Роль и место компьютерных технологий в школьном изучении литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить возможности применения компьютерных технологий в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Исходя из цели работы, мы выделили следующие задачи:
1. Изучение научной литературы по данной проблеме.
2. Рассмотрение видов программных средств учебного назначения.
3. Рассмотрение технических возможностей кабинета литературы.
4. Анализ применения компьютерных технологий на каждом этапе урока литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования роли и места компьютерных технологий в школьном изучении литературы…………………………………6
1.1. Понятие об информационных и компьютерных технологиях….6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН)…….9
1.3. Особенности использования компьютерных технологий
на уроке литературы..……………………………...………………….11
Глава II. Компьютерные технологии в школьном изучении литературы……16
2.1. Применение компьютерных технологий на различных
этапах урока……………………………………………………………16
2.2. Конспект урока литературы с применением компьютерных технологий……………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №4 (Роль и место компьютерных технологий в школьном изучении литературы).doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Видеофрагменты фильмов;

Презентации-модели – с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);

Слайд-шоу – демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов.

2. Компьютерные технологии:

Диаграммы (Excel);

Схемы;

Таблицы (Word)

Этап закрепления знаний. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводится обзор изученного материала, подчеркиваются основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:

Презентацию-задание – содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).

Работу в группе – задание: составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);

Иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задание демонстрируется на одном или одновременно на многих компьютерах для того, чтобы все учащиеся видели информацию (текст, таблицы, схемы), по которому учитель дает рекомендации. Часто преподаватель демонстрирует алгоритм выполнения тех или иных заданий. Демонстрируются примеры творческих заданий, выполненных другими учениками, электронные ресурсы, разработанные учащимися, демонстрируется перечень тем для проектной деятельности.

 

2.2. Конспект урока по литературе с применением компьютерных технологий

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».

 

Тема урока:

Тип урока:

Цель:

 

 

 

Задачи урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование:

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

изучение нового материала

Познакомить учащихся 5 класса с патриотическим стихотворением «Бородино» и его исторической основой, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

1) Образовательная. Ввести учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, рассмотреть особенности поэтического таланта М.Ю. Лермонтова, выявить выразительные средства стихотворения; актуализировать уже сформированные понятия: ритм, эпитет, метафора, аллегория и др. Показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в различных видах искусства (литература, история, изобразительное искусство).

  2) Развивающая. Продолжать развивать связную речь, аналитические способности, логическое мышление, эмоциональную выразительность речи.

  3) Воспитывающая.  Прививать внимательное отношение к слову, уважение ко взглядам поэта, любовь и уважение к великому прошлому России; воспитать патриотические чувства на основе произведения.

учебник, интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, репродукции картин, словарь литературоведческих терминов.


 

Время

Действия учителя

Действия учеников

11 мин

Вступительная часть.

 

3 мин

 

  1. Приветствие. Объявление темы урока (На экран проецируется слайд с темой урока и эпиграфом к уроку «Москва, Москва!.. люблю тебя, как  сын, Как  русский, - сильно, пламенно и нежно»).

Запись темы и эпиграфа учениками в тетрадях.

8 мин

 

  1. Проверка домашнего задания.

(Одновременно на экран поочередно проецируются портреты Лермонтова в разном возрасте с комментарием биографии).

Заранее подготовленный пересказ учениками основных этапов биографии Лермонтова.

26 мин

Основная часть.

 

2 мин

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

  1. Чтение стихотворения учителем.

 

 

  1. Вопросы по содержанию текста с одновременным показом на экране:
  2. Какому событию посвящено стихотворение?
  3. Знакомо ли вам слово «Бородино»? (На экран выводится вопрос, а затем, после догадок учеников, появляется подсказка)
  4. Вспомните историю. Известны ли вам фамилии полководцев, участников войны 1812 года? (На экране показаны портреты М.И.Кутузова и Б.Наполеона)
  5. Известны ли вам полотна, посвященные истории этой войны? (На экране появляются репродукции картин Рубо, Верещагина, Смирнова)

 

  1. Работа с вопросами учебника и запись ответов в тетради (стр.8, вопросы №2-4):
  2. Все ли слова текста стихотворения вам понятны? Давайте запишем объяснение некоторых из них. (На экране появляются поочередно слова, затем появляется комментарий к ним, определение)
  3. Какими чувствами пронизан текст произведения? Найдите подтверждающие примеры в тексте и запишите их в тетрадь. (Одновременно с ответами учеников на экране появляются слова-подсказки и их объяснение)
  4. От лица кого ведется рассказ о сражении? Что этим достигается? Какие чувства он испытывает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуализация знаний. Беседа об изобразительно-выразительных средствах стихотворения:
  2. Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства вы уже знаете?
  3. Назовите те изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в стихотворении.
  4. А в этом произведении есть такие средства как аллегория и звукопись. Запишите их названия и определения в тетрадь: звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи, аллегория – иносказание, изображение абстрактного объекта посредством конкретного образа.

Давайте попробуем их найти в тексте стихотворения.

Прослушивание стихотворения.

