Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:21, реферат
Цель моей работы – изучить условия зарождения и предпосылки происхождения романтизма в различных странах, изучить формирование романтизма в беллетристике, живописи и музыке - сравнить их.
Главной задачей для меня было отметить основные черты романтизма - соответствующие всем видам искусств. Найти то,какое воздействие оказал романтизм на формирование остальных направлений в литературе, музыке и живописи.
1.Введение…………………………………………………..3
2.Причины возникновения романтизма…………………..4
3.Основные черты романтизма…………………………… 6
4.Романтический герой……………………………………..8
5.Романтизм в России……………………………………… 10
5.1 Литература………………………………………………11
5.2 Живопись………………………………………………. 15
5.3 Музыка…………………………………………………..17
6. Заключение…………………………………………….....18
7. Список литературы………………………………………20
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
по дисциплине
Теория и практика читательской деятельности
Тема «Романтизм – как направление в искусстве»
Выполнила Левичева Т.Е
Специальность - 050100.62 Педагогическое образование
Специализация – Начальное
1.Введение………………………………………………….
2.Причины возникновения романтизма…………………..4
3.Основные черты романтизма………
4.Романтический герой……………………………………..8
5.Романтизм в России……………………………………… 10
5.1 Литература………………………………………………11
5.2 Живопись………………………………………………. 15
5.3 Музыка…………………………………………………..17
6. Заключение……………………………………………...
7. Список литературы………………………………………20
1. ВВЕДЕНИЕ
Если посмотреть в словарь русского языка, то можно отыскать много значений слова “романтизм”:
1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века - характеризующееся идеализацией прошедшего, оторванностью от реальности, культом личности человека.
2. Направление в литературе и искусстве - проникнутое оптимизмом и рвением представить в ярких видах высочайшее предназначение человека.
3. Умонастроение - проникнутое идеализацией реальности
- мечтательной созерцательностью.
Как следует из определения: романтизм
– это явление, которое имеет место
в искусстве, в поведении, а также в одежде,
в жизни, психологии человека. И появляется
в переломные моменты жизни, поэтому содержание
романтизма актуально и сейчас. Мы находимся
в переходном периоде. В связи с этим
люди мало верят в грядущее. Происходит
пересмотр идеалов, людям хочется выйти
из находящейся вокруг реальности - в мир
личных переживаний - в то же время осознать
ее. Именно эти черты свойственны романтичному
искусству.
Поэтому я и взяла для изучения тему “Романтизм как направление в искусстве”.
Романтизм – чрезвычайно большущий пласт разных видов искусства.
Цель моей работы –
изучить условия зарождения и
предпосылки происхождения
Главной задачей для меня было отметить основные черты романтизма - соответствующие всем видам искусств. Найти то,какое воздействие оказал романтизм на формирование остальных направлений в литературе, музыке и живописи.
При разработке
темы я пользовалась учебными пособиями
по искусству - Филимоновой, Воротникова
и др. Энциклопедическими изданиями. Монографиями
- разных создателей эпохи романтизма.
Биографическими материалами авторов
Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.
2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА
Чем ближе мы к современности, тем меньше становятся временные рамки господства того или иного стиля. Временные рамки конца 18в.-1й трети 19 вв. принято считать эпохой романтизма (от фр. Romantique; нечто таинственное, странное, нереальное).
Что повлияло на возникновение стиля романтизм?
Три главных события:
- Великая французская революция.
- Наполеоновские войны.
- Подъем национально-освободительного движения в Европе.
Отзвуки Парижских событий отозвались по всей Европе. Лозунг "Свобода, равенство, братство! " имел огромную притягательную силу для всех европейских народов. По мере того, как формировалось буржуазное общество- рабочий класс (как самостоятельная сила) начал выступать против феодальных порядков. Противоборствующая борьба трех классов – дворянства- буржуазии - пролетариата составляла основу исторического развития 19 века.
Судьба Наполеона и его роль в европейской истории на протяжении 20 лет с1796-по1815, занимала умы современников. "Властитель дум" - говорил о нем А.С. Пушкин.
