Развитие «восточной» темы и формы в прозе А.Платонова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: показать развитие «восточной» темы и формы её художественного воплощения в прозе А.Платонова.

Поставленная цель определяет конкретные задачи исследования:

1) определить мотивацию появления «восточной» темы у

А.Платонова;

2) проследить эволюцию «восточной» темы от рассказа «Песчаная

учительница» к повести «Джан» и рассказу «Такыр»;

3) дать представления о специфике героя в «восточных»

произведениях писателя.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Всесторонний, комплексный анализ особенно важен, когда речь идет о литературном наследии писателей. Одним из таких писателей в литературе является Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Творчество Андрея Платонова исследовано далеко не полностью. Для широкого круга читателей произведения Платонова были открыты только в 1990-е годы. Такова судьба истинного художника, ведь слава настоящего мастера посмертна.

         Сегодня имя этого прозаика популярно и любимо, произведения его переиздаются, экранизируются, переводятся на многие языки. О писателе спорят, проникаются его мыслями, настроениями, идеями.

         Изучением творчества А. Платонова занимались: Е.Д.Шубина, Т.А.Никонова, Будаков В., Золотоносов М., Евдокимов А., Елисеев Н., Ковров М.,  Лангерак Т., Ласунский О.Г., Матвеева И.И. , Найман Э. , Орлов Ю.В.

         Рассказы и повести Платонова, и их форма и содержания, очень необычна и интересна. Рассказы  отличаются особым ракурсом осмысления событий, сосредоточенностью на нравственной стороне происходящего. Такой подход позволил писателю избежать "облегченной", поверхностной трактовки событий, нередко встречавшейся в прозе военных лет. Существует несколько причин выбора темы для исследования.

     Во-первых, данная тема представляется достаточно сложной, дискуссионной. Исследователи  творчества писателя по-разному оценивают  его произведения, они непросты для  изучения.

     Во-вторых, изучение художественного мира А. Платонова  до сих пор является актуальной проблемой  отечественного литературоведения, ведь его произведения большей частью стали доступны читателю только в последние 30 лет. Несомненна также и актуальность проблем, поднимаемых писателем в его рассказах и повестях – это так называемые «вечные» проблемы.

             Объектом и материалом исследования является повести и рассказы А.Платонова 1920-х -1930-х г., объединенные восточной тематикой.

       Предметом исследования выступает эволюция «восточной» темы в творчестве  А.Платонова 1920-х-1930-х г.

       Цель  работы: показать развитие «восточной» темы и формы её художественного  воплощения в прозе А.Платонова.

       Поставленная  цель определяет конкретные задачи исследования:

       1)  определить мотивацию появления «восточной» темы у

            А.Платонова;

       2) проследить эволюцию «восточной» темы от рассказа «Песчаная

          учительница» к повести «Джан»  и рассказу «Такыр»;

       3) дать представления о специфике героя в «восточных»

           произведениях писателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Причины появления «восточной» тематики в творчестве                  А.Платонова

        Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории литературы. К их числу относится Андрей Платонович Платонов.

Творческий  путь А.Платонова многообразен, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов. Как поэт он представлен единственной книгой «Голубая глубина», потом наступил период журналистики и публицистики (конец 10-х - середина 20-х годов), одновременно Платонов выступил как автор; много  творческих сил отдано Платоновым фантастическим произведениям (наиболее значительное - повесть «Эфирный тракт»). В классической манере описана историческая реальность и раскрыты основные образы в повести «Епифанские шлюзы». Казалось бы, найден собственный стиль, свой путь в прозе. Но параллельно Платонов создает оригинальную сатирическую повесть «Город Градов», и писатель предстает в новом качестве, его сатира углубляется, доходит до гротеска в рассказе «Усомнившийся Макар». Одновременно с ярко выраженной сатирой он пишет произведения, в которых сохраняются элементы сатиры, но больше безысходного трагизма (роман «Чевенгур», повесть «Котлован»).

         Платонов проявлял большой интерес к драматургии, написал несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», после войны – «Ученик Лицея». Но как драматург при жизни он практически остался неизвестным. Он явился и автором нескольких киносценариев, в том числе по рассказам «Июльская гроза» и «Семья Иванова». Таков путь Платонова-художника, объем и диапазон его творчества. В рукописях и записных книжках зафиксированы многие замыслы, нереализованные как по творческим соображениям, так и по не зависящим от автора обстоятельствам, а также из-за болезни. Среди них - повесть «Строители страны», тесно связанная с романом «Чевенгур», роман «Счастливая Москва. Пожалуй, ни у кого из русских прозаиков XX века нет столько посмертных публикаций, сколько посмертных публикаций, сколько у Платонова.

