Романтизм – как направление в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – изучить условия зарождения и предпосылки происхождения романтизма в различных странах, изучить формирование романтизма в беллетристике, живописи и музыке - сравнить их.
Главной задачей для меня было отметить основные черты романтизма - соответствующие всем видам искусств. Найти то,какое воздействие оказал романтизм на формирование остальных направлений в литературе, музыке и живописи.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………..3
2.Причины возникновения романтизма…………………..4
3.Основные черты романтизма…………………………… 6
4.Романтический герой……………………………………..8
5.Романтизм в России……………………………………… 10
5.1 Литература………………………………………………11
5.2 Живопись………………………………………………. 15
5.3 Музыка…………………………………………………..17
6. Заключение…………………………………………….....18
7. Список литературы………………………………………20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по теории литературы и практике читательской деятельности.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

  В зрелом человеке подобные реакции приводят к погибели, к осуждению души.

 В розысках небесного королевства человек обязан понять законы долга и нравственности - лишь после этого он может полагаться на нескончаемую жизнь. Поскольку долг, продиктован романтикам их рвением приобрести нескончаемую жизнь, выполнение долга дает собственное блаженство в его более глубочайшем и сильном проявлении. К высоконравственному займу добавляется долг глубочайших эмоций и благородных интересов. Не перемешивая плюсов различных полов, романтики выступают за сходство духовного развития парней и дам.

   Во всякой культуре был собственный романтичный герой, но Байрон в собственном творении " Чарльз Гарольд " дал обычное понятие романтичного богатыря. Он одел маску собственного богатыря ( произносит то, что меж богатырем и создателем нет дистанции) и смог добиться соответствия романтичному канону. 
      Все романтические творения различаются соответствующими признаками: 
- Во-первых, в каждом романтичном творении нет дистанции меж богатырем и создателем. 
- Во-вторых, создатель богатыря не судит, но если о нем говорится кое-что нехорошее, содержание так выстроено, что герой не повинен.

Сюжет в романтичном творении - романтичный. Так же романтики строят отношения с природой - им по душе бури, грозы, катаклизмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. РОМАНТИЗМ В РОССИИ.

 

Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду другой исторической обстановке и другой культурной традиции.

Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения - очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе, а результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала 19 в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины.

 Настоящей причиной стала  Отечественная война 1812 г- в которой проявилась вся сила народной инициативы. После войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью- вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

Особенности русского романтизма:

- Романтизм не противостоял Просвещению.

  Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в              Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.

- Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко        переплетаясь с ним.

- Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному.

В архитектуре он не проявлялся вообще. В живописи - иссяк к середине 19 века. В музыке проявлялся лишь частично. И только в литературе романтизм проявлялся последовательно.

Русский романтизм- в наши самобытные формы выработавшийся и отлившийся - был не простым литературным, а жизненным явлением - целою эпохой морального развития. Эпохой - имевшей свой особенный цвет -проводившей в жизни особое воззрение. Пусть романтическое веяние пришло извне - от западной жизни и западных литератур - оно нашло на русской земле - почву, готовую к его восприятию. И потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных - так оценивал поэт и критик Аполлон Григорьев - это уникальное культурное явление. В его характеристике показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но на протяжении всей своей жизни.

 Аполлон  Григорьев точно определил и  характер воздействия романтической  школы на литературу и жизнь,  в том числе на тогдашнюю  прозу: Не простое влияние или заимствование, а характерное и мощное жизненное и литературное веяние, давшее молодой русской литературе - явления совершенно оригинальные.

5.1 Литература

Русский романтизм принято  делить на некоторое количество периодов: исходный( 1801-1815), зрелый ( 1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность данной схемы бросается в глаза.

