французского философа-материалиста Гельвеция «Об уме». Он проникся духом Просвещения и сам стал одним из его ярких представителей. Смелые обличители помещичьего злонравия и чиновничьего произвола были и до Радищева. Радищев был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительной философии. На его мировоззрение сильное влияние оказала крестьянская война под предводительством Пугачева. В 1781—1783 гг. он создает оду “Вольность”, где в полной мере проявляются его революционные убеждения, направленные против правительства и царизма. Радищев прославляет народную революцию, верит, что придет “вожделенная пора”, когда прозревший народ, восстав, “задавит” хищного волка — российского самодержца. В 1780-е годы Радищев работает над главным своим произведением “Путешествием из Петербурга в Москву”, которое печатает в домашней типографии тиражом в 650 экземпляров, без указания имени автора; только 25 экземпляров из этого числа были отданы в продажу. Но книга Радищева сразу же привлекла к себе внимание, вызвала, по свидетельству осведомленных современников, “великое любопытство”.

Своеобразие просветительства Радищева состояло в том, что он сумел  связать эти явления с политическим строем России и ее социальной системой — с самодержавием и крепостным правом — и выступил с призывом к их ниспровержению. Свои взгляды Радищев изложил в замечательной по глубине и смелости книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Книга сразу же была замечена властями. Один из ее экземпляров попал в руки Екатерины II. Императрица пришла в ужас.

Большую часть  издания автору пришлось сжечь, вследствие чего «Путешествие» стало библиографической  редкостью. 30 июня 1790 г. писатель был арестован. Началось следствие. В ответах на предлагаемые вопросы Радищев придерживался хорошо продуманной тактики. В объяснениях, касавшихся содержания «Путешествия», он стремился, насколько это было возможно, смягчить обличительный и революционный характер произведения. Несмотря на это, уголовная палата приговорила писателя к смертной казни «через отсечение головы». Более пяти недель Радищев находился на положении смертника, но затем Екатерина II заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.

Информация о работе Просветительские идеи русских и китайских писателей XVIII в