Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:37, дипломная работа
Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.
28; Bohtz, Ueber das Komische und die Komödie, 1844; Krause, Vorlesung über Aesthetik, 1882, 275—276; Fischer, Aesthetik, I, 400—409; Schneegans, Geschichte der grotesken Satire, 1894; Folkelt, System der Aesthetik, B. II, 1910; Ernst Fr., Die romantische Ironie, 1915; Hugo, Préface de Cromwell, Œuvres complètes, т. I, Brux., 1837; Gautier T., Les grotesques.
З. Е. и Р. Ш.
Модернизм как открытая и динамичная система в конце XIX – начале XX веков осваивал достижения разных литературных направлений и течений. В прозе М. Булгакова проявилось взаимодействие реализма и модернизма, а также использование некоторых приемов романтизма, но наполненных уже иным содержанием. Гротеск писателя является ярким подтверждением этому. Уже в малых жанрах 1923-1926-х гг. (очерки, фельетоны, рассказы) ощущается стремление М. Булгакова увидеть типическое в странном и абсурдном, дать обобщенный образ действительности, проникнуть в глубину социальных явлений. Большую роль в создании разнообразных гротескных форм в малой прозе писателя играют субъективное впечатление персонажа (или автора), сны, творение новой реальности, существующей на грани явного и мнимого, действительного и кажущегося. Как и Н. Гоголь, М. Булгаков включал приемы гротеска в реалистическое повествование, что подчеркивало противоречия и алогизмы действительности. М. Булгаков одним из первых среди писателей 1920-1930-х годов поставил вопрос о сдвигах во внутреннем мире «маленького человека» (наследование гоголевской традиции), что обусловлено деформациями самой жизни. В фельетонах и ранних рассказах М. Булгакова оттачивался индивидуальный стиль художника, формировались характерные авторские приемы создания гротесков (прием «зеркального» письма, реалистическое снижение гротескного образа, совмещение онирического и постонирического пространств, синтез верха и низа, смешного и ужасного и т.д.). Однако использование гротескны форм в малых жанрах М. Булгакова имело еще локальный характер. В последующих произведениях писателя значение гротеска усиливается, усложняются и его формы.
Практически одновременно с фельетонами и рассказами М. Булгаков обращается к жанру сатирической повести, где значительно расширяется художественная картина мира. От изображения быта, от реальных фактов и явлений писатель переходит к глубокому социальному анализу действительности, исследованию губительного влияния советской системы на сознание человека и жизнь всего общества. И в этом ведущую роль начинает играть гротеск, который приобретает структурообразующую функцию. Повести «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924) и «Собачье сердце» (1926) написаны в жанре антиутопии и содержат глубокий анализ абсурдной общественной системы, где гротеск становится одним из ведущих принципов типизации. Гротеск усиливает обличительный пафос антиутопии, помогает писателю выявить реальные противоречия действительности, создать художественную модель тоталитарного мира, враждебного человеку. Гротеск в повестях М. Булгакова призван показать деформации, происшедшие как в социальной сфере, так и в сознании личности. Поэтому писатель широко использует гротескные формы для раскрытия моральных и социальных метаморфоз человека и общества.
Гротеск в сатирических повестях М. Булгакова имеет двуплановый характер:
проблемы бюрократизма («Дьяволиада») и проблемы науки («Роковые яйца»,
«Собачье сердце») фокусируются писателем на вопросах социального порядка, общественного мироустройства.
