Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его поэзией нашу эпоху многое связывает и сегодня, и не случайно некрасовская традиция столь ощутима в творчестве советских поэтов (А. Твардовского, М, Исаковского и других). Некрасов возглавил новый этап развития русской поэзии. Свято выполнил он пушкинский завет— «глаголом жечь сердца людей». Поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов отдал свой великий талант, горение своего сердца на служение народу, борьбе за его счастье.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей……………………4
Образы крестьянских детей в произведениях для детей………………...9
Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей……………………..15
Педагогическая ценность произведений писателя……………………..16
Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»……………17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дет. литературе.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

План работы

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей……………………4
  3. Образы крестьянских детей в произведениях для детей………………...9
  4. Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей……………………..15
  5. Педагогическая ценность произведений писателя……………………..16
  6. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»……………17
  7. Заключение………………………………………………………………..23
  8. Список использованной литературы…………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Великий поэт-демократ создал большой цикл стихотворений для детей, отразив в нем идеи и требования современной ему демократической педагогики и революционно-демократического направления в реалистической литературе того времени. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России,- крестьянским детям.                     В историю русской литературы Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант, отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...», — с гордым правом сказал о себе поэт. Это была героическая лира, воспевшая борьбу, страдания и надежды народа. Суровая правда, взволнованное, обжигающее дыхание поэзии Некрасова полностью дошли до нашей эпохи.

Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его  поэзией нашу эпоху многое связывает и сегодня, и не случайно некрасовская традиция столь ощутима в творчестве советских поэтов (А. Твардовского, М, Исаковского и других). Некрасов возглавил новый этап развития русской поэзии. Свято выполнил он пушкинский завет— «глаголом жечь сердца людей». Поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов отдал свой великий талант, горение своего сердца на служение народу, борьбе за его счастье. Потому-то стихи поэта нашли отклик в миллионах сердец. Со стихами Некрасова на устах лучшие люди страны шли на борьбу с царизмом, в крепостные казематы, на каторгу. Стихи поэта разливались песенным морем по всей России, внушали ненависть к угнетению и веру в свободу.

2. Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей

 

Особенно много стихов писал  Н.А. Некрасов о детях и для детей.                   В детстве у него много друзей среди крестьянских ребятишек. Мальчик был рад проводить целые дни, с утра до вечера, под открытым небом, в лесах и полях. В последствии это отразилось в его творчестве. Нет, пожалуй,                     ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика.              Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть              в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Таким человеком и был Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю         ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней,                  как о родной матери:

Мать-природа!

Иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим —

Заглуши эту музыку злобы,

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой.

Велика в творчестве Н.А. Некрасова тема русской природы. Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «зёленому шуму» зародилась у Н.А. Некрасова в те ранние детские годы, он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый  лес:

Верь, нет милей  родных небес!

Нигде не дышится  вольней

Родных лугов, родных полей….

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных  зарисовок, которые говорят о  глубокой и нежной любви поэта  к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Поэтому у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе. Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему именно русской природы в стихах, посвященных детям, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд, произведений.

У Н.А. Некрасова есть замечательное стихотворение «Зелёный Шум», которое прославляет русскую весну. Прочтите это стихотворение хоть зимою, хоть осенью, и к вам в комнату ворвётся тёплый ветер, и вы услышите, как шумит молодая листва.

Всякий раз, когда уходит зима и тёплые южные ветры налетают на леса и сады, пробуждающиеся к радостной жизни, вспоминается это стихотворения Некрасова.

Никому из нас не удалось  бы так хорошо написать о том чувстве веселья и счастья, которое вызывает в нас наступление русской весны. Это чувство знакомо каждому, но нужно быть великим художником, чтобы высказать его в таких сильных и прекрасных стихах.

В поэзии важны не только слова, но и звуки, в третьей и четвёртой строках «Зелёного Шума» в каждом слове слышится звук р:

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой...

 

Произнеся эти две строки вслух, чувствуется, что такое скопление р здесь происходит недаром: оно помогает яснее представить вихревые порывы весеннего ветра, налетающего на кусты и деревья.

Некрасов, как великий  мастер родного языка, чутко прислушивался к звучанию каждого своего слова.

В стихотворении «На Волге» Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у  поэта с воспоминаниями о природе  тех мест, где проходили его  молодые годы:

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши...

Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых  автор признается в любви реке Великой:

О Волга!… колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Некрасов говорит о реке, как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.

Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в  ней и любовью своей приумножает  ее красоту. Читатель просто не может  устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.

