Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:57, шпаргалка
1) Специфика возникновения древнерусской литературы. Отличие литературы средневекового типа от литературы Нового времени. Общая характеристика литературы домонгольского периода: основные произведе¬ния, идеи, темы, жанры.
Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
Четвертая глава открывается максимой Неккера «Нравственность – в природе вещей». Возможны различные интерпретации этого известного в начале XIX века изречения. С одной стороны, моральная сентенция является увещеванием решительного поступка Татьяны, однако следует учитывать и то, что героиня в сюжете признания в любви повторяет рисунок поведения, намеченный романтическими произведениями. С другой стороны, этическая рекомендация Неккера предстает аксиомой отповеди Онегина, мало напоминающего Грандисона и Ловласа, но являющего не менее оригинальный тип самопроявления: он использует сюжет свидания для поучения, настолько увлекаясь назидательной риторикой, что вероятность осуществления любовных ожиданий девушки исключается. Символичность ситуации любовного объяснения состоит в том, что рождается особая процедура поведения участников фабулы встречи, когда культурная компетентность читателя оказывается излишней и события перестают соответствовать знакомому литературному ритуалу: чувственность, романтические клятвы, счастливые слезы, молчаливое согласие, выраженное глазами, и т. д. сознательно отвергаются автором ввиду претенциозной сентиментальности и литературности конфликта. Лекция на морально-этические темы видится более убедительной для человека, имеющего представление об основах «природы вещей».
В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический масштаб осмысления и оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории. Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу. Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, барочно-сентименталистские аллюзии – объединяет частное со вселенским, чаемую гармонию с ощущением жизненного хаоса. Драматическая суть бытия, представленная в метафорике вещего видения, предваряет трагическую непреложность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, очерчивает и пределы богатого духовного содержания образа. В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма и упорядоченной зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует антиномичная пара сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны распространена на бесконечное многообразие бытовых реалий и мифологических сфер бытия.
Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – интегрирует пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого объективной предметности мелочей российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. «Безболезненность смерти» предлагается как идея приятия предначертанного, независимо от того, когда оно осуществится. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции стоического умирания, прерывающего краткосрочность жизненной миссии «певца любви».
Тройной эпиграф к седьмой главе создает разнообразные по смыслу и интонации (панегирическую, ироническую, сатирическую) преамбулы повествования. Дмитриев, Баратынский, Грибоедов, объединенные высказываниями о Москве, представляют разнообразие спектра оценок национального мифа. Поэтические характеристики древней столицы найдут развитие в сюжете романа, наметят специфику решения конфликтов, определят особую нюансировку поведения героев. Двустишие из цикла «Стихов о разводе» Байрона, избранное в качестве эпиграфа восьмой главы, пронизано элегическими настроениями, метафорически передающими авторскую печаль прощания с романом и героями, расставания Онегина с Татьяной.
Эстетика эпиграфов наряду с другими художественными решениями Пушкина формирует дискуссионно-диалогический потенциал произведения, окрашивая прецедентные художественные явления в особые смысловые интонации, подготавливая новый масштаб обобщения классических образов. Взаимопроникновение текстов, пересечение событийных эпизодов и эмоциональных мнений составляют основу диалогической динамики культуры, ту соразмерность и пропорциональность, которая уравновешивает противоречивость субъективных устремлений писателей и поэтов в познании природы художественной истины.
22) «Русский мир» в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
«Пушкинская картина мира - это русская картина мира, - пишет
литературовед В.С. Непомнящий, - весь жанр и вся структура романа как нельзя
более ярко демонстрируют национальную суть восприятия абсолютного —
тот первоэлемент этого восприятия, в котором главное – личное. переживание
отношений с абсолютным. В картине мира, опирающейся на такое восприятие, нет
ничего от однозначного результата, в ней все — процесс; контуры ее несколько
размыты («Онегина» воздушная громада», — сказала Ахматова), но вовсе не от
неясности; они размыты оттого, что сохраняют связи с «тайнами бытия».»
[107] Суть здесь не в стремлении проникнуть в смысл бытия, суть в том,
чтобы проникнуться этим смыслом.
«Евгений Онегин» писался Пушкиным около 8 лет, выходя в свет отдельными главами,
по мере их создания. В связи с этим большинство критиков того времени считало,
что поэт прихотливо и капризно, без всякой предварительной перспективы, пишет
главу за главой своего «Онегина» в тоне легкой «болтовни» - стремительного и
непринужденного перехода от темы к теме. Мы действительно можем считать это
одной из бросающихся в глаза стилевых примет пушкинского романа в стихах,
соглашаясь с исследователем Ю.М. Лотманом, который справедливо писал:
«Болтовня» - сознательная ориентация на повествование, которое воспринималось
бы читателем как непринужденный, непосредственный нелитературный
рассказ, - определила поиски новаторского построения поэтической интонации в
«Онегине»[108]. Можно говорить о том,
что устная речь в романе имитируется средствами письменного литературного
повествования. По наблюдению Ю.М. Лотмана, «такая имитация создавала в
читательском восприятии эффект непосредственного присутствия, что резко
повышало степень соучастия и доверия читателя по отношению к тексту»
[109]. В тексте романа есть
каждодневной речи. «Иллюзия разговорных интонаций» (Ю.М. Лотман) действительно
способствует художественному воссозданию действительности.