Гротескные формы, которые писатель создал в повестях «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», отличаются универсализмом. Апеллируя к процессам реальной действительности, художник в своем гротеске стремился говорить не только о злободневных явлениях, но о судьбе человека и общества вообще, о ходе исторической и природной эволюции, о проблемах науки и морали, о гуманности социального устройства. В этой связи гротескные образы М. Булгакова отличаются высокой степенью обобщенности. Так, образ Шарикова стал воплощением приспособленчества и нравственного уродства, а «шариковщина» – символом абсурдной системы, основанной на насилии и противоречащей самой природе и нормам морали. В «Роковых яйцах» фатальность изображенных процессов подчеркивается средствами гротеска. Гротескные формы способствуют вскрытию губительности научных и социальных экспериментов, лишенных моральной основы. Они содержат не только осуждение настоящего, но и предупреждение будущему. Гротеск усиливает прогностический характер антиутопий М. Булгакова. Каждая из повестей в той или иной мере спроецирована не только на современную писателю действительность, но и на завтрашний день, предупреждая об опасных последствиях существующего порядка. Гротеск в сатирических повестях М.А. Булгакова является структурообразующим принципом произведений. Он нередко проявляется в фантастических формах (в виде фантастического допущения, условия действия, экспериментов, фантастических перемещений героев, вымышленных ситуаций и пр.), но даже фантастический гротеск у М.А. Булгакова, как правило, либо реалистически мотивируется, либо так тесно сплетен с действительностью, что порой трудно разграничить, где здесь вымысел, а где правда. Вместе с тем гротеск в повестях «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» зачастую обусловлен самой реальностью, и гротескные формы, созданные писателем, есть не что иное, как отражение действительных противоречий. В гротесках М.А. Булгакова реальное воспринимается читателем как аномальное, абсурдное, фантастическое, но оно при этом не перестает быть реальным. Гротеск в повестях писателя возникает на основе столкновения социального абсурда со здравым смыслом, нормальной точкой зрения автора, умеющего видеть сочетание несочетаемого и разложение неделимого в самой жизни. Гротескные формы в повестях «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» актуализируют мотивы искусственности, механистичности жизни, апокалиптичности бытия, утраты нравственных основ, фальшивых ценностей, двойничества, духовной деградации человека и общества и др. Для создания гротеска М.А. Булгаков использует такие приемы, как «зеркальное» письмо, окарикатуривание персонажей, галлюцинации, сны героя, придумывание и срывание «масок», перемещение серьезного на уровень комического и наоборот, «нанизывание» разнородных характеристик, приемы подмены, разнообразные контрасты, сочетание гиперболы и литоты, превращение животного в человека и обратно и т.п. В результате появляются образы людей-фантомов, масок, призраков, марионеток, двойников, служителей «дьяволиады», которые населяют гротескный мир повестей М.А. Булгакова, являющийся отражением перевернутой системы ценностей мира реального, омертвения души человека и самой жизни. В гротеске М.А. Булгакова соединяются фантастическое и реальное, бытовое и сакральное, временное и вечное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Гротеск в сатирических повестях является неиссякаемым источником комедийности, но в нем заложена также мысль о катастрофичности мира, трагедии человека, попавшего в условия бюрократической системы, тотального насилия, социального экспериментаторства. Повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» объединяет мотив преодоления гротеска в финале произведений. В «Дьяволиаде» гротескное появление множества кальсонеров объясняется тем, что на самом деле Кальсонер имеет брата-близнеца. Так писатель подчеркивает не фантастическую, а вполне реальную всеохватность новосозданной в советское время системы бюрократизма. В повести «Роковые яйца» конец гротескной ситуации похода пресмыкающихся положил внезапно наступивший мороз, то есть сама природа напомнила человечеству о противоестественности «ускоренного роста» как живых организмов, так и общества. А в повести «Собачье сердце» нормальный ход вещей восстанавливает профессор Преображенский, который снова превращает Шарикова в собаку. Таким образом, художественная концепция, нашедшая отражение в сатирических повестях М.А. Булгакова, получила свое логическое завершение: вернуть абсурдный, перевернутый (гротескный) мир в прежнее нормальное состояние, восстановить моральное равновесие человеку помогут, по мысли художника, только здравый смысл, следование законам природы и естественной эволюции, а также нравственность и способность к творчеству. Поэтому гротеск в сатирических повестях М.А. Булгакова, хотя и служит обличению действительности и духовной деградации человека и общества, не содержит оттенка безысходности. Писатель не утрачивает веры в торжество человечности и природы над хаосом и насилием. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита» является основой художественного мира произведения. Гротескное пространство романа, построенное на основе идей Г. Сковороды и П. Флоренского, включает в себя три мира – земной, библейский и космический, которые, с одной стороны, противопоставлены друг другу (как фантастика и реальность, история и современность, миф и действительность), а с другой – взаимосвязаны и взаимопроницаемы. Несмотря на то что, благодаря принципу контрапункта, герои и события, принадлежащие к трем мирам, относительно независимы друг от друга, между ними существует тесная, органическая связь. Три мира в романе «Мастер и Маргарита» – это ипостаси человеческого бытия, которое рассматривается художником в неразрывном единстве бытового и духовного, нравственного и социального, исторического и космического. Три мира в романе «Мастер и Маргарита» зеркально отражают друг друга, высвечивая актуальные проблемы действительности с позиции вечности. Таким образом, сама трехмерная организация пространства придает произведению философский характер. Гротеск выступает в романе как форма художественного обобщения, выявления типического в странном и единичном. Посредством гротеска в «Мастере и Маргарите» создается обобщенный образ мира, алогичного и абсурдного по своей сути, где из множества противоестественных, на первый взгляд, образов и эпизодов выстраивается поток вселенского зла и вырисовываются очертания системы насилия, которая уничтожает человеческое в человеке и саму жизнь.
