Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

1. Значение слова «образ». Образ как эстетич. категория.
2. Антропоцентризам иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа.
3. Связи литературы (как вида искусства) с другими формами общественного сознания.

Файлы: 1 файл

Шпоры по теории литературы.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

 

1. Значение слова  «образ». Образ как эстетич.  категория. Свойства и его отл-е  от понятия.Образ – 1) философия: субъективное отр-е объекти-й действительности. 2) психология: представл-е, восприятие в сознании предмета в его целостности. 3) эстетика: воспроизв-е целостности предмета в опред. с-ме знаков. Худ.образ – категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.

С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и  понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет  в его целостности, образ индивидуален.

Фактографические  образы. Могут ли они соперничать с вымышленными образами по силе возд-я на читателей? Почему писатели часть прибегают к вымыслу? Приведите пример претворения «жизн. материала» в «худ. сюжет». Иллюстративные образы.

Фактографические образы – точные, документальные, отражают дейст-ть. Встречаются в науке, публицистике, мемуаристике, иллюстрируют -> иллюстративные, вторичные.Не могут соперничать, вымышленные  – сильнее. Осн. ф-я фактор. образов  – документальность, создать действительный образ.

Писатели прибегают  к вымыслу, чтобы усилить возд-е  на читателя. Художник ценит свободу  самовыр-я, мысленного пересоздания действительности.

Примеры претворения  «жизни м-ла» в «худ. сюжет»: 1) Ломоносов-Шувалову «О пользе стекла». 2) Солженицын. 3) Чехов «о-в Сахалин». 4) Ахматова «Реквием». 5) Герцен «Былое и думы».

Св-ва худ. образа. Почему имена лит. героев могут приобретать нарицат. зн-е?

Св-ва: 1) Типичность. Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор опред. сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изобр-ии. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания: а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.

2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин).  Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.

3) Самодостаточность,  образ жив сам по себе. Будучи  воплощением общего, существенного  в индивидуальном, худ. образ может  порождать различные толк-я, интерпретации.

Многозначность худ. образа. Приведите примеры авт. разъяснений смысла изобр-я. Всегда ли можно согласиться с автором?

Образность иск-ва создает  объективные предпосылки для  споров о смысле пр-ния, для его  различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и д».

 

2. Антропоцентризам  иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа.

Антропоцентризм иск-ва, т.к. предмет познания – прежде всего  чел.-к несовп-е м\ду предметом  изобр-я и познания: даже если речь, например, идет о пейзаже, он связан с чел. состоянием. Вторичная условность – персонажами могут быть вещи, животные; но подразумевается все равно чел-к.

Виды: 1) образ-персонаж (не только чел-к) (рассуждение) 2) образ-представление (чел-к, приравненный к вещи, портрет) (описание) 3) голос (первичный субъект речи).

 

3. Связи литературы (как вида искусства) с другими формами общественного сознания. Синкретизм содержания худ литры, ее полифункциональность. Воздействие на тв-во писателей философских концепций, а так же научных знаний (привести примеры)

Связь с формами общественного  сознания: в литре отражаются воспитательные, философские, правовые, политические проблемы. Литра отражает жизнь в ее синкретизме, целом (разные типы обобщены в литре). Полифункциональность: литра доставляет удовольствие, учит, отражает жизнь и тд.

Пример влияния научных  знаний на тв-во: медицина у Чехова и  О-в Сахалин.

 Ис-во и общ.  сознание. Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как осн. источник «миросозерцания» художника. Иск-во как форма эстетич. сознания. Эстетическое и художественное.

Структура общ. сознания: 1) по горизонтали (формы): философия (не наука), политика, право, этика (все три отн-я м\ду субъектами), эстетика, религия, наука (все три – отн-я м\ду субъектами и объектами). 2) по вертикали: сознание делится на: теоретич. (рациональное систематизация знаний) и обыденное (жизненно-практ., нетеорет., но уместное. Есть у всех). <<< может быть конфликт (раск-в).

Источник «миросозерц-я» худ-ка – обыденное, нетеоретическое, органика и живость. Даже если автор вкладывает в пр-ние теорет. основу, обыденное все равно просвечивает.

---- иск-во как форма  эсетит. сознания – не написано L ----

Эстетическое – особый род отн-й чел-ка к действительности. «катарсис» - очищение аффектов. Художественное – род чел-ой деят-ти, предполагающей достижение совершенства своих изделий, их эстетич. целостности. Эст-ое явл. дух. истоком худ-ого.

