Шпаргалка по "Отечественная литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:57, шпаргалка

Описание работы

1) Специфика возникновения древнерусской литературы. Отличие литературы средневекового типа от литературы Нового времени. Общая характеристика литературы домонгольского периода: основные произведе¬ния, идеи, темы, жанры.

Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Файлы: 1 файл

Отечественная литература 1-35.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

Но эти прогрессивные тенденции сентиментализма существенно ограничивались его эстетическим кредо: идеализацией естественной жизни на лоне природы, как свободной

от всякого принуждения и угнетения, лишенной пороков цивилизации.

Это была область интимной, личной жизни, определяющими мотивами которой были любовь и дружба.

Так возник сентиментализм как литературное направление, последний этап развития русской литературы XVIII в., охватывающий исходное десятилетие и перебрасывающийся

в XIX в. По своей классовой природе русский сентиментализм глубоко отличен от западно-европейского, возникшего в среде прогрессивной и революционной буржуазии, явившейся выражением ее классового самоопределения. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века.

В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь».

Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803). 

Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.  И.И. Дмитриев оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших его произведений, получившее широкое распространение – песня «Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий.

Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.

Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова, С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова и А.А. Шаховского.

 

11) Поэзия сентиментализма: общая  характеристика творчества одного из поэтов – по выбору (жанры, проблематика, образность, стиль).

 

http://rvb.ru/18vek/karamzin/1bp/03article/article.htm

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников. Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

О творческом восприятии Карамзиным этих идей, характерных для сентиментальной и предромантической литературы (английской и немецкой), свидетельствует его первое программное стихотворение "Поэзия". В нем восторженно оценивается Шекспир при полном замалчивании писателей-классицистов.

В стихотворении "Поэзия", сочиненном в 1787 году, была намечена программа последующего творчества Карамзина, словно бы "задан" тот тон, на который будет настраиваться его лира.

В центре внимания поэта оказались тонкие переливы сердечных чувств человеческих. Эту - одну из главных - особенностей своего поэтического творчества откровенно объясняет сам поэт в "Послании к женщинам" (1796). Меланхолические пейзажи, трогательная любовь, тонкие оттенки настроений, вдохновляющая радость встреч, сладкая боль разлуки, философские раздумья о бренности земного бытия - все то, что составляет суть частной жизни человека,- входит в мир сентиментальной поэзии Карамзина.

Стихотворения Карамзина внесли в русскую лирику новое поэтическое качество, которое, наверное, можно коротко определить как "изящная простота". Изящество это скромное, глубоко запрятанное в строки стиха. Но чтобы его добиться, требовалась большая творческая работа. Карамзина-поэта отличает не только особое филологическое чутье нужного слова, но целенаправленные поиски такого слова. Произведения эти различны по ритмике, мелодике, по лирической тональности. Одни из них грустные, другие шутливые. Порою прямо противоположны по сюжетной ситуации. И именно из этой ситуации проистекают те самые психологические "оттенки страстей счастливых и несчастных", о которых поэт говорит в "Послании к женщинам". Думается, не обошлось и без поэтического эксперимента: своего рода психологического исследования. Не случайно ведь созданные одно за другим стихотворения "К неверной" и "К верной" противопоставлены по чувству, переживаемому лирическим героем.

И все-таки, как представляется, наиболее интересен поэт не в любовной лирике, а в элегических стихотворениях медитативного характера (латинское meditatio – размышление). Там, где он погружается в область метафизических раздумий о жизни и смерти, о течении времени и вечном круговороте времен года в природе. "Осень" (1789), "Выздоровление" (1789), "Волга" (1793), "К соловью" (1793), "Молитва о дожде" (1793), "К Алине. На смерть ее супруга" (1795), "Время" (1795), "К бедному поэту" (1796), "Меланхолия" (1800), "Берег" (1802). В каждом из этих стихотворений – своя индивидуальная лирическая тональность, каждое отмечено попыткой создать эмоциональную атмосферу под стать предмету изображения.

Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить "сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности". Поэзия сентиментализма выдвинула на первый план еще одну психологически значимую ситуацию: человек способен понять себя лишь на лоне природы и в согласии с ней. Именно она открывает человеку истинное его душевное состояние.

 

12) Проза Карамзина. Карамзин как реформатор русского языка.

 

Главным художественным открытием Карамзина в сфере психологизма справедливо считается переход от «внешнего» описания душевных состояний личности (прямо называемых в монологах героев и авторских характеристиках – способ психологизма, широко представленный в русском романе 1730-1780-х гг.) к воплощению внутреннего состояния в выстраиваемой системе «точек зрения» – т.е. в самих структурах повествования. На примере ряда карамзинских повестей 1790-х – нач. 1800-х гг. («Бедная Лиза», «Юлия», «Моя исповедь», «Рыцарь нашего времени») специфика оформления психологизма рассматривается в системе «точек зрения», многоплановых отношений между Автором – Героем – Читателем как «повествовательными инстанциями».

Именно у Карамзина, впервые в русской литературе XVIII в., эти повествовательные инстанции получают развернутое стилевое воплощение. В данном параграфе анализируются главным образом языковые механизмы их разграничения (временные формы глаголов; приемы передачи однократных/повторяемых действий и т.п.), которые, отражая события в личностном видении – Автора, Героя или ряда Героев, позволяют раскрыть внутренний мир в его постоянном развитии, в первую очередь как обретение или утрату душевной цельности и обусловленной ею открытости окружающему миру, гармония с которым и становится залогом полноты бытия и счастья героев.

Не меньшее внимание уделяет Карамзин-повествователь и выстраиванию диалога с читателем. Анализу этого явления посвящен третий параграф главы – «Единство эмоционального опыта автора и читателя: карамзинское повествование и проблема читательского сочувствия».

Карамзин как автор повестей, формируя в них образ «идеального» читателя, исходит из установки на сочувственное  восприятие, залогом которого оказывается единый эмоциональный опыт. Именно к этому, по мысли писателя, стремится всякий «кандидат авторства» («он хочет быть другом и любимцем души нашей»; «творец всегда изображается в творении своем»), и потому значительный пласт повествовательных структур становится в повестях воплощением этого «пути» Автора к своему идеальному Читателю, поиска возможностей для диалога с ним.

Карамзин в повестях последовательно делает актуальными для своей аудитории самые разные исторические, литературные, культурные и др. ассоциации. Среди повествовательных механизмов, нацеленных на достижение этого результата, в данном параграфе выделены выстраивание топографически точного «места действия» («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Рыцарь нашего времени»), «микроистория» личности в ее соотношении с историей «большой» («Наталья…», «Рыцарь нашего времени»), имя героя как знак его судьбы («Лиодор», «Чувствительный и холодный», «Рыцарь нашего времени»), наконец, литературная «игра» (нередко ироничная) с читательскими ожиданиями, преимущественно в связи с устойчивым восприятием жанрово-сюжетных клише («Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра Морена»).

Творческая активность повествователя в живом диалоге с историей, с героями и своим читателем, динамика «точек зрения», богатство литературно-культурных ассоциаций, установка на открытое сочувственное восприятие, во многом обусловленное разнообразными приемами самоосмысления/самоописания текста, – все эти особенности повести «Марфа Посадница…» свидетельствуют о ее итоговом характере для Карамзина-художника и неизбежном обращении к «большой» форме, которой и стала «История государства российского».

Таким образом, повествовательный опыт Карамзина, формировавшийся в ранних переводных произведениях писателя, после которых своеобразным шагом вперед стали «Письма русского путешественника», получает в повестях цельное художественное воплощение и системную завершенность.

Именно в повестях писателя обретает окончательное разрешение волновавший Карамзина вопрос о специфике художественного отражения действительности, и в частности, о возможностях синтеза «внешнего» и «внутреннего» начал в психологическом описании. Источником этого синтеза становится для писателя само живое, субъектно ориентированное слово повествователя, звучание которого получает возможность выражать внутренние состояния не только самого повествователя, но зачастую и его героев (не прибегая при этом к условной форме «рассказа» персонажа о своих переживаниях, что существовала в форме вставных «историй» в ранних образцах романного жанра). В повестях же Карамзин-повествователь находит и пути для создания психологически, эмоционально окрашенного описания окружающего мира. Главное в этом случае – создать единство эмоционального опыта автора и читателя. Наконец, одной из важнейших особенностей карамзинского повествования в «малых» жанрах его художественной прозы становится глубоко растворенная в сюжетах повестей «литературность», насыщенность разнообразнейшими аллюзиями, смысл которых не столько в том, чтобы «подражать» тому или иному произведению или автору, сколько в осознании самого процесса творчества как эстетически значимого факта.

Для Карамзина-повествователя само творчество, повествование, рассказывание как процесс и есть главная и конечная цель искусства, именно в этом смысле освобождавшегося в его произведениях от нормативных канонов и прокладывавшего дорогу к подлинной свободе творчества и художественного отражения всех сфер бытия,  что и было позднее достигнуто в прозе А.С. Пушкина.

 

13) «Путешествие из Петербурга  в Москву» А.Н. Радищева как  произведение сентиментализма.

 

http://shpargalki.ru/news/3839.html

Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распространенных форм литературных произведений.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественная литература"