Гротеск у М.А. Булгакова – основной способ развенчания общественного устройства, противоречащего принципам гуманизма. В целях обличения писатель использует в гротеске разнообразные средства комического (от юмора и иронии до уничтожающего сарказма), гиперболизацию, всевозможные контрасты и т.п. Вскрыть несовершенство мироустройства автору помогают так же гротескные мотивы «безумия» героя и «нормальности» общества, подмены понятий и ценностей, двойничества и др. В создании романного пространства «Мастера и Маргариты» М.А. Булгаков применяет гротескные приемы пространственных трансформаций, зеркальных отражений, мгновенных перемещений героев. Отметим здесь гофмановский прием расширения и сужения пространства, что переводит повествование из бытового плана в план онотологический (квартира № 50).
Гротеск в романе М. Булгакова служит выявлению не только смешного, но и трагического в жизни. Гротескное пространство «Мастера и Маргариты» свидетельствует о трагедии современного писателю общества, отдельной личности и всей человеческой цивилизации, где нет приоритета духовных ценностей.
Временной поток романа «Мастер и Маргарита» не однороден. Ускоряя и замедляя события, совмещая сиюминутное и вечное, злободневное и нетленное, М. Булгаков создает впечатление разорванной связи времен, дисгармоничной действительности, где нет ни «света», ни «покоя», а все охвачено хаосом, непредсказуемым и страшным. В структуре времени и пространства искажены все привычные ориентиры, что создает особый мир романа, основанный на смещениях и деформациях.
В романе «Мастер и Маргарита» центральное для категории гротеска понятие «сдвиг» (Ю. Манн) охватывает не только время и пространство, но прежде всего сферу нравственную, духовную. Чтобы раскрыть нравственные сдвиги, которые произошли в сознании людей своего времени, М. Булгаков использует разнообразные приемы создания образов (прием завуалированной фантастики, гротескного укрупнения персонажа, моментального срывания маски, наделения героя несвойственными ему качествами, прием превращения персонажа, погружение героя в гротескную ситуацию, сны, галлюцинации персонажей и др.). Гротеск в романе «Мастер и Маргарита» является и формой выражения внутренней сущности героя, и испытанием его на нравственность, уховную стойкость, и катализатором его скрытых качеств и стремлений. Таким образом, гротеск позволяет писателю дать всестороннее изображение человека, показать не только его поведение во внешнем мире, но и глубинную сущность, мотивы поступков, мораль. Основываясь на учении Г. Сковороды о «видимой» и «невидимой» натурах, М. Булгаков по этому принципу строит весь гротескный мир романа «Мастер и Маргарита». Каждая ситуация, каждый образ в произведении имеют не только прямое, но и скрытое значение – «тайный план», что вполне соответствует основной функции гротеска: вскрыть глубинную сущность явлений, обнаружить невидимые противоречия. Особую роль в романе «Мастер и Маргарита» играет фантастика, которая нередко становится неотъемлемой чертой гротеска. Гротескно-фантастические образы и ситуации (приход Воланда со своей свитой в Москву 1930-х годов, загадочные исчезновения людей и др.) призваны до предела обнажить порочную сущность тоталитарного общества, показать, что вся земля превратилась в ад, являющийся стихией Дьявола. Вместе с тем фантастические элементы в гротеске М. Булгакова выполняют и другую функцию. Фантастический гротеск в «Мастере и Маргарите» служит также утверждению идеи о восстановлении нарушенного равновесия в мире и возврате к нравственной шкале ценностей. В этом смысле не случайно Воланд показан в романе как «благая сила», он вершит правый суд, помогает мастеру и Маргарите. Фантастическое в гротеске романа «Мастер и Маргарита» усиливает те или иные значения образов, ситуаций, явлений, вскрывает их сущность, а также привносит дополнительные оттенки и смыслы. Перевод фантастики из космического плана в бытовой и наоборот придает повествованию глобальный, вселенский масштаб. Мотив чертовщины, характерный для романтического (Э.