 

Устные ответы учащихся:

  1. Стихотворение посвящено Бородинской битве в Отечественной войне 1812 года.
  2. Бородино – название места под Москвой, где произошло сражение войны 1812 года.
  3. Багратион, Наполеон, Кутузов.
  4. Просмотр репродукций картин.

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:

  1. Поиск иноязычных, непонятных слов в тексте, объяснение их с подсказками учителя, запись в тетрадях составление историко-лингвистического комментария.
  2. Оно пронизано мыслью любви к родине, мужеством, храбростью, отвагой солдат. Запись примеров из текста в тетрадь.
  3. Рассказ ведется от лица старого солдата-участника битвы. Можно ощутить себя на поле боя, почувствовать себя участником битвы. Старый солдат сожалеет о такой битве, но радуется силе и мужеству русского войска: если бы не Высшие силы, не отдали б Москвы; во что бы то ни стало, будут биться до конца. Он настоящий полководец, отец солдатам.

 

Демонстрация знаний уже изученных терминов с объяснением значения с записью нескольких примеров в тетрадь:

  1. Эпитет, метафора, сравнение.
  2. Эпитеты: большое (поле), грозная (сечь), ночная (тень), избитый (кивер), летучий (дым), пестрые (значки), кровавые (тела), удалый (бой), протяжный (вой), могучее, лихое (племя). Метафоры: ликовал француз, спит в земле сырой, сверкнув очами.

Сравнения: носились знамена, как тени; французы двинулись, как тучи.

  1. Запись учениками под диктовку учителя терминов и их определений. Затем поиск учениками в тексте стихотворения примеров с записью в тетрадь:

Звукопись: всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй, вот затрещали барабаны. Аллегория: басурманы.

 

3 мин

Заключительная часть.

 

2 мин

1. Объяснение домашнего задания (На экран проецируется слайд с домашним заданием).

Запись д/з.

1 мин

2. Подведение итогов  урока, вывод (На экране показан вывод урока):

Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал стихотворение?

О чем мы должны помнить?

Ответы учащихся:

Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть.

Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках.


Представленный материал приводит к следующим выводам: подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Применение компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня  много внимания уделяется информатизации и компьютеризации. Веяние века информационных технологий коснулось и образования. Современный уровень развития техники изменил наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.

Проведя наше исследование, мы выявили, что применение компьютерных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам литературы; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках это:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

- тренажёр

- контроль умений и навыков учащихся

- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он и рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Но если учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным  и интересным, то умелое использование компьютера на уроках литературы позволит реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую задачи в полной мере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] / А.А. Андреев // Школьные технологии. - 2011. - № 3. - C. 12–16
  2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании: учебное пособие [Текст] / Н.В. Апатова. - Москва, 2004. - 220 с.
  3. Башмаков, М.И. Процесс обучения в информационной среде [Текст] / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 18–22
  4. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития учащихся среднего и старшего возраста. [Текст] / Н.Е. Веракса. – М.:ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
  5. Власкин, А.А. Автоматизированная система обучения литературе: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Власкин, Т.М. Сенцова. – М, 2010. - 228с.
  6. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова– М.: Просвещение, 2006. - 442с.
  7. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности средней и старшей школьной ступени [Текст] / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - с.3–18.
  8. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В. Дворецкая // Школьные технологии. -  2004. - № 3. -   С.35–38
  9. Иванова, Ю.В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы [Текст] / Ю.В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. - Саранск, 2007. - 78с.
  10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 2005. - 548 с.
  11. Лисина, М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у подростков [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2010. - №5. - с.73–75.
  12. Махмутов, М.И. Современный урок и пути его реализации: учебное пособие [Текст] / М.И. Махмутов. - М, 2008. - 129с.
  13. Методика преподавания литературы: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. [Текст]/ Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. -                М, 1995. - 368с.
  14. Осин, А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А. Осин // ИКТ в образовании. -  2004. - № 6. - С.15–19
  15. Пахомова, Н.Ю. Компьютер в работе педагога: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - Москва, 2005. - 184с.
  16. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.С. Полат. - Москва, 2004. - 215с.
  17. Полилова, Т.А. Внедрение компьютерных технологий [Текст] / Т.А. Полилова // Литература в школе. - 2007. - №6. - С. 2–7.
  18. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцова. - Москва, 2008. - 221с.
  19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.К. Селевко - Москва, 2008. - 184с.
  20. Смелкова, З.С. Современный урок русского языка и литературы: учебное пособие [Текст] / З.С. Смелкова. – Санкт-Петербург, 1990. - 179с.
  21. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры. [Текст] / А.А. Смоленцева. - Москва: Просвещение, 2007. - 340с.
  22. Соколов, Д.И. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе: учебное пособие [Текст] / Д.И. Соколов. - Москва,            2009 -250с.
  23. Тогиев, Т. Будем работать по-старинке? [Текст] / Т. Тогиев // ИКТ в образовании. - 2004. - № 5. - С. 17–25
  24. Харламов, И.Ф. Педагогика. [Текст] / И.Ф. Харламов.- Москва,         2010. - 320с.
  25. Ширинкина, М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении литературе: методическое пособие [Текст] / М.А. Ширинкина. -  Пермь, 2007. - 162с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль и место компьютерных технологий в школьном изучении литературы