Пушкин в VIII главе замечал, что, начиная работу, он «сквозь магический
кристалл». «даль свободного романа» «еще не ясно различал» (V, 191).
Действительно, многое в будущем содержании «Евгения Онегина» с самого начала не
было, да и не могло быть еще ясно Пушкину. Ведь замысел этого новаторского
произведения заключался в том, чтобы правдиво показать и раскрыть образ и
судьбу героя времени, представителя данной исторической эпохи,
олицетворяющего, сосредоточивающего в себе основные черты пушкинской эпохи. А
«зеркалом», «энциклопедией» эпохи и должен был явиться пушкинский «роман в
стихах». Отсюда особая динамичность этого произведения. Ведь содержание его
росло и развивалось вместе (или почти одновременно) с развитием общества и
самого автора.
Но именно наличие в произведении Пушкина с самого начала работы над ним четко
осознанного замысла позволило поэту сделать из «собранья пестрых глав»
целостное произведение. Общая художественная концепция романа существовала у
поэта уже в начале его работы над «Евгением Онегиным». В строках I главы: «Я
думал уж о форме плана,//И как героя назову» (V, 35) мы видим явное
подтверждение тому, какое большое значение придавал Пушкин образно-творческой
идее произведения.
Действительно, по словам Н.Н. Скатова, «создание «Онегина» - это. подвиг как
подвижничество. Семь лет неустанного, напряженнейшего труда для того, чтобы
достичь иллюзии его полного отсутствия»
[110]. Поэт настойчиво стремится
создать впечатление о
исполнения «собранья пестрых глав». А между тем по окончании романа в
стихотворении «Труд» (1830) сам Пушкин скажет: «мой труд многолетний», а не
«небрежный плод моих забав». Откуда такое противоречие? Можно объяснить его
лишь тем, что, учитывая свободу поэтического выражения и вместе с тем
стремление автора охватить современную ему действительность с ее типическими
чертами, в самооценке Пушкина сопрягаются понятия «свободный роман» и
«онтологический роман».
Посвящение П.А. Плетневу появилось в печати в начале 1828 г. вместе с IV и V
главами романа. Главы готовились к печати в те горестные месяцы, когда все
мысли поэта занимала трагедия декабря 1825 г. И именно в это время появляются
строки о «горестных заметах сердца». Посвящение последовало за III главой с ее
всем известным письмом Татьяны, в котором прозвучали такие слова: «Но так и
быть! Судьбу мою//Отныне я тебе вручаю.» Легко предположить, что у читателей
романа, ожидавших продолжения, были в памяти эти строки. В таком случае,
внимательному читателю не могли не броситься в глаза строки посвящения: «Но
так и быть – рукой пристрастной//Прими собранье пестрых глав.»
И.С. Збарский полагает, что Пушкин «с его абсолютным поэтическим слухом» не мог
не заметить этого самоцитирования. Оно не было случайным. «Это было намеренной
подсказкой поэта: нет, не просто собранье пестрых глав, не небрежный плод забав
перед тобой, читатель: судьбу мою отныне я тебе вручаю. Яснее сказать
поэт не мог»[111].
Духовное и поэтическое развитие поэта, его настроения, радости и печали, его
постоянная связь с поколением, обществом, Россией, историей, – все отразилось в
романе «Евгений Онегин». «О чем бы ни рассказывал поэт – о светской ли жизни
своего разочарованного героя, о печальной ли судьбе «милой Тани», о
восторженном ли поэте Ленском, Ольге, старушке ли няне. - всегда мы слышим его
личный голос, биение его сердца»[112],
- писал К.В. Мочульский. И все же, несмотря на разнообразие материала, который
вошел в роман, он един, закончен и открыт в жизнь, в нем есть гармония с ее
стремлением охватить все, даже «невыразимое». Это подтверждает высказывание
Н.Н. Скатова, справедливо считающего роман «Евгений Онегин» вершиной
творческого пути поэта: «Если видеть в пушкинском творчестве воплощенную
гармонию, то прежде всего это «Евгений Онегин»
[113]. Многие современные
простоты, божественного и земного, гармонии и красоты, выраженных в совершенной
художественной форме» как «суть пушкинской эстетики»
[114].
Энциклопедизм романа в стихах состоит в умении поэта описывать любое явление
несколькими чертами. В.С. Непомнящий справедливо пишет: «Роман «Евгений Онегин»
– не только и не столько «энциклопедия» жизни России в первой трети XIX века,
сколько русская картина мира: в ней воплощены. представления о мире,
жизни, любви, совести, правде, которые выстраданы Россией, всем ее огромным
опытом, историческим и духовным, ее судьбой и верой. «Евгения Онегина» можно
назвать поэтому первым русским «проблемным романом»: на его протяжении Пушкин
ставит и решает для себя – и для нас – проблему человека»
23) Философия истории и образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
http://lit-helper.ru/p_Kak_
Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.
Пугачев неотделим от
стихии; он вызывает ее к жизни,
он ведет ее за собою, и в
то же время подчиняется ее
безличной власти. Потому впервые
на страницах повести он
Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?