Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 21:14, шпаргалка
Вопрос 1. Романтизм
Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.
В своих новеллах («Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), в научно-фантастических повестях он стремится воспроизвести сложный процесс работы человеческого разума над раскрытием и постижением различного рода тайн как в области науки, так и в повседневной жизненной практике людей.
В творчестве По впервые в американской литературе появляется образ сыщика, столь распространенный впоследствии в произведениях детективного характера. В новелле «Убийство на улице Морг» одно из центральных действующих лиц — сыщик Дюпен. Дюпен — аристократ, получивший солидное образование; он много читает и любит книги. Занятия сыщика отнюдь не служат для него средством к существованию, они привлекают его прежде всего как источник своеобразного эстетического наслаждения. Сложный процесс разыскания преступника захватывает Дюпена; он становится для него своего рода головоломкой, над разрешением которой интересно подумать. Поиски преступника, совершившего убийство в доме на улице Морг, и составляют сюжет новеллы Э. По. Дюпен увлечен анализом фактов, их сопоставлением. Его чрезвычайно развитая интуиция, смелость предположений, сочетающаяся с полетом фантазии, обеспечивают ему успех.
Аналитический принцип исследования явлений и фактов положен Э. По в основу и таких его детективных рассказов, как «Тайна Мари Роже», «Золотой жук». Писателя не интересует анализ социальных причин раскрываемых преступлений и тайн. Вопрос об этом даже и не ставится в его рассказах. Он подменяется сложными комбинациями загадок, которые с успехом и блестящим мастерством раскрывает его герой — сыщик-любитель.
Разум человека, его пытливый, напряженно работающий ум, логика его рассуждений одерживают победу; и то, что прежде казалось необъяснимой и неразрешимой загадкой, предстает перед нами в последовательности простых и неопровержимых фактов («Золотой жук»).
Новеллы По характеризуются безупречностью содержащихся в них логических построений, напряженностью повествования, строгим лаконизмом. Большой мастер построения сюжета, в своих новеллах детективного характера Э. По чрезвычайно экономен в использовании художественных приемов и образов. Манера повествования проста и лаконична, нет ничего лишнего. Это напрягает внимание читателя и заставляет поверить в достоверность описываемых событий.
В статьях Э. По по вопросам литературы и искусства проявился формалистический характер его эстетических взглядов. Цель, к которой должен, по мнению По, стремиться писатель, заключается в том, чтобы произвести эффект. Для этого следует прежде всего, утверждает По, заботиться о форме произведения. Прозаическое произведение должно быть небольшим по объему, с захватывающей интригой; такое произведение читатель сможет прочитать с неослабевающим вниманием, и оно произведет необходимый эффект.
Поэзия Э. По. Основным принципом поэзии По провозгласил мелодичность. В статье «Поэтический принцип» Э. По писал о поэзии: «Ее единственным верховным судьей является Вкус; с Рассудком или с Совестью она имеет только побочное соотношение. Она не имеет с Богом, или с Истиной, никакой связи, кроме случайной... Истина удовлетворяет Рассудок, Красота — Поэтическое Чувство». Содержание поэтического произведения Э. По ставит в полную зависимость от эффектной формы. Вместе с тем одним из первых среди американских поэтов По обратился к поискам новых поэтических форм, соответствующих своеобразию звучания английской речи и английского стиха. Стихотворения Эдгара По отличаются своей мелодичностью, музыкальностью, ритмическим богатством. Однако, как и новеллистике Э. По, его стихотворениям присущи настроения тоски, печали, разочарования. Тема смерти звучит в стихотворении «Аннабель Ли». Мрачным пессимизмом проникнуты наиболее известные поэтические произведения Э. По — «Ворон» и «Колокола».
В «Вороне» настроения тоски и отчаяния, ужаса перед жизнью доведены до предела. Зловещий образ черного ворона с кличкой «Никогда» символизирует неотвратимые роковые силы, нависшие над человеком.
В истории зарубежной литературы XIX века творчество Э. По прямо перекликается с декадентской литературой конца века. Не случаен тот факт, что такой писатель, как По, появился в 40-х годах XIX века именно в США, в стране, где противоречия капиталистических отношений проявились в их наиболее обнаженном виде уже в середине прошлого века. Вполне закономерно и то, что творчество Э. По было поднято на щит декадентами, выступившими в конце XIX века (Малларме, Уайльд и др.).
Вопрос 41. Большинство теоретиков и историков жанра сходится на том, что отцом детектива как полноправной литературной формы стал американский писатель-романтик Эдгар По. Его новеллы «Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Марии Роже» (1842) и «Похищенное письмо» (1845), объединенные фигурой расследователя Огюста Дюпена, образовали первый канон, вобравший в себя основные элементы, на которых строился классический интеллектуальный детектив (еще две детективные новеллы По — «Золотой жук», 1843, и «Ты еси муж, сотворивый сие», 1844,— строятся на несколько иных, нежели «дюпеновская триада», принципах). В основе новелл дюпеновского цикла — преступление таинственное, ставящее в тупик умы ограниченные, не способные проникать за поверхность «фактов» и принимающие видимость за сущность. Дюпен — не профессиональный борец с преступностью и за решение криминальных загадок берется не по обязанности. Его привлекает интеллектуальная красота проблемы. Блестящий логик и аналитик, он шутя разгадывает сложнейшие ребусы, которые сочиняет сама жизнь. Внимательно вглядываясь в многообразие фактов (улик), он умело отделяет главное от второстепенного, истинное от мнимого и находит глубокий смысл там, где люди недалекие не видят ровным счетом ничего. Дюпен вполне укладывается в романтическую концепцию гения: одинокий, загадочный, утонченно-рафинированный, он «снисходит» к проблемам повседневности и наводит в ней порядок.
Гениальному Дюпену противостояли, собственно говоря, два типа заурядности. Та, что осмеливалась бросать вызов великому аналитику, ставила под сомнение его методы и пыталась с ним конкурировать — заурядность полицейских — автором высмеивалась. Заурядность же, сознающая пропасть, отделяющую великого расследователя от простых смертных, поощрялась — получала права собеседника, точнее сказать, внимательного слушателя, время от времени выражавшего неподдельное восхищение глубиной догадок гения дедукции. Такой восторженно-наивный собеседник станет для нарождающегося жанра фигурой почти столь же обязательной, что и сам расследователь, и несколько десятилетий спустя получит классическое воплощение в образе доктора Уотсона.
Итак, семена были брошены, но обильного литературно-детективного урожая пришлось ждать десятилетия. В Старом Свете одним из первых заинтересовался возможностями детективной тематики Диккенс. В его «Холодном доме», например, действует инспектор Баккетт, который, уступая в смысле рафинированности и утонченности Дюпену, дело свое знал неплохо. У этого персонажа был реальный прототип, инспектор Филд из лондонской уголовной полиции, с которым Диккенс был хорошо знаком. Так возник и второй тип расследователя, которому суждена была долгая литературная жизнь: профессионал, вынужденный зарабатывать на жизнь нелегким ремеслом борца с преступностью, не обладающий сверхъестественной проницательностью, но выполняющий свой долг добросовестно и в результате одерживающий победы.
Детективное начало давало о себе знать в таких романах Диккенса, как «Крошка Доррит», «Большие ожидания», «Наш общий друг», оно всецело определило структуру незавершенной Тайны Друда Эдвина». Новеллистика По отличается мрачным колоритом, где повествуется о различных преступлениях и ужасах. Несколько «логических» рассказов заложили основу развития детективного жанра, получившего во всем мире широкое распространение. В трех из них (Убийство на улице Морг, Тайна Мари Роже, Похищенное письмо) действует Огюст Дюпен, первый в ряду знаменитых детективов. С помощью блестящих аналитических способностей Д. разгадывает тайны и преступления. Его метод полностью основан на математическом подходе – сопоставление деталей и высматривании цепочки умозаключений. Преступления для Дюпена – только повод для логической игры. Справедливость или возмездие его не интересует. Он живет «в себе и для себя», отвернувшись от окружающего мира. Соединение романтической меланхолии с рационалистическим, исследовательским складом ума делает Д. типичным героем прозы По. Аналитический принцип исследования явлений и фактов положен По в основу «Золотого жука». Писателя не интересует анализ социальных причин раскрываемых тайн. Разум человека, логика его рассуждений одерживают победу. Новеллы По характеризуются безупречностью содержащихся в них логических построений, строгим лаконизмом. Большой мастер построения сюжетов, По чрезвычайно экономен в использовании худ. приемов и образов. Манера повествования проста и лаконична, нет ничего лишнего, это производит должный эффект, к которому так стремился По.
Вопрос 42. Джеймс Фенимор Купер (1789—1851). Купер одним из первых в американской литературе XIX века выступил с резкой критикой капиталистической Америки. В своих романах он создал широкую панораму жизни страны, в ярких художественных образах отразил процесс ее капитализации, рассказал о самоотверженной борьбе индейских племен против колонизаторов. Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе. В мировой литературе его имя по праву стоит рядом с именем Вальтера Скотта. Однако романы Купера «совершенно самобытны и, кроме высокого художественного достоинства, не имеют ничего общего с романами Вальтера Скотта, хотя, впрочем, и были их результатом в смысле исторической последовательности развития новейшей литературы»1.
По своему характеру творчество Купера отличается от творчества романтика Э. По, современником которого он был. Демократические симпатии Купера, его гуманизм не имеют ничего общего с присущим Э. По пессимизмом и неверием в человека. Выступая с критикой американского буржуазного общества, раскрывая его враждебность простому человеку, Купер прославляет смелость и мужество, стойкость и благородство простых людей.
Демократизм Купера подчеркивал в своих высказываниях о нем В. Г. Белинский.
Высоко ценили Купера такие выдающиеся писатели, как Бальзак, Ж. Санд, Теккерей.
Жизнь и литературная деятельность. Купер родился и вырос в семье крупного землевладельца. Он учился в Иэльском университете, но не закончил курса и поступил во флот. Пять лет (1806—1810) провел Купер в плавании, а затем, выйдя в отставку, поселился в своем поместье Куперстаун и посвятил себя литературной деятельности. Первый роман Купера «Шпион» был опубликован в 1821 году; он принес автору широкую известность и признание.
За свою жизнь Купер написал большое количество произведений, которые по их тематике могут быть разделены на несколько циклов: исторические романы, морские романы, романы о борьбе индейских племен. В исторических романах («Шпион», «Лайонель Линкольн», «Два адмирала», «Браво», «Гейденмауер, или Бенедиктинцы» и других) Купер обращается к событиям американской войны за независимость, а также к историческому прошлому европейских государств и критикует феодальные порядки. В морских романах («Пират», «Лоцман», «Красный корсар»), отразивших впечатления, полученные Купером во время его службы во флоте, большое место занимает приключенческий элемент. Однако в целом романы этого цикла уступают остальным произведениям Купера в значительности и актуальности поставленных в них проблем. Наибольшее признание получили романы «индейского цикла» («Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт» и «Зверобой»), известные под общим названием романов о Кожаном Чулке. Поставленная в этих романах тема борьбы свободолюбивых индейских племен против колонизаторов, замечательные образы простых людей, индейцев и белых, привлекли к романам данного цикла особое внимание и симпатии широких читательских кругов и передовой критики. В историю мировой литературы Купер вошел прежде всего как автор романов о Кожаном Чулке.
Три периода следует выделить в творческом пути Фенимора Купера. Первый период: 1821—1826 годы; второй период: 1826—1833 годы; третий период: 1833—1850 годы. Такая периодизация соответствует изменениям во взглядах писателя, в его мировоззрении, оказавшем определяющее воздействие на характер его произведений.
Первый период творчества. В первый период своей литературной деятельности Купер выступил как писатель, вполне разделявший свойственные американской буржуазной демократии иллюзии относительно особой миссии Америки в истории человечества. В эти годы он верит в возможность осуществления идеалов американской революции и выступает с восхвалением американской действительности. Убежденный в блестящих перспективах и возможностях США, Купер противопоставляет их настоящее феодальным порядкам, обычаям и нравам, господствовавшим на протяжении многих веков в европейских странах, подчеркивает блестящие преимущества республиканского строя перед монархическим. Критический элемент в ранних романах Купера («Шпион», 1821, «Лоцман», 1823) еще незначителен. С большим воодушевлением прославляет Купер в этих романах американскую революцию, являющуюся для каждого американца «днем рождения его нации», эрой, «когда разум и здравый смысл начали занимать место обычая и феодальных порядков в управлении судьбами народов» («Лоцман»). Роман «Шпион» — наиболее характерное произведение первого периода. Описанные в нем события относятся к 1780 году, т. е. к периоду войны за независимость. В образе центрального героя — разносчика товаров Гарвея Бирча — Купер прославляет простых людей, самоотверженно служащих делу независимости своей родины. Бирч становится разведчиком американского командования. Однако об этом никому, кроме главнокомандующего американской армией Вашингтона, неизвестно. Бирч ведет двойную игру, добиваясь доверия англичан и выступая в роли английского шпиона, с тем чтобы его деятельность американского разведчика осталась в тайне. Гарвей Бирч оказывается в трудном положении; ему тяжело переносить насмешки, оскорбления и подозрительное отношение соотечественников, но ради независимости родины Бирч идет на все. Простого, скромного и незаметного разносчика Купер противопоставляет в своем романе тем, кто использовал войну ради личного обогащения и осуществления своих корыстных целей.
Демократические симпатии писателя сочетаются в романе с явной идеализацией представителей американского командования и устанавливаемых ими порядков.
Лучшими романами первого периода являются романы «индейского цикла». Из пяти романов о Кожаном Чулке в эти годы были написаны два — «Пионеры» и «Последний из могикан». Оба эти произведения свидетельствуют о стремлении писателя использовать форму приключенческого романа для раскрытия проблем социального и политического характера. Именно в этих романах, повествующих об истреблении индейских племен буржуазной цивилизацией, проявились критические тенденции творчества Купера, значительно усиливающиеся в последующие годы.
Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"