Пушкин, философская лирика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:12, лекция

Описание работы

1) «Элегия» (1830)
Жанр – элегия. Тема поиска пути (как и в «Бесах»). Тема жизни и смерти. Композиция: стихотворение состоит из двух строф, которые соотносятся между собой по принципу контраста. В первой строфе идет речь о жизненной драме

Файлы: 1 файл

Пушкин тематика стихов.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)


А.С.Пушкин

ФИЛОСОФСКАЯ   ЛИРИКА

 

1) «Элегия» (1830)

Жанр – элегия. Тема поиска пути (как и в «Бесах»). Тема жизни и смерти. Композиция: стихотворение состоит из двух строф, которые соотносятся между собой по принципу контраста. В первой строфе идет речь о жизненной драме:

Безумных лет угасшее веселье 
Мне тяжело, как смутное похмелье. 
Но, как вино — печаль минувших дней 
В моей душе чем старе, тем сильней. 
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе 
Грядущего волнуемое море.

А во второй звучит пафос жизненной  активности:

Но не хочу, о други, умирать; 
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; 
И ведаю, мне будут наслажденья 
Меж горестей, забот и треволненья: 
Порой опять гармонией упьюсь, 
Над вымыслом слезами обольюсь, 
И может быть — на мой закат печальный 
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Звучит надежда на будущую полноценную  жизнь, в которой будут и горести, и наслажденья. Трагическая тональность первой части («Мой путь уныл, / Сулит мне труд и горе грядущего волнуемоеморе…») сменяется мощным мажорным аккордом: «Но не хочу, о други, умирать / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

 

2) «Туча» (1835)

Тема обновления души и жизни. Содержание стихотворения приближено к пейзажной зарисовке:

Последняя туча рассеянной бури! 
Одна ты несешься по ясной лазури, 
Одна ты наводишь унылую тень, 
Одна ты печалишь ликующий день.

Но призыв, звучащий в последней  строфе переводит содержание из пейзажного пласта в философский:

Довольно, сокройся! Пора миновалась, 
Земля освежилась, и буря промчалась, 
И ветер, лаская листочки древес, 
Тебя с успокоенных гонит небес.

Центральный в стихотворении образ  тучи является символом жизненных страстей, бурь, жизненных гроз. Но время бурь пришло к концу, и оно сменяется  желанным покоем и гармонией.

 

3) «…Вновь я посетил…» (1835)

Стихотворение написано после очередного посещения Михайловского. Тема  жизни и смерти, связи природы и человека. Тема прошлого, настоящего и будущего.Композиционно стихотворение делится на три части: 1) приезд в Михайловское; 2) описание природы; 3) обращение к будущим поколениям. Идейный смысл стихотворения заключается в утверждении связи человека с природой, связи разных поколений, разных эпох человеческой жизни.

В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая роща:

Здравствуй, племя 
Младое, незнакомое! не я 
Увижу твой могучий поздний возраст, 
Когда перерастешь моих знакомцев 
И старую главу их заслонишь 
От глаз прохожего. Но пусть мой внук 
Услышит ваш приветный шум, когда, 
С приятельской беседы возвращаясь, 
Веселых и приятных мыслей полон, 
Пройдет он мимо вас во мраке ночи 
И обо мне вспомянет.

Лирический герой понимает и  принимает преемственность поколений (смену поколений), вечное движение всего сущего по жизненному кругу (рождение → жизнь → смерть и опять  рождение …), потому что таковы законы бытия.

 

4) «Подражания Корану»

(IX. «И путник усталый на Бога роптал...») (1825)

Жанр –  притча

Тема – смерти и духовного возрождения, тема веры.

«И путник усталый на Бога роптал...»  представляет собой девятое, заключительное стихотворение цикла «Подражания Корану», написанного в 1825 году. Пушкин, опираясь на русский перевод М. Веревкина, вольно переложил фрагменты сур, то есть глав Корана.

Жанр — притча

 

Цикл Пушкина «Подражания Корану»  представляет собой не просто отдельные, хотя и взаимосвязанные между собой эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы человеческой судьбы вообще.

Завершающее стихотворение цикла  «И путник усталый на Бога роптал...»  носит явно притчевый характер, и  сюжет его достаточно прост. «Путник усталый» томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических страданиях. Он «ропщет» на Бога, потеряв надежду на спасение, и не осознает Божественного вездеприсутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем творении. Когда герой уже совсем было теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник обнаруживает, что по воле Всевышнего спал долгие годы и стал стариком:

И горем объятый мгновенный старик,

Рыдая, дрожащей главою поник...

Но происходит чудо: Бог возвращает герою молодость:

И чувствует путник и  силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили  грудь:

И с Богом он дале пускается  в путь.

В этом стихотворении Пушкин использует мифологический сюжет «смерти — возрождения», за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается как человек вообще. Его «смерть» и «воскресение» символизируют жизненный путь человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. Таким образом, «воскресение» героя трактуется, прежде всего, как духовное возрождение.

 

 

5) «Песнь о вещем Олеге»  (1822)

 

Тема рока, неизбежности судьбы

Жанр — легенда

Сюжетной основой  «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем. Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега.

В легенде о князе Олеге и  его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда

кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает  князя.

В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, — тема поэта-пророка, тема поэта-провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику:

Открой мне всю правду, не бойся  меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

И слышит в ответ:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

 

6) «Анчар» (1828)

Тема неограниченной власти. Неограниченная власть – источник зла и разрушения.

 

Жанр – лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его балладой.

 

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.


В своем стихотворении Пушкин создает  очень яркий и выразительный  образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не идет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился  яд для стрел, послал своего слугу. Тот  выполнил поручение, заплатив за это  жизнью.

В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества.

 

7) «Зимняя дорога» (1826)

Тема дороги, возвращения  домой

Жанр – лирическое стихотворение

В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги. Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют:

Скучно, грустно...

Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Таким образом, если в романтических  стихотворениях мотив дороги связывался с постоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь представляется как наиболее приближенная к идеалу — полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому.

 

8) «Бесы» (1830)

Жанр – лирическое стихотворение

Тема хаоса, состояние мира, сбившегося с пути; состояние человеческой души, охваченной трагическими страстями

Осенью 1830 года Пушкин приехал в  Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолго остался там из-за холерных карантинов. Тогда и было написано стихотворение «Бесы».

Стихотворение построено на множестве  повторов разных уровней: композиционных, лексических, звуковых.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка.

Первые две части — по три  восьмистишия каждая; последняя часть  гораздо короче и состоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекрасно передают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.

Второе четверостишие возвращает взгляд на землю при помощи чисто  фольклорной реплики: «Еду, еду в  чистом поле...» Со второго восьмистишия появляется бес. В появлении своем он проходит как бы несколько ступеней, становясь все более и более реальным. Сначала ямщик высказывает предположение: «В поле бес нас водит, видно...». Затем он придает воображаемому бесу все более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вот — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суеверным ямщиком почуяли неладное кони:

Кони стали... «Что там в поле?»  — 

«Кто их знает? пень иль волк?»

Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, на конях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно. В тот момент, когда «кони снова понеслися», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я». С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинается вакханалия, шабаш:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Образ бесов вводится здесь целым  комплексом средств, обрушивается, как настоящий обвал. Последняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними. Мчащиеся тучи оказываются мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате резко ослабевает реальность и тех, и других:


Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

В «Бесах» изображен символический  образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского круговорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картину мира, сбившегося с пути). В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.

 

 

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ   ЛИРИКА

 

1) «К Чаадаеву» (1818)

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано Пушкиным в «петербургский» период, в 1818 году. В это время поэт находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе программное стихотворение «К Чаадаеву».

Информация о работе Пушкин, философская лирика