Для Франции это были годы величия и славы, завоеванные ценой жизни тысяч французов.
Италия видела в Наполеоне своего освободителя. Большие надежды возлагали на него поляки.
Наполеон выступал как завоеватель - действующий в интересах французской буржуазии. Для европейских монархов он был не только военным противником, но и представителем чужого мира буржуазии. Они его ненавидели. В начале наполеоновских войн в его "Великой армии" было немало непосредственных участников революции.
Феноменальна была личность и самого Наполеона. Юноша Лермонтов откликнулся на 10-летие смерти Наполеона:
Он миру чужд. Все в нем было тайной,
День возвышенья - и паденья час!
Эта тайна особо приковывала внимание романтиков.
В связи с наполеоновскими войнами и созреванием национального самосознания - для этого периода характерен подъем национально-освободительного движения.
Германия, Австрия, Испания боролись против наполеоновской оккупации. Италия - против австрийского ига. Греция - против Турции. Польша боролась против русского царизма. Ирландия - против англичан.
На глазах одного поколения происходили поразительные перемены.
Больше всех бурлила Франция - бурное пятилетие французской революции. Возвышение и падение Робеспьера. Наполеоновские походы. Первое отречение Наполеона. Возвращение с острова Эльбы ("сто дней") и окончательное поражение под Ватерлоо. Мрачное 15-летие режима реставрации. Июльская революция 1860 года. Февральская революция 1848 года в Париже - которая вызвала революционную волну в других странах.
В Англии в результате промышленного переворота во 2-ой половине 19 в. утвердилось машинное производство и капиталистические отношения. Парламентская реформа 1832 г. расчистила путь буржуазии к государственной власти.
В Германии и Австрии власть сохранили феодальные правители. После падения Наполеона они сурово расправились с оппозицией. Но и на немецкой земле паровоз, привезенный из Англии в 1831 году, стал фактором буржуазного прогресса.
Великая французская революция – (1789 -1794) выделила рубеж – отделивший новую эпоху от эпохи Просвещения. Поменялись не только государственные формы, социальная структура общества, расстановка классов – пошатнулась вся система представлений освящённая веками.
Просветители подготовили революцию идейно, но не предусмотрели всех её последствий. «Царство разума» не состоялось. Революция провозгласившая свободу личности – породила буржуазный порядок – дух стяжательства и эгоизма.
Такой была историческая предпосылка развития культуры выдвинувшей новое направление – романтизм.
Романтизм как способ
и направленность в художественной
культуре был явлением трудным и противоречивым. В любой стране он имел
колоритное национальное представление.
В литературе, музыке, живописи и театре
тяжело отыскать черты, соединяющие Шатобриана
и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова
и Кипренского.
Романтики занимали различные
публичные и политические позиции в сообществе.
Они все восставали супротив результатов
буржуазной революции, но восставали по-своему,
так как у каждого был собственный идеал.
Но при всей многоликости и обилии у романтизма
имеется устойчивые черты.
- Разочарование в современности порождало
у романтиков особенный энтузиазм к прошлому:
к добуржуазным публичным формациям. К
патриархальной старине. Для многих романтиков
было характерным понятие - красочная
экзотика государств юга и востока – Италии,
Испании, Греции, Турции – является поэтическим
контрастом скучноватой
буржуазной повседневности.
В данных странах, тогда еще не
достаточно затронутых цивилизацией,
романтики находили колоритные, мощные нравы, живописный
актуальный уклад жизни. Интерес к национальному
прошлому породил массу исторических
творений.
Стремясь подняться над прозой бытия.
Раскрепостить многообразные возможности
личности. Максимально выразиться
в творчестве - романтики выступали супротив
формализации искусства и прямолинейно-рассудительного
к нему подхода, характерных для классицизма.
Все они исходили от отречения Просвещения и рационалистических канонов классицизма - ибо они сковывали творческую инициативу творца.
Если классицизм все разделяет на нехорошее и хорошее, на темное и белоснежное - то романтизм ничто не разделяет.
Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм ускорил продвижение новейшего времени от классицизма до сентиментализма, - который указывает внутреннюю жизнь человека в согласии с большущим миром.
Романтизм противопоставляет внутреннему
миру гармонию. Именно с романтизма возник
реальный психологизм.
Основная задача романтизма - показание
внутреннего мира, искренней жизни, а это
разрешено делать на материале историй,
мистики и т. д.
Нужно было представить феномен данной
внутренней жизни, ее непостижимость.
В собственной фантазии романтики преобразовывали
некрасивую реальность или же уходили
в мир собственных переживаний. Разрыв
между иллюзией и реальностью, антитеза
красивого вымысла беспристрастной действительности
- лежали в базе романтичного движения.
Романтизм в первый раз ставит
делему языка искусства. “Искусство –
язык совершенно другого рода, ежели натура;
но и в нем заключена та же чудесная сила,
которая настолько тайно и непонятно влияет
на душу человека» (Вакенродер и Тик). Художник
– толкователь языка природы, посланник
меж миром духа и людьми. “Благодаря живописцам
население земли появляется как целостная
особенность. Художники через современность
соединяют мир минувший с миром грядущим.
Однако романтизм не был однородным течением: его идейное формирование шло в разных направленностях. Среди романтиков были реакционно-настроенные писатели - сторонники прошлого режима - воспевавшие феодальную монархию и христианство.
С иной стороны - романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический ответ супротив феодального и всяческого гнета, воплощали новаторский порыв народа к лучшему грядущему.
Романтизм оставил целую эру во
вселенской художественной культуре,
его представителями были:
- В литературе - В. Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.
- В изобразительном искусстве - Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.
- В музыке - Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен и др.
Они открыли и развили новейшие жанры, направили пристальный интерес к человеческой личности, открыли диалектику блага и зла.
Виды искусства в собственной значительности
наиболее или наименее уравнялись. Были
созданы прекрасные творения искусства.
4.РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Кто романтичный герой и какой он?
Это индивидуальнось. Сверхчеловек- проживший
две стадии: до столкновения с реальностью,
он проживает в ‘розовом’ состоянии,
им завладевает хотение геройского поступка;
после столкновения с реальностью он продолжает
полагать что мир вульгарен, скучен, но
он не становится скептиком, пессимистом.
При точном осмысливании, что ничто поменять
невозможно, рвение к подвигу перерождается
в рвение к опасностям.
Романтики могли придать нескончаемую
непреходящую важность всякой мелочи,
любому конкретному факту.
Жозеф де Местр именует это " способами Провидения ". Жермена де Сталь – " плодоносным лоном вечной вселенной ". Шатобриан в " Гении христианства "- в книжке, посвященной летописи, напрямик показывает на Бога. Общество встает как незыблемая ассоциация- " нить жизни, которая связывает нас с предками и которую мы обязаны передать отпрыскам ".
Только сердечко человека, а не его интеллект, может взять в толк и услышать глас Творца, чрез красу природы, через глубочайшие ощущения. Природа священна - она является родником согласия и творческих сил. Её метафоры нередко переносятся романтиками в общественно-политический лексикон.
Дерево для романтиков делается эмблемой рода. Эмблемой государственного целостности. Спонтанного развития. Чем безвинней и чувствительней природа человека, тем проще он слышит глас Бога.
Ребенок – дама - чаще остальных прозревают бессмертие души и важность нескончаемой жизни.
Жажда блаженства у романтиков не ограничивается
идеалистическим рвением в Царство Божье
после погибели.
Помимо магической любви к Богу -человек
нуждается в настоящей любви. Не в силах
владеть предметом собственного влечения
- романтичный герой становился страдальцем,
безнадежно ожидал встречи с обожаемым
предметом в загробном мире, " ибо благородна
бессмертия большая влюбленность, когда
она стоит человеку жизни ".
Особое пространство в творчестве
романтиков занимает проблема развития
и обучения личности. Детство лишено законов,
его моментальные порывы нарушают общественную
нравственность, покоряясь своим правилам
ребяческой забавы.