Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:08, шпаргалка
1. Значение слова «образ». Образ как эстетич. категория.
2. Антропоцентризам иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа.
3. Связи литературы (как вида искусства) с другими формами общественного сознания.
1. Значение слова
«образ». Образ как эстетич.
категория. Свойства и его отл-
С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.
Фактографические образы. Могут ли они соперничать с вымышленными образами по силе возд-я на читателей? Почему писатели часть прибегают к вымыслу? Приведите пример претворения «жизн. материала» в «худ. сюжет». Иллюстративные образы.
Фактографические образы – точные, документальные, отражают дейст-ть. Встречаются в науке, публицистике, мемуаристике, иллюстрируют -> иллюстративные, вторичные.Не могут соперничать, вымышленные – сильнее. Осн. ф-я фактор. образов – документальность, создать действительный образ.
Писатели прибегают к вымыслу, чтобы усилить возд-е на читателя. Художник ценит свободу самовыр-я, мысленного пересоздания действительности.
Примеры претворения «жизни м-ла» в «худ. сюжет»: 1) Ломоносов-Шувалову «О пользе стекла». 2) Солженицын. 3) Чехов «о-в Сахалин». 4) Ахматова «Реквием». 5) Герцен «Былое и думы».
Св-ва худ. образа. Почему имена лит. героев могут приобретать нарицат. зн-е?
Св-ва: 1) Типичность. Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор опред. сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изобр-ии. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания: а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.
2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.
3) Самодостаточность,
образ жив сам по себе. Будучи
воплощением общего, существенного
в индивидуальном, худ. образ может
порождать различные толк-я,
Многозначность худ. образа. Приведите примеры авт. разъяснений смысла изобр-я. Всегда ли можно согласиться с автором?
Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и д».
2. Антропоцентризам иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа.
Антропоцентризм иск-ва, т.к. предмет познания – прежде всего чел.-к несовп-е м\ду предметом изобр-я и познания: даже если речь, например, идет о пейзаже, он связан с чел. состоянием. Вторичная условность – персонажами могут быть вещи, животные; но подразумевается все равно чел-к.
Виды: 1) образ-персонаж (не только чел-к) (рассуждение) 2) образ-представление (чел-к, приравненный к вещи, портрет) (описание) 3) голос (первичный субъект речи).
3. Связи литературы (как вида искусства) с другими формами общественного сознания. Синкретизм содержания худ литры, ее полифункциональность. Воздействие на тв-во писателей философских концепций, а так же научных знаний (привести примеры)
Связь с формами общественного сознания: в литре отражаются воспитательные, философские, правовые, политические проблемы. Литра отражает жизнь в ее синкретизме, целом (разные типы обобщены в литре). Полифункциональность: литра доставляет удовольствие, учит, отражает жизнь и тд.
Пример влияния научных знаний на тв-во: медицина у Чехова и О-в Сахалин.
Ис-во и общ. сознание. Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как осн. источник «миросозерцания» художника. Иск-во как форма эстетич. сознания. Эстетическое и художественное.
Структура общ. сознания: 1) по горизонтали (формы): философия (не наука), политика, право, этика (все три отн-я м\ду субъектами), эстетика, религия, наука (все три – отн-я м\ду субъектами и объектами). 2) по вертикали: сознание делится на: теоретич. (рациональное систематизация знаний) и обыденное (жизненно-практ., нетеорет., но уместное. Есть у всех). <<< может быть конфликт (раск-в).
Источник «миросозерц-я» худ-ка – обыденное, нетеоретическое, органика и живость. Даже если автор вкладывает в пр-ние теорет. основу, обыденное все равно просвечивает.
---- иск-во как форма эсетит. сознания – не написано L ----
Эстетическое – особый род отн-й чел-ка к действительности. «катарсис» - очищение аффектов. Художественное – род чел-ой деят-ти, предполагающей достижение совершенства своих изделий, их эстетич. целостности. Эст-ое явл. дух. истоком худ-ого.
5. Место эстетики в критической философии. И. Канта. Кант «осуждение вкуса», об искусстве в его отношении к природе, о гении и эстетической идее.
