Шпаргалка по "Античной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Основные темы и жанры лирики Катулла.
Член кружка неотериков («новых поэтов»), культивировавших в противоположность эпосу и драме малые литературные формы. Художественным образцом для Катулла и прочих неотериков была александрийская поэзия (эллинистическая поэтическая школа, связанная с египетским г.Александрией) с её мифологической учёностью, стремлением к сочетанию формальной изысканности с естественностью и простотой.

Файлы: 1 файл

Античка+.docx

— 69.50 Кб (Скачать файл)

12. Гомеровские традиции  и образы в «Энеиде» Вергилия.

Почти все эпизоды "Энеиды" подобраны по образцу гомеровских: начало с середины действия, буря у чужих берегов, рассказ героя на пиру о своих скитаниях, задерживающая героя женщина (Дидона - Калипсо), поминальные игры, спуск за пророчеством в царство мертвых, война из-за женщины, перечни воителей, битва в отсутствие героя, изготовление оружия, ночная вылазка, перемирие и нарушение перемирия, совет богов, умерщвление друга и месть за него в последнем единоборстве, - все это имеет знаменитые прототипы в "Илиаде" и "Одиссее", и Вергилий их не скрывает, а подчеркивает. Но выглядят они в контексте "Энеиды" совершенно по-новому. Сюжет «Энеиды» распадается на две части. Эней странствует, затем воюет в Италии. На каждую из этих частей Эней отвел по 6 книг. Первая половина поэмы тематически приближается к «Одиссее», вторая – к «Илиаде». Злоключения Одиссея были вызваны гневом Посейдона; странствия Энея обусловлены «злопамятным гневом лютой Юноны». Вражда Юноны (у греков Геры) к троянцам – гомеровская традиция, осложненная римской политической мотивировкой: Юнона – покровительница Карфагена, векового врага римлян.

13. Образы богов в «Энеиде»  Вергилия.

В «Энеиде» прослеживается ступенчатая иерархия богов. В «Энеиде» боги стали далеки от людей. Вергилий сохранил в своей поэме гомеровские образы олимпийских богов. Но они были ему нужны именно для того, чтобы показать эту иерархию осведомленности, причастности судьбе. Выше всех - Юпитер: он видит будущее до самых дальних далей, его пророчеством "без времен и пределов" открывается поэма. Ниже его - Юнона, Венера и прочие боги: им открыты лишь ближние рубежи судьбы, и не всем одни и те же. И ниже всех - человек, который не видит ничего и может лишь молить об откровении: таков Эней, который лишь на полпути от Трои узнает, что он плывет в Италию, и лишь приплыв в Италию, узнает, зачем он сюда плыл. Здесь Венера – мать Энея. Энею помогает сама богиня любви. (Эней всецело находится в руках богов и творит не свою волю, но волю рока. У Гомера боги тоже постоянно воздействуют на жизнь людей, но это не мешает гомеровским героям принимать собственные решения, и эти решения могут не всегда совпадать с волей богов)

14. Образ Дидоны в «Энеиде» Вергилия.

Вергилий по-новому, по сравнению с Гомером, пишет о любви:  это страсть, которая томит, подчиняет себе человека. Дидона – жертва чувства, внушенного ей  Купидоном. Образ Дидоны, может быть, самый яркий в поэме. Трагическая фигура, она пленяет нас силой страсти и мучительных переживаний. Образ Дидоны остался в литературе: она действует в книге Овидия «Героиды», в рыцарском романе. Знаменательно, что образ этот имеет мифологическое происхождение. Дидона считалась одной их финикийских богинь. Греки, жившие в Сицилии, сделали ее смертной женщиной, которая спаслась от преследований своего брата в городе Тире, бежав в Северную Африку. Там ей предоставил убежище местный царь Ярб. Последний обещал выделить ей столько земли, сколько способна покрыть шкура вола. Тогда мудрая Дидона разрезала эту шкуру на тончайшие кусочки, которыми оградила значительный участок земли. На нем и был построен Карфаген. В этот момент и происходит в поэме ее встреча с Энеем.