         Платонов-художник начал с поэзии. В 1922 г. в Краснодаре вышла книга его стихов. В предисловии к ней содержится ценный автобиографический материал - два фрагмента из писем Платонова, в которых рассказано о ранних годах его жизни.

         В 1919-1925 годах Платонов написал и опубликовал в прессе десятки философско-публицистических статей. Они составляют важную часть его литературного наследия и дают ключ к осмыслению дальнейшей творческой судьбы писателя. Дело в том, что в этих статьях мы видим взлет утопической мысли Платонова, раскрытие общих идей, с которыми в дальнейшем он частично боролся, частично развивал как художник. Можно поражаться широкой начитанности скромного воронежского электротехника и журналиста. Его привлекают идеи целого ряда философов и ученых - Н.Ф. Федорова, А.А. Богданова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Л.П. Карсавина, В.В. Розанова, О. Шпенглера, О. Вейнингера . Связи с идеями этих ученых обнаруживают не только статьи и стихи раннего Платонова, но и его прозаические произведения.

         В своем мире фантастики Платонов-художник во многом хотел реализовать то, о чем он мечтал как философ и как инженер-изобретатель. В этом мире герои ищут новые, необыкновенные источники энергии, ищут пути к бессмертию, хотят преобразить земной шар, и вместе с тем Платонов предупреждает о той страшной опасности, которая подстерегает человечество, идущее по пути технического прогресса. С огромным напряжением и энергией, похожий на героев своих фантастических произведений, пишет Платонов повесть «Эфирный тракт».

         «Епифанские шлюзы» написаны в жанре исторического повествования. Повесть тесно связана с предыдущими произведениями, с идеей преобразования и улучшения природы с помощью человеческого разума и труда.

         Деятельность Платонова как литературного критика во второй половине 30-х годов (1937-1941) приняла большой размах и заслуживает пристального внимания. Им написано много статей, заметок, рецензий, коротких комментариев. Их темы - самые разнообразные: юбилейные статьи о Пушкине, статьи «К столетию со времени смерти Лермонтова», «Размышления о Маяковском», «Анна Ахматова», «Константин Паустовский», «Рассказы А. Грина», «В. Г. Короленко», «Общие размышления о сатире - по поводу одного частного случая», рецензии на книги П. Бажова, Ю. Крымова, В. Козина, а также Э. Хэмингуэя, Р. Олдингтона, К. Чапека и др. Многие статьи и рецензии подписаны псевдонимом Ф. Человеков.

        В 1934 году А.Платонов в составе делегации советских писателей совершает свою первую командировку в Среднюю Азию. Целью  этой масштабной государственной акции было введение в советскую литературу темы становления социализма в среде некогда отсталых и порабощенных народов Российской империи. Для Платонова такая поездка оказалась спасительной и обнадеживающей, так как совпала с моментом глубочайшего кризиса в жизни и творчества писателя. Оскорбленный в начале своей литературной карьеры писатель-пролетарий, Платонов быстро почувствовал гнет  и творческую несвободу государственной власти. Едва он достигает профессионального мастерства  и самобытности, как двери редакции, еще недавно неохотно предлагающих ему свои услуги, наглухо захлопываются перед ним.  А.Платонов начинает работать над романом «Счастливая Москва», уже предчувствуя трагическую судьбу и этого сочинения, увидевшего свет только в 90 –е годы. Это повергает его в депрессию и заставляет пересмотреть многие свои взгляды. Иллюзии юности покидают писателя. Он осознает, что радикализм его вершинных произведений с их уникальной, неповторимой интонацией, ставшей визитной карточкой Платонова, его индивидуальным языком, никогда не впишутся в новую тенденцию соцреализма, и потому его творчество обречено на безвестность и забвение. Чтобы продолжить работать, необходимо вырабатывать новый стиль, овладеть эзоповым языком, который позволил бы найти некий компромисс с властью, не идя при этом на компромисс с собственной совестью. Тема востока как нельзя лучше отвечала этим потребностям. Восток всегда представлялся европейцу неким сказочным перевернутым миром, где все таинственно и зыбко, где древность и современность не разделимы. Это позволяет любую проблему и событие, перенося их на Восток, трактовать в отстраненно – мифологическом ключе. Основная тематика всей Восточной прозы – соприкосновение традиционной культуры Востока с преобразовательной экспансией Запада, когда в отдаленные азиатские районы попадает человек иной ментальности. Его добрые помыслы  часто оборачиваются катастрофой для людей, с которыми его сталкивает судьба, а иногда для всего народа. Но и для героя – преобразователя соприкосновения с чужой и не понятной культурой оказывается гибельной. Такой пессимистический взгляд не приземлен для советской литературы 30-х годов, и потому Платонов облекает его в полнее добропорядочную фабулу, не лишенную грубой Сталинской риторики, но детальное прочтение, «вслушивание» в интонацию Платоновской прозы этого периода дает возможность освободить авторскую идею от уступок современной цензуре.

         В годы войны Платонов, работая корреспондентом, переживает как писатель второе рождение. Основные жанры платоновской прозы военных лет - очерк и рассказ. В «Красной звезде» появились очерки «Броня», «Труженик войны», «Дорога на Могилев». Темы военных очерков и рассказов Платонова - героизм народа, разоблачение фашистской идеологии, вера в победу над врагом. Эти темы составляют основные содержания сборников прозы – «Под небесами Родины», Платонова прежде всего интересовала природа солдатского подвига, внутреннее состояние, мгновение мысли и чувств героя перед самим подвигом. Ряд рассказов и очерков Платонова посвящен разоблачению идеологии фашизма.

         Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и природными ритмами, - с другой. Он не отрывает историю, роковую роль отдельных личностей, агрессию, активность идей, по которым «моделируют» общество и государство, от метафизических основ бытия, потому что в реальном мире они то противоборствуют, то дополняют друг друга Платонов не создает шедевры по канонам искусства, человеческое в его творчестве подавляет поэтическое, но по его рукописному наследию можно заключить, что он крайне тщательно работал над своими произведениями, искал своим мыслям и образам точное словесное воплощение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Повесть «Песчаная учительница»: у истоков «восточной темы»

       Одним из лучших произведений писателя  является рассказ  «Песчаная учительница».

       Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей  революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски  в «Песчаной учительнице». Этот рассказ «Песчаная Учительница» можно рассматривать как «предчувствие» восточной темы в творчестве Платонова. Потому что, тема Азиатской пустыни возникла в творчестве писателя значительно раньше знаменитой поездке в Среднюю Азию в 1934 году. В рассказе «Песчаная учительница» сформированы основные проблемы, которые позже разрабатываются в восточных повестях.

Этот  рассказ несет на себе отпечаток раннего Платоновского стиля: идеи мгновенного преобразования мира с помощью одного интеллекта.

       Рассказ, типичное детище революционного романтизма, можно было бы даже классифицировать как фантастический, если учесть, что его героиня за год пребывания в пустынном селе удалось изменить его, а через три года она превратила умирающую землю в цветущий сад, где процвели кустарные ремёсла, а сытый и довольный народ потянулся к знаниям. Писателю - мелиоратору было слишком хорошо известно, сколько труда и времени нужно положить на выращивание даже одного - единственного дерева, но революционный мечтатель и энтузиаст берёт верх над рационалом - землеустроителем.

           Все основные мотивы и живописные картины пустыни уже присутствуют в «Песчаной учительницы», а более близкое знакомство с природой и бытом Средней Азии только подтверждает его собственные догадки и прозрения.

       В начале рассказа молодая учительница Мария Нарышкина, которая после окончания четырёх летних педагогических курсов была назначена на работу, как и многие и её подруги. Автор подчёркивает, что внешне героиня - «молодой здоровый человек, похожий на юношу с сильными мускулами и твердыми ногами»[1,с 315].Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости - вот идеал 20-х годов, где нет места слабой женственности и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили её характер, придали ей уверенность и твёрдость в своих решениях. И когда её  направили в дальний район астраханской губернии - село Хошутово, на границе с мертвой пустыней. Здесь она ужаснулась нищей обстановкой в которой жили крестьяне. Она встретилась лицом к лицу с природной стихией. Это село было почти занесено песком. На улицах лежали целые сугробы песка, которые доходили до подоконников домов. Каждый день крестьянам приходилось очищать усадьбы от песчаных заносов.     

         Молодая учительница впервые столкнулась с тяжёлой действительностью, но не пала духом. Мужественно начала работу в школе, но  ребята часто пропускали уроки, потому что им не во что было одеться. Двое из них даже умерли от голода. И она решила бороться. Она собрала подписи крестьян и принесла заявление в окружной отдел народного образования, она просила помочь крестьянам в борьбе с песчаной стихией. Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному. Но эта женщина не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами. Правда, были у нее и друзья в селе - это Никита Гавкин, Ермолай Кобзев и многие другие. Однако, восстановление жизни в Хошутове - полностью заслуга «песчаной» учительницы. Она родилась в пустыне, но пришлось ей и повоевать с нею.

Информация о работе Развитие «восточной» темы и формы в прозе А.Платонова