Т.А. Гофман) и реалистического (Н. Гоголь) гротеска, М. Булгаков разворачивает до космических масштабов, поэтому Воланд у него – не смешное существо с рогами, а могущественный Князь тьмы, представитель инфернального мира, где зло и добро – вневременные категории. Фантастика пронизывает все ткани романа «Мастер и Маргарита», но все-таки это произведение нельзя назвать чисто фантастическим, поскольку приметы и реалии быта здесь узнаваемы, а критический пафос романа направлен на обличение конкретной социальной системы, созданной в советский период. Поэтому и гротеск, хотя и приобретает порой фантастические формы, не всегда является у М.А. Булгакова фантастическим. Нередко писатель берет из самой жизни резко несовместимые, контрастные явления и за счет их сочетания создает гротескные образы и ситуации. Иногда гротеск образуется сочетанием реального с реальным, в таком случае это сочетание имеет фантастический характер. По сравнению с сатирическими повестями М.А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» произошло расширение парадигмы гротеска. Гротеск объединяет теперь не только смешное и ужасное, реальное и фантастическое, комическое и трагическое, но и действительное и инфернальное, современное и библейское, земное и космическое, миф и реальность, верх и низ, прошлое, настоящее и будущее. Разнообразие гротескных форм позволило автору создать многомерный образ мира и дать ему этическую оценку с позиции непреходящих ценностей.
Использованный в более ранних произведениях («Роковые яйца», «Собачье сердце») мотив преодоления гротеска М.А. Булгаков применяет и в «Мастере и Маргарите» (реалистическое объяснение гротескных ситуаций, открытие истинного лица гротескных персонажей). Этот мотив способствует утверждению мысли о реальной, а не фантастической основе земного зла, а также о необходимости возвращения перевернутого мира в естественное состояние, при котором категории «добро» и «зло», «нормальное» и «анормальное», «жизнь» и «смерть», «духовное» и «материальное» уже не будут меняться местами. В финале произведения М.А. Булгакова имеет место «гротескный катарсис» (термин Ю. Манна), что свидетельствует об эволюции гротескного принципа писателя. Пройдя через многочисленные гротескные ситуации (испытания), через весь абсурд и алогизм гротескного мира, любимые герои М. Булгакова (мастер, Маргарита) нравственно очищаются и возвышаются. Они постигают высший смысл в непостижимом, открывают вечные истины, находясь в условиях аномального мира, обретают внутреннюю свободу при внешнем торжестве насилия. Гротескный катарсис позволяет художнику воплотить веру в возможность нравственного возрождения человека и человечества, в победу духовности над злом и насилием. В создании гротескных форм М.А. Булгаков использует самые разнообразные источники (от Библии и мифов до современной ему литературы), развивает традиции Й.В. Гете, Н. Гоголя, Э.Т.А. Гофмана, Ф. Достоевского и др. Интертекстуальность усиливает значение булгаковских гротесков, придает им многомерность, по-разному высвечивает смыслы, собранные в единый «пучок» в гротескных структурах. Гротеск играет большую роль в формировании жанрового своеобразия романа «Мастер и Маргарита». В нем соединяются элементы фантастического, реалистического, сатирического, философско-психологического, социально-
психологического романа, мениппеи. Гротеск позволяет обнаружить в «Мастере и Маргарите» и характерные черты антиутопии: создание обобщенного образа тоталитарной системы, раскрытие конфликта личности и государства насилия, развенчание мифов, художественный прогноз действительности. Синтетизм на уровне романной формы, что во многом определяется многоплановым и полифункциональным гротеском, свидетельствует о том, что М.А. Булгаков создавал роман нового типа, не вмещающийся в рамки традиционных жанров. Этот роман, благодаря прежде всего гротеску, построен на пересечении художественных систем реализма и модернизма, которые в начале XX века обнаружили тенденцию к взаимодействию и взаимопроникновению форм. Гротеск в романе М.А. Булгакова позволил художнику выявить скрытые стороны реальности, произвести ее глубокий и всесторонний анализ, обнаружить типическое в странном и алогичном. А связь «Мастера и Маргариты» с модернизмом проявляется в подчеркнутой интертекстуальности произведения, в приоритете личности (героя и автора) как творящего начала, в отражении объективного через субъективное, что находит выражение в гротескных структурах романа. Таким образом, «Мастер и Маргарита» – метароман, своеобразное полижанровое образование, в котором удивительным образом переплелись элементы реалистического и модернистского романа. Поскольку романтизм и модернизм генетически взаимосвязаны, это нашло отражение и в гротескных структурах М. Булгакова. Используя романтические образы (художник, черт и др.), мотивы (марионетки, безумия, трагедии личности, страха перед миром и т.д.), отдельные приемы «странного» (расширения и сужения пространства, сдвиг временных планов, многоярусные композиции и др.), М. Булгаков наполняет их новым художественным смыслом и, таким образом, обновляет традицию. В модернистском гротеске М. Булгакова проявились также элементы постмодернизма (интертекстуальность, «мир как текст» и «текст как мир», игра с образами и мотивами мировой культуры и др.). В процессе нашего исследования мы пришли к таким выводам.
1. Художественные открытия Э.Т.А. Гофмана, Н. Гоголя и М. Булгакова в области гротеска знаменуют определенные вехи в развитии европейских литератур: становление зрелого романтизма, переход от романтизма к реализму, взаимодействие реализма и модернизма.
2. Между конкретно-историческими видами гротеска на разных этапах литературного процесса нет четких границ. Романтический, реалистический и модернистский гротеск обнаруживают тенденцию к взаимодействию и взаимопроникновению элементов разных литературных направлений и течений. В гротеске Э.Т.А. Гофмана, Н. Гоголя и М. Булгакова находим синтез традиций и смелого новаторства писателей.
3. Гротескные формы в творчестве Э.Т.А. Гофмана, Н. Гоголя и М. Булгакова не ограничиваются лишь элементами романтизма, реализма и модернизма, в них проявился также синтез разных видов искусства, синтез литературы и философии, освоение более ранних видов гротеска (христианского, барочного, ренессансного).
4. В гротеске этих выдающихся
писателей в синкретической
5. Проблема сравнительного
исследования гротескных видов
и форм в литературном
1. Бахтин М. М. Творчество
Франсуа Рабле и народная
Ренессанса / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – М. : Худож. лит., 1990. – 543 с.
2. .. Гете Й. В. Об арабесках / Й. В. Гете // Собрание сочинений : в 10 т. / Й. В. Гете. –
М. : Худож. лит., 1980. – Т. 7. – С. 168–216.
3. Ефремова Т. Ф. Новый
словарь русского языка.
Т. Ф. Ефремов. – М. : Рус. яз., 2000. – 658 с.
4. Дежуров А. С. Гротеск в немецкой литературе XVIII века : автореф. дис. на соис-
кание учен. степени канд. филол. наук : спец. 10.01.05 «Литературы народов Европы,
Америки и Австралии» / А. С. Дежуров. – М., 1996. – 20 с.
5. Денисов В. Д. Гоголевские «Арабески» / В. Д. Денисов // Гоголь Н. В. Арабески /
Н. В. Гоголь. – СПб. : Наука, 2009. – С. 271–360.
6. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики / Поль Жан. – М. : Наука, 1981. – 448 с.
7. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. – М. : Наука, 1994. – 365 с.
8. Манн Ю. В. О гротеске в литературе / Ю. В. Манн. – М. : Сов. писатель, 1966. – 268 с.
Информация о работе Сатира и гротеск в творчестве Б\улгакова