Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Зарубежной литературе 19 века"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 158.08 Кб (Скачать файл)

В 1838 г. была опубликована знаменитая хартия, положившая начало важнейшему социально-реалистическому движению XIX в. - чартизму. Стоит отметить, что, хотя сам Оуэн никогда не сочувствовал чартизму, хартия была составлена его последователем.

Чартистское движение просуществовало в стране в течение двух десятилетий. Сколь  бы неоднозначно, противоречиво, а в  целом ряде случаев и откровенно негативно ни было отношение английских писателей-современников к чартизму, все они так или иначе откликнулись на него в своих произведениях. Творчество Диккенса, Теккерея, Гаскелл, Дизраэли, Ш. Бронте, Карлейля - как бы различны по художественному дарованию, эстетическим и политическим взглядам ни были эти писатели - невозможно понять без учета опыта чартизма.

Бесспорное  подтверждение сосуществования  романтизма и реализма в английском романе первых двух третей XIX столетия - творчество Элизабет Гаскелл (1810-1865). Автор социальных и нравоописательных романов, множества рассказов и повестей, первой весьма компетентной биографии Шарлотты Бронте, Гаскелл по типу творчества и темпераменту - писательница школы Диккенса. Дело не только в том, что в течение ряда лет она была соратницей Диккенса по его журналу «Домашнее чтение» («Хаусхоулд ридинг»), главное, что сближает ее с Диккенсом, - художественный метод. Реалистически верные, документально точные картины положения рабочих в Англии, переживающей или уже пережившей промышленную революцию, сочетались у нее с романтическо-утопическим, «рождественским» восприятием действительности, особенно ощутимым в концовках ее произведений. Многое роднит повесть Гаскелл «Крэнфорд» (1853) с произведениями Диккенса: и добрый юмор, и сказочные рождественские мотивы. Мирок эксцентричных старых дев Крэнфорда - их чаепития, забавные, а часто просто невероятные истории, которые случаются с ними, - не просто трогателен и сентиментален. Как Дингли Делл в «Пиквикском клубе», как светлые персонажи зрелых романов Диккенса, он становится выражением продуманной и прочувствованной этической программы - добра и сострадания. Видимо, именно эту сторону произведения имела в виду Шарлотта Бронте, когда назвала «Крэнфорд» живой, выразительной, энергичной, мудрой и вместе с тем «доброй и снисходительной» книгой.

  1. Творчество Д. Остен. Анализ 1 романа – по выбору.

 

Сюжет романа прост. В деревушке  Лонгборн живет семейство Беннетов – мистер и миссис Беннет и пять их дочерей – Джейн, Элизабет, Мэри, Китти и Лидия. Беда Беннетов в том, что поместье наследуется по мужской линии и после смерти мистера Беннета должно перейти к его родственнику, некоему мистеру Коллинзу, священнику, получившему приход от леди Кэтрин де Бер. Миссис Беннет стремится к одному – удачно выдать всех пять дочерей замуж, чтобы обеспечить их будущее. Действие романа начинается с того, что соседнее поместье Незерфилд-парк снимает некий мистер Бингли, богатый и обаятельный, а самое главное, холостой джентльмен. На первом же балу в городке Меритон встречаются все главные действующие лица – Беннеты, мистер Бингли и его друг мистер Дарси – еще более богатый и тоже холостой джентльмен.

На том же балу он оскорбляет Элизабет Беннет, отказавшись танцевать с ней, не зная, что она случайно услышала его слова. Гордость и предубеждение – чувства, которые первоначально испытывают друг к другу, а затем преодолевают Элизабет Беннет и мистер Дарси. Вскоре Элизабет знакомится с неким мистером Уикемом, который, в отличие от Дарси, оказывает ей явное предпочтение. К тому же оказывается, что они с Дарси вместе росли – Уикем был сыном дворецкого в Пемберли, имении Дарси, и крестником отца Дарси. Старший Дарси, по словам Уикема, завещал сыну позаботиться об Уикеме, но Дарси пренебрег волей отца, и Уикем был вынужден стать военным, вместо того, чтобы получить приход во владениях Дарси. Элизабет невероятно возмущена поведением Дарси. В это же время в Лонгборне появляется мистер Коллинз, желающий жениться, как посоветовала ему его покровительница леди Кэтрин, а также помочь своим родным, выбрав жену из числа пяти мисс Беннет. Он хочет сделать предложение Джейн, самой старшей и самой красивой, но за ней ухаживает мистер Бингли, все ждут, что он с минуты на минуту сделает ей предложение, и мистер Коллинз делает предложение Элизабет. Но Коллинз – напыщенный сноб и дурак, и Элизабет ему отказывает к крайнему неудовольствию своей матери и удовольствию своего отца. Коллинз тут же женится на лучшей подруге Элизабет Шарлот Лукас, девушке некрасивой, но весьма практичной. Все надежды миссис Беннет сохранить имение в семье рушатся. Хуже всего то, что и мистер Бингли, так и не сделав предложения Джейн, уезжает в Лондон и явно больше не собирается возвращаться в Незерфилд.

По приглашению Шарлот Элизабет посещает ее в Хансфорде, приходе Коллинза, куда внезапно приезжает мистер Дарси со своим родственником полковником Фицуильямом, от которого Элизабет узнает, что именно мистер Дарси разрушил любовь Джейн и Бингли. И вскоре, совершенно неожиданно для Элизабет, Дарси делает ей предложение, которое она возмущенно отвергает, упрекая его в жестокости по отношению к Джейн и к мистеру Уикему. Дарси в письме рассказывает ей, что Уикем всегда был распутным юношей, что он отказался от прихода в обмен на большую сумму денег, потом снова обратился к Дарси за помощью, а когда тот ему отказал, решил отомстить, склонив к побегу юную сестру Дарси Джорджиану. К счастью, побег не состоялся. Потрясенная Элизабет понимает, как неверно она оценивала Дарси, но все еще не раскаивается в своем отказе. Однако Уикем продолжает свою карьеру соблазнителя, увезя в Лондон младшую сестру Элизабет Лидию. Об этом узнает мистер Дарси, и только благодаря ему устраивается брак Лидии с Уикемом. Дарси также признается Бингли, что несправедливо вмешался в его отношения с Джейн. Роман заканчивается всеобщим счастьем – Джейн выходит замуж за Бингли, Элизабет переменяет свои чувства к мистеру Дарси и становится его женой, а миссис Беннет счастлива тем, что три из пяти ее дочерей замужем.

* * *

Остин писала и публиковала свои романы в то время, когда в английской литературе последовательно господствовали сентиментализм, готический роман и романтизм – течения, высоко ценившие человеческие чувства и стремившиеся воздействовать прежде всего на эмоции читателей. Если сентиментализм и готический роман в своей чувствительности опирались тем не менее на философские принципы эпохи Просвещения, то романтизм создал также и собственную философию. Остин же неожиданно возвращается к прекрасной ясности и умеренности эпохи Просвещения не только в мировоззрении, лежащем в основе ее произведений, но и в стиле своих романов, удивительно сдержанных, лаконичных, где отсутствуют описания нарядов и даже пейзажей – если только это не сугубо необходимо для повествования или характеристики персонажа (например, парк имения Пемберли, отражающий личность его владельца).

Остин умело сочетает в своих романах психологизм и сатиру, отстраненность и четко определенное отношение к своим персонажам. Романтизм, по крайней мере романтизм байронический, с бунтом, с поиском недоступного и так далее, ей не близок. В одном из писем она пишет: «Я прочитала «Корсара», починила нижнюю юбку, и мне решительно нечего делать». Для Остин в банальной повседневности заключено не меньше драматизма и материала для романа, чем в самых бурных романтических перипетиях, и даже больше, потому что они гораздо ближе и роднее и чаще встречаются, чем байронические изыски. Романтизм писал о натурах избранных. Остин пишет о натурах обыкновенных, но оттого ничуть не менее интересных для опытного наблюдателя человеческой души. В этом смысле Остин – наследница Стерна и его «Жизни и мнений Тристрама Шенди, джентльмена», также нашедшего в одной жизни ничем не примечательного человека целый роман. Бурный и эмоциональный стиль является предметом постоянных насмешек Остин. Так, в «Чувстве и чувствительности» воплощающая сентиментально-романтические настроения Мэриэн так расстается с имением Норланд:

Many were the tears shed by them in their last adieus to a place so much beloved. "Dear, dear Norland!" said Marianne, as she wandered alone before the house, on the last evening of their being there; "when shall I cease to regret you!--when learn to feel a home elsewhere!--Oh! happy house, could you know what I suffer in now viewing you from this spot, from whence perhaps I may view you no more!--And you, ye well-known trees!--but you will continue the same. --No leaf will decay because we are removed, nor any branch become motionless although we can observe you no longer!--No; you will continue the same; unconscious of the pleasure or the regret you occasion, and insensible of any change in those who walk under your shade!--But who will remain to enjoy you?"

Роман «Аббатство Нортэнгер» весь посвящен высмеиванию сентиментальных и «приключенческих» готических романов – в мирной английской жизни нет места готическим ужасам, есть только место обычным, тривиальным, словно бы недостойным романов, но ценным именно своей типичностью, человечностью и всеобщей понятностью человеческим чувствам и характерам – как положительным, так и отрицательным. Вместе со своей отрицательной программой – насмешками над невероятными ужасами, которых наивная Кэтрин постоянно ожидает от дома Тилни, - Остин предлагает также и программу положительную – преувеличенности сентиментализма и романтизма противопоставляется естественная, хотя бы и немного тривиальная жизнь человека.

Главная ценность для Остин – умеренность, разумность и сдержанность в человеческой жизни. Остин превыше всего ценит золотую середину во всем, даже в человеческих чувствах. Она не отрицает важность чувства в жизни человека. Так, в «Чувстве и чувствительности» Элинор Дэшвуд не менее, а может, и более своей восторженной младшей сестры, способна чувствовать, страдать и мучиться, но она не дает безнадежным чувствам занять всю свою жизнь. Романтическая чувствительность в романах Остин оказывается жестоким эгоизмом, погруженностью человека только в самого себя и свои переживания. Романтизм живет за счет скромной практичности и сдержанности, ведущей дом, занимающейся повседневными делами и позволяющей романтикам полностью уходить в свои возвышенные переживания. В истории мировой литературы Остин, пожалуй, уникальна в своей тяге к простоте и умеренности как главным добродетелям человеческой жизни, продиктованным ей не господствующими литературными веяниями того времени, но, видимо, природной ее склонностью.

Романы Остин отличает поразительная камерность. Невозможно сказать, что в то самое время, когда Остин писала свои романы, Англия вела войну с Наполеоном, английский парламент принимал билль против луддитов, и в мире вокруг Остин происходили события, перекраивавшие всю Европу. Остин это не затрагивало и, видимо, не интересовало. Ее интересовала жизнь человека такой, как она разворачивалась в провинции, и мир человека таким, каким он был в своей повседневной жизни, а не на волне неких великих происшествий.

В отличие от многих великих  английских романистов Остин не ставит перед собой откровенно дидактических или металитературных задач. Она не стремится создать новую литературную форму, она не стремится прямо воспитывать своих читателей. Она не включает в свои романы прямых авторских обращений к читателям. Она создает для читателей галерею характеров, изображенных со свойственной Остин иронией – от мягкой, когда она видит недостатки в общем-то достойных людях, то резкой и острой, когда изображение персонажей становится почти карикатурным. Перед нами оказываются бестактная, грубоватая и ограниченная миссис Беннет, стоически настроенный мистер Беннет, разочаровавшийся в жене и утешающийся постоянными над ней насмешками. Мягкосердечная Джейн Беннет, стремящаяся найти оправдание любым поступкам окружающих и никогда не видящая и не помнящая зла. Безнравственная вертушка Лидия Беннет, ограниченная и занудливая Мэри Беннет, компенсирующая отсутствие красоты извлеченными из книг банальностями. Пустышка Китти, не имеющая никакого собственного характера. Ограниченный и напыщенный сноб мистер Коллинз, изъясняющийся столь неповторимым и напыщенным стилем, что его имя даже стало нарицательным для подобного рода писаний. Высокомерная леди Кэтрин де Бер, живущая только для того, чтобы помыкать окружающими и всем показывать свое превосходство во всех областях жизни. Она не сомневается даже, что стала бы великой пианисткой, если только бы ее научили играть.

Перед нами - благоразумная  Шарлот Лукас, вышедшая замуж за мистера  Коллинза, чтобы устроить свою жизнь. И для нее дом и хозяйство, церковный приход и птичник становятся заменой подлинного семейного счастья. Распутник и обманщик Уикем, живущий ради своего удовольствия. Добросердечный Бингли, не умеющий настоять на своем и боящийся собственного мнения. Его высокомерные сестры, застенчивая Джорджиана, робеющая всего на свете.

Остроумная Элизабет, слишком  хорошо видящая недостатки ближних, возгордившаяся своей проницательностью  и умением видеть людей насквозь, испытывающая предубеждение к мистеру  Дарси