Кант – ображение
к гносеологии, инструментам познания.
Теория познания: 1)критика чистого
разума 2)критика практического разума
3)критика способности суждения
2 вида красоты. Красота
6. Литература в ряду искусств. Лессинг о границах живописи и поэзии.
Искусства делятся на односоставные (архитектура, скульптура, музыка, живопись, литра) и синтетические (театр, кино, танец). в 19-20 в очень важно изобразить речь. Поток сознания. Литра изобр. процесс, действие, динамику, апеллирует к воображению. Она ненаглядна – требует перевода.
До н. 18в приоритет принадлежал живописи, тк глаза расположены к сердцу ближе, чем уши. Скульптура не кричит, не одета, Вергилий же кричит, одет, обвивает шею и тело. В скульптуре важно выбрать плодотворный момент, такой, который оставляет свободное поле для воображения. Предмет живописи – тела с их видимыми св-вами. Предмет поэзии – действие. Телесная красота – предмет живописи, а не поэзии.
Лессинга критикует Чердер: привлекает неразнообразный жанровый материал, недостаточно историчен, не сравнивает литру с музыкой. Поэзия – музыка души. Как и музыка, воспринимается во времени.
Гегель: в античности приоритет отдавали пластике, материи => скульптуре
7. Деление литры на роды в истории эстетики (античная традиция, немецкая классическая эстетика, Веселовский).
1. Античность: по способам ведения речи, по способам подражания.
Платон: – путем простого повествования (диегесис) – нач. Илиады
– подражание (мимесис) – речь Хрис.
– и то, и другое: Илиада в целом. Наихудшее – подражательный род (трагедии, комедии). приходится подражать плохому, что портит человека.
Аристотель:
3 критерия: а) подражание средства
б)предмет подражания в)
Сравнивает эпопею и трагедию. Предпочитает трагедию, но в эпопее больше эпизодов => больше разнообразия.
2. Немецкая эстетика. Деление на эпос, лирику, драму. Критерий: тип содержания.
Категории: а) объект и субъект б) свобода и необходимость в) время
Шеллинг: важнейшее – а).
а) эпос – объект, необходимость, прош. вр.; б) лирика – субъект, свобода, наст. в) драма – синтез объекта и субъекта, устремленность к буд.
Гегель: объект важнее. На первом плане – эпос и драма.
Веселовский: роды возникли из обрядового хора. Возгласы запевал, корифеев хора => лиро-эпич. песни => эпич. произв. Из возгласов хора возникла лирика. Потом произошло разложение обрядового хора. Драма возникла из обмена репликами хора и запевал. Термины эпичность, драматизм, лиризм.
4. Античные теории искусства как подражания.
Теории: Аристотель (мимесис и катарсис): Все иск-во, вся лит-ра – подражательна. Подр-е мимесис. Иск-во говорит не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться. Сущность иск-ва – познание истины, а истина познается ч\з мимесис. Допускал ложь в иск-ве, если она способствует изобр-ю чел. хар-ров и действий.
