Романтизм – как направление в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – изучить условия зарождения и предпосылки происхождения романтизма в различных странах, изучить формирование романтизма в беллетристике, живописи и музыке - сравнить их.
Главной задачей для меня было отметить основные черты романтизма - соответствующие всем видам искусств. Найти то,какое воздействие оказал романтизм на формирование остальных направлений в литературе, музыке и живописи.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………..3
2.Причины возникновения романтизма…………………..4
3.Основные черты романтизма…………………………… 6
4.Романтический герой……………………………………..8
5.Романтизм в России……………………………………… 10
5.1 Литература………………………………………………11
5.2 Живопись………………………………………………. 15
5.3 Музыка…………………………………………………..17
6. Заключение…………………………………………….....18
7. Список литературы………………………………………20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по теории литературы и практике читательской деятельности.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Реферат

 

                            по дисциплине

   Теория и практика читательской деятельности

  

 

  

 Тема  «Романтизм – как направление в искусстве»

 

 

 

                                                             

 

          Выполнила Левичева Т.Е

 

                                  

                                  Специальность - 050100.62 Педагогическое образование

                      Специализация – Начальное образование

 

 

                                                          

 

                                                         

 

 

                                Содержание

 

1.Введение…………………………………………………..3

2.Причины возникновения  романтизма…………………..4

3.Основные черты романтизма…………………………… 6

4.Романтический герой……………………………………..8

5.Романтизм в России……………………………………… 10

5.1 Литература………………………………………………11

5.2 Живопись………………………………………………. 15

5.3 Музыка…………………………………………………..17

6. Заключение…………………………………………….....18

7. Список литературы………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Если посмотреть в словарь русского языка, то можно отыскать много   значений слова “романтизм”:

 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века - характеризующееся идеализацией прошедшего, оторванностью от реальности, культом личности человека.

  2. Направление в литературе и искусстве - проникнутое оптимизмом и рвением представить в ярких видах высочайшее предназначение человека.

  3. Умонастроение - проникнутое идеализацией реальности - мечтательной созерцательностью. 
Как следует  из определения: романтизм – это явление, которое имеет место   в искусстве, в поведении, а также в одежде, в жизни, психологии человека. И появляется в переломные моменты жизни, поэтому содержание романтизма актуально и сейчас. Мы находимся в переходном периоде. В связи с этим  люди  мало верят в грядущее. Происходит пересмотр идеалов, людям хочется выйти из находящейся вокруг реальности - в мир личных переживаний - в то же время осознать ее. Именно эти черты свойственны романтичному искусству.

  Поэтому я и взяла для изучения тему “Романтизм как направление в искусстве”.

      Романтизм – чрезвычайно большущий пласт разных видов искусства.

 

Цель моей работы –  изучить условия зарождения и  предпосылки происхождения романтизма в различных странах, изучить  формирование романтизма в беллетристике, живописи и музыке - сравнить их.

      Главной задачей для меня было отметить основные черты романтизма - соответствующие всем видам искусств. Найти то,какое воздействие оказал романтизм на формирование остальных направлений в литературе, музыке и живописи.

 
        При разработке темы я пользовалась учебными пособиями по искусству - Филимоновой, Воротникова и др. Энциклопедическими изданиями. Монографиями - разных создателей эпохи романтизма. Биографическими материалами авторов Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА

 

Чем ближе мы к современности, тем меньше становятся временные рамки господства того или иного стиля. Временные рамки конца 18в.-1й трети  19  вв. принято считать эпохой романтизма (от фр. Romantique;  нечто таинственное, странное, нереальное).

 

Что повлияло на возникновение стиля романтизм?

Три главных события:

- Великая французская революция.

- Наполеоновские войны.

- Подъем национально-освободительного движения в Европе.

          Отзвуки  Парижских событий отозвались по всей Европе. Лозунг "Свобода, равенство, братство! " имел огромную притягательную силу для всех европейских народов. По мере того, как формировалось буржуазное общество- рабочий класс (как самостоятельная сила) начал выступать против феодальных порядков. Противоборствующая борьба трех классов – дворянства- буржуазии - пролетариата составляла основу исторического развития 19 века.

