Разница между языком и речью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:15, реферат

Описание работы

Основной объект языкознания - естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.
Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Файлы: 1 файл

руссссссссс.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

 

Теперь  нам более понятны физиологические  причины автоматизма в поведении  лягушки. Пусковой механизм реакций  на движение у нее свой для каждой из трех размерных групп и все  время на взводе, он реализует ответные действия на увиденное совершенно рефлекторно. Бездумно, но зато немедленно.

В арсенале средств оповещения, который вмещает  только глаз лягушки, действуют и  другие сверхчувствительные оптические структуры, способные молниеносно  определить скорость подвижного объекта, даже если он приближается или удаляется прямо по сагитальной линии, то есть в направлении к глазу или от него. С такой точностью, как лягушка, никто из людей это делать не умеет. Правда, мозг самых опытных и способных (особый дар!) шоферов в момент обгона автоматически совершает нечто подобное. А глаз лягушки безошибочно оценивает не только скорость, направление, характер движения (поступательное, беспорядочное, колебательное) всех попавших в поле зрения объектов, но и степень их ускорения.

Не  чужды разного рода оптические усовершенствования и рыбьим глазам. В пресных водах Центральной и севера Южной Америки плавает презанятная четырехглазка. Сама, как положено, в воде, а глаза — наполовину над поверхностью. Они разделены на две камеры: верхние (с более плоским хрусталиком) ведут наблюдение за воздухом, нижние смотрят в воду.

Не  хуже в этом смысле и глаза глубоководных  родичей обычных лососей. Батилихнопс, самый крупный из них (до полуметра), имеет в каждом глазу по два  глазных яблока. Одно, большое, видит  то, что вверху, а другое смотрит  вниз и в стороны. Другие глубоководные «лососи» наделены телескопическими глазами. Они цилиндрами удлинены вверх, поля их зрения сближены и потому бинокулярны.

Даже  где-нибудь в девственно чистой воде океана яркость освещения при  погружении убывает примерно в десять раз на каждые 50 метров. В 400 метрах от поверхности дневное светило бессильно. В этом вечном мраке некоторые рыбы обходятся без зрения, слепыми рождаются и умирают. Другие, напротив, обзавелись огромными глазами, с очень сильными линзами и небывало чувствительной сетчаткой: в ней на каждом квадратном миллиметре 25 миллионов светочувствительных клеток! Как ни у кого на суше.

«На больших  глубинах глаза могут быть полезны  лишь для того, чтобы обнаружить свет, излучаемый рыбами и другими  животными» (Роберт Бертон).

Интересно, что в мире животных есть конвергентная  аналогия с рыбами-четырехглазками.

Есть  ли у нас пруд или речная заводь, где летом не вертелись бы вертячки? Маленькие черненькие жучки, они  целыми днями скользят в веселом  «танце» по поверхности воды, словно по льду.

Вертячки  охотятся. Высматривают добычу и над  водой и под водой одновременно! Им не приходится оставлять один наблюдательный пункт ради другого: глаза их разделены  на подводные и надводные доли. Словно у жуков по четыре глаза: два высматривают все интересное в пруду, а два ведут наблюдение за воздухом.

У самцов поденок тоже, по существу, по два  глаза с каждой стороны, один с  крупными, другой с мелкими фасетками.

Что такое  фасетки? Это удлиненные простые  глазки (омматидии), образующие все вместе сложный, или фасеточный, глаз взрослых насекомых.

В каждом омматидии — соединенная нервом с мозгом воспринимающая свет клетка. Поверх нее — удлиненный хрусталик. Оба, светочувствительная клетка и  хрусталик, окружены непроницаемым  для света чехлом из пигментных клеток. Лишь сверху оставлено отверстие, но там хрусталик прикрыт прозрачной роговицей. Она общая для всех омматидиев, плотно прилегающих друг к другу и соединенных в один фасеточный глаз. В нем может быть всего 300 омматидиев (самка светлячка), 4 тысячи (комнатная муха), 9 тысяч (жук-плавунец), 17 тысяч (бабочки) и 10 тысяч — 28 тысяч у разных стрекоз.

Каждый  омматидий передает в мозг только одну точку из всей сложной окружающей картины мира. Из множества отдельных  точек, увиденных каждым омматидием, складывается в мозгу насекомого мозаичное «панно» разных предметов ландшафта.

Средства общения  и их характеристика

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения 
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению. 
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения. 
Кинесические средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде,походке. 
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру. Показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15 % информации. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.  
Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). 
2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. 
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. 
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его значки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. 
В общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка. 
3. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые. 
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-то затруднено. 
5. И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка –при страданиях, самая большая длина шага – при гордости. 
Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости. 
Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное. 
Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. 
Проксемические средства. Общение всегда пространственно организовано.Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввёл сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. 
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию,определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием». 
Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. 
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний.  
Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи – это раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей. 
Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические – его выразительность. 
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам. 
Темп словесного действия – это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия – психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места. 
Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия. 
Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизически действия. 
Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. 
Мимика – это динамическое выражение лица в конкретный момент общения. 
Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент 
общения.

§1. Общая характеристика форм и  видов речи

 
Диалогическая речь – вид речи, при  котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая  речь – вид речи, обращенном к  одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.  
Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Устная  речь – форма речи, состоящая  из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).  
Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.  
Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.  
Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием:

 
Тесты, описания  
Тесты on-line  
Тренинги  
Статьи  
Словарь

 

 

RSS

azps@azps.ru

 

 

 

Основные виды речи

  

 Речь человека весьма  многообразна и имеет разнообразные  формы. Однако любая форма речи  относится к одному из двух  основных видов речи:  
   - устной,  
   - письменной.  
   Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

  

 Основным исходным  видом устной речи является  речь, протекающая в форме разговора.  Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.  
   Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь

  

 Монологическая речь  это речь, произносимая одним  человеком, в то время как  слушатели только воспринимают  речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.  
   Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений:  
   - излагать связно,  
   - излагать последовательно и доходчиво,  
   - соблюдать нормы языка,  
   - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории,  
   - ориентироваться на психическое состояние слушающих,  
   - контролировать себя.

Активная и пассивная форма речи

  

 Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные  усилия для понимания того, что  ему говорят. Интересно, что  когда мы слушаем, то повторяем  про себя слова говорящего. Слова  и фразы говорящего еще какое-то  время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной.  
   Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).  
   У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.  
   И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Письменная речь

  

 Понятно, что основное  отличие письменной речи от  устной заключается в материальном  носителе речи. В первом случае  это бумага (монитор компьютера, иное), во втором - воздух (а точнее воздушные волны). Существуют однако существенные психологические отличия в таких способах общения.  
   В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.  
   Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого "сообщения", чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.  
   Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.  
   Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.  
   С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.  
   Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как "большие и ужасные". Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.  
   Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят "как по-писаному", потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.  
   Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема - как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как "голым словом" склонить читающего к нужному действию.

Кинетическая речь

  

 Речь движениями  сохранилась у человека с давних  времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад.  
   Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди - родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая - активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.

Внутренняя и внешняя речь

  

 Внешняя речь связана  с процессом коммуникации. Внутренняя  речь является стержнем нашего  мышления и всей сознательной  деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями.  
   Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро "перетечь" в чисто внутреннюю речь.  
   Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: "Это ужасно!" В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: "Это ужасно... Ужасно... А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник..."  
   Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Литература


например, «речь про себя».


Реферат на тему

Оформление документов, общие требования к оформлению деловых  бумаг и применения реквизитов

Основным видом делового текста является документ.

Документ (слово латинского происхождения, означает "доказательство") - это средство закрепления различными способами на специальном материале  информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности. Документ имеет правовое и хозяйственное значение, в частности может служить письменным доказательством, а также является источником разнообразных сведений справочного характера. Так, документы дают возможность воссоздать факты деятельности учреждения, организации или предприятия, найти в законченных и сданных в архив делах такие сведения, имеющие значение для текущей оперативной работы и для истории.

Делопроизводство - это  деятельность, охватывающая вопросы  документирования и организации  работы с документами в процессе осуществления управленческих сил.

Делопроизводство является составной частью работы каждого  предприятия, учреждения, организации. В практической деятельности учреждений, предприятий и организаций применяются  различные системы делопроизводства, но почти для всех них является обязательным ведение административного делопроизводства (его еще называют общим делопроизводством).

Виды документов определяются по нескольким признакам. Так по наименованию различают: письма, телеграммы, телефонограммы, справки, заявления, служебные записки, инструкции и др..

По происхождению корреспонденцию  разделяют на служебную (официальную) и личную. Служебные документы  исходят от организаций, предприятий, учреждений и должностных лиц, их представляют, а личные - от отдельных  граждан.

По месту возникновения документы делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся документы, которые действуют только внутри того учреждения, организации или предприятия, где они составлены. К внешним относятся те деловые бумаги, которые являются результатом общения этого учреждения с другими учреждениями, организациями или предприятиями.

По назначению документы  делятся на распорядительные, уставные, исполнительные и информационные.

По структурным признакам  деловые бумаги можно разделить  на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные). Регламентированной называется корреспонденция, составленная по определенному образцу (это касается не только стандартных аспектов содержания, но и формата бумаги, состава реквизитов и др.).. Регламентированный письмо например, всегда фиксирует регулярную производственную или управленческую ситуацию и реализуется в виде стандартных синтаксических конструкций. Нерегламентированные письмо, как правило, касается какой-то непредвиденной ситуации.

Формуляр документа. Каждый документ состоит из отдельных элементов, которые называются реквизитами.

Так, реквизитам организационно-распорядительных документов являются:

1) эмблема организации  или предприятия 

2) изображение правительственных  наград 

3) коды 

4) наименование министерства или ведомства

5) наименование учреждения, организации или предприятия; 

6) название структурного  подразделения 

7) адресат 

8) резолюция 

9) гриф утверждения 

10) индекс предприятия  связи, почтовый и телеграфный  адреса номер телетайпа (абонентского телеграфа), номер телефона, номер счета в банке

11) название вида документа 

12) дата 

13) индекс 

14) усиление на индекс  и дату входящего документа 

15) место составления  или издания 

16) отметка о 

17) заголовок к тексту 

18) текст

19) отметка о наличии  приложений 

20) подпись 

21) гриф согласования 

22) отметка о заверении  копии 

23) визы 

24) отметка об исполнении  документа и отправки его в  дело 

25) отметка о поступлении 

В различных видах  деловых бумаг состав реквизитов неодинаков, он зависит от содержания документа, его назначения и способа обработки. Каждый х них занимает определенное место в документе, однако тот же реквизит в неодинаковых документах располагается по-разному.

Совокупность реквизитов документа, расположенных в определенной последовательности на листе бумаги, называется формуляром.

Формуляр документа  должна содержит все необходимые  для оперативной работы сведения. Так, размещение в формуляре письмо фамилии и телефона исполнителя  значительно ускоряет подготовку ответа.

Закрепление по реквизитам постоянных мест делает документы удобными для зрительного восприятия, упрощает их обработку, дает возможность использовать при этом технические средства.

зависимости от расположения в формуляре названия учреждения - автора документа различают два основных вид формуляров - с продольным и угловым размещением реквизитов.

Типичные формуляры  служат базой для проектирования бланков отдельных видов документов.

Реквизиты в документе  размещают с учетом последовательности операций его подготовки, оформления и исполнения. Каждому реквизита, содержащий постоянную информацию, отводится строго ограниченный объем листа, достаточный для размещения максимального количества печатных знаков.

Информация о работе Разница между языком и речью