Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:12, лекция
1) «Элегия» (1830)
Жанр – элегия. Тема поиска пути (как и в «Бесах»). Тема жизни и смерти. Композиция: стихотворение состоит из двух строф, которые соотносятся между собой по принципу контраста. В первой строфе идет речь о жизненной драме
Жанр — дружеское послание
Тема вольности и борьбы с самодержавием
Стихотворение отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми его времени. Не случайно стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.
Сюжет. В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнет «власти роковой» (ужесточение политики императором после войны 1812 года) заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы...», бороться за ее свободу. В конце стихотворения выражается вера в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Новаторство Пушкина состоит в том, что в этом стихотворении он соединил гражданственный, обличительный пафос с почти интимными переживаниями лирического героя.
Первая строфа заставляет вспомнить образы и эстетику сентименталистской и романтической элегии. Однако начало следующей строфы резко меняет ситуацию: разочарованной душе противопоставлена душа, полная мужества. Становится ясно, что речь идет о жажде свободы и борьбы; но в то же время фраза «горит желанье» намекает, как кажется, и на то, что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Третья строфа соединяет образы политической и любовной лирики. В двух заключительных строфах любовная фразеология сменяется гражданственно-патриотическими образами.—
Если идеалом для
2) «Деревня» (1819)
Тема свободы, тема крепостного права.
Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы.
Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостного права.
Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «... но мысль ужасная...») представляет собой идиллию, а вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.
Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения — «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» — романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» — основные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.
Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопоставленными друг другу. На фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. Поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произведения — несправедливость и жестокость крепостного права.
Этой же цели служит и подбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крылатые», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый владелец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.
3) «Погасло дневное светило»
Жанр — романтическая элегия
Тема свободы
Композиция. Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой все мысли и чувства лирического героя устремлены к «отдаленному берегу», цели путешествия. Во второй он вспоминает о покинутых «отеческих краях». Части стихотворения противопоставлены друг другу: «отдаленный берег», к которому стремится лирический герой, представляется ему «волшебным» краем, в который он стремится «с волненьем и тоской». «Отечески края», напротив, описываются как «брега печальные», с ними связаны «желаний и надежд томительный обман», «потерянная младость», «порочные заблуждения» и т. д.
Элегия «Погасло дневное светило...» знаменует начало романтического периода в творчестве Пушкина. Здесь звучит традиционная для романтизма тема бегства романтического героя. Стихотворение содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоскующий беглец, покинутая навсегда родина, намеки на «безумную любовь», на обман и т. д.
Следует отметить предельную романтичность пушкинских образов. Герой непросто находится на границе стихий (между океаном, небом и землей), а на границе дня и ночи; а также между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Все доведено до предела: не море, а «угрюмый океан», не просто берег, а горы, не просто ветер, а и ветер и туман одновременно.
4) «Узник» (1822)
Жанр – лирическое стихотворение
Главная тема – тема свободы
Орел – пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода – это естественное состояние каждого живого существа.
Композиция. Стихотворение делится на две части, которые отличаются друг от друга интонацией. Части по содержанию не контрастны, но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойное повествование стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика в строках: «…лишь ветер… да я!».
5) «К морю» (1824) (конец романтического периода!!!)
Это стихотворение завершает романтический период пушкинского творчества. Оно стоит на стыке двух периодов, поэтому в нем присутствуют и романтические темы и образы, и черты реализма.
Жанр: сочетание жанров элегии и послания (форма послания, а содержание элегическое)
Тема свободы
В первой же строке стихотворения лирический герой прощается с морем («Прощай, свободная стихия!»). Это прощание — и с реальным Черным морем (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом.
Образ моря, бушующего и свободного, занимает центральное место. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.
В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
В элегии «К морю» поднимается традиционная для романтизма тема романтического бегства героя. В этом смысле его интересно сопоставить с одним из первых стихотворений романтического периода в творчестве Пушкина «Погасло дневное светило...» (1820), где также возникает тема бегства. Здесь лирический герой стремится уйти в какие-то неведомые «волшебные края» (романтическое неприятие окружающей действительности), а в стихотворении «К морю» говорится уже о неудаче этого романтического путешествия:
Не удалось навек оставить
Мне скучный неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по волнам твоим направить
Мой поэтический побег!
В стихотворении «Погасло дневное светило...» герой стремится к «отдаленному берегу», который представляется ему идеальным краем (романтическое «там»), а в элегии «К морю» герой сомневается в его существовании:
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
6) «Во глубине сибирских руд...» (1826)
Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» датируется концом декабря 1826 года — началом января 1827 года. Пушкин передал его сосланным декабристам через А.Г. Муравьеву, уезжавшую из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 года.
Жанр — дружеское послание
Тема свободы
В этом стихотворении звучит характерная для творчества Пушкина тема свободы. Поскольку послание адресовано декабристам, есть основания полагать, что речь идет не только о свободе вообще, но и о свободе от деспотии царской власти. Известно, что поэт тесно общался с некоторыми декабристами, но этот факт вовсе не свидетельствует о том, что он полностью разделял их политические взгляды. Однако совершенно очевидно, что в этом стихотворении декабристы получают у Пушкина полное нравственное признание: у них «дум высокое стремленье», их «скорбный труд» «не пропадет»:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
1) «Свободы сеятель пустынный» (1823)
Жанр – лирическое стихотворение
Тема поэта-пророка в столкновении с толпой, тема свободы
В этом стихотворении автор использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Образ «живительного семени» символизирует слово, поэзию вообще, а также политические стихи – все это должно, подобно посеянному семени, принести плоды. Но сеятель разочаровывается, его усилия не приносят ожидаемых плодов.
Композиционно стихотворение делится на две части. 1 часть связана с образом сеятеля, для нее характерна евангельская образность и возвышенная интонация.
Свободы
сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
2 часть посвящена «мирным народам». Интонация обличительная и гневная. Народ сравнивается с покорными стадами:
Паситесь,
мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в
роды
Ярмо с гремушками да бич.
2) «Пророк» (1826)
Жанр – лирическое стихотворение
Тема божественного призвания поэта-пророка
Лирический герой является нам в этом стихотворении в образе одинокого путника. Он не равнодушен к происходящему вокруг. К нему является посланник Бога.
«Шестикрылый серафим» помогает поэту обрести дар прозрения, дает ему возможность видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен «грешного» языка серафим вкладывает в уста пророка «жало мудрыя змеи», а вместо сердца вдвигает «угль, пылающий огнем». В конце стихотворения звучит воззвание Бога к новому пророку:
«Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
3) ПОЭТ (1827)
Жанр – лирическое стихотворение
Тема божественного призвания поэта-пророка
В первой части стихотворения поэт описывается как обычный человек. Он уравнивается с «детьми ничтожными света». Вторая часть посвящена состоянию творческого вдохновения, которое полностью преображает человека, поднимает его над суетной повседневностью.
ПОЭТ
Пока
не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней
он.
Но
лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…