Судьба Наполеона и  его роль в европейской истории  на протяжении 20 лет с1796-по1815, занимала умы современников. "Властитель дум" - говорил о нем А.С. Пушкин.

     Для Франции это были годы величия и славы, завоеванные ценой жизни тысяч французов.

  Италия видела в Наполеоне своего освободителя. Большие надежды возлагали на него поляки.

Наполеон выступал как завоеватель - действующий в интересах французской буржуазии. Для европейских монархов он был не только военным противником, но и представителем чужого мира буржуазии. Они его ненавидели. В начале наполеоновских войн в его "Великой армии" было немало непосредственных участников революции.

Феноменальна была личность и самого Наполеона. Юноша Лермонтов  откликнулся на 10-летие смерти Наполеона:

                        Он миру чужд. Все в нем было  тайной,

                        День возвышенья - и паденья час!

Эта тайна особо приковывала  внимание романтиков.

В связи с наполеоновскими войнами и созреванием национального самосознания - для этого периода характерен подъем национально-освободительного движения.

 

 

 

 

 

Германия, Австрия, Испания боролись против наполеоновской оккупации. Италия - против австрийского ига. Греция - против Турции.      Польша боролась против русского царизма.  Ирландия - против англичан.

На глазах одного поколения  происходили поразительные перемены.

Больше всех бурлила Франция - бурное пятилетие французской революции. Возвышение и падение Робеспьера. Наполеоновские походы. Первое отречение  Наполеона. Возвращение с острова Эльбы ("сто дней") и окончательное поражение под Ватерлоо. Мрачное 15-летие режима реставрации. Июльская революция 1860 года. Февральская революция 1848 года в Париже - которая вызвала революционную волну в других странах.

В Англии в результате промышленного переворота во 2-ой половине 19 в. утвердилось машинное производство и капиталистические отношения. Парламентская реформа 1832 г. расчистила путь буржуазии к государственной власти.

В Германии и Австрии власть сохранили феодальные правители. После падения Наполеона они сурово расправились с оппозицией. Но и на немецкой земле паровоз, привезенный из Англии в 1831 году, стал фактором буржуазного прогресса.

Великая французская  революция – (1789 -1794) выделила рубеж  – отделивший новую эпоху от эпохи  Просвещения. Поменялись не только государственные  формы, социальная структура общества, расстановка классов – пошатнулась вся система представлений освящённая веками.

Просветители подготовили  революцию идейно, но не предусмотрели  всех её последствий. «Царство разума»  не состоялось. Революция провозгласившая  свободу личности – породила буржуазный порядок – дух стяжательства и эгоизма.

Такой была историческая предпосылка развития культуры выдвинувшей  новое направление – романтизм.

 

 

 

    3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Романтизм как способ и направленность в художественной культуре был явлением трудным и противоречивым. В любой стране он имел колоритное национальное представление. В литературе, музыке, живописи и театре тяжело отыскать черты, соединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского. 
      Романтики занимали различные публичные и политические позиции в сообществе. Они все восставали супротив результатов буржуазной революции, но восставали по-своему, так как у каждого был собственный идеал. Но при всей многоликости и обилии у романтизма имеется устойчивые черты. 
- Разочарование в современности порождало у романтиков особенный энтузиазм к прошлому: к добуржуазным публичным формациям. К патриархальной старине. Для многих романтиков было характерным понятие - красочная экзотика государств юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучноватой

буржуазной повседневности. В данных странах, тогда еще не достаточно затронутых цивилизацией, романтики находили колоритные, мощные нравы, живописный актуальный уклад жизни. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических творений. 
  Стремясь подняться над прозой бытия. Раскрепостить многообразные возможности личности. Максимально выразиться  в творчестве - романтики выступали супротив формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подхода, характерных для классицизма.

 Все они исходили от отречения Просвещения и рационалистических канонов классицизма - ибо они сковывали творческую инициативу творца.

