Наблюдая европейскую
жизнь, Карамзин размышляет, сопоставляет
Россию с Западной Европой.
Он горячо любит свою Родину.
«Письма» Карамзина
овеяны лиризмом, эмоционально насыщены.
Поэтически описанная природа
вызывает у самого автора неизъяснимое
волнение и счастье бытия. Люди,
близкие природе, добры, чисты,
способны на глубокие чувства.
В природе Карамзин видит, и
в этом сказывает его ид
идеалистическое мировоззрение,
проявление божественного начала.
Описание Швейцарии.
Лирические отступления,
поэтическое описание природы,
тонкий юмор, эмоциональная насыщенность
стиля, особый интонационный строй,
создающий настроение, делали «Письма»
глубоко художественным произведением,
отразившим воззрения и эстетические
принципы Карамзина, утверждавшего
на практике торжество нового
литературного стиля.
Данное литературное
произведение было переведено
на многие языки. Среди них
английский, французский, польский
немецкий и голландский.
^ Жанр повести в творчестве
Н.М. Карамзина.
Наиболее полно черты
сентиментальной прозы Карамзина:
пафос гуманности, психологизм, субъективно
– чувствительное, эстетизированное
восприятие действительности, лиризм
повествования и «простой» язык
– проявились в его повестях.
В них отразилось повышенное
внимание автора к анализу
любовных чувств, душевных переживаний
героев, усилилось внимание к
психологическим действиям.
«Бедная Лиза» была
напечатана в «Московском Журнале»
в 1792 году. Сюжет повести: любовь
бедной девушки и молодого
дворянина. В основе карамзинской
повести – жизенная ситуация.
Социальное неравенство крестьянской
девушки и дворянина предопределило трагический
исход от любви. Однако для Карамзина важно
прежде всего передать психологическое
состояние героев, создать соответствующее
лирическое настроение, способное вызвать
ответное эмоциональное чувство читателя.
Симпатии автора на
стороне бедной девушки, однако
поступок Эраста он пытается
объяснить обстоятельствами, характером
героя. Эраст был наделён «добрым
сердцем, добрым от природы,
но слабым и ветреным от
природы»
У Карамзина нет
резких оценок, нет пафоса негодования,
он и в страдании герое ищет
утешения, примирения. Драматические,
а подчас трагедийные события
призваны вызвать не возмущение,
гнев, а грустное, меланхолическое
чувство. Несмотря на жизненность
ситуации, авторское субъективно
– эмоциональное восприятие действительности
мешало подлинной типизации.
Большое место в
повести занимают авторские лирические
отступления, диалог, монолог героев.
Лирическая манера повествования
создаёт определённое настроение.
Этому в повести служит пейзаж,
на фоне которого развивается
действие, пейзаж, созвучный настроениям
героев, и особенно интонационный
строй речи, делающий прозу Карамзина
мелодичной, музыкальной, ласкающей
слух и действующий на душу
читателя.
В начале повести
«Бедная Лиза» даётся как бы
экспозиция – описание окрестностей
Москвы неподалёку от Симонова
монастыря, которое своим элегическим
тоном предопределяет трагическую
развязку.
Впервые в прозе
Карамзина пейзаж стал средством
сознательного эстетического воздействия.
Прозвучавший в повести
призыв к человеколюбию, утверждение
Карамзина, что и «крестьянки
любить умеют», были важны и
отвечали требованиям времени.
Карамзин показал, что и простым
людям свойственны высокие и
благородные чувства. « Литература
в первый раз стала выражением
общества и потому начала оказывать
на него сильное нравственное
влияние».
К изображению крестьянских
персонажей Карамзин обратился
в очерке «Фрол Силин – благодетельный
человек», напечатанный в 1791 году
г в «Московском Журнале». В
отличие от радищева Карамзин
идеализирует положение крестьян,
не показывая социальных противоречий
в деревне, рабского положения
крепостных. В очерке есть лишь
намёк на крепостное право.
Главное для писателя – подчеркнуть
трудолюбие, доброту крестьянина
– филантропа, который в неурожайный
год делится хлебом со своими
соседями. Крестьяне Карамзина «благодетельны»,
добры, трудолюбивы, они не
ропщат на своё крепостное
состояние.