15. Сюжеты и образы «Одиссеи»  в «Энеиде» Вергилия  (см.вопрос  12)

Злоключения Одиссея были вызваны гневом Посейдона; странствия Энея обусловлены «злопамятным гневом лютой Юноны». Подобно тому, как Одиссея постоянно преследует гнев Посейдона, Энею не дает пристать к берегу злопамятство Юноны, которая в греческой мифологии ненавидит троянцев, а здесь к этому еще добавляется и то, что Юнона покровительствует лютому врагу Рима - Карфагену.  Первая половина "Энеиды " построена по образцу "Одиссеи" и сюжетно: она начинается с последних скитаний героя, а предыдущие рассматриваются затем ретроспективно в одном из рассказов Энея о своих злоключениях. Во время страшной бури, которую насылает Юнона в начале повествования на причаливающие уже к берегам Италии корабли Энея, Юпитер на Олимпе рассказывает о будущих судьбах героя и его спутников.

17. Сравнительная характеристика  Энея в поэме Вергилия и  Одиссея в поэмах Гомера.

События

Эней

Одиссей

Гнев Богов

Гнев лютой Юноны

Гнев Посейдона

Помощь богов

Любовь Венеры (матери Энея)

Мудрость Афины

Царство мертвых

Эней получает пророчество об отдаленнейшем будущем своих неведомых потомков

Одиссей получал в Аиде предсказание только о собственной ближайшей участи

Путешествие

Эней путешествует по морям, где уже побывали троянские и греческие колонисты (иными словами путешествует по Одиссейским местам) и где слава Троянской войны долетела уже до Карфагена.

По неведомым сказочным морям.

Странствия и войны

В "Энеиде": каждая пристань блуждающих троянцев пробуждает вопрос, не здесь ли долгожданный конец пути; и каждый удар в войне между троянцами и латинами сопровождается мыслью, что все могло быть иначе и должно стать иначе

В "Одиссее" герой, рассказывая о странствиях, почти нигде не упоминает об их цели, она как бы сама собой подразумевается.

В "Илиаде" герои почти никогда не вспоминают о причине и целях войны, война для них - состояние естественное и обычное.

любовь

Несчастная, не возможность противостоять судьбе, убивает любовь Энея

После всех странствий Одиссей возвращается в свой дом, и тема любви ознаменовывается счастливым концом


 

18. Тема судьбы в поэме  Вергилия «Энеида».

Герои полностью подчиняются судьбе. Эней плывет туда, куда сказано. Ниже всех богов – человек, который не видит ничего и может лишь молить об откровении: таков Эней, который лишь на полпути от Трои узнает, что он плывет в Италию, и лишь приплыв в Италию, узнает, зачем он сюда плыл. До сих пор он отрекался от себя во имя судьбы - теперь он должен убивать других во имя судьбы. Это - его "недобрый труд" в истории: творить людям зло для их же блага, водворять мир войной.  Эней- герой,  который ищет для себя и для других пути в будущее.

Эней носит постоянный эпитет pius, "благочестивый" (немыслимый у Гомера); обычно слово это значит "преданный богам, предкам, родным, друзьям", всему, что связывает с прошлым, - здесь это значит "преданный богам и судьбе", тому, что связывает с будущим.

19. Любовная тема в поэме  Вергилия «Энеида» 

Вергилий по-новому, по сравнению с Гомером, пишет о любви: это страсть, которая томит, подчиняет себе человека. Дидона – жертва чувства, внушенного ей Купидоном. Она желает хранить верность памяти умершего мужа, но уже бессильна противостоять влечению (к Энею). Дидону Эней поразил своим мужеством. Богини Юнона и Венера, не соперничают друг с другом, объединяют усилия, чтобы обеспечить счастье двух людей. Венера желает избавить сына (Энея) от новых бедствий. Юнона предлагает соединить героев узами брака. Но идиллия любви недолговечна. Вергилий ставит героя перед мучительной нравственной дилеммой: любовь или долг. Боги, и прежде всего Юпитер, напоминают Энею, что он «женщины раб», забыл о «царстве и подвигах громких». Эней, этот истинно римский герой, покорен воле богов. У него нет и мысли им перечить.  Любовь заканчивается трагедией.

20. Психологизм в «Энеиде»  Вергилия.