 Заря российского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, стихотворцев, чье творчество и мироощущение тяжело ставить близи и сравнивать в рамках 1-го периода, так разны их цели, устремления, характеры. В стихах обоих - еще чувствуется властное воздействие прошедшего - эры сентиментализма, но ежели Жуковский еще углубленно укоренен в ней, то Батюшков ближе к новым веяниям. 
  Белинский верно подмечал, что для творчества Жуковского свойственны " жалобы на неидеальные веры, которым не было имени, печаль по утраченному счастью, которое Бог знает, в чем состояло ".    Действительно, в лице Жуковского романтизм делал свои 1-ые боязливые шаги, отдавая дань слащавой и меланхолической тоске, неясным, чуть уловимым душевным томлениям, одним словом - тому трудному комплексу эмоций, который в российской рецензенте получил заглавие " романтизм средних веков ". 
Совсем другой воздух царит в поэзии Батюшкова: удовлетворенность бытия, искренняя сладострастность, гимн удовольствию

Природа в поэзии Жуковского окружена секретом, её виды призрачны и практически нереальны, как будто отображения в воде: 
 
Как слит с прохладою растений фимиам! 
Как сладостно в тиши у брега струй плесканье! 
Как тихо веянье зефира по водам, 
И гибкой ивы трепетанье! 
 
Чувствительная, теплая и мечтательная душа Жуковского как будто сладостно замирает на пороге " оного загадочного света ". Поэт, по ловкому выражению Белинского, " обожает и ласкает родное мучение ", но мучение это не уязвляет его сердечко ожесточенными ранами, ибо даже в тоске и уныния его внутренняя жизнь тиха и спокойна.

   Батюшков - фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек мощных влечений, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет ранее его физиологического существования: совершенно юным человеком он опустился в бездну безрассудности. Он со схожей силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от Жуковского - была чужда " золотая середка ". Хотя его поэзии еще характерны восхваления незапятанной дружбы, отрады " смиренного уголка ", но его идиллия никак не умеренна и не тиха, ибо Батюшков не представляет ее без тяжелой неги горячих удовольствий и опьянения жизнью. Временами пиит так увлечен чувственными радостями, что готов беззаветно отвергнуть гнетущую мудрость науки:

Ужели в истинах печальных

Угрюмых стоиков и  скучных мудрецов,

Сидящих в платьях  погребальных,

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей  сладость?

От них, я вижу, радость

Летит, как бабочка  от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы,

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости  и лето без цветов.

Истинный трагизм изредка звучит в его стихах. Лишь в конце его творческой жизни - под диктовку было зафиксировано одно из его последних стихотворений, в котором четко звучат мотивы земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной  чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел.

В России романтизм - как литературное направленность сложился к двадцатым годам девятнадцатого века. У его истоков стояли стихотворцы, прозаики, писатели, они и формировали российский романтизм, который отличался от " западноевропейского" собственным государственным, самобытным нравом.

  Русский романтизм развивался стихотворцами первой половины 19 века, и любой творец вносил кое-что новое.

  Русский романтизм получил обширное формирование. Получил соответствующие черты, стал автономным курсом в литературе. В " Руслане и Людмиле " А. С. Пушкина имеется строчки: " Там русский дух, там Русью пахнет ". Так же можно заявить и о русском романтизме. Герои романтических творений — поэтические души, устремляющиеся к " высочайшему  и красивому» Но есть злобный мир-который не дает ощутить свободу, который оставляет непонятыми эти души. На этом конфликте базируется романтизм. Но стихотворцы по-всякому относились к данной ситуации.. 
Действительность страшна, груба, дерзка и эгоистична, в ней нет места эмоциям, мечтам и желаниям стихотворца, его героев. " Истинное " и постоянное — в потустороннем мире. Отсюда теория двоемирия -к одному из данных миров стремится творец в поиске совершенства. 
Само происхождение романтизма было чрезвычайно беспокойным. В центре всего мира  стояла человеческая личность. Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное творение, искусства. В 19 веке романтизм был чрезвычайно распространён. Но не все стихотворцы, именовавшие себя романтиками, передавали суть этого течения. 
    Сейчас, в 21 веке - мы уже можем систематизировать романтиков прошедшего века по этому признаку на две группы. Одна - более широкая группа - та, которая сводила в себе “формальных” романтиков. Их тяжело подозревать в неискренности - они буквально передают свои ощущения. Среди них можно отметить Дмитрия Веневитинова( 1805-1827) и Александра Полежаева( 1804-1838). Эти стихотворцы воспользовались романтичной формой, полагая её более пригодной для заслуги собственной художественной цели. Так, Д. Веневитинов написал:

Я чувствую, во мне горит

Святое пламя вдохновенья,

Но к тёмной цели дух  парит.

Найду ли я утёс надёжный,

Где твёрдой обопрусь ногой?