 

5. Место эстетики  в критической философии. И.  Канта. Кант «осуждение вкуса», об искусстве в его отношении к природе, о гении и эстетической идее.

Кант – ображение  к гносеологии, инструментам познания. Теория познания: 1)критика чистого  разума 2)критика практического разума 3)критика способности суждения. Аналитика прекрасного. 4 момента суждения вкуса: 1)по качеству. Вкус свободен от интересов. Отличие прекрасного от хорошего. 2)по количеству. Прекрасно то, чтов сем нравится без доводов 3)по отношению к цели. Целеустремленность без цели: красота вызывает чувство целеустремленности, но мы не можем называть это целью.

2 вида красоты. Красота свободная  (без темы – цветы, рисунок)  и привходящая (сопутствующая  – человек, здание). Сочетание  эстетического удовольствия с  интеллектуальным. 4)по модальности.  Претензия суждения на всеобщность.

 

6. Литература в ряду  искусств. Лессинг о границах  живописи и поэзии.

Искусства делятся на односоставные (архитектура, скульптура, музыка, живопись, литра) и синтетические (театр, кино, танец). в 19-20 в очень важно изобразить речь. Поток сознания. Литра изобр. процесс, действие, динамику, апеллирует к воображению. Она ненаглядна – требует перевода.

До н. 18в приоритет принадлежал  живописи, тк глаза расположены к  сердцу ближе, чем уши. Скульптура не кричит, не одета, Вергилий же кричит, одет, обвивает шею и тело. В скульптуре важно выбрать плодотворный момент, такой, который оставляет свободное поле для воображения. Предмет живописи – тела с их видимыми св-вами. Предмет поэзии – действие. Телесная красота – предмет живописи, а не поэзии.

Лессинга критикует Чердер: привлекает неразнообразный жанровый материал, недостаточно историчен, не сравнивает литру с музыкой. Поэзия – музыка души. Как и музыка, воспринимается во времени.

Гегель: в античности приоритет отдавали пластике, материи => скульптуре

 

7. Деление литры  на роды в истории эстетики (античная традиция, немецкая классическая  эстетика, Веселовский).

1. Античность: по способам ведения  речи, по способам подражания.

Платон: – путем простого повествования (диегесис) – нач. Илиады

– подражание (мимесис) – речь Хрис.

– и то, и другое: Илиада в целом. Наихудшее – подражательный род (трагедии, комедии). приходится подражать  плохому, что портит человека.

Аристотель:

3 критерия: а) подражание средства  б)предмет подражания в) способ.

Сравнивает эпопею и трагедию. Предпочитает трагедию, но в эпопее больше эпизодов => больше разнообразия.

2. Немецкая эстетика. Деление на  эпос, лирику, драму. Критерий: тип  содержания.

Категории: а) объект и  субъект б) свобода и необходимость  в) время

Шеллинг: важнейшее –  а).

а) эпос – объект, необходимость, прош. вр.; б) лирика – субъект, свобода, наст. в) драма – синтез объекта  и субъекта, устремленность к буд.

Гегель: объект важнее. На первом плане – эпос и драма.

Веселовский: роды возникли из обрядового хора. Возгласы запевал, корифеев хора => лиро-эпич. песни => эпич. произв. Из возгласов хора возникла лирика. Потом произошло разложение обрядового хора. Драма возникла из обмена репликами хора и запевал. Термины эпичность, драматизм, лиризм.

 

4. Античные теории искусства как подражания.

Теории: Аристотель (мимесис и катарсис): Все иск-во, вся лит-ра – подражательна. Подр-е мимесис. Иск-во говорит не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться. Сущность иск-ва – познание истины, а истина познается ч\з мимесис. Допускал ложь в иск-ве, если она способствует изобр-ю чел. хар-ров и действий.

Платон: «Подражательное иск-во далеко от действ-ти. Оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачнее ее отображение. Подражание – стоит на 3-м месте от сущности». Платон отрицал познавательное зн-е поэзии и считал, что она расслабляет чел. душу. Аристотель же убедительно доказывает и познават. зн-е поэзии, и то, что она очищает чел. чув-ва, благотворно действует на психику и имеют глубокое общ-е значение