Писатель раскрывает
образы крестьян и в «Бедной
Лизе», и в очерке «Фрол Силин»
в нравственном плане. Ему важно
подчеркнуть документальный характер
очерка, противопоставляя его повести,
в которой значительное место
занимает художественный вымысел.
Сюжет сам по себе
никогда не интересует Карамзина;
для него важна тональность
вещи, а не события внешнего
мира, о которых идёт в ней
речь.
В 1792 году Карамзин
напечатал в «Московском Журнале»
историческую повесть «Наталья,
боярская дочь» (взял сюжет
из «Фрола Скобеева»). Позже в
1803 году в журнале «Вестник
Европы» он печатает - повесть
«Марфа Посадница, или покорение
Новгорода». И в обращение к
истории Карамзин остаётся верен
своему эстетическому принципу
– идеализации жизни, теперь
уже старых добрых времён, рисуя
идиллические картины, взамен
реальной исторической действительности.
Карамзин изображает историю
весьма условно.
В повести «Марфа…»
побеждает монархия, которая для
Карамзина была незыблема, однако
ему удалось создать героический
образ Марфы, ильной и волевой
натуры, вызывающей сочувствие своей
борьбой за республику. Олицетворяет
вольность Новгорода Вадим, который
также должен умереть как и
Марфа. «Народы дикие любят
независимость, народы мудрые
любят порядок; а нет порядка
без власти самодержавной».
Изображая народ, Карамзин
показывает его пассивным. Характерно,
что сюжет повести, её политическая
тематика нарушили привычный
для карамзинских повестей чувствительный
сглаженный стиль. Здесь мы
встречаемся и с высоким слогом,
с употреблением славянизмов.
«Марфа» была последним беллетристическим
произведением, после которого
Карамзин переходит к написанию
совего исторического труда.
Карамзин является
родоначальником романтической
повести («Остров Бронгольм» и
«Сиерра – Морена»).
В первой повести
всё изображённое в нём пропущено
через сознание рассказчика, обосновано
в своём колорите его душевны
состоянием. Повесть ведётся романтическими
отрывками, как потом будет
строить свои поэмы Байрон: сначала
– отрывок о герое, потом
– отрывок о героине. Читатель
сам должен связать воедино
импрессионистические наброски
художника. «Остров Бронгольм» (
характерно самое экзотическое
звучание названия) построен на
мотивах романтики оссиановского
севера и суровой печали северных
скальдов. Маленькая новелла «Сиерра
– Морена» (1795) построена по
тому же принципу, но на мотивах
северных бурь и старинных
замков, на мотивах шотландских
баллад столь же условного
эстетизированного испанского местного
коллорита. Здесь подобраны один
к одному мотивы яркого юга,
пламенных и неукротимых страстей,
эффективных пейзажей оперной
Испании. Повесть трагична, но
её задача – прельстить захватывающим
фейверком безумной страсти.
Круг психологических
наблюдений Карамзина узок; его
«чувствительность» легко переходит
в слащавость; эстетизорование действительности
– основной порок его - губит
правдивость его психологизации.
Около 1794 была написана
и в 1796 году была напечатана
повесть Карамзина «Юлия», одна
из первых психологических и
бытовых повестей в русской
литературе. Здесь происходит психологическая
эволюция героини. «Юлия» - повесть
о личных, душевных делах, без внешних
романтических событий, повесть о психологической
борьбе, о развитии, росте женской души.
Карамзина занимает внутренний конфликт.
Аналогический характер
имеет и замечательный очерк
Карамзина «Чувствительный и
холодный. Два характера» (1803г.). Карамзин
хотел не только анализировать
душевную жизнь, но построить
психологический синтез, индивидуальный
характер, и он изобрёл для
этого контраст двух несходных
человеческих организаций.
В 1802 – 1803 гг появляется
повесть «Рыцарь нашего времени».
Он взялся изобразить
психологию ребёнка, - впервые в
русской литературе. Он окружил
его образ довольно обстоятельным
изображением быта, и в этом
была новая победа Карамзина.
(Психологический образ мальчика,
его настроений , например тонкое
изображение первых смутных эротических
переживаний)
Карамзин расширил
рамки и возможности русской
литературы и в отношении раскрытия
человеческой душевной жизни
человека, и в отношении самих
литературных форм. Он окончательно
узаконил повествовательные жанры
прозы – повесть, новеллу; он
вообще придал прозе достоинство,
не до конца признанное «на
верхах литературы до него».
Он разработал жанр очерка, художественно
написанной статьи. Он, наконец, узаконил
в русской литературе право
писателя не подчиняться жанровым
нормам, а творить новые, индивидуальные
типы произведения.
^ Лирика Н.М. Карамзина.
«Поэзия – цветник
чувствительных сердец» - это
может быть поставлено эпиграфом
в поэзии Карамзина. Он пишет
в разных поэтических жанрах:
у него есть и дружеские
послания, и элегии, и песни, и
баллады, в которых наиболее
явно проявляется личность автора.
Поэзия Карамзина далека от
гражданских тем и, как бы
подчёркивает её личный, интимный
характер, Карамзин даёт своему
сборнику стихов название «Мои
безделки».
В лирике особенно
сильно развито субъективное, эмоциональное
начало ( «Чувствительность! Люблю
я быть рабом твоим..» - «Прометей
1798.
Эстетические принципы
Карамзины противопоставлены поэтике
классицистов, недаром никто из
французских писателей и вообще
поэтов – классицистов не назван
в стихотворении («Поэзия» 1787).
В поэзии, ещё в большей
степени, чем в прозе, поэт
считает необходимым приукрашивать
действительность. Для него поэт
– «искусный лжец», который
«может вымышлять приятно».
В «Московском Журнале»
Карамзин опубликовал свои первые
стихи «Поэзия», «Осень», Граф
Гавринос», «К милости». Последнее
стало ярким гражданским выступлением
в защиту Новикова. Это было
первое и последнее гражданское
стихотворение.
Поэзия Карамзина сентиментальна
и автобиографична. Его стихотворения
второй половины 90 годов, после
перенесённого им идейного кризиса
в результате событий 1793 годов
во Франции, преимущественно печальны
и пессимистичны. В них звучат
идеи разлада со светским обществом,
неудачной люблви, грустного восприятия
окружающего мира, враждебного человеку.
Примером могут служить многие
стихотворения, написанные в жанре
дружеских посланий: «Послание к
Дмитриеву», «Послание к Плещееву»,
«К неверной», «К Лиле», «Послание
к женщинам» и т.д.
В «Послании к Дмитриеву»
Карамзин предлагает ему удалиться
от мира зла, ибо общество
не поддаётся исправлению, истина
опасна, «Никто не хочет ей
внимать».
Лирика Карамзина глубоко
индивидуальна. Она передаёт тончайшие
нюансы человеческих переживаний,
настроение, страдание человеческой
души. Однако в страдании поэт
ищет и находит утешение, и
это порождает сладостное чувство
меланхолии. Одно из известнейших
стихотворений Карамзина так
и называется «Меланхолия», 1800. («Подражание
Делилю»)
Меланхолия – «нежнейший
перелив от скорби и тоски
к утехам наслаждения». Счастье
и покой человек должен найти
в самом себе, так как «мы
живём в печальном мире». Надо
уметь обрести гармонию в самом
себе, надо уметь жить «в мире
с самим собой».
Карамзин видит возможность
обрести счастье в уединённой
от общества жизни, в дружбе
и любви («Послание к Дмитриеву»
1794).
Во многих стихотворениях
Карамзина звучат мотивы жизни
и смерти, неизбежность ухода
в небытие, где все волнения
найдут успокоение. Поэт выражает
утешительную надежду на загробную
жизнь. Таковы стихотворения «Кладбище»(1792),
«берег» (1802).
Особенностью карамзинской
лирики явилось сочетание анакреонтических
мотивов с сентиментальными темами:
«Весёлый час», «Прости», «Весеннее
чувство».
Пейзаж в стихотворениях
Карамзина приобретает особую
роль, становясь предметом лирического
изображения. Природа выступает
в единстве с человеческими
переживаниями.
В стихотворении «Осень»
грустное, меланхолическое настроение
связывается с картинами увядания
природы.
Карамзин стал родоначальником
русской романтической баллады:
«Граф Гавринос» (1789), «Раиса»
(1791). Балладам также свойственны
драматические ситуации, сентиментально
– романтическая трактовка характеров.
Баллады Карамзина - предтеча
романтических баллад Жуковского,
хотя и уступают последнему
и в глубине психологизма, и
в изобразительности средств.