Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – изучить возможности применения компьютерных технологий в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Исходя из цели работы, мы выделили следующие задачи:
1. Изучение научной литературы по данной проблеме.
2. Рассмотрение видов программных средств учебного назначения.
3. Рассмотрение технических возможностей кабинета литературы.
4. Анализ применения компьютерных технологий на каждом этапе урока литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования роли и места компьютерных технологий в школьном изучении литературы…………………………………6
1.1. Понятие об информационных и компьютерных технологиях….6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН)…….9
1.3. Особенности использования компьютерных технологий
на уроке литературы..……………………………...………………….11
Глава II. Компьютерные технологии в школьном изучении литературы……16
2.1. Применение компьютерных технологий на различных
этапах урока……………………………………………………………16
2.2. Конспект урока литературы с применением компьютерных технологий……………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Компьютерный тренажер (КТ) – ПСУН для выработки умений и навыков в определенной деятельности.
Компьютерные справочники (КС) содержат справочную информационную базу по определенной дисциплине (дисциплинам) и обеспечивают подачу дополнительной (расширенной) информации, используемой в учебном процессе.
Мультимедийное занятие (МЗ) – использование на уроке видеолекций, видеосеминаров, презентаций. Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
На практике часто встречаются компьютерные учебные комплексы, которые решают широкий круг педагогических задач и включают в себя в качестве компонентов различные типы ПСУН.
1.3. Особенности использования компьютерных технологий на уроке литературы
Информационные технологии используются на уроках литературы на следующих этапах:
В кабинете, оснащенном компьютерной техникой, у учащихся появляется заинтересованность и потребность в знаниях. Технические возможности кабинета русского языка и литературы – это наличие интерактивной доски, коллекции дисков, обучающих программ, выход в Интернет. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и т.д. (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения) [Смоленцева 2007: 202].
Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности.
Сейчас в распоряжении учителя имеется много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют интерес, а элемент новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.
На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Работая с этими тестами, ученики встретятся с различными заданиями, разнообразие которых объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде [Власкин 2010: 87].
Для учащихся 10-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов.
На уроках литературы можно использовать самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Литература. 1С Репетитор», «Школьный курс литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ литературе». Достоинство электронного учебника в том, что большой объем информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником.
С помощью мультимедийного проектора учитель может демонстрировать слайды, созданные в программе Microsoft PowerPoint, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио и видеосопровождения. В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.
Коллекция дисков виртуальной школы «BCM», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. В программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты позволяют разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы можно послушать арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, проникнуться романсом «И скучно, и грустно». Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предложить кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.
Издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я. Коровиной), где учащиеся могут прослушать актерское чтение произведений и ответить на вопросы, которые им задает компьютер.
На уроке литературы также можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, в лермонтовском музее-заповеднике Тарханы, на родине С.А. Есенина, П.П. Бажова, в Щелыково – Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского и т.д.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты, просмотреть шедевры советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.
Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе также является проектная деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей [Апатова 2004: 65].
Самое элементарное применение компьютера учениками – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Невозможно обойтись без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по литературе, в научно-исследовательской работе. Подготовка презентаций — это творческий процесс, совместная деятельность учителя и ученика. Результатом проектной работы могут стать электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность учеников, прививают интерес к предмету.
Использование компьютера позволяет формировать и такие виды познавательной деятельности учащихся, как работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы, создание творческих работ.
Проведенное изучение теоретического материала по заявленной проблеме позволяет сделать следующие выводы: применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Уроки с использованием информационных технологий позволяют глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, что повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, расширяет их кругозор.
Глава II. Компьютерные технологии в школьном изучении литературы
2.1. Применение компьютерных технологий на различных
этапах урока
Основными этапами традиционного урока литературы являются:
Для каждого этапа урока можно выделить определенные виды ИКТ.
Этап проверки домашнего задания. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. Мультимедиа технологии:
Презентация-контроль – для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, указав в конце критерии оценивания работы (PowerPoint);
Презентация-тест с анимацией – содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
Презентация-тест с гиперссылками – содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint) [Пахомова 2005: 107].
2. Раздаточный материал:
Тесты (Excel) (Word);
Карточки (Word);
Кроссворды (Excel);
Самостоятельные работы (Word);
Контрольные работы (Word).
Этап сообщения темы и целей урока. На этом этапе можно применить презентацию (PowerPoint), на слайдах которой будут отображена тема урока и его цели.
Этап подготовки учащихся к усвоению знаний. На этом этапе можно применить презентацию (PowerPoint), видео или анимационный ролик, слайд-шоу (с помощью программы просмотра изображений и факсов), представить некий текст, таблицу или графическое изображение, над которым предстоит в дальнейшем работать, показать заочную экскурсию и т.д.
Этап усвоения новых знаний. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:
1. Мультимедиа технологии:
Презентация-лекция – демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
Информация о работе Роль и место компьютерных технологий в школьном изучении литературы