В стихотворении «Железная дорога» действие происходит поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнены  бодрым, радостным настроением автор восторженно отзывается о родной стороне и природе.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке  студеной

Словно как тающий сахар  лежит.

Здесь пейзаж играет иную роль. Прекрасная картина русской осени, в которой "нет безобразья", противопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела.

А какой безысходностью пронизан пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса"! Земля ждет своего хозяина, который  изнурен непосильным трудом:

    Поздняя осень.

    Грачи улетели, 

    Лес обнаокился, поля  опустели,

    Только не сжата полоска  одна...

    Грустную думу наводит  она. 

Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие  тонкие, красивые элементы, такие простые  и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес!

Нигде не дышится вольней 

Родных лугов, родных полей...

Много в поэзии Некрасова таких ярких, метких и  чисто народных выражений.

Он говорит  о ржаных колосьях:

Стоят столбы точёные,

Головки золочёные.

И о свёкле, которую  только что выдернули из земли:

Точь-в-точь сапожки  красные 

Лежат на полосе.

О весеннем солнце, окружённом весёлой толпой облаков, Некрасов пишет:

Весной, что внуки  малые,

С румяным солнцем-дедушкой

Играют в облака.

Стихотворения Некрасова, в которых  идет речь о природе, необыкновенно легки.

Тема русской природы переплетается  с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе                 и благодарность, и преданность русскому народу.

Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она  бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит                                     ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть «Матушки-Руси», которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

Любовь к родине, благодарность  ей Некрасов пронес через всю свою жизнь:

    

    Все рожь кругом, как степь живая,

    Ни замков, ни морей,  ни гор...

     Спасибо, сторона  родная,

    За твой врачующий  простор!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Образы крестьянских детей в произведениях для детей

 

В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает, целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.

Главной, основополагающей темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения. Н.А. Некрасов-поэт с детства проникся любовью к своему народу, и в своем творчестве воспел его трудолюбие, мужество, любовь                    к родной земле. Особой нежностью наполнены строки этого замечательного поэта, посвященные крестьянским детям. Н.А. Некрасов уделял огромное внимание крестьянским детям, любил детей и писал о них много стихов.                В свет вышли такие его произведения, как «Крестьянские дети», «Школьник», «Плач детей» и многие другие. Стихотворение “Крестьянские дети”, мне кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же можно отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство  дано.

Чтоб вечно любить это  скудное поле, 
Чтоб вечно вам милым казалось оно. 
Храните свое вековое наследство, 
Любите свой хлеб трудовой — 
И пусть обаянье поэзии детства 
Проводит вас в недра землицы родной!..

“Воля” — это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это  стихотворение в Грешневе. Здесь  он полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте. В этот период и появляется стихотворение “Крестьянские дети”. Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра.

«Крестьянские дети» — лироэпическое произведение, в котором отразились чувства и переживания поэта при посещении родных мест, где прошли его детские и юношеские годы, его впечатления от встречи с деревенскими ребятишками, раздумья о судьбе сельских тружеников, об их нуждах и заботах, о том, в каких условиях растут и воспитываются их дети, и о том, что ожидает их в будущем. Обо всем этом автор размышляет не умозрительно, а исходя из собственного жизненного опыта, из своих собственных наблюдений над жизнью народа. Отсюда появляются в стихотворении воспоминания о своем собственном детстве, которое прошло в тесном общении с деревенской детворой. Автору близки и понятны интересы его маленьких друзей. Ведь с такими же, как и они, он в свое время совершал «грибные набеги», бродил по лесам и полям, охотился и рыбачил, играл в разные деревенские игры. Н.А. Некрасов не всяких детей любил. Никогда не были милы ему балованные дети богатых родителей, жившие в роскошных домах. Он дружил с крестьянскими ребятами. С ними ему всегда было весело. Ему нравилось, что они такие смышлёные, способные, работящие, смелые. В небольшой поэме «Крестьянские дети», написанной в деревне Некрасов с просветленным челом, с умилением рассказал о детях, выросших на воле, в близком соприкосновении с природой; дети для него – как бы часть этой природы. Он показал и картины крестьянского труда, к которому рано приучается ребенок.

Признаваясь в любви  к детям, противопоставляя деревенского ребенка городскому, Некрасов отнюдь не впадал в идилличность, он оставался верен принципу правдивого изображения народной жизни, отчетливо сознавая, что в условиях крепостничества детство только на время создает для человека иллюзию свободы.

Н. А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом произведении можно отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж:

Вот они вышли из лесу в жаркий июльский полдень:

Информация о работе Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей