Ранняя лирика Анны Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 09:18, реферат

Описание работы

Ахматова всегда, особенно в своих ранних произведениях, была очень тонким и чутким лириком, а значит, каждое событие нее богатом внутреннем или ярком окружающем мире находило непосредственный отклик нее душе. В поэзии Ахматовой много загадочного, неизведанного, но она никогда не была мистиком или певцом абстрактных идей. Ранние стихи поэта дышат любовью, рассказывают о радости встреч и горечи разлук, о тайных мечтах и несбывшихся надеждах, но они всегда просты и конкретны.

Файлы: 1 файл

реферат Ахматова.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанский государственный университет

имени М. Утемисова

 

 

                           

 

 

Реферат

 

Тема: «Ранняя лирика Анны Ахматовой»

 

 

 

                                                  Выполнила: студентка группы  

                                                                            303206  Калиева М.

                                                           Проверила: старший преподаватель

                                                                               Винник Р.Э.

 

 

 

 

 

 

                                                   Уральск 2015г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Творчество А. Ахматовой сегодня настолько известно и имеет такое множество почитателей, что сложно уже представить русскую литературу «серебряного века», а также советскую литературу без этого имени. Творческий путь А. Ахматовой был непростым и тернистым, хотя много нее жизни было и искренней радости, счастья.

Поэзии А. Ахматовой всегда было тесно в рамках какого-то определенного литературного течения, хотя она и говорила о себе не только в юности, но ин зрелом возрасте: «Мы, акмеисты...» Да, акмеизм провозгласил себя детищем новой эпохи, стараясь преодолеть слабости своего предшественника — символизма, но даже А. Блок отмечал, что А. Ахматова была чужда и этой «школе», потому что «расцвета физических и духовных сил» (лозунг акмеистов) нее болезненной и самоуглубленной манере нельзя было найти.

Ахматова всегда, особенно в своих ранних произведениях, была очень тонким и чутким лириком, а значит, каждое событие нее богатом внутреннем или ярком окружающем мире находило непосредственный отклик нее душе. В поэзии Ахматовой много загадочного, неизведанного, но она никогда не была мистиком или певцом абстрактных идей. Ранние стихи поэта дышат любовью, рассказывают о радости встреч и горечи разлук, о тайных мечтах и несбывшихся надеждах, но они всегда просты и конкретны.

Со страниц ахматовских сборников перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа реальной, земной женщины, которая по-настоящему плачет и смеется, огорчается и приходит в восторг, надеется и разочаровывается. Весь этот калейдоскоп привычных чувств при каждом новом взгляде высвечивает все новые узоры восприимчивой и отзывчивой души поэта.

 

 

 

 

 

 

Анна Андреевна Горенко родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Семья была большой: мать Инна Эразмовна (1852-1930), отец Андрей Антонович(1848-1915), сестры Ирина (18881892), Инна(1883-1905), Ия (1894-1922), братья Андрей(1886-1920) и Виктор(1896-1976). Наиболее близка детям была мать натура, по видимому, впечатлительная, знавшая литературу, любившая стихи. Годовалым ребенком Аня была перевезена на север в Царское Село. Там прожила до шестнадцати лет, потом, после пятилетнего перерыва, еще шесть лет(19101916) в доме своего мужа Н.С.Гумилева, неоднократно и довольно подолгу жила она там уже только редкими наездами, а в 1944 году увидела его варварски разрушенным, разграбленным и страшным:

О, горе мне! Они тебя сожгли...

О встреча, что разлуки тяжелее!...

Каждый из царскосельских периодов жизни Ахматовой так или иначе отразились как в ее поэтических, так и прозаических произведениях. Это "Царскосельская ода", "Царскосельская статуя", "Сон", "Одни глядятся в ласковые взоры...", "Все расхищено, предано, продано...", "Царскосельские строки", различные очерки и другие произведения. Читать Анна Горенко училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение написала в одиннадцать лет. Позднее, когда отец узнал, что дочь пишет стихи, он выразил неудовольствие, назвав ее почему-то "декадентской поэтессой". По сохранившимся в памяти отца представлениям, дворянской дочери заниматься стихами, а уж тем более печатать их было совершенно непозволительно."...И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы...Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал:"Не срами мое имя". И не надо мне твоего имени !сказала я..." Инна Эразмовна, мать Анны Ахматовой, вела свой род по женской линии от татарского хана Ахмата. Истоки творчества Анны Ахматовой это Державин и Некрасов, Тютчев и

Баратынский, потом, конечно, Лермонтов и Пушкин поэт, изучению которого Анна Ахматова посвятила около половины своей жизни. Изучением жизни и творчества Пушкина она начала заниматься примерно с середины двадцатых годов. Результатом этого изучения были работы о "Золотом петушке", об "Адольфе" Бенжамина Констана и о "Каменномгосте", позже были напечатаны работы "Александрина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828 году", "Гибель Пушкина", над которыми Ахматова работала почти двадцать последних лет своей жизни. Училась Анна Горенко в Царскосельской женской гимназии. В младших классах плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. Гимназией тяготилась, но читала охотно, много, и постоянно. Иногда отец брал ее с собой в оперу, в Мариинский театр, водил в Эрмитаж, в Музей Александра Третьего. Об отце, по-видимому, всегда несколько отдаленном от семьи и мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не писала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода. В 1905 году родители Анны Ахматовой расстались, и ее мать с детьми уехала на юг. Они целый год прожили в Евпатории, где им пришлось познать нужду. Там Анна дома проходила курс предпоследнего класса гимназии. Чтобы окончить гимназию, она вынуждена была поехать в Киев, спасаясь от преследовавшей ее семью болезни (две ее сестры умерли от туберкулеза). Анна училась в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году. В Киеве Анна Горенко поступила на юридический факультет Высших женских курсов.

Поначалу, когда приходилось изучать историю и латынь, учеба ей нравилась; но когда пошли чисто юридические предметы, она охладела к курсам. В Киеве Анна Ахматова окончательно почувствовала себя поэтом. 24 декабря 1903 года в Царском Селе состоялось знакомство с Николаем Гумилевым. Н.Гумилеву было тогда семнадцать, а ей четырнадцать лет. Но Аня Горенко довольно холодно относилась к ухаживаниям некрасивого, долговязого подростка и не соглашалась на свадьбу около семи лет. 25 апреля (старый стиль) 1910 года в Никольской слободе под Киевом в Никольской церкви они поженились. Через неделю после венчания молодожены едут в Париж, в свадебное путешествие.

В Париже произошло знакомство Ахматовой с Амадео Модильяни, тогда еще совершенно безвестным молодым художником. Переехав в Петербург, Анна Ахматова училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время она уже писала стихи, вошедшие потом в ее первую книгу. Ахматова публиковалась с 1907 года. Она оказалась рядом с крупными и яркими поэтами с Бальмонтом, Брюсовым, Белым, Сологубом, Вяч. Ивановым, Волошиным, Гумилевым, а вскоре с Маяковским, Мандельштамом, Цветаевой, Клюевым, Есениным. В ноябре 1911 года возникает кружок "Цех поэтов", во главе которого становятся Н.Гумилев, С.Городецкий. Разделив участников на "мастеров"("синдиков"), которыми и были Гумилев и Городецкий, и "подмастерьев",Гумилев вменял в обязанность "подмастерьям" беспрекословное повиновение, работу над "вещью" по указанию "мастера" и запрет на публикацию без разрешения "мастера"(для публикаций использовались "Аполлон" и созданные при "Цехе" журнал и издательство, которые назывались одинаково:"Гиперборей"). Акмеизм как программа зародился в "Цехе поэтов",но это было несколько позже. Поначалу же "Цех", насчитывавший 26 членов, вбирал в себя представителей разных направлений, большей частьюкак раз не акмеистов.

