Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его поэзией нашу эпоху многое связывает и сегодня, и не случайно некрасовская традиция столь ощутима в творчестве советских поэтов (А. Твардовского, М, Исаковского и других). Некрасов возглавил новый этап развития русской поэзии. Свято выполнил он пушкинский завет— «глаголом жечь сердца людей». Поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов отдал свой великий талант, горение своего сердца на служение народу, борьбе за его счастье.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей……………………4
Образы крестьянских детей в произведениях для детей………………...9
Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей……………………..15
Педагогическая ценность произведений писателя……………………..16
Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»……………17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дет. литературе.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

.. .навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгнули  гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной,

Что белых грибов на полянке  лесной!

Река огласилась и смехом и воем:

Тут драка — не драка, игра —  не игра...

  А солнце палит их полуденным зноем.

А затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный... Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются...

И видно не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой...

В итоге ребята признают в охотнике своего — и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова  крестьянскими детьми проявляется  в следующей части стихотворения:

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей...

Но дети скоро станут взрослыми  — и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве  закладываются предпосылки для  этого выбора.

Рабочий расставит, разложит снаряды  — 

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

“Гляди, чертенята!” А дети и рады,

Как пилишь, как лудишь — им все  покажи.

В стихотворении Некрасова мы наблюдаем  людей труда — талантливых, сильных  и добрых...

Т.е. перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни:

в этих сценах на первый взгляд нет  даже трагического отзвука...

Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается  на миг:

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,

Пора за работу, родной — 

Но даже и труд обернется сначала 

К Ванюше нарядной своей стороной.

До чего же верно подметил Некрасов, что детство — это, прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до “пота и крови”. Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь  — 

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой  мертвящей зимы.

Эти строки создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира. Интересно и лирическое отступление (“Играйте же, дети! Растите на воле!..”). Оно возвращается к дням отмены крепостного права. Тема вечности также представлена здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее!

Частые болезни, недоедание и тяжелая работа не самым лучшим образом сказываются на нелегкой жизни деревенских мальчишек и девчонок. И все же именно благодаря этим испытаниям ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, оптимистичными, сильными, не сдаваться в сложных ситуациях и не бояться трудностей.

 

В целом можно сказать, что стихотворение  внешне являет собой идиллию —  “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая  реальность, пропитанная игрой.

В стихотворении «Школьник» поэту  приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, но все ли могут воспользоваться им, понимают ли крестьяне пользу учебы?! Нет, они заняты изнуряющим тяжелым трудом, отсюда и отношение к наукам в основной массе крестьян достаточно «прохладное». Но уже появились «первые ласточки», понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту.

Сколько добрых, благородных,

Сильных любящей душой 

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей, но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится.

В стихотворении «Плач детей» говорится  о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе:

Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, все кругом идет…

Колесо вертится, и нет никакой надежды на отдых.

Бесполезно плакать и молится,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!     

В изображении Некрасова колесо становится символом беспощадной эксплуатации детского труда. Поэт со скорбью взывает  к людям:                         «…вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?» Эти стихи – гневное обвинение тем, кто лишил детей «золотой поры малолетства». Впервые в стихах о детях прозвучали столь горькие и суровые интонации.

Все эти и многие другие стихотворения Н.А. Некрасова посвященные детям, проникнуты “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей

 

"Любимейший русский поэт, —  писал Добролюбов, — представитель  добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором  есть жизнь и сила».

Сострадание и любовь к народу, вера в его силы воодушевляли поэта. Таким он оставался и в стихах, предназначенных детям. Он рассказывал им правду о жизни, не скрывая и «зрелища смерти и печали», учил уважать труд и людей труда. Поэт хотел воспитать в детях чувство гражданской совести и долга перед своим многострадальным народом. Педагогические установки детской поэзии Некрасова находились в полном согласии с революционно-демократическими устремлениями его творчества. В объединении этих начал и состоит существо глубоко новаторской поэзии Некрасова как детского поэта.

Слава народного певца еще при  жизни пришла к Некрасову. Его  популярность среди читателей, особенно в кругах революционной молодежи, необычайно возросла в последние  годы его деятельности.  Искреннее выражение чувств русской молодежи показало Некрасову, что не бесплоден был труд его жизни. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.

"Его слава будет бессмертна... вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему  из всех русских поэтов".

   Чернышевский

 

 

5. Педагогическая ценность произведений писателя

 

В стихах Некрасова действительно были жизнь и сила, так как его творчество, прежде всего, впитало поэзию простого народа.  
Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. «Слов не много, но они так точны, что означают все», — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.

Некрасовская лирика является неистощимым  источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем  видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался выразить почти в каждой своей строке стихотворений Н.А. Некрасова, посвященных детям. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше время читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу. Таким образом, стихотворения Некрасова обретают истинную народность, их форма полностью соответствует содержанию. «Воспевая страдания народа», поэт делает свои произведения яркими и выразительными, Поэт посвящал свои стихотворения «миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда», чем и сделал свое творчество неповторимым.

6. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

 

 

  1. Название, автор: «Дедушка Мазай и зайцы», Некрасов Николай Алексеевич;
  2. Год первой публикации (постановки): Стихотворение              «Дедушка Мазай и зайцы» написано примерно в период между 25 июня и        10 июля 1870 года, (а опубликовано оно было в январском номере «Отечественных записок» за 1871 г.).
  3. Жанр (вид): лирика, стихотворение
  4. Тема: «Как дедушка Мазай спасал зайчишек»

Краткое содержание: Всегда в свободное время рассказчик приезжал в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, и рассказчик с Мазаем укрылись в сарае. Старик начал рассказывать истории, что в их низменном крае велось бы гораздо больше дичи, если бы мужики в весенние паводки не ловили и убивали зайцев. Раз Мазай поехал за дровами. Вдруг увидел он островок, на котором собрались зайцы. Мазай забрал их к себе в лодку. Ещё одного зайца подобрал он с пня, зайчиху взял в лодку и накрыл зипуном. На проплывавшем мимо бревне сидело с десяток зайцев. Мазай зацепился багром за сучок на бревне и поволок его за собой.

Вся деревня смеялась над Мазаем. А за деревней, как только он причалил к берегу, все зайцы пустились бежать врассыпную. Только две пары осталось. Они измокли и ослабли. Мазай их положил в мешок и принес домой. За ночь они отогрелись, плотно наелись. Утром Мазай отпустил их в лес. И проводил их советом «Не попадайтесь зимой!»

  1. Идея произведения: Н.А. Некрасов не только хотел рассказать маленьким читателям забавную историю про Деда Мазая и зайцев, но и раскрыть поэзию крестьянской жизни. Внушая им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай, пробудить в них стремление к бережному отношению ко всему живому, увидеть, как прекрасен окружающий их мир, и осознать свое место в нем. 
  2. Художественные особенности:

- охарактеризуйте композицию  литературного произведения

Стихотворение написано в форме  доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике,- старом Мазае.                  Как всякий охотничий рассказ, построенный в форме прямой речи,                       эта поэтическая история изобилует подробностями почти невероятного, но, тем не менее, правдивого случая. Рассказчик ведет повествование                               с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей                            в правдивости истории:

В августе, около Малых Вежей

С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем!

Эта несущественная подробность - то, что случился сильный дождь из небольшой тучки,- должна придать описанию особую достоверность. Рассказ о старом, добродушном и добром Мазае и его деревеньке сразу становится притягательным центром стихотворения. Побочные истории лишь придают изложению разговорную непринужденность. Речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода - «словно как в бочку пустую», о сыче - «рожки точены, рисованы очи». Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками. Поэт предоставляет слово и самому Мазаю: Я от Мазая рассказы слыхал, дети, для вас я один записал…

Рассказывает Мазай о том, как  весной, в половодье, плыл он по разлившейся  реке и подбирал зайчишек: сначала  снял нескольких с островка, на котором  зайцы столпились, чтобы спастись от подступавшей кругом воды, затем  подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром - в лодку бы все они не поместились.

В рассказе Мазая добрый юмор, подлинная  любовь ко всему живому, в нем  нет «жалостливых», слезливых интонаций. Это речь реального, живого человека-гуманиста, рачительного хозяина и доброго охотника, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам. Выпустив зайцев, Мазай «ухнул» им вслед:

«Живей, зверишки!

Смотри, косой, Теперь спасайся,

А, чур, зимой Не попадайся!

Прицелюсь - бух! И ляжешь… Ууу-х!..»

- характеристика героев

Стихотворение «Дедушка Мазай и  зайцы» рисует яркую картину весеннего  половодья и замечательный образ  старика Мазая, спасающего зайцев. Здесь он осуждает мужиков, которые бессмысленно губят зайцев.

       Нет! еще мало! бегут мужики,

                Ловят, и топят, и бьют их  баграми.

   Где у них совесть?..

В  эпизоде с зайчишками открывается богатый нравственный мир одинокого старика, свойственные ему чувства справедливости и ответственности за слабого. Попавшие в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой невозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевших бугорков, пеньков, кочек, зацепив багром, бревно на котором спасались зайцы.

Информация о работе Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей