Сатира и гротеск в творчестве Б\улгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:37, дипломная работа

Описание работы

Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть  как проповедь. Это характерно уже  для первых сатирических произведений.В своем историческом происхождении именно в древней римской литературе сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

Греко-Римский мир не имел слова «сатира», хотя использовались термины цинизм и пародийность. Первым, кто в Риме критически обсудил  сатиру, был Квинтилиан, который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Корни сатиры уходят к началу 2-го тысячелетия до н.э. Сатира является одним из самых ранних примеров литературы.

Самой старой формой сатиры считается Мениппова. Его собственные сочинения потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьёзность и смех в пересказах его произведений.

Одним из самых известных  первых сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными  комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал  Клеона. Стиль Аристофана, допускающий  непристойности, был использован  греческим драматургом-комедиографом  Менандром. Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона.

Среди видных сатириков римской  литературы — Гораций и Ювенал, которые были активны в течение  первых лет Римской империи. Другие известные римские сатирики —  Луцилий и Персий. Плиний сообщает, что в 6-ом столетии до н.э поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился.

В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 19-ом столетии. Имея дело с серьёзными науками, такими как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что рассматриваемый серьезный предмет мог быть более интересным и таким образом достигнуть большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений».

Строки «комедия» и  «сатира» стали синонимичными после  того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом  Исламском мире, где она была разработана  арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби, Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию как просто «искусство осуждения» и не делали отсылок к классической греческой комедии. После латинских переводов 12-го столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.

В Персии самый известный  ранний персидский сатирик — Убейд Закани (14 век нашей эры). Его работы затрагивали политику. Он написал «Этику Аристократии» и известную басню «Мышь и Кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи были также расценены как очень хорошо написанные, в числе других произведений персидской литературы.

В раннее Средневековье примерами  сатиры были песни голиардов и  вагантов, в наши дни более известные, как антология Кармина Бурана и ставшие известными благодаря  произведениям композитора 20 века Карла  Орфа. С приходом Позднего Средневековья и рождением народной литературы в 12 веке сатира стала чаще использоваться, в особенности Чосером. В эпоху просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле. Шедеврами сатиры этого периода являются «Приключения Уленьшпигеля» Шарля де Костера, «Утопия» Томаса Мора и др. произведения.

В эпоху Елизаветы (XVI век, Англия) авторы думали о сатире как  о грубом и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (как правило в форме брошюры), содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон указал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Английская сатира 17-го столетия нацелена на «исправление недостатков» (Джон Драйден). Сатира, затрагивающяя социальные проблемы, усилилась в 16-ом столетии(и подвергалась гневу короны в результате).

В Эпоху Просвещения, в  интеллектуальном 17-ом и рациональном 18-ом столетии, начался прорыв английской сатиры, в значительной степени благодаря  политической борьбе двух политических партий: Тори (ныне Консервативная партия Великобритании и Вигов (наследники — Либеральные демократы). В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию — критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. Яркие образцы подобной сатиры находим у Даниэля Дефо («Простейший способ разделаться с диссентерами»), Джонатана Свифта, Джона Арбетнота, Джона Драйдена и Александра Поупа. В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал письмо Квинтилиана и представил оригинальное значение слова (satira, не сатир).

Джонатан Свифт был  одним из самых важных англо-ирландских сатириков, и одним из первых, кто  занялся журналистской сатирой. Например, в «Скромном предложении», изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали  своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв  английского общества. Мотивировал  Свифт своё «предложение» таким  образом: дабы «не допустить, чтобы  дети бедняков в Ирландии были в  тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге «Путешествия Гулливера» он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском — в частности. Быстро создает моральную беллетристику, мир, в котором у родителей нет своей самой очевидной ответственности, которая должна защитить их детей от вреда. Цель Свифта состоит в том, чтобы напасть на безразличие к тяжелому, отчаянно плохому положению, а у Дефо защитить свободу совести. Джон Драйден также написал влиятельное эссе относительно сатиры, которая помогла установить её определение в литературный мир.

Эбенезер Кук, был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжили использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха. Марк Твен был одним из первых американским сатириков: в его романе «Приключения Гекельберри Финна» события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которые желает продвинуть Твен, полностью извращены. Его герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу. Фактически его совесть, искаженная миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс, получил славу как циник, пессимист и чёрный юморист с его черными, ироническими рассказами. Самая известная работа Бирса в жанре сатиры — «Словарь Дьявола».

Романисты, такие как Чарльз Диккенс часто использовали сатиру, в обработке английских социальных проблем. Несколько сатирических журналов конкурировали за внимание общественности в Викторианскую эру и Эдвардианский период, такой как «Панч» и «Fun».

В 20-ом столетии, сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьёзные и даже пугающие предостережения, об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам. В Британии сатира в литературе также начала расти в разгаре Второй мировой войны и годы холодной войны. «Скотный двор (повесть)» Джорджа Оруэлла с говорящими животными, которые организовывают заговор, чтобы управлять миром, положил начало политической сатире. Несмотря на небольшое количество юмора, эта работа высоко ценится литератураведами.

Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона, Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов, Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм.

 

Русская сатира жила уже  в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («Притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). В Патриаршей летописи под 1410 годом можно встретить образчик сатиры XV века: «Той же осени князь Сшвитригайло Олгирдович, внук Гедиминов… от Едигеевых Татар утомился зело, бегая и со своею славною Литвою, а едучи паки к себе в Литву, пограбил град Серпухов и опустошил, и отъиде во свояси со многим богатством».

Сатира, как стихия, захватила  и всю журналистику в сатирических журналах (начиная с XVIII в.), и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее её влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель: тут  и лирики — Пушкин: — «На выздоровление Лукулла» и др. «Летопись села Горюхина»; Рылеев — «Временщику»; Лермонтов — «Дума» и др.; Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и мн. др. его произведения, и драматурги Денис Фонвизин, Гоголь, Островский, и романисты (Гоголь с поэмою — «Мертвые души». Особенно Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы).

Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743). В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1782). Творчество Крылова высмеивает людские пороки.

В 19 в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникает в роман и драму и способствует окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова, в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира А. П.Чехова.

Яркая страница в истории  русской сатиры начала 20 в. связана  с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики: А. Аверченко, Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева, К. Коровина, А. Бенуа, М. Добужинского).

Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой  армии сочиняли друг про друга  частушки, в которых острили в  адрес друг друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны. 

Эх, яблочко, куда котишься,

 В ВЧК попадешь, не  воротишься! 

В этот же период появляются сатирические стихи Маяковского  в адрес буржуазии, в поддержку  Cоветской власти. В 1924 году выходит книга Ю. Олеши «Три толстяка», высмеивающая диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» — едкая сатира на некоторые черты нового советского общества. Его продолжение — роман «Золотой теленок» выходит в 1931 году. Однако, с усилением режима Советов цензура в стране ужесточилась.

С приходом к власти Сталина  в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово ссылали  в лагеря или расстреливали. Тем  не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки: 

Едет Сталин на корове,

Информация о работе Сатира и гротеск в творчестве Б\улгакова