Платон: «Подражательное иск-во далеко от действ-ти. Оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачнее ее отображение. Подражание – стоит на 3-м месте от сущности». Платон отрицал познавательное зн-е поэзии и считал, что она расслабляет чел. душу. Аристотель же убедительно доказывает и познават. зн-е поэзии, и то, что она очищает чел. чув-ва, благотворно действует на психику и имеют глубокое общ-е значение
Искусство как подражание жизни - одно из осн. Направлений сущности худ.тв-ва. Возникло в 5-6 в. до н.э. Ее основоположник - Платон. В объективной идеализации Платона искусство рассматривается как существование двух миров - этот мир - материи, тот мир - идеи. Основы мироздания сост.вечные идеи. Каждый материальный объект, прежде чем возникнуть, был вечной идеей. Материализуясь, идея теряет cв-ва вечности и становится одним из материальных объектов окружающего мира. Задача истинного знания - увидеть за отдельными предметами идеальные сущности. Делается это с помощью умозрения. Художники и поэты, подражая материальным объектам, созд.произв.не умозрительно, а бездушно. Поэтому искажают истинную природу Эйдоса. Всякое худ.произв.,с т.з. Платона, уклоняется от постижения истины и не заслуживает права на существование. Худ.тв-во уводит человека от нравственного существования. Аристотель считает, что постигая окр. Мир через худ.тв-во, человек не отклоняется, а приближается к истине.Худ. ТВ-во основано на наблюдении за объектами и обобщенииих cв-в. Августин Блаженный счит., что человек создан по образцу и подобию Бога, подражает в своих творч. Способностях Богу-отцу и постигает божественную истину. Леонардо до Винчи: подражание основано в эпоху Возрождения на иллюзии натуры. Под природой понимается естественная среда обитания человека, кот. породила человека.Рене Декарт в мире выявл. 2 сущности:материальную и духовную. Матер. сущность основана на чувственном восприятии. Она постигается с помощью огранных чувств. В этомчеловек подобен животному. Духовная сущность - способность к логическому рациональному мышлению, кот. Отличает человека от животного. Искусство должно быть разумным, умозрительным, строиться по законам логики, т.е. должно подражать духовной сущности человека. Французские просветители( 18 в). - Вольтер, Руссо, Дидро: Высшая ценность - человеч. разум. Следуя теории общественного договора, просветители создают модель компромиссного существования между чувствами и разумом. ИТОГ: т.о., теория подражания искусства зависит от тех факторов, кот. находится за пределами человеческой личности: от окр. Мира, от природы, от божественной сущности, от умозрит. идеала.
«Поэтика» Аристотеля. Кратко охарактеризованы 3 способа подражания в поэзии (словесном ис-ве), к. являются х-ками эпоса, лирики, драмы. «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии как о чем-то отдельном от себя, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». «продукты подражания» различаются по средствам, по предмету, по способу, плюс особое эмоц. возд на слушателя. Трагедии особое место. «Очищение аффектов» (катарсис) – цель трагедии; помочь поэту через анализ образов найти правильный путь к этой цели – задача Платона.
8. Понятие литературного
жанра. Типологическое
Жанры – лит. виды, на которые делятся три рода литры. Жанр дает представление о пр-и и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал. Он часто отсутствует в р класс традиции. Можно выделить переменчивые и устойчивые признаки (внутренне страдание героя). Последние помогают узнать жанр в ист. разв. В 18в идет на убыль традиционализм и подражание жанровым образцам.
Функции: а) введ пр-я в опред группу б) знак опред лит традиции.
Бахтин: в оппозицию каноническим романизированным жанрам романизируется драма, поэма и лирика. Жанры, сохраняя свою каноничность, приобретают х-р стилизаций; подобны мертвым языкам.
Поспелов: 1) мифологическая 2)героическая 3) нравоописательная (сатиры, Гесиод) 4) романическая. Перекрестный принцип. Основания для классификации могут пересекаться друг с другом.
Бахтин. Эпос и роман.
Роман – единственный становящийся жанр. Эпопея – состарившийся жанр, так же как и трагедия. У них твердый и малоэлостичный костяк. Только роман моложе письма и книги, приспособлен к чтению. Изучение романа как изучение молодого языка. Плохо уживается с дургими жанрами. В античности ведет свое существование за порогом большой литры. Поэтики прошлого игнорируют роман. Он пародирует другие жанры. В эпохи господства романа другие жанры романизируются. Самокритичность романа (пародии на пастушеский, сентиментальны и т.п.). Романизированные жанры становятся пластичнее. Нет точного определения жанра, всегда есть оговорки. Требования: (по Гегелю): 1)роман не должен быть «поэтичным» 2)герой – «героичным» 3)должен изменяться 4) роман должен являться до конца для мира тем, чем эпопея была для др. мира.
3 основные особенности: 1)стилистическая трехмерность 2) изменение временных координат лит образа 3) новая зона построения лит образа, макс контакт с настоящим в его незавершенности. Сложился в условиях многоязычия.
Эпопея: 1)предмет нац эпич прошлое 2)источник – нац предание 3) эпич дистанция во времени. Память, а не познание.