Поколебавшись между выбором названия для нового течения акмеизм или адамизм, родоначальники остановились на акмеизме, производном от греческого акме: вершина, процветание. Членами "Цеха" были в основном начинающие поэты: А.Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Г. Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П.Радимов, Н. Бруни, Г.Адамович, М.Моравская, Чернявский, Н.Оцуп. В 1910 году четко обозначился распад символизма. Образовались новые течения в декадентской поэзии, поэтому начинающие поэты шли либо в футуризм, либо в акмеизм. Акмеисты поставили своей целью реформировать символизм, главной бедой которого, с их точки зрения, было то, что он"направил свои главные силы в область неведомого" и "попеременно братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом". Создавая "Цех поэтов", а за ним и акмеизм, Гумилев не отрицал достижений символизма, наоборот призывал взять из него лучшее. По воспоминаниям Ахматовой, именно тогда он сказал ей о символистах:"Они как дикари, которые съели своих родителей и с тревогой смотрят на своих детей".Своими учителями акмеисты считали Шекспира, Рабле, Франсуа Вийона, Теофиля Готье. В статье Гумилев утверждал, что "подбор этих именно произволен. Каждый из них краеугольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной его стихии"; акмеисты мечтали соединить воедино внутренний мир человека (Шекспир), "мудрую физиологичность" (Рабле), "жизнь, нимало не сомневающуюся в самой себе, хотя знающую: все от Бога, и смерть, и бессмертие" (Вийон) и "достойные одежды безупречных форм"(Готье). К поэтам-символистам старшего поколения Анна Ахматова относилась отчужденно. О Брюсове отзывалась почти всегда враждебно и уничижительно. О Зинаиде Гиппиус все-таки с учетом ее таланта и ума, но не безиронии по поводу экстравагантных шляп, покровительственного тона литературной grande dame и т.п. У Вячеслава Иванова, на знаменитой "башне", была, кажется, только несколько раз "и очень скучала".

Несколько по-иному она относилась к Сологубу: случайных выступлений у Ахматовой не бывало, а в ее списке значатся приветствие Сологубу от имени ленинградских поэтов и чтение стихов на вечере его памяти. Известно посвященное ему четверостишие 1912 года. Об Андрее Белом говорила хоть и холодно, но уважительно и жалела, что "его у нас совсем не знают теперь". Что же касается ее отношения к Иннокентию Анненскому, то оно менее всего определялось его "символизмом".Вот полный текст ее стихотворения 1945 года: УЧИТЕЛЬ.

(Отрывок одной из сожженных  поэм)

Памяти Иннокентия Анненского

...А тот, кого учителем  считаю,

Как тень прошел и тени не оставил,

Весь яд впитал всю эту одурь выпил

И славы ждал...Он славы не дождался,

Он был предвестьем, предзнаменованьем

Всего, что с нами после совершилось,

Всех пожалел, во всех вдохнул томленье

И задохнулся...

Вместе с О.Мандельштамом, М.Зенкевичем и Вл.Нарбутом Ахматова выбрала акмеизм. Там она нашла поддержку реализму своего таланта. О. Мандельштам стал для нее самым близким поэтом другом."Листки из дневника" поминания Ахматовой о Мандельштаме, причем написанные не как мемуарно-биографический очерк, не как статья, а как"глава", прочно связанная с историей ее жизни, с ее судьбой. Одна из черновых рукописей так и озаглавлена, правда, со знаком вопроса: "Глава?" Весну 1911 года Ахматова провела в Париже, а в 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). В 1912 году вышел первый сборник стихов А.Ахматовой "Вечер". Было напечатано всего триста экземпляров."Это бедные стихи пустейшей девочки, писала она, вспоминая пору первого появления своих произведенийв печати, почемуто перепечатываются тринадцатый раз...Сама девочка(насколько я помню) не предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны, "чтобы не расстраиваться". От огорчения, что "Вечер" появился, она даже уехала в Италию (1912 год, весна). Критика отнеслась к сборнику благосклонно и об Ахматовой заговорили как о явлении в литературе.