 Повествование «Энеиды» пронизано эмоциями, страстью, жизненными подробностями. Построение художественных образов в "Энеиде" отличается большой рациональностью и организационной мощью, которая здесь и не могла не быть, поскольку вся поэма есть прославление мощной мировой империи. В психологизме Вергилия нет ничего хилого, неуравновешенного. Все истерические характеры (Сивилла, Дидона) сложно психологичны, но являются сильными по своей организованности и последовательными и логичными в поступках. На этом строится у Вергилия и вся положительная идеологическая сторона его художественного стиля.

21. Писал ли Вергилий  оды? В чём отличие од Вергилия  и гОрация?

Вергилий не писал од, все что он писал – это буколики, Георгики и Энеиду, также любовную лирику, Но Энеида состоит из песен-ОД по др.греч. в целом это поэма и в ней он прославлял власть и страну. Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа; и Август действительно выходит у него наследником древних римских царей и имеет своей прародительницей Венеру. В "Энеиде" (VI) Анхис показывает пришедшему к нему в подземный мир Энею всех славных потомков, которые будут управлять Римом, царей и общественно-политических деятелей. И заканчивает он свою речь слонами, в которых противопоставляет греческому искусству и науке чисто римское искусство - военное, политическое и юридическое

"Энеида" является не просто похвалой  Августу и обоснованием его  империи, но и произведением патриотическим  и глубоко национальным. Конечно, не существует никакого патриотизма  без всякой социально-политической  идеологии; и эта идеология в  данном случае есть прославление  империи Августа. Тем не менее  прославление это дается в "Энеиде" в настолько обобщенном виде, что относится уже ко всей  римской истории и ко всему  римскому народу. По мысли Вергилия, Август является только самым  ярким представителем и выразителем  всего римского народа.

Оды Горация – художественное воплощение его политической философии. Со вниманием следит поэт за острой борьбой за власть в Риме после убийства Цезаря. Государство видится кораблем, захваченным бурей. Оды Горация – своеобразное зеркало политических событий в Риме. Последние нередко предстают опосредованно, в форме мифологических образов. Оды Горация – прямое обращение к Августу, римской молодежи, народу. В целом «римские оды» характеризуются как единством проблематики, так и внутренней художественной цельностью.

В четвертой оде, обращенной к Каллиопе, музе эпической поэзии, Гораций в духе идеологии Августа, его внутренней политики утверждает религиозность как нравственный фундамент римской жизни.

22.Основные темы и образы  од Горация

Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Оды Горация – художественное воплощение его политической философии. Со вниманием следит поэт за острой борьбой за власть в Риме после убийства Цезаря. Первая ода первой книги - посвящение Меценату. Ему же посвящен весь сборник

Поэт пел Августа долго и регулярно. Оды в честь импертаора и его семьи характерны и для последнего лирического сборника Горация. Вместо гимна государству и прославления его традиционных устоев, которое звучит в "римских одах" первого сборника, мы находим здесь панегирик земным богам, императору и его пасынкам. Стихотворение Г. обычно имеет форму обращения, поэт адресуется к некому второму лицу, и лирическая тема развертывается между авторским "я" и "ты" адресата; другие формы - монолог или диалог используются лишь в виде исключения. Иногда обращается к божеству. Почти все мужские адресаты од - реальные лица, современники поэта, но никто кроме Мецената не удостаивается больше одного обращения. Героини любовных од Горация - невсегда реальные девушки. обращение почти всегда содержит в себе волеизъявление или совет. По тематике и жанровым разновидностям оды весьма разнообразны. Обращения к богам, составленные по всем правилам античного гимна, политические стихи и философские размышления чередуются с любовной, пировой и дружеской лирикой, с насмешливыми и обличительными произведениями и со стихотворениями на различные жизненные случаи. Поэзия молодого Горация отличается ветренностью, некоторым легкомыслием, свободой и жаждой радостей жизни. Но с годами исчезла юношеская пылкость, некогда приведшая поэта под знамена Брута, и на смену ей явились рассудительность умудренного жизненным опытом человека, стремление к умеренности и нравственной уравновешенности, заставлявшее избегать крайностей

23.Философские  идеи в поэзии Горация.

Оды Горация – художественное воплощение его политической философии. Со вниманием следит поэт за острой борьбой за власть в Риме после убийства Цезаря. Государство видится кораблем, захваченным бурей. С самого начала деятельности Гор выступает как сторонник содержательной поэзии, мастер виртуоз метрической формы. Ориентация на греческих классиков для него – средство к обновлению идейной поэзии в более изысканном стиховом облачении.

Раннее ТВ-во Гор-я имеет агрессивно-полемический характер, в основномэто ямбографии или сатиры. Брал размер и страстность Архилоха с новыми темами. Начинает с политической поэзии, пылкого протеста против непрекращающихся войн. Утопическую сентиментальность преследует жестокой иронией. Элемент пародии. И в выборе тем, и в их трактовке видно желание подняться над субъективизмом неотериков. Форма диалоги и монолога. Проблема индивидуального счастья становится теперь центральной во всем творчестве Горация. Создает философию небогатого, но культурного рабовладельца, который готов примириться с новым порядком, поскольку она положила конец гражданским войнам. «Золотая серидина». Философия умеренности и покоя.

Любовная лирика Г. не выходит за пределы поэзии легких увлечений. В его сборнике мелькает много женских фигур, почти не имеющих индив. Черт. Большую ценность представляет дружба. к этой области относятся многие из наиболее изящных стихотворений Горация. Особую категорию составляют оды на соц. и полит. темы. Август прославляется в связи с теми лозунгами его внешней и внутренней политики. В цикле од, выдержанных в торжественном стиле Гораций выступает как пропагандист религиозных и моральных реформ в консервативном духе, возвещенных Августом. Гораций в сатирах не бичует пороки своих современников, а всего лишь их высмеивает; он не  ненавидит,  но  поучает.  Он  вскрывает  пороки, чтобы показать как не следует жить. Его цель  -  узнать  и  изобразить жизнь и людей такими, каковы они есть в действительности.

24. Темы, сюжеты, идеи сатир Горация.

С самого начала деятельности Гор выступает как сторонник содержательной поэзии, мастер виртуоз метрической формы. Ориентация на греческих классиков для него – средство к обновлению идейной поэзии в более изысканном стиховом облачении. Поэтический путь Горация начался именно с опубликования "Сатир". Сатирам Гораций стремился придать более цельный характер, чем у его предшественников, причем не только в стихотворном метре, навсегда закрепив за ними дактилический гекзаметр, но также и в содержании. Самым существенным новшеством, внесенным Горацием в его сатиры, является то, что их автор, изучая и показывая реальную жизнь и людей, всячески использует насмешку и шутку доброжелательный. Его художественный принцип, заявленный в начальной сатире, - "смеясь говорить правду", то есть через смех приводить к знанию. Чтобы сделать своего читателя более восприимчивым к критике, Гораций нередко задумывает сатиру как дружеский диалог между читателем и собой. Персонажи, которые населяют "Сатиры", - это люди, с которыми Гораций сталкивается  ежедневно:  скряга,   нахал,   болтун,   честолюбец,   простой здравомыслящий  человек,  жалкий  философ и тп. Доминирующей всюду остается автобиографическая нота. Поэт ничего о себе не скрывает. Он даже рабу позволяет прочитать себе наставление, из  которого обнаруживается некоторая непоследовательность и даже  нетерпимость  Горация. Сатиры свои Гораций называет "Беседами" и некоторые сатиры первой книги построены как рассуждения на морально-философские темы. Наибольшей художественной законченностью отличаются те сатиры, в которых Гораций больше всего говорит о себе, о своих вкусах, стремлениях, жизненных встречах. Он не стесняется своего происхождения, с гордостью вспоминает отца-вольноотпущенника, и отнюдь не стремится предать забвению свое республиканское прошлое. Осуждая чужие пороки, он не скрывает собственных недостатков и иронизирует над строгими судьями, которые не замечают собственных ошибок. Вторая книга сатир Горация была издана когда положение Горация в литературном мире уже упрочилось. Диалогические и монологические сатиры в книге чередуются и перекликаются, образуя параллельный ряд. Первая сатира книги посвящена сатирической поэзии.  В сатирах второй книги Гораций занят поиском гармонии между собой и личностью. Это нашло отражение в форме и тоне новых сатир, в которых теперь уже решительно преобладает диалог.

Информация о работе Шпаргалка по "Античной литературе"