Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – изучить возможности применения компьютерных технологий в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Исходя из цели работы, мы выделили следующие задачи:
1. Изучение научной литературы по данной проблеме.
2. Рассмотрение видов программных средств учебного назначения.
3. Рассмотрение технических возможностей кабинета литературы.
4. Анализ применения компьютерных технологий на каждом этапе урока литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования роли и места компьютерных технологий в школьном изучении литературы…………………………………6
1.1. Понятие об информационных и компьютерных технологиях….6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН)…….9
1.3. Особенности использования компьютерных технологий
на уроке литературы..……………………………...………………….11
Глава II. Компьютерные технологии в школьном изучении литературы……16
2.1. Применение компьютерных технологий на различных
этапах урока……………………………………………………………16
2.2. Конспект урока литературы с применением компьютерных технологий……………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Видеофрагменты фильмов;
Презентации-модели – с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
Слайд-шоу – демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов.
2. Компьютерные технологии:
Диаграммы (Excel);
Схемы;
Таблицы (Word)
Этап закрепления знаний. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводится обзор изученного материала, подчеркиваются основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:
Презентацию-задание – содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
Работу в группе – задание: составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
Иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задание демонстрируется на одном или одновременно на многих компьютерах для того, чтобы все учащиеся видели информацию (текст, таблицы, схемы), по которому учитель дает рекомендации. Часто преподаватель демонстрирует алгоритм выполнения тех или иных заданий. Демонстрируются примеры творческих заданий, выполненных другими учениками, электронные ресурсы, разработанные учащимися, демонстрируется перечень тем для проектной деятельности.
2.2. Конспект урока по литературе с применением компьютерных технологий
План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Тема урока: Тип урока: Цель:
Задачи урока:
Оборудование: |
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» изучение нового материала Познакомить учащихся 5 класса с патриотическим стихотворением «Бородино» и его исторической основой, научить анализировать и синтезировать информацию текста. 1) Образовательная. Ввести учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, рассмотреть особенности поэтического таланта М.Ю. Лермонтова, выявить выразительные средства стихотворения; актуализировать уже сформированные понятия: ритм, эпитет, метафора, аллегория и др. Показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в различных видах искусства (литература, история, изобразительное искусство). 2) Развивающая. Продолжать развивать связную речь, аналитические способности, логическое мышление, эмоциональную выразительность речи. 3) Воспитывающая. Прививать внимательное отношение к слову, уважение ко взглядам поэта, любовь и уважение к великому прошлому России; воспитать патриотические чувства на основе произведения. учебник, интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, репродукции картин, словарь литературоведческих терминов. |
Время |
Действия учителя |
Действия учеников |
11 мин |
Вступительная часть. |
|
3 мин
|
|
Запись темы и эпиграфа учениками в тетрадях. |
8 мин
|
(Одновременно на экран поочередно проецируются портреты Лермонтова в разном возрасте с комментарием биографии). |
Заранее подготовленный пересказ учениками основных этапов биографии Лермонтова. |
26 мин |
Основная часть. |
|
2 мин
6 мин
8 мин
10 мин |
Давайте попробуем их найти в тексте стихотворения. |
Прослушивание стихотворения.
Устные ответы учащихся:
Ответы учащихся:
Демонстрация знаний уже изученных терминов с объяснением значения с записью нескольких примеров в тетрадь:
Сравнения: носились знамена, как тени; французы двинулись, как тучи.
Звукопись: всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй, вот затрещали барабаны. Аллегория: басурманы.
|
3 мин |
Заключительная часть. |
|
2 мин |
1. Объяснение домашнего задания (На экран проецируется слайд с домашним заданием). |
Запись д/з. |
1 мин |
2. Подведение итогов урока, вывод (На экране показан вывод урока): Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал стихотворение? О чем мы должны помнить? |
Ответы учащихся: Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть. Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках. |
Представленный материал приводит к следующим выводам: подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Применение компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня много внимания уделяется информатизации и компьютеризации. Веяние века информационных технологий коснулось и образования. Современный уровень развития техники изменил наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.
Проведя наше исследование, мы выявили, что применение компьютерных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам литературы; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках это:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
- тренажёр
- контроль умений и навыков учащихся
- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он и рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Но если учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным, то умелое использование компьютера на уроках литературы позволит реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую задачи в полной мере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Роль и место компьютерных технологий в школьном изучении литературы