Романтизм – как направление в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – изучить условия зарождения и предпосылки происхождения романтизма в различных странах, изучить формирование романтизма в беллетристике, живописи и музыке - сравнить их.
Главной задачей для меня было отметить основные черты романтизма - соответствующие всем видам искусств. Найти то,какое воздействие оказал романтизм на формирование остальных направлений в литературе, музыке и живописи.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………..3
2.Причины возникновения романтизма…………………..4
3.Основные черты романтизма…………………………… 6
4.Романтический герой……………………………………..8
5.Романтизм в России……………………………………… 10
5.1 Литература………………………………………………11
5.2 Живопись………………………………………………. 15
5.3 Музыка…………………………………………………..17
6. Заключение…………………………………………….....18
7. Список литературы………………………………………20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по теории литературы и практике читательской деятельности.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

   В великолепных картинах И. К. Айвазовского ясно воплотились любовные идеалы упоения борьбой и силою естественных сил, стойкостью человечного духа и умением биться до конца.

      Тема естественной стихии и человека, застигнутого врасплох, - излюбленная тема романтичного художества, по-всякому трактовалась живописцами 1800-1850-х годов.                     Работы были основаны на настоящих событиях.

   Корифеями российской живописи данной эпохи были К. П. Брюллов( 1799 –1852 г. г.) и А. А. Иванов( 1806 – 1858 г. г.).

    Романтизм в России как мироощущение существовал в собственной первой волне с конца 18 века и по 1850-е годы. Линия романтичного в российском художестве не заканчивается на 1850-х годах. Открытая романтиками для художества тема состояния бытия- развивалась позже у живописцев " Голубой розы ". Прямыми преемниками романтиков, непременно, были символисты. Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство различных стилей, направлений, творческих соединений. Романтическое мироощущение или миропонимание, оказалось одним из самых живых, плодотворных. 
Романтизм как сплошное мироощущение, свойственное в большей степени молодёжи, как рвение к эталону и творческой воле до сих пор непрерывно живёт в мировом искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3 Музыка

Романтизм в чистом облике – это  явление западноевропейского  искусства. В российской музыке 19 в. от Глинки до Чайковского черты классицизма сочетались с чертами романтизма- главным составляющим являлось колоритное, самобытное национальное правило. Романтизм в России дал внезапный подъем тогда, когда эта направленность казалась уже отошедшей в прошедшее. Два композитора 20 в., Скрябин и Рахманинов, снова воскресили такие черты романтизма - как неудержимый полет выдумки и душевность лирики. Поэтому 19в. именуют столетием музыкальной классики. 
Время ( 1812 год, возмущение декабристов - последовавшая реакция) наложило след на музыку. Какой бы жанр мы не брали – романс, оперу, хореография, камерную музыку – всюду российские композиторы произнесли новое словечко.

Музыка России при  всей ее салонной изящности и серьезной  приверженности обычаям профессионального, инструментального, в том числе сонатно-симфонического письма - зиждется на неподражаемом ладовом колорите и ритмическом строе российского фольклора. Одни - обширно базируются на бытовую песню, остальные - на уникальные формы музицирования - третьи – на давнюю модальность древнерусских крестьянских ладов. 
Начало 19 в. – это годы главного и броского расцвета жанра романса. До сих пор звучит и веселит слушателей умеренная чистосердечная лирика А. А. Алябьева( 1787-1851).

А. Е. Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам “Красный сарафан”, ”На заре ты меня не буди”, “Белеет парус одинокий”.

А. Л. Гурилев (1803-1858) -- композитор, пианист, скрипач и педагог, ему принадлежат такие романсы, как “Однозвучно звенит колокольчик”, “На заре туманной юности”.

Самое видимое пространство тут занимают романсы Глинки. Никто  иной тогда еще не достигал такового натурального слияния музыки с поэзией Пушкина, Жуковского. М. И. Глинка( 1804-1857) – современник Пушкина( на 5 лет моложе Александра Сергеевича), классик российской литературы, стал основателем музыкальной классики. Его творчество – одна из вершин российской и вселенской музыкальной культуры. В нем согласованно смешиваются имущества народной музыки и высокие заслуги композиторского мастерства. Глубоко народное реалистическое творчество Глинки отразило мощнейший расцвет российской культуры 1-й половины 19 в., соединенный с Отечественной борьбой 1812 и ходом декабристов.

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Исходя из вышеизложенного можно сделать последующие выводы:

* На происхождение романтизма воздействовало три основных действия: Великая французская революция. Наполеоновская борьба. Взлет национально-освободительного движения в Европе.