Это обычное романтическое  стихотворение. В нём применена  обычная романтичная лексика - это  и “пламя вдохновенья”, и “парящий дух”. Таким образом, автор обрисовывает свои ощущения. Поэт скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Всё упрощено до каких-либо стереотипов. 
      Представителями иной группы романтиков 19 века - были А. С. Пушкин и М. Лермонтов. Эти стихотворцы, наоборот - романтическую форму заполняли своим содержанием. Романтический период в жизни А. Пушкина был маленьким, потому романтических творений у него мало. " Кавказский пленник "( 1820-1821) - одна из ранних романтических поэм А. С. Пушкина. Перед нами строгий вариант романтичного творения. Автор не даёт нам портрета собственного богатыря, мы не знаем даже его имени. И это не потрясающе - все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, прекрасны... и несчастливы. Сюжет творения также классически романтичный

Перед тем как создать " Кавказского пленника ", Пушкин произнес: “Я не гожусь в герои романтичного стихотворения”; но в то же время, в 1820 году, Пушкин создаёт своё стихотворение " Погасло дневное светило... ". В нём можно отыскать всю лексику, присущую романтизму. Это и “берег отдалённый”, и “угрюмый океан”, и “волнение и тоска”, мучающие создателя. Через всё стихотворение проходит рефрен: 
Шуми, шуми, покорное ветрило, 
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. 
Он находится не только в описании природы, но и в описании эмоций богатыря. 
... Но прежних сердца ран, 
Глубоких ран любви, ничто не излечило... 
Шуми, шуми, покорное ветрило, 
Волнуйся подо мной, угрюмый океан... 
Природа делается ещё одним работающим лицом, ещё одним лирическим богатырем стихотворения.

Романтическое содержание в творчестве Пушкина получило два разных варианта:

1)Имеется геройский романтичный герой( " пленный ", " башибузук ", " беглец "),

2) Имеется страдающий герой, в котором изящные искренние треволнения несочетаемы с безжалостностью наружного мира ( " изгнанник ", " узник ").

 

 

 

 

 

5.2 Живопись

В изобразительном искусстве романтизм  наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно –  в скульптуре и архитектуре. Яркими представителями романтизма в изобразительном  искусстве были русские живописцы-романтики. В своих полотнах они выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно призывали к проявлению гуманизма. Актуальность и психологизм, небывалая экспрессия отличала бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи - та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире.     Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкой и традицией.

Особенности русской  романтической живописи:

- Просветительская идеология ослабла но не потерпела крах, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен.

- Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.

- Академическая живопись в России еще не исчерпала себя.

- Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине  19 в. романтическая традиция почти угасла.

Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже  в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко "Путешественники, застигнутые бурей" (1796),   "Автопортрет в шлеме" (1792).

Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен совершенно  новое  эмоциональное  настроение.

В России  романтизм начал проявляться  сначала в портретной живописи. В первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836 гг) и В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг).

    Повышенный интерес к личности человека, характерный романтизму, предопределил расцвет жанра портрета в первой половине 19 века, где особой доминантой стал автопортрет. Творение автопортрета не было случайным эпизодом. Художники не один раз писали и живописали себя, и эти творения становились типичным дневником, отражающим разные состояния души и этапы жизни, и в то же время являлись манифестом, обращенным к современникам. Автопортрет не был заказным жанром, живописец писал для себя - становился волен в самовыражении. В 18 веке российские живописцы - авторские изображения писали изредка, только романтизм со собственным культом личного, необыкновенного содействовал взлету этого жанра. Многообразие типов автопортрета отображает восприятие живописцами себя как состоятельной и многогранной личности.

Пафос утверждения индивидуальности - одна из прогрессивнейших черт в искусстве того времени – образует основной идейный и эмоциональный тон портрета, но предстает в своеобразном аспекте, почти не встречающемся в русском искусстве того периода. Утверждение личности идет не столько путем раскрытия богатства ее внутреннего мира, сколько внешним путем отвержения всего находящегося вокруг нее. Образ при этом, несомненно, выглядит обедненным, ограниченным.

    Создание романтичного вида Петербурга в российской живописи соединено с творчеством М. Н. Воробьева. На его полотнах град стал окружённым загадочными петербургскими туманами, мягенькой дымкой белоснежных ночей и пропитанной мореходной влагой -атмосферой, где стираются контуры построек, и лунный свет заканчивает тайну.

Информация о работе Романтизм – как направление в искусстве