Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Романтизм

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 264.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 33. Творчество известного польского поэта и мыслителя Адама Мицкевича

 

Творчество известного польского поэта и мыслителя Адама Мицкевича имело большое значение для развития национальной и мировой культуры. Певец дружбы народов и свободы людей, друг декабристов и Пушкина, во многих своих произведениях он выступал как истинный патриот, преданный своей родине, озабоченный судьбой своего народа. Его стихотворения, баллады, поэмы отражают стремления людей, их национально-освободительную борьбу. И сам поэт постоянно находился в центре этой борьбы, всегда был тесно связан со всем миром, с человеком и человечеством.

 В своих произведениях  Мицкевич часто подчеркивал тяжелое  положение народа, выступал с  критикой крепостнического строя:

 

Я долго прожил в отчизне,

 Но радости в ней  не встретил,

 Не видел счастливой  жизни.

 Я видел страданья  правых

 И горе с нуждою  в хатах,

 Ничтожность сердец  лукавых

 И жадность в глазах  богатых.

 

Поэт всегда стремился воспеть «правду люда», противопоставляя ее «мертвым правдам», несправедливым законам и догмам. «Чувство и вера» в поэзии Мицкевича всегда брали верх над холодным мудрствованием. Поэт утверждал право на личное счастье, протестовал против морали богатых и сытых, отрицал терпение и покорность. Бунт одиночного героя постепенно перерастал в творчестве писателя в бунт общественный. Так, в поэме «Гражина» он впервые реализовал идею страстного служения родине, призвал к сплочению, объединению в борьбе за самостоятельность и свободу. Свою героиню автор наделил самыми высокими моральными качествами, мужеством, героизмом, благородством и глубоким патриотизмом. Намек на патриотические чувства содержится и в эпиграфе к его «Крымским сонетам»: «Кто хочет поэта постичь, должен отправиться в его страну». Для Мицкевича природа Крыма стала союзницей, фоном для его раздумий, источником душевного равновесия. Но образ отчизны всегда присутствовал рядом с ним.

Даже в Млечном пути автор видит слезы пленницы, выражение беспредельной тоски по родине. В «Крымских сонетах» основным мотивом является тоска по родному краю, по гармонии, по полноценной жизни. В последующих же произведениях поэт все чаще провозглашает безоглядность действий и поступков во имя свободы отчизны — так как человек не может быть счастлив, если родина в неволе.

В поэме «Конрад Валленрод» Мицкевич также выдвигает главную идею — борьбу с самодержавием. Его герой ценой собственной жизни уничтожает крестоносцев — поработителей Литвы — и добивается независимости для своей страны.

 Судьба отчизны, людей, всего человечества всегда оставалась  основной темой в творчестве  Мицкевича. Он воспевал героические  подвиги народа во время восстания, поддерживал моральный дух его  участников. Он остро ощущал себя  голосом, совестью народа. И свою  задачу как поэта видел именно  в том, чтобы быть «трубой, зовущей  к бою», соединяющей в одно целое времена и народы, выражающей народные надежды и стремления. Поэт и родина для него одно и то же. Он — народ, так как страдает за народ.

Мицкевич глубоко переживал, видя рабское положение и страдания народа, но он верил в великое будущее, утверждал, что народ «полон свежести, здоровья и силы».

 Глубокую оценку прошлого, настоящего и будущего страны  и людей поэт представил в  поэме «Пан Тадеуш». Здесь слышатся  торжественные ноты, направленные  на поднятие духа народа. И, хотя  надежды на завоевание свободы  пока живут только в душах  героев, автор утверждает, что вера  в сердце — главный шаг на  пути к поискам утраченной  родины. Адам Мицкевич по своим  настроениям и убеждениям всегда  оставался революционером. Он призывал  рабочих к революционной борьбе  с буржуазией, предостерегал от  уступок и смирения, открывал  перспективы, которые несет крестьянству  революция, предсказывал гибель  эксплуататорского класса. Несмотря  на страдания, отчаяние, нужду, которые  пришлось испытать ему в жизни, он всегда нес в своем сердце  негаснущий огонь Прометея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 34. Скандинавский фольклор был той драгоценной средой, которая питала литературную сказку, в том числе и творчество великого датского сказочника X. К. Андерсена, финляндского писателя С. Топелиуса и шведской писательницы С. Лагерлёф. Творчество Ханса Кристиана Андерсена — Чане Кристиан одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы А1Х века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

 

Сказки Андерсена занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века. «Для нас, датчан,— говорил датский писатель-коммунист X. Шерфиг,— Ханс Кристиан Андерсен является подлинно национальным, самобытным писателем, неотделимым от наших родных цветущих островов. В нашем сознании он неразрывно связан с историей Дании, с ее традициями, природой, характером народа, с его своеобразной склонностью к юмору».

 

Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые. Популярные в России XIX века, они живы и поныне в Советском Союзе. Светлые образы сказок Андерсена, их большие гуманистические идеи особенно близки советскому читателю. Празднование 150-летия со дня рождения Андерсена, состоявшееся 2 апреля 1955 года по решению Всемирного Совета Мира, явилось свидетельством огромного международного значения наследия писателя.

 

Андерсен — демократ и гуманист, мировоззрение которого складывалось под сильным влиянием традиций Просвещения и современных ему политических событий в Европе; он приветствовал Июльскую революцию во Франции и воспевал «древо свободы», выросшее в Париже. Сочувственно относился он к революционным событиям в Италии, Швейцарии, Греции и к крестьянскому движению у себя на родине. Однако патриархальность Дании того времени, о которой еще Ф. Энгельс писал, что нигде, кроме этой страны, не существует «такой степени нравственного убожества, цеховой и сословной узости...» \ заставила Андерсена настороженно принять события 1848 года и первые шаги рабочего движения в Дании в начале 70-х годов.

 

У Андерсена не было четкой и определенной политической программы, он стоял на общегуманистнческой позиции. Писатель не принимал участия в борьбе за конституцию у себя на родине, хотя сочувственно относился к передовым идеям эпохи. Он боролся за  этический  идеал справедливости,  добра,  любви  и человеческого достоинства. Эти просветительские и гуманистические принципы Андерсен положил в основу своего творчества. В самом начале литературного пути писатель следовал традициям романтической школы, но уже в конце 20-х годов выступил против чрезмерной фантастики немецкого романтизма в творчестве его датских эпигонов. В дальнейшем Андерсен требовал, чтобы литература правдиво отражала жизнь.

 

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе. Отец его был башмачником, мать — прачкой; мальчик посещал школу для бедняков, а в 1818 году переехал в Копенгаген, где пытался стать певцом и балетным актером. В 1823 году будущий писатель поступил в школу в Слагельсе, затем в Хельсингёре, в 1828 — в университет в Копенгагене. С начала 30-х годов занимался профессионально литературной деятельностью и много путешествовал. Особое влияние на мировоззрение Андерсена оказало путешествие во Францию, Швейцарию и Италию, Грецию и Испанию. Писатель был членом оппозиционного общества борьбы за свободу печати в Дании. Он читал свои произведения в «Союзе рабочих», а в 1867 году был избран почетным гражданином своего родного города Оденса. К концу жизни великий сказочник стал подлинно народным писателем Дании.

 

Андерсен начал писать еще в начале 20-х годов и пробовал свои силы в жанрах лирики, романа, драматургии, путевого очерка, биографического этюда и т. д. Даже в самых первых его стихотворениях отчетливо видны мотивы будущих сказок («Русалка с острова Самсё», «Хольгер-Датчанин», «Снежная королева» и т. д.), а позднее его патриотизм («Дания — моя родина») и сочувствие свободолюбивым идеалам («Часовой», «Шильонский замок»).

 

Большой интерес представляют романы Андерсена «Импровизатор» (1835), затем «О. Т.» (1836), в которых отразился неосуществленный замысел произведений об Июльской революции.

 

Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным.

 

Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Калоши счастья» и др.).

 

Своеобразие этих замечательных сказок заключается в том, что Андерсен, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений   («Дюймовочка»,  «Русалочка»).  С другой  стороны,  он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.). Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.

 

Вопрос 35. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция

Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является фантастика – прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.

 

Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь и является источником сказки, смыслом ее существования.

 

Сказка, по Андерсену, не связана с представлениями о веселой, радостной, внешне благополучной жизни. В фольклорной сказке мы привыкли к счастливому концу, но в андерсеновской сказке такой конец встречается крайне редко. Радость и счастье – в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам действительности, в бескорыстной борьбе за правду. Хотя сказки Андерсена по своей форме, сюжетам большей частью вполне доступны детям, тем не менее писатель умеет ставить в них большие жизненные проблемы.

 

Среди этих проблем видное место занимают проблемы искусства. Андерсен полагает, что лишь такое искусство имеет право на существование, которое правдиво отражает жизнь и близко народу. Эти мысли он излагает в своей знаменитой сказке “Соловей”, сохраняющей все очарование и всю душевную ясность андерсеновских сказок для детей.

 

Столкновение подлинного искусства и искусства ложного – тема этой сказки. И сущность подлинного искусства обрисована здесь вполне недвусмысленно: это искусство, близкое к природе.

 

Искусственная птица в сказке Андерсена является воплощением ложного искусства. Оно мертво, лишено подлинной силы и нравится разве лишь важничающим придворным. Это они предпочитают мертвую, механическую имитацию живому существу. В то время как песня настоящего, живого соловья побеждает даже смерть, заводная игрушка в час испытания умолкает.

 

В эстетике Андерсена природа противопоставляется искусственности, жизнь – “механике”. В этом противопоставлении ясно слышны отзвуки романтической эстетики.

 

Сказки Андерсена подчас непосредственно вмешиваются в идейные споры его времени.

 

Попытки романтиков идеализировать феодальное средневековье вызывают гневный протест Андерсена. Для него характерна просветительская вера в силу человеческого разума.

 

Сила просветительских традиций в период общего господства романтизма в европейской литературе составляет важнейшую своеобразную черту датской национальной культуры начала и середины девятнадцатого века, определяясь общими историческими условиями развития Дании в эту эпоху.

 

Единой и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами, данная и в плане социальном, историческом, и в общефилософском. Эта проходная тема превращает собрание сказок Андерсена в цельное захватывающее произведение, в гимн человеколюбию, самоотверженности, смелости и героизму человека. Эта тема звучит в таких сказках, как “Дикие лебеди”, “Русалочка” и многих других.

 

В знаменитой сказке “Снежная королева” великая сила любви и светлых чувств, мужества и стойкости показана особенно ярко.

 

Когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко дворцу Снежной королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду небывалой силой, иначе ей не вернуть Кая.

 

Но вот что отвечает ему эта женщина: “Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце.”

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"