Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – изучить возможности применения компьютерных технологий в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Исходя из цели работы, мы выделили следующие задачи:
1. Изучение научной литературы по данной проблеме.
2. Рассмотрение видов программных средств учебного назначения.
3. Рассмотрение технических возможностей кабинета литературы.
4. Анализ применения компьютерных технологий на каждом этапе урока литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования роли и места компьютерных технологий в школьном изучении литературы…………………………………6
1.1. Понятие об информационных и компьютерных технологиях….6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН)…….9
1.3. Особенности использования компьютерных технологий
на уроке литературы..……………………………...………………….11
Глава II. Компьютерные технологии в школьном изучении литературы……16
2.1. Применение компьютерных технологий на различных
этапах урока……………………………………………………………16
2.2. Конспект урока литературы с применением компьютерных технологий……………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы исследования роли и места компьютерных технологий в школьном изучении литературы…………………………………6
1.1. Понятие об информационных и компьютерных технологиях….6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН)…….9
1.3. Особенности использования
на уроке литературы..……………………………...…………
Глава II. Компьютерные технологии в школьном изучении литературы……16
2.1. Применение компьютерных технологий на различных
этапах урока……………………………………………………………16
2.2. Конспект урока литературы
с применением компьютерных
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...2
ВВЕДЕНИЕ
С изобретением компьютера, с создания всемирной компьютерной сети Интернет человеческая жизнь очень существенно изменилась. Изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам.
Применение информационных технологий на уроках литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
Данная тема неоднократно попадала в поле зрения таких исследователей как Иванова Ю.В., Махмутов М.И., Смелкова З.С., Селевко Г.К., Пахомова Н.Ю., Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю., Соколов Д.И. и многих других.
Актуальность нашей работы заключается в том, что использование информационно-компьютерных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может играть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. ИКТ можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках литературы. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний) и с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
Объект исследования – процесс школьного изучения литературы.
Предмет исследования – роль и место компьютерных технологий при обучении литературе в школе.
Цель работы – изучить возможности применения компьютерных технологий в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Исходя из цели работы, мы выделили следующие задачи:
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования: терминологический анализ содержания основных понятий исследования, теоретический анализ научно-педагогической, психологической и методической литературы; наблюдение и обобщение опыта работы учителей литературы.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении представлен аппарат исследования.
В первой главе даны понятия об информационных и компьютерных технологиях, показаны виды программных средств учебного назначения (ПСУН), описаны особенности использования компьютерных технологий на уроке литературы.
Во второй главе описана методика использования компьютерных технологий на различных этапах урока литературы, представлен конспект урока с использованием компьютерных технологий по теме «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
В заключении сделаны выводы по проведенной исследовательской работе и дана оценка выполненным задачам.
Глава I . Теоретические основы исследования роли и места компьютерных технологий в школьном изучении литературы
1.1. Понятие об информационных и компьютерных технологиях
Информационные и коммуникационные технологии в школе (ИКТ) – общее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения [Роберт 2008: 89].
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании [Полат 2004: 144]:
Возможности современной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования [Осин 2004: 15]:
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий [Политова 2007: 2]:
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН)
Классификация компьютерных педагогических средств учебного назначения (ПСУН) окончательно еще не сформировалась. В различных публикациях, как правило, употребляются различные термины. Некоторые авторы пытаются создать общую классификацию, включающую в себя все возможные компьютерные наработки, связанные с процессом обучения в той или иной форме. Отметим, что между различными видами ПСУН нет четких границ [Политова 2007: 2].
Исходя из видов традиционной учебной деятельности ПСУН можно разделить на следующие виды:
Компьютерный учебник (КУ) – носитель учебной информации для подготовки по определенной дисциплине, содержание которого должно быть достаточным для изучения ее в полном объеме. Кроме учебной информации компьютерный учебник должен содержать модуль проверки усвоения этой информации: как минимум – вопросы для самопроверки; как максимум – тренировочный модуль (с элементами доучивания) для проверки теоретических знаний.
КУ должен обладать следующими свойствами:
- обеспечивать оптимальную последовательность и объём различных форм работы c материалом;
- обеспечивать возможность
- прививать навыки
- экономить время учащегося, необходимое для изучения темы.
Компьютерные учебники предназначены для самостоятельного изучения курсов, для проведения компьютерных занятий в учебном процессе и для самоподготовки перед зачетами и экзаменами.
Компьютерный задачник (КЗ) (компьютерный практикум) – ПСУН для отработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области. Понятно, что без модуля учебной информации обойтись будет невозможно, так как обращение к ней необходимо, когда возникают трудности при ответах на вопросы [Дворецкая 2004: 35].
Компьютерные «деловые игры» (КДИ) – ПСУН для формирования практических умений и навыков, прагматических знаний в результате коллективного решения поставленной задачи. Учебные занятия с применением КДИ представляют собой сочетание традиционных лекций, семинаров и инновационных форм обучения: игровых практикумов и т.д.
Преимущества КДИ как средств обучения состоят в следующем:
Компьютерная система контроля знаний (КСКЗ) – ПСУН для определения уровня знаний обучаемого по данной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме) и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.
Информация о работе Роль и место компьютерных технологий в школьном изучении литературы