"Вечер"книга сожалений, предчувствий заката (характерно  само название сборника), душевных  диссонансов. Первого октября 1912 года  родился единственный сын Анны Ахматовой Лев. С той поры ей довелось подолгу жить в имении свекрови, в Слепневе, под Бежецком. Веселой, несколько своенравной молодой женщине пришлось на первых порах нелегко: она ловила на себе "осуждающие взоры спокойных загорелых баб". Слепнево было для Ахматовой своеобразной школой воспитания духа. В марте 1914 года вышла вторая книга "Четки". Она открывалась стихотворением "Смятение", в котором заданы все основные мотивы книги: Было душно от жгучего света, А взгляды его как лучи. Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить. Наклонился он что то скажет... От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. Многие стихи "Четок" и "Белой стаи" были написаны в Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. "Белая стая" вышла в сентябре 1917 года. Этот сборник появился при неблагоприятных обстоятельствах не работал транспорт, переставали издавать газеты, журналы, росли голод и разруха. В "Белой стае" отразились тенденции национального и гражданского самосознания Ахматовой. Первая мировая война и народноебедствие обострили у нее чувство связи со своим народом, чувство ответственности за судьбу страны. Проявился национальный, русский характер Ахматовой. После Октябрьской революции она работала в библиотеке Агрономического института. Некоторые считают, что Ахматова приняла революцию всем сердцем. Вряд ли это точно. Многим поэтам была непонятна эта необходимость переустройства, и они покидали страну. Ахматова осталась со своей Россией, разоренной, разграбленной, и голодной, но по-прежнему родной. Но осталась она, главным образом, потому, что не мыслила своей жизни без России. Именно в этих неблагоприятных обстоятельствах Ахматова выразила в своих стихах то заветное, что в какой-то мере определяет наше дальнейшее отношение к ней. 5 августа 1918 года состоялся развод с Н.Гумилевым.

Ахматова настояла на разводе: она собиралась замуж за В. Шулейко. Несмотря на то, что их отношения с Гумилевым давно были только видимостью семейных, он очень переживал такой поворот событий (хотя и не подавал вида). Впрочем, вскоре и сам он женился на Анне Николаевне Энгельгардт. В 1921 году вышел сборник стихов "Подорожник". В 1922 году выходит книга "Anno Domini". После Постановления ЦК Ахматова не могла печататься целых 14 лет(с 1925 по 1939 год, когда ею вдруг и почему-то с благосклонностью заинтересовался Сталин). В это время она занялась, по-видимому, по совету Н.Пунина, за которого вышла замуж после В. Шулейко, архитектурой пушкинского Петербурга. Н.Пунин был искусствоведом, сотрудником Русского музея, и, надо думать, помогал ей квалифицированными советами. Эта работа, хотя она никак не выразилась внешне ни в виде статей, ни в других формах, очень увлекала Ахматову прежде всего потому, что была связана с Пушкиным, изучением творчества которого она в эти годы усиленно занялась и достигла таких успехов, что стала пользоваться серьезным авторитетом среди профессиональных пушкинистов.

Отечественная война 1941 года застала ее в Ленинграде. Ахматова, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Во время блокады, в конце сентября, она вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года Ахматова жила в Ташкенте. Часто выступала со своими стихами перед ранеными бойцами, в госпиталях. В мае 1944г.Ахматова прилетела в Москву, а в июне вернулась в Ленинград. О своих впечатлениях в Ташкенте она написала очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти". После ареста сына Ахматовой эти произведения были сожжены со всем архивом. Сама Ахматова не была подвергнута репрессиям, но ее сын Лев долгое время скитался по разным концлагерям. К ней не раз приходила идея о возведении памятника жертвам сталинских репрессий. Cвои впечатления о страшных годах ежовщины она описала в поэме "Реквием".

Информация о работе Ранняя лирика Анны Ахматовой