* Романтизм - как способ и направленность в художественной культуре - был явлением трудным и противоречивым.

     В любой стране он имел колоритное национальное представление. Романтики занимали различные публичные и политические позиции в сообществе. Они все восставали супротив результатов буржуазной революции, но восставали по-своему, так как у всякого был собственный идеал. Но при всей многоликости и обилии у романтизма имеются общие черты:

  * Все они исходили от отречения Просвещения и рационалистических канонов классицизма, какие сковывали творческую инициативу творца. 
  * Открыли принцип историзма( просветители судили о прошедшем антиисторически для них было " умное " и " глупое "). Увидели в прошедшем человечные нравы, сформированные данным временем. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических творений.

 * Интерес к мощной личности, которая противопоставляет себя всему находящемуся вокруг миру и базируется лишь на себе. 
*  Внимание к внутреннему миру человека. 
*  Романтизм получил обширное формирование, как в странах Западной Европы, так и в       России.

Однако романтизм в  России был отличным от западноевропейского - в угоду другой исторической обстановке и другой культурной традиции. Настоящей предпосылкой происхождения романтизма в России стала Отечественная битва 1812 г., в которой проявилась вся держава народной инициативы. 
         Особенности российского романтизма: 
- Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабела, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не израсходовал себя.

- Романтизм развивался  параллельно с классицизмом, нередко  переплетаясь с ним.

-Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи -иссяк к середине 19 века. В музыке проявился лишь частично. Только в литературе романтизм проявился последовательно.

-В изобразительном искусстве  романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре.

 

Романтики раскрывают мир  человечной души, личное, ни на кого не схожее, но чистосердечное и потому недалёкое всем чувственное видение мира. Мгновенность вида в живописи, как заявлял Делакруа, а не последовательность его в литературном выполнении определила обращенность творцов на наитруднейшую передачу движения, из-за которого были изысканны новейшие формальные и колористические решения.

Романтизм передал в наследство 2-ой половине 19 в. все эти трудности и раскрепощенную от  правил академизма художественную особенность. Символ, который у романтиков обязан был проявить сущностное слияние идеи и жизни, в искусстве 2-ой половины 19 в. растворяется в полифоничности художественного вида, очень интересного обилием идей и находящегося вокруг мира. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. 
-Благодаря романтизму собственное субъективное видение творца воспринимает форму закона. Импрессионизм до конца разрушит преграду меж творцом и натурой, объявив искусство впечатлением. Романтики говорят о выдумке творца, “голосе собственных чувств”, который разрешает приостановить работу тогда - когда творец считает это необходимым, а не как требуют отвлеченные мерки законченности. 
Романтизм оставил целую эру во вселенской художественной культуре, его представителями были:

-В российской литературе - Жуковский, А.С.Пушкин, М. Лермонтов и др.

-В изобразительном искусстве - Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский, А. Венецианов, А. Орлорский, В. Тропинин и др.

- В музыке - Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен и др.

 Они открыли и  развили новейшие жанры, вызвали пристальный интерес к человечной личности, открыли диалектику блага и зла, профессионально открыли человеческие влечения и др.

    Романтизм в России - как мироощущение существовал в собственной волне с конца 18 века и по 1850-е годы.

  Прямыми преемниками романтиков - стали символисты.

 Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в творения различных стилей, направлений, творческих соединений. Романтическое мироощущение или миропонимание, оказалось одним из самых живых, плодотворных.

-Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живёт в мировом искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Большая советская энциклопедия (Гл. ред. Прохоров А.М.). – М: Советская энциклопедия, 1977.
  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л: Музыка, 1983.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Государственное издательство иностранных и русских словарей, 1953.
  4. Амминская А.М.  Алексей Гаврилович Венецианов. - М: Знание, 1980
  5. Белинский В.Г. Сочинения. А.Пушкин. – М: 1976.
  6. Василий Андреевич Тропинин (под ред. М.М.Раковской). - М: Изобразительное искусство, 1982.
  7. Воротников А.А., Горшков О.Д., Ёркина О.А. История искусств, –Литература, 1997.
  8. Иванов С.В. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. – М: 1989.
  9. Орлова М.  Дж. Констебль. - М: Искусство, 1946.
  10. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1 половина). – М: Высшая школа,1976.
  11. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры.-  Мозырь: Белый ветер, 1997.



Информация о работе Романтизм – как направление в искусстве