Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Зарубежной литературе 19 века"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 158.08 Кб (Скачать файл)
  1. Реализм как направление и художественный метод в западноевропейских литературах XIX в.
  2. Реализм и романтизм – две стадии литературного процесса в XIX в.

6.  Литературно-общественная жизнь Франции в 30-40-е гг. XIX в.

 

Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в  литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям  романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов.  Именно классицисты  первой половины 19 века, опекаемые монархическим  правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося  реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков – « Предисловие» к драме « Кромвель» В. Гюго и эстетический трактат Стендаля « Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют  за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей её полноте и противоречивости. При этом  для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи возрождения Шекспир ( воспринимаемый, впрочем, и Гюго и Стендалем по – разному). Наконец, первых реалистов Франции с романтиками 20х годов сближает общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.

После революции 1830 года, явившейся  значительной вехой в развитии Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит своё отражение  в полемике 30х годов ( например, критические отзывы Бальзака о драме Гюго «Эрнани» и его же статья «Романтические акафисты»). Однако после 1830 годов контакты вчерашних союзников в борьбе с классицистами сохраняются.  Оставаясь верными основополагающим методам своей  эстетики,  романтики будут успешно осваивать опыт реалистов ( в особенности Бальзака), поддерживая их практически во всех важнейших начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу ( именно такими, в частности, были отношения Ж. Санд и Гюго с Бальзаком).

Реалисты второй половины 19 века  будут упрекать своих предшественников в « остаточном романтизме», обнаруживаемом у Мериме, например в его культе экзотики ( так называемые, экзотические новеллы), у Стендаля – в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей ( « Итальянские хроники»), у Бальзака – в тяге к авантюрным сюжетам и использованию фантастических приёмов в философских повестях ( « Шагреневая кожа»). Упрёки эти не лишены оснований, и в этом одна из специфических особенностей – между реализмом и романтизмом существует тонкая связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приёмов или даже тем и мотивов ( тема утраченных иллюзий, мотив разочарования).

Значение  романтизма как предтечи реалистического  искусства во Франции трудно переоценить. Именно романтики первыми выступили критиками современного им  буржуазного общества, а последовательная и бескомпромиссная критика буржуазных отношений с высоких позиций гуманизма и составляет самую сильную сторону эстетики реалистов, расширивших  и обогативших опыт своих предшественников.

Особое  значение в связи с проблемой  литературной преемственности приобретает  исследуемый реалистами важнейший  принцип романтической эстетики – принцип историзма.  Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человека как непрерывного процесса, в котором диалектически  взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Её-то, в реалистической традиции переименованную  в исторический колорит,  и были призваны раскрыть авторы. Однако в  сформировавшейся уже полемике 20-30 с классицистами, принцип этот имел свою специфику. Опираясь на открытия  школы современных историков  ( Тьерри, Мишле, Гизо), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход, является народ, массы, - реалисты предложили новый метод прочтения истории.

Своей задачей великие реалисты видят воспроизведение действительности как она есть, в познании внутренних законов её, определяющих диалектику и разнообразие форм. « Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось быть только его секретарём», - пишет Бальзак в « Предисловии». Но объективное изображение не есть пассивное зеркальное отражение этого мира, ибо порою, как замечает Стендаль « природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты» и они могут оставаться непонятыми для бессознательного зеркала. Подхватывая мысль Стндаля, Бальзак утверждает, что задача – не копировать природу, а её выражать. Вот почему важнейшая из установок – воссоздание действительности -  для Бальзака,  Стендаля, Мериме не исключает таких приёмов как аллегория, фантастика, гротеск, символика.

 Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера,  отличается от реализма первого  этапа.  Происходит окончательный  разрыв с романтической традицией,  официально декламированный уже  в « Мадам Бовари» ( 1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Многокрасочный мир поистине шекспировских страстей, жестоких  поединков, душераздирающих драм,  запечатленный в « Человеческой комедии» Бальзака, произведениях Стендаля и Мериме, уступает место « миру цвета плесени», самым примечательным событием которого становится супружеский адьюлтер.

Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого  этапа, и взаимоотношения художника  с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, « щупали пульс  своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для  него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый  идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь

 

3. Взаимоотношения личности и общества в произведениях писателей-реалистов середины XIX в. в. (на материале творчества любого писателя).

 

Самые совершенные образцы  у Бальзака - романы «Утраченые иллюзии» и «Крестьяне». В этих произведениях историком действительно становится само общество. В «Утраченных иллюзиях» впервые у писателя и тогдашней литературе возникло будто «самодвижение» общества: в романе начали самостоятельно жить, показывая свои нужды, свою сущность, разнообразнейшие социальные прослойки. Провинциальная буржуазия в лице братьев Куэнте и отца Сешара смогла разорить и опозорить честного талантливого изобретателя Давида Сешара. Провинциальные аристократы и провинциальные буржуа проникают в парижские салоны, заимствуют их способы делать карьеру, уничтожая соперников. Сами парижане… бескровны, но в жестокой борьбе состояния чванства, политических, и салонных интриг завоевывают привилегированное положение, вызывая тем самым зависть и ненависть побежденных.  Бальзак показывает, как продается и покупается успех в личной жизни, искусстве, политике, коммерции. Мы видим, что ценится в этом мире лишь сила и беспринципность, которые создают внешний блеск. Человечность, честность, талант не нужны этому обществу. Самая примечательная для законов жизни общества история Давида Сешара, талантливого изобретателя, которому пришлось отказаться от работы над своим открытием, и - особенно - поэта Люсьена Шардона. Это их путь - путь потери иллюзий, характерного явления во Франции. Люсьен похож на юного Растиньяка, но без силы воли и циничной готовности продавать себя, и на Рафаэля де Валантена - который увлекается, но не имеет достаточно сил, чтобы самому победить этот мир.  От Давида Сешара Люсьен сразу же отличается тягой к уважению и эгоизмом. Его наивность, мечтательность, способность подпадать под чужие влияния приводят к катастрофе: он фактически отрекается от своего таланта, становится продажным журналистом, осуществляет бесчестные поступки и заканчивает самоубийством в тюрьме, ужаснувшись цепи содеянных им поступков. Бальзак показывает, как рассеиваются иллюзии молодого человека, который познал нечеловеческие законы современного мира. Эти законы едины и для провинции, и для столицы - в Париже они более циничные и вместе с тем более скрыты под паволокой лицемерия.  Романы Бальзака свидетельствуют о том, что общество обрекает человека на отказ от иллюзий. Для честных людей это означает углубление в личную жизнь, как это случилось с Давидом Сешаром и его женой Евойю. Некоторые герои учатся с пользой торговать своими убеждениями и талантом. Но победить могут лишь те, кто, как Растиньяк, имеет сильную волю и не подвергается соблазну чувственности. Исключением являются члены Содружества, к которым на определенное время присоединяется Люсьен Шардон. Это объединение бескорыстных и талантливых служителей науки, искусства, общественных деятелей, которые живут в холодных мансардах, которые живут впроголодь, но не отрекаются от своих убеждений. Эти люди помогают друг другу, не ищут славы, но вдохновлены идеей принести пользу обществу и развития своей области знания или искусства. 

   

  В основе их жизни  - работа. Возглавляет Содружество  Даниэль Д’Артез, писатель и философ, эстетичная программа которого похожа на программу самого Бальзака. В Содружество входит республиканец Мишель Кретьен, который мечтает о европейской федерации. Но сам автор сознает, что Содружество - это мечта, из-за этого его члены в основном лишь схематично изображены, сцены их собраний в чем-то сентиментальны, что несвойственно таланту автора «Человеческой комедии». Роман «Крестьяне» сам Бальзак называл «исследованием», исследовал он противостояние нового дворянства, которое появилось во времена Наполеона, буржуазии и крестьянства, а это для него класс, который «когда-нибудь проглотит буржуазию, как буржуазия в свое время сожрала дворянство».  Бальзак не идеализирует крестьян - тем не менее, они у него не только мелкие вымогатели и обманщики: они хорошо помнят 1789 год, знают, что революция их не освободила, что весь их достаток, как и когда-то, - мотыга, и господин тот же, хотя его называют теперь - Работа. Нечистый на руку, лживый и темный крестьянин Фуршон возникает перед читателями своеобразным философом, революционером в душе, который помнит о годах революции: «Проклятие бедности, ваше превосходительство, - говорит он, обращаясь к генералу, - быстро растет и вырастает намного выше высочайших ваших дубов, а из дубов делают виселицы…».  Дух революции жил в памяти народа. Именно из-за этого угнетенный крестьянин оказывается обвинителем не уважающих его господ. Таким является результат «исследования», проведенного Бальзаком в этом романе. Мелодраматический финал произведения принадлежит не его автору, а дописан по желанию вдовы писателя Эвелины Ганской.  Посетив в 1843 г. Петербург, Бальзак не встретился ни с одним из русских писателей; имена А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова ему не были известными. Те, кто случайно мог с ним встретиться, оставили убогие и безграмотные свидетельства, на манер того, которое было послано племянницей В. К. Кюхельбекера: «Недавно видели мы Бальзака, который приехал в Россию на несколько месяцев; нет, не можете вы себе вообразить, что это за мерзостная физиономия. Матушка заметила, и я целиком с ней согласна, что он похож на портреты и описания, которые мы читаем о Робеспьере, Дантоне и других похожих на них лиц французской революции: он мал ростом, толстый, лицо у него свежее, румяное, глаза умные, но все выражение лица имеет что-то звериное». Культурный уровень «автора» письма виде по сохраненному стилю изложения. Официальная Россия высказала свое непринятие французского писателя еще понятнее: за ним был установлен тайный надзор полиции, а книги, которые приходили ему из Франции, подвергались продолжительной и тщательной проверке. Неоднозначным было и отношение критики к Бальзаку.  В 30-х годах в России он воспринимался в основном как знаток человеческого сердца, мастер-психолог В. Белинский, который сначала восхищался произведениями французского романиста, видя мастерство писателя в изображении самых сложных порывов души, в создании галереи никогда не повторяемых персонажей, в скором времени стал резко вражеским к нему из-за его легитимизма».  О произведениях Бальзака вспоминает в повести «Музыкант» Т. Шевченко. И. Франко в многочисленных статьях считал Бальзака одним из величайших представителей реалистической традиции в мировой литературе. Леся Украинка в письме к брату М. Косачу в конце 1889 г. подала развернутый проспект произведений выдающихся писателей, которые желательно было бы перевести на украинский язык. В частности, она советовала членам кружка «Плеяда» перевести и романы Бальзака «Тридцатилетняя женщина», «Утраченные иллюзии», «Крестьяне».

 

8. Эстетика Стендаля. Трактаты Стендаля.

Эстетика

Стендаль - наследник традиций просветительского психологического романа 19 в., но аналитические методы этого романа он приложил к новой  психологии романтической эпохи, историческую специфичность которой он отстаивал  в трактате "Расин и Шекспир" (1823-25). К литературному творчеству он пришел через стремление познать  самого себя: в молодости он увлекся  философией так называемых "идеологов" - французских философов, стремившихся выяснить понятия и законы человеческого  мышления; цели самопознания служил его  изданный посмертно дневник, а также  ряд эссеистических и автобиографических книг, посвященных психологическому самоанализу ("Жизнь Анри Брюлара", "Записки эготиста", обе книги опубликованы посмертно), описанию путешествий ("Рим, Неаполь и Флоренция", 1817; "Записки туриста", 1839), общему анализу человеческих чувств ("О любви", 1822). Самопознание, которое Анри Бейль называл "эготизмом", сочетается у него со стремлением скрыть свою личность - отсюда переплетение в его книгах своего и чужого опыта, оригинального и заимствованного текста (пересказанные по итальянским источникам "Итальянские хроники", полностью опубликованы в 1855), сложная игра масками и псевдонимами, главный из которых - "Стендаль" (по названию городка в Германии) впервые появился в 1817 в заголовке книги "Рим, Неаполь и Флоренция".

В основе художественной антропологии Стендаля лежит противопоставление двух человеческих типов - "французского" и "итальянского" (писатель связывал их со своим собственным полулегендарным  двойным национальным происхождением). Французский тип, отягощенный пороками буржуазной цивилизации, отличается неискренностью, лицемерием (часто вынужденным); итальянский тип привлекает своей "варварской" импульсивностью, откровенностью желаний, романтической беззаконностью. Основные художественные произведения Стендаля изображают конфликт главного героя "итальянского" типа (необязательно итальянца по происхождению) со сковывающим его "французским" укладом общества; критикуя это общество с точки зрения романтических идеалов, писатель одновременно проницательно показывает и душевные противоречия своих героев, их компромиссы с внешней средой; впоследствии эта черта творчества Стендаля заставила признать его классиком реализма 19 в.

Философия сенсуализма  была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель  Стендаля написал «Идеологию», по которой  все поступки человека обусловлены  его стремлением к счастью, которое  в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Стендаль разработал идею «погони за счастьем» – искусство добродетели, добытое мышлением и ясным  пониманием среды обитания чел., учитываются  и особенности психики. Учением  о темпераментах Стендаль пользуется для характеристики своих персонажей. Характер героя зависит от климата, еды, образа жизни, труда и пр. У  Стендаля свое понимание нравственного  долга. Борьба с расчетами в погоне за счастьем.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"