Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его поэзией нашу эпоху многое связывает и сегодня, и не случайно некрасовская традиция столь ощутима в творчестве советских поэтов (А. Твардовского, М, Исаковского и других). Некрасов возглавил новый этап развития русской поэзии. Свято выполнил он пушкинский завет— «глаголом жечь сердца людей». Поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов отдал свой великий талант, горение своего сердца на служение народу, борьбе за его счастье.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей……………………4
Образы крестьянских детей в произведениях для детей………………...9
Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей……………………..15
Педагогическая ценность произведений писателя……………………..16
Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»……………17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дет. литературе.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем  собралися гурьбой

С каждой минутой  вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с  места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы  мои, - ничего!

Только уселась  команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

Он понимает, как опасна перегрузка лодки.

"Взял бы  я вас - да потопите лодку!"

Жаль их, однако, да жаль и находку -

Я зацепился  багром за сучок

И за собою бревно поволок...

Дедушка Мазай слышит как односельчане смеются над  ним, но все таки он был решителен  в своем намерении спасти зайчиков.

Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь - ко: что делает старый Мазай!"

Наиболее обессиливших в борьбе со стихией он даже взял  домой, дабы за ночь они «Высохли, выспались, плотно наелись».

Только на лодке  две пары осталось -

Сильно измокли, ослабли; в мешок

Я их поклал - и  домой приволок,

За ночь больные  мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись.

В самые ответственные моменты  спасения он  настолько сроднился  со страждущими зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя и их чем-то единым.

 Мы за деревней в реке очутились.   

И все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго блюдет, в соответствии с его представлениями  о живом, установленные сроки  охоты:

  « Не попадайтесь зимой!»

   Я их не бью ни весною, ни летом:

В некрасовских произведениях  для детей устойчив присущий народному  миропониманию мотив: живущий в  природе человек осознает трудности, выпавшие на долю беззащитных существ, стремится вывести их из беды.

- анализ языка

Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое впечатление, будто сами крестьяне делятся с нами своими радостями и горестями. Язык стихов при внешней простоте языковых форм музыкален и ярок. Речевые характеристики органично вписываются повествование, не нарушая ритмику строф. Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился ещё в детские годы, живя в ярославской деревне. Он чудесно владел крестьянской речью, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо. Много в поэзии Некрасова таких ярких, метких и чисто народных выражений. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык.

 

  1. Педагогическая ценность:

Известное стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» классика русской литературы Н.А.Некрасова, которое воспитывает чувство сострадания, учит детей добру и бережному отношению к природе и ко всему живому.

 

  1. Для какого возраста (возрастной группы) предназначено?

     Для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

  1. Составить вопросы для беседы с детьми после знакомства (чтения, рассказывания, прослушивания и т.д.) с произведением

 

1. Словарная работа

Объясните значение слов, выражений, (багор, гуторить, исстари, кураж, пуделять, аршин) используя толковый словарь.

багор-это шест, длинная  палка с металлическим крюком, остриём

Гуторить-разговаривать.

Исстари - всегда так было.

Кураж – это задор.

Пуделять - стрелять мимо цели.

Аршин - старинная мера длины

2. В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

3. Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова? (бедные, зверки, зайчики, горемыка, зайчиха, купчиха, зайчишки, плуты-косые, зверишки, косой)

4. Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)

 5. Что значит слово «горемыка»? Почему Мазай так назвал зайца? (зайчик попал в беду)

6. Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (жалость, сочувствие).

  7. Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?                (с юмором)

  8. Понравилось ли вам стихотворение? О чем это стихотворение?

  9. Какой отрывок больше всего понравился? Почему?

  10. Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

  11. Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?

7. Заключение

 

Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека,                          перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А.В.Луначарский

Некрасовская лирика является неистощимым  источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался выразить почти в каждой своей строке. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше время читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу. Некрасова читают и учат наизусть не только потому, что его произведения входят в обязательную школьную программу, но в первую очередь, благодаря лёгкости и красоте слога, "жизненности" сюжетов, близости его стихотворений к переживаниям и мыслям большинства людей. Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова в стихотворении “Элегия”, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, но я ему служил — и сердцем я спокоен...

Советский народ  любит Некрасов такой горячей любовью и вспоминает о нём с благодарностью, как об одном из великих русских поэтов, своими стихами помогавших народу завоевать счастливую жизнь.

                    Корней Чуковский

8. Список использованной литературы

 

  1. Учебное пособие для педагогических училищ «Детская литература» 3-е издание, доработанное, под. редакцией Е.Е. Зубаревой, издательство Москва «Просвещение», 1989г.
  2. Н.А. Некрасов «Критико-биографический очерк» государственное издательство художественной литературы, под. редакцией Н. Степанова, издательство Москва, 1962г.
  3. Документально-художественная книга о жизни и творчестве                 Н.А. Некрасов «Тропа к Некрасову»
  4. Н.А. Некрасов «Стихи для детей», школьная библиотека, издательство Москва «Детская литература», 1973г.
  5. «Детская литература» под. редакцией Е.Е. Зубаревой,                             З.П. Пахомовой, издательство Москва «Просвещение», 1976г.
  6. Н.А. Некрасов «Стихи для детей», школьная библиотека, издательство Москва «Детская литература», 1977г.
  7. Методическое пособие по литературе для поступающих в вузы часть 2, под. редакцией С.Н. Кондрашова, издательство «Учитель», 1997г.
  8. Н.А. Некрасов «Избранные сочинения» под. редакцией                           Г.И. Беленький, П.А. Николаева, А.И. Пузикова, издательство Москва «Художественная литература», 1989г.
  9. Учебник «Литература», 8-ое издание, часть вторая, под. редакцией Ю.В. Лебедева, издательство Москва «Просвещение», 2006г.
  10. В. Бегак «Некрасов и дети» - д/в № 3, 1987г.
  11. Некрасов, редактор М. Гордон, издательство 2-я типография «Печатный двор» имени А.М. Горького.



Информация о работе Роль Н.А. Некрасова в развитии поэзии для детей