Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:49, курсовая работа
Цель работы: показать развитие «восточной» темы и формы её художественного воплощения в прозе А.Платонова.
Поставленная цель определяет конкретные задачи исследования:
1) определить мотивацию появления «восточной» темы у
А.Платонова;
2) проследить эволюцию «восточной» темы от рассказа «Песчаная
учительница» к повести «Джан» и рассказу «Такыр»;
3) дать представления о специфике героя в «восточных»
произведениях писателя.
А.Платонов в рассказе «Такыр» не щадит ни Заррин - Тадж, ни её дочь, он подводит своих героинь к самому краю бездны, ставит их в, казалось бы, безвыходные положения. Атах-баба пытается продать Джумаль другому хозяину, но на род туркмена неожиданно обрушивается чума, которая уносит жизнь Заррин-Тадж, но оставляет на свободе Джумаль - басмаческая шайка Атах-бабы, бросив скот и имущество, уходит от чумной башни в далекие пески. Пустыня становится для Джумаль всем миром, единственной средой обитания. И вдруг - новое проявление способности жизни к бесконечному движению.
Именно к Заррин - Тадж, как единственной родной душе, прозревшей на мир и его опасности, приходит другой пленник, австриец Стефан Катигроб, тоже изгнанная отовсюду душа, человек, до того видевший в порыве тоски лишь исчезающие миражи света и жизни. Невымышленное, реальное страдание, высоту души, великое материнское чувство увидел он. Одинокий гуманист, на этом такыре, где властвует чума, где Заррин - Тадж прощается с Джумаль. Именно Катигроб спас юное существо.
Странный образ этот Стефан Катигроб, даже в ряду многих других изображенных Платоновым скитальцев. Европеец, заброшенный, как некогда Бертран Перри, в просторы России, в мир свирепых кочевников, он живет тем, что лепит горшки, показывает фокусы и рассказывает сказки на караванных дорогах. Сложным интуитивным путем его сочувствие, его печаль передаются такой же сироте в чужом краю - Заррин - Тадж. Однако с достоинством и мукой, оберегая, скорее, дочь от гнева своего мужа Атах-бабы, отклоняет эта пленница совершенно немыслимую для нее нежность, привязанность, избирательную любовь. В этом мире еще царят отношения рабства и господства, здесь муж - хозяин всех вещей, творец всех отношений, и Джумаль может только оплакать участь матери.
Все в рассказе исполнено возвышенной печали, и гордости за человеческие души - и смерть Зарин - Тадж, и прощание с ней юной Джумаль, которая способна, чтобы не разлучаться с матерью, тоже искать смерти. Катигроб присутствует здесь и в этот миг. Вся ситуация характерна для Платонова: казалось бы, два узника, два пленника такыра - чем они могут помочь друг другу? Но именно они - то, по убеждению писателя, и спасли друг друга, делясь последним имуществом неимущих, возрождая то и дело прерывающуюся связь между собой, связь с природой через скудно даруемую пищу.
Андрей Платонов, чрезвычайно дорожил эти своим сюжетным открытием: два пленника, два человека - сироты, дарующие друг другу ту нежность и заботу, которая сильнее чумы и плена.
Не суждено было разделить счастья со «свободным» Катигробом и Джумаль - в их совместную, с отлаженным хозяйством жизнь снова вторглась басмаческая шайка Атах - бабы и развела героев по разным дорогам: Стефан пал под бременем собственной эгоистической свободы, Джумаль нашла новую родину в Советской стране, окончила сельскохозяйственный институт и занялась опытным садоводством в глубине Каракумов [8 с,145].
После
написания «Такыра» А. Платонов неоднократно
бывал в Туркмении, последний раз - в 1936
году. Местное население хорошо встретило
рассказ, хотя и не вполне его поняло -
сказывалось простое отсутствие квалификации,
как сообщал автор в одном из писем. Пустыня
привлекала А. Платонова не только как
материал для искусства - она была для
него вопросом жизни туркменского и других
народов, которые далеко не совсем
овладели собственной родиной: люди жили
лишь по «берегам» южной и восточной Туркмении,
остальное пространство покрывали
взволнованные ветром пески [8,c 145].
Заключение
Проделанная работа по теме «Восточная» тема в творчестве А.Платонова позволила сделать следующие выводы.
Ведущим жанром в творчестве писателей, работающих над среднеазиатской тематикой, становится художественный очерк. Он создавался на строго документальной основе. Совершенно иной подход к разработке среднеазиатской тематики мы видим в творчестве А.Платонова. В отличие от писателей, увлекавшихся «фактами жизни», Платонов основывает свои рассказы и повести на творческой фантазии, стремится раскрыть образ из нутрии, показывая человека не в трудной деятельности, а в отношении к новым жизненным явлениям, в глубоких размышлениях «о времени и о себе», в показе тончайших душевных переживаний и в философских обобщениях. А. Платонов обычно сосредоточивает внимание на индивидуальных судьбах героев, тесно связанных с жизнью своего народа. [7,c 93].
Рассказ «Песчаная учительница» можно рассматривать как «предчувствие» восточной темы в творчестве Платонова, то «Такыр» - непосредственная прелюдия к повести «Джан». Здесь сформировался образ пустыни как самостоятельного героя, живущего собственной жизнью.
В «Песчаной учительнице» Платонов стремился показать преобразования окружающего мира. Он считал, что ради счастья других нужно жертвовать собой. А повести «Джан» Платонов обращается к зороастрийской легенде об Ормузде и Аримане, во многих произведениях заметно влияние китайских мыслителей.
Построения всеобщего счастья по А. Платонову
на основе повести «Джан» невозможно без
построения счастья отдельной личности,
ведь именно из этого и складывается счастье
целого народа, поколения.
Литература
1.Андрей Платонов. Повести и рассказы. Воронеж,1969
2.Андрей Платонов: Исследования и материалы: Сб. трудов. / Под ред. Т.А.Никоновой.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993
3.Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы биографии. Сборник/. Сост/. Корниенко М.В и Шубинной - М.:1994
4.Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества.-2-е изд., испр.и доп.-М.: Современник,1990
5.Полтавцева Н. Свет жизни // Платонов А.П. Избранное. М.:Просвещение,1989
6. Платонов
А.П.(1899-1951). Материалы к библиографии/.
7.Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970
8.Чалмаев В.А. Андрей Платонов. М:1989
9.Чалмаев В.А. Андрей Платонов. Перечитывая классику М:2002
10.Шубин
Л. Андрей Платонов // Вопросы литературы
М.: 1967
Информация о работе Развитие «восточной» темы и формы в прозе А.Платонова