Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:43, контрольная работа
Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его поэзией нашу эпоху многое связывает и сегодня, и не случайно некрасовская традиция столь ощутима в творчестве советских поэтов (А. Твардовского, М, Исаковского и других). Некрасов возглавил новый этап развития русской поэзии. Свято выполнил он пушкинский завет— «глаголом жечь сердца людей». Поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов отдал свой великий талант, горение своего сердца на служение народу, борьбе за его счастье.
Введение…………………………………………………………………….3
Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей……………………4
Образы крестьянских детей в произведениях для детей………………...9
Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей……………………..15
Педагогическая ценность произведений писателя……………………..16
Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»……………17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Он понимает, как опасна перегрузка лодки.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
Дедушка Мазай слышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в своем намерении спасти зайчиков.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь - ко: что делает старый Мазай!"
Наиболее обессиливших в борьбе со стихией он даже взял домой, дабы за ночь они «Высохли, выспались, плотно наелись».
Только на лодке две пары осталось -
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал - и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись.
В самые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя и их чем-то единым.
Мы за деревней в реке очутились.
И все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго блюдет, в соответствии с его представлениями о живом, установленные сроки охоты:
« Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом:
В некрасовских произведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию мотив: живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю беззащитных существ, стремится вывести их из беды.
- анализ языка
Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое впечатление, будто сами крестьяне делятся с нами своими радостями и горестями. Язык стихов при внешней простоте языковых форм музыкален и ярок. Речевые характеристики органично вписываются повествование, не нарушая ритмику строф. Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился ещё в детские годы, живя в ярославской деревне. Он чудесно владел крестьянской речью, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо. Много в поэзии Некрасова таких ярких, метких и чисто народных выражений. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык.
Известное стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» классика русской литературы Н.А.Некрасова, которое воспитывает чувство сострадания, учит детей добру и бережному отношению к природе и ко всему живому.
Для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.
1. Словарная работа
Объясните значение слов, выражений, (багор, гуторить, исстари, кураж, пуделять, аршин) используя толковый словарь.
багор-это шест, длинная палка с металлическим крюком, остриём
Гуторить-разговаривать.
Исстари - всегда так было.
Кураж – это задор.
Пуделять - стрелять мимо цели.
Аршин - старинная мера длины
2. В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)
3. Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова? (бедные, зверки, зайчики, горемыка, зайчиха, купчиха, зайчишки, плуты-косые, зверишки, косой)
4. Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)
5. Что значит слово «горемыка»? Почему Мазай так назвал зайца? (зайчик попал в беду)
6. Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (жалость, сочувствие).
7. Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней? (с юмором)
8. Понравилось ли вам стихотворение? О чем это стихотворение?
9. Какой отрывок больше всего понравился? Почему?
10. Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
11. Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?
Нет в русской литературе,
во всей литературе такого человека,
А.В.Луначарский
Некрасовская лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался выразить почти в каждой своей строке. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше время читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу. Некрасова читают и учат наизусть не только потому, что его произведения входят в обязательную школьную программу, но в первую очередь, благодаря лёгкости и красоте слога, "жизненности" сюжетов, близости его стихотворений к переживаниям и мыслям большинства людей. Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова в стихотворении “Элегия”, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Советский народ любит Некрасов такой горячей любовью и вспоминает о нём с благодарностью, как об одном из великих русских поэтов, своими стихами помогавших народу завоевать счастливую жизнь.
Корней Чуковский
Информация о работе Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей