Разница между языком и речью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:15, реферат

Описание работы

Основной объект языкознания - естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.
Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Файлы: 1 файл

руссссссссс.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

Бланк - это лист бумаги с воспроизведенными на нем реквизитами, содержащими постоянную информацию. Наиболее распространенными являются бланки служебных писем, справок, актов, приказов, протоколов и др.. Все основные документы должны печататься на бланках: применение бланков при составлении документов повышает культуру труда управления, предоставляет информации официального характера, облегчает выполнение и дальнейшее использование документа.

Бланки могут изготавливаться  как печатным, так и другими  способами. В бланки документов, содержащих повторяющуюся информацию (справки, сводки, поручения, информационные и сопроводительные письма и др.)., Целесообразно включить трафаретный текст.

В советском делопроизводстве бланки приказов, постановлений, протоколов и других документов изготавливаются  в большинстве случаев с продольным размещением реквизитов; бланки писем - с продольным и угловым.

Угловой вариант бланка более экономным с точки зрения использования площади листа  и удобным для обработки, и  в принципе все бланки могут так  строиться. Однако, учитывая роль традиций в документировании, угловой бланк рекомендуют главным образом для тех документов, в которых в правой верхней части листа обычно проставляются определенные сведения и отметки, - для писем, докладных записок, справок и других документов, а также для бланков актов (они в подавляющем большинстве случаев тоже утверждаются. А гриф утверждения ставится в правой верхней части листа). Другие документы могут иметь бланки с продольным размещением реквизитов.

Некоторая сложность  ощущается при проектировании бланков документов учреждений союзных и автономных республик, что связано с применением реквизитов, написанных на русском и национальной языках. Действующее законодательство должно нормативы по этому вопросу, в целом же оно решается в каждом конкретном случае с учетом сложившихся.

Как правило, названия учреждений союзных и автономных республик, национальных округов и областей печатаются на бланках писем соответствующем  национальном языке и на русском  языке. Обеими языках дублируются также  названия структурных подразделений (на бланках писем подразделений).

Почтовый адрес пишется  только на русском языке. Бланки других видов документов, не имеющих широкой  сферы рассылки, могут изготавливаться  на одном языке - национальной или  русском (в зависимости от местных условий и традиций ведения документации).

Оформление документа. Название учреждения, как правил, у  бланке. Когда есть документ изготавливается  на чистом листе бумаги, то название учреждения указывается в полном развернутом наименовании должности  лица, подписывающего документ.

Название (вид, разновидность) документа - один из обязательных его  реквизитов. В практике документирования

Лекция 2. Общие нормы и правила оформления документов

Вопросы

1. Форматы бумаги, разрешенные к применению в делопроизводстве.

2. Нумерация страниц, оформление дат.

3. Правила сокращения слов.

4. Правила написания чисел в оформлении документов, физических величин, математических формул.

5. оформление таблиц в документах.

6. Корректурные знаки при правке деловых документов, знаки препинания и символы.

1. Форматы бумаги, разрешенные к применению в  делопроизводстве

Документы состоят из отдельных элементов, которые принято  называть реквизитами – то есть требуемое, необходимое (пер. с латин.). Совокупность реквизитов документа отражает его форму. Следовательно, чтобы документ отвечал своему назначению, он должен быть составлен по форме, принятой для данной категории документов. От полноты и качества оформления документа зависят доказательная (юридическая) сила, т.к. он служит свидетельством, подтверждающим факт, операцию, сделку. С 1.01.1991 г. и по настоящее время введен стандарт на организационно-распорядительную документацию ГОСТ 6.38-90, который применяется в органах государственной власти и управления, а также в подведомственных им предприятиях и организациях. В этом стандарте определен 31 реквизит и указано их расположение.

Все документы оформляются  на бумаге определенных размеров – форматов, соответствующего качества (плотности и белизны). ГОСТ 9327-60 устанавливает три потребительских формата: А, В, С.

Бумага потребительская. Форматы. Ряд. А является основным. Он делится на классы, обозначаемые цифрами от 0 до 13, и обозначается буквой ряда и цифрой класса.

Ряды В и С являются дополнительными.

Исходным форматом является А0, площадь которого равна 1 м2, с габаритами 842 х 1189 мм. Последующие форматы получаются путем деления предшествующего формата на две равные части параллельно меньшей стороне. Для оформления деловых документов используются следующие форматы.

 

 

Формат

Размеры, мм

Применение

А3

297 х 420

Для больших таблиц, схем, диаграмм, приложений

А4

210 х 297

Приказы, письма и другие документы

А5

148 х 210

Приказы, письма и другие документы


 

Применение стандартных  форматов в делопроизводстве обеспечивает экономию бумаги, дает возможность использовать средства механизации и автоматизации при составлении и обработке документов.

Размеры полей  в документах. Согласно ГОСТ 6.38-90 для деловых писем, приказов и других организационно-распорядительных документов предусматриваются поля следующих размеров:

левое – 20 мм, верхнее – 10 мм, правое и нижнее – 8 мм.

Левое поле предназначено  для подшивки документов, правое и  нижнее оставляют для износа краев  бумаги, верхнее – для указания страниц в многостраничных документах. При использовании обратной стороны листа левое поле должно составлять не менее 8 мм, а правое – 20 мм, то есть наоборот по сравнению с лицевой стороной.

Научные отчеты, рефераты, курсовые и дипломные работы, диссертации  тоже следует оформлять, соблюдая следующие  размеры полей согласно ГОСТ 7.32-91 “Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления”:

  • ·  левое поле – не менее 30 мм;
  • ·  правое поле – не менее 10 мм;
  • ·  верхнее поле – не менее 15 мм;
  • ·  нижнее поле – не менее 20 мм.

Аналогичные размеры  полей должна иметь текстовая  часть документов, подготавливаемых для типографских изданий.

§4. Основные жанры документации

 
Документы – это письменные тексты, имеющие юридическую (правовую) значимость. Слово «документ» вошло в русский язык в Петровскую эпоху и в современном русском языке имеет несколько значений: 1) деловая бумага, служащая доказательством чего-либо подтверждающая право на что-либо, 2) письменный акт, грамота, рисунок, какое-либо произведение, имеющее значение исторического свидетельства.

Под основными жанрами  документации понимаются формы официально-делового письма, сюда относятся следующие  виды документов:

Организационно-распорядительные

Информационно-    справочные

Частные деловые бумаги

закон

план 

автобиография

постановление

отчет

резюме 

приказ 

акт

заявление

положение

протокол 

доверенность 

устав

справка

расписка 

 

деловое письмо

отчет

 

докладная записка 

характеристика 



Официально-деловой стиль

[править | править исходный текст]

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2013; проверки требует 31 правка.

Перейти к: навигация, поиск

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. 
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. 
Эта отметка установлена 12 июня 2013.

 

Основная статья: Функциональные стили речи

Официа́льно-делово́й стиль — функциональный стиль речи, средство речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Подстили: законодательный (используется в сфере управления государством, проявляется волентативность функции); административно-канцелярский (ведение личных деловых бумаг, документов учреждения, подчеркивает характер административных отношений - кредиты, авансы); дипломатический подстиль ( на международном уровне, отношения между правительством и дипломатами).

Содержание

 

 [убрать] 

  • 1 Описание
  • 2 Особенности
  • 3 Разновидности
  • 4 Примеры
  • 5 Литература

Описание[править | править исходный текст]

Среди книжных стилей языка официально-деловой  стиль выделяется своей относительной  устойчивостью и замкнутостью. С  течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.

Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нём многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность.

Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения  и расположения материала, а это, несомненно, облегчает и упрощает пользование ими. Не случайно в тех  или иных случаях деловой практики используются готовые бланки, которые нужно только заполнять. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке (различном в разных странах, но твердо установленном в каждой из них), и это имеет свое преимущество и для пишущих, и для почтовых работников. Поэтому все те речевые клише, которые упрощают и ускоряют деловую коммуникацию, вполне в ней уместны.

Особенности[править | править исходный текст]

Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д.

Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой  стиль в целом характеризуется  рядом общих черт. К ним относятся:

  • 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
  • 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;
  • 3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;
  • 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.);
  • 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;
  • 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;
  • 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;
  • 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
  • 9) слабая индивидуализация стиля.

1 Официально-деловой  стиль и его особенности

Официально-деловой стиль - это стиль, который обслуживает  правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых  бумаг и писем в государственных  учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения.

Действительно, язык законов  требует, прежде всего, точности, не допускающей  каких-либо разночтений; быстрота понимания  не является важной, так как заинтересованный человек в случае необходимости прочитает статью закона и два, и три раза, стремясь к полному пониманию. Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало.

Специфическим свойством  деловой речи является выражение  воли. Так, в управленческой документации мы постоянно встречаемся с формами первого лица глагола (прошу, предлагаю, приказываю, поздравляю). С формами модальными, долженствования (надлежит, необходимо, следует, предлагается). Основная задача -- информация: констатация чего-либо, утверждение, предписание, извещение и т. д.

Официально-деловой стиль  функционирует в форме документов разных жанров: законов, указов, приказов, договоров, отчётов, протоколе заявлений, доверенностей, инструкций, справок  и других, деловых бумаг. Наиболее ярко проявляется в письменной форме речи.

Среди книжных стилей официально-деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и  замкнутостью, но сам активно проникает  в различные сферы общения, в  другие стили и в разговорный  язык. В нем почти нет места  для проявления авторской индивидуальности. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, но многие его черты: исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, морфология, синтаксические обороты - придают ему в целом консервативный характер.

Лексические признаки официально-делового стиля речи.

Лексическая (словарная) система официально-делового стиля, кроме общекнижных и нейтральных  слов, включает:

ь языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании  решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока;

ь профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой  бизнес;

ь архаизмы: оным удостоверяю, сей документ.

В официально-деловом  стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю: Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, вследствие чего ее лексика предельно обобщена.

Морфологические признаки официально-делового стиля речи.

К морфологическим признакам  данного стиля относится многократное (частотное) использование определенных частей речи (и их типов). В их числе  следующие:

ь существительные - названия людей по признаку, обусловленному действием (налогоплательщик, арендатор, свидетель);

ь существительные, обозначающие должности и звания в форме  мужского рода (сержант Петрова, инспектор  Иванова);

ь отглагольные существительные  с частицей не- (лишение, несоблюдение, непризнание);

ь производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);

ь инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь);

ь глаголы настоящего времени в значении обычно производимого  действия (за неуплату взимается штраф);

Информация о работе Разница между языком и речью