Искусство как подражание жизни - одно из осн. Направлений сущности худ.тв-ва. Возникло в 5-6 в. до н.э. Ее основоположник - Платон. В объективной идеализации Платона искусство рассматривается как существование двух миров - этот мир - материи, тот мир - идеи. Основы мироздания сост.вечные идеи. Каждый материальный объект, прежде чем возникнуть, был вечной идеей. Материализуясь, идея теряет cв-ва вечности и становится одним из материальных объектов окружающего мира. Задача истинного знания - увидеть за отдельными предметами идеальные сущности. Делается это с помощью умозрения. Художники и поэты, подражая материальным объектам, созд.произв.не умозрительно, а бездушно. Поэтому искажают истинную природу Эйдоса. Всякое худ.произв.,с т.з. Платона, уклоняется от постижения истины и не заслуживает права на существование. Худ.тв-во уводит человека от нравственного существования. Аристотель считает, что постигая окр. Мир через худ.тв-во, человек не отклоняется, а приближается к истине.Худ. ТВ-во основано на наблюдении за объектами и обобщенииих cв-в. Августин Блаженный счит., что человек создан по образцу и подобию Бога, подражает в своих творч. Способностях Богу-отцу и постигает божественную истину. Леонардо до Винчи: подражание основано в эпоху Возрождения на иллюзии натуры. Под природой понимается естественная среда обитания человека, кот. породила человека.Рене Декарт в мире выявл. 2 сущности:материальную и духовную. Матер. сущность основана на чувственном восприятии. Она постигается с помощью огранных чувств. В этомчеловек подобен животному. Духовная сущность - способность к логическому рациональному мышлению, кот. Отличает человека от животного. Искусство должно быть разумным, умозрительным, строиться по законам логики, т.е. должно подражать  духовной сущности человека. Французские просветители( 18 в). - Вольтер, Руссо, Дидро: Высшая ценность - человеч. разум. Следуя теории общественного договора, просветители создают модель компромиссного существования между чувствами и разумом. ИТОГ: т.о., теория подражания искусства зависит от тех факторов, кот. находится за пределами человеческой личности: от окр. Мира, от природы, от божественной сущности, от умозрит. идеала.

«Поэтика» Аристотеля. Кратко охарактеризованы 3 способа подражания в поэзии (словесном ис-ве), к. являются х-ками эпоса, лирики, драмы. «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии как о чем-то отдельном от себя, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». «продукты подражания» различаются по средствам, по предмету, по способу, плюс особое эмоц. возд на слушателя. Трагедии особое место. «Очищение аффектов» (катарсис) – цель трагедии; помочь поэту через анализ образов найти правильный путь к этой цели – задача Платона.

 

8. Понятие литературного  жанра. Типологическое изучение  жанров (Бахтин, Поспелов и др)

Жанры – лит. виды, на которые делятся три рода литры. Жанр дает представление о пр-и и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал. Он часто отсутствует в р класс традиции. Можно выделить переменчивые и устойчивые признаки (внутренне страдание героя). Последние помогают узнать жанр в ист. разв. В 18в идет на убыль традиционализм и подражание жанровым образцам.

Функции: а) введ пр-я в опред группу б) знак опред лит традиции.

Бахтин: в оппозицию каноническим романизированным жанрам романизируется драма, поэма и лирика. Жанры, сохраняя свою каноничность, приобретают х-р стилизаций; подобны мертвым языкам.

Поспелов: 1) мифологическая 2)героическая 3) нравоописательная (сатиры, Гесиод) 4) романическая. Перекрестный принцип. Основания для классификации могут пересекаться друг с другом.

Бахтин. Эпос и роман.

Роман – единственный становящийся жанр. Эпопея – состарившийся  жанр, так же как и трагедия. У  них твердый и малоэлостичный костяк. Только роман моложе письма и книги, приспособлен к чтению. Изучение романа как изучение молодого языка. Плохо уживается с дургими жанрами. В античности ведет свое существование за порогом большой литры. Поэтики прошлого игнорируют роман. Он пародирует другие жанры. В эпохи господства романа другие жанры романизируются. Самокритичность романа (пародии на пастушеский, сентиментальны и т.п.).  Романизированные жанры становятся пластичнее. Нет точного определения жанра, всегда есть оговорки. Требования: (по Гегелю): 1)роман не должен быть «поэтичным» 2)герой – «героичным» 3)должен изменяться 4) роман должен являться до конца для мира тем, чем эпопея была для др. мира.

3 основные особенности: 1)стилистическая трехмерность 2) изменение временных координат лит образа 3) новая зона построения лит образа, макс контакт с настоящим в его незавершенности. Сложился в условиях многоязычия.

Эпопея: 1)предмет нац  эпич прошлое 2)источник – нац предание 3) эпич дистанция во времени. Память, а не познание.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"