Если классицизм все разделяет на нехорошее и хорошее, на темное и белоснежное - то романтизм ничто не разделяет.

    Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм ускорил продвижение новейшего времени от классицизма до сентиментализма, - который указывает внутреннюю жизнь человека в согласии с большущим миром.

 Романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма возник реальный психологизм. 
  Основная задача романтизма - показание внутреннего мира, искренней жизни, а это разрешено делать на материале историй, мистики и т. д.

  Нужно было представить феномен данной внутренней жизни, ее непостижимость. 
В собственной фантазии романтики преобразовывали некрасивую реальность или же уходили в мир собственных переживаний. Разрыв между иллюзией и реальностью, антитеза красивого вымысла беспристрастной действительности - лежали в базе романтичного движения. 
    Романтизм в первый раз ставит делему языка искусства. “Искусство – язык совершенно другого рода, ежели натура; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая настолько тайно и непонятно влияет на душу человека» (Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посланник меж миром духа и людьми. “Благодаря живописцам население земли появляется как целостная особенность. Художники через современность соединяют мир минувший с миром грядущим.

 Однако романтизм не был однородным течением: его идейное формирование шло в разных направленностях. Среди романтиков были реакционно-настроенные писатели - сторонники прошлого режима - воспевавшие феодальную монархию и христианство.

С иной стороны - романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический ответ супротив феодального и всяческого гнета, воплощали новаторский порыв народа к лучшему грядущему.

 
   Романтизм оставил целую эру во вселенской художественной культуре, его представителями были:

- В литературе - В. Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.

- В изобразительном искусстве - Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж.   Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.

- В музыке - Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен и др.

   Они открыли и развили новейшие жанры, направили пристальный интерес к человеческой личности, открыли диалектику блага и зла.

   Виды искусства в собственной значительности наиболее или наименее уравнялись. Были созданы прекрасные творения искусства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

 

Кто романтичный герой и какой он? 
Это индивидуальнось. Сверхчеловек- проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он проживает в ‘розовом’ состоянии, им завладевает хотение геройского поступка; после столкновения с реальностью он продолжает полагать что мир вульгарен, скучен, но он не становится скептиком, пессимистом.

    При точном осмысливании, что ничто поменять невозможно, рвение к подвигу перерождается в рвение к опасностям. 
   Романтики могли придать нескончаемую непреходящую важность всякой мелочи, любому конкретному факту.

    Жозеф де Местр именует это " способами Провидения ". Жермена де Сталь – " плодоносным лоном вечной вселенной ". Шатобриан в " Гении христианства "- в книжке, посвященной летописи, напрямик показывает на Бога. Общество встает как незыблемая ассоциация- " нить жизни, которая связывает нас с предками и которую мы обязаны передать отпрыскам ".

  Только сердечко человека, а не его интеллект, может взять в толк и услышать глас Творца, чрез красу природы, через глубочайшие ощущения.     Природа священна - она является родником согласия и творческих сил. Её метафоры нередко переносятся романтиками в общественно-политический лексикон.

   Дерево для романтиков делается эмблемой рода. Эмблемой государственного целостности. Спонтанного развития. Чем безвинней и чувствительней природа человека, тем проще он слышит глас Бога.

Ребенок – дама - чаще остальных прозревают бессмертие души и важность нескончаемой жизни.

 Жажда блаженства у романтиков не ограничивается идеалистическим рвением в Царство Божье после погибели. 
Помимо магической любви к Богу -человек нуждается в настоящей любви. Не в силах владеть предметом собственного влечения - романтичный герой становился страдальцем, безнадежно ожидал встречи с обожаемым предметом в загробном мире, " ибо благородна бессмертия большая влюбленность, когда она стоит человеку жизни ". 
    Особое пространство в творчестве романтиков занимает проблема развития и обучения личности. Детство лишено законов, его моментальные порывы нарушают общественную нравственность, покоряясь своим правилам ребяческой забавы.

Информация о работе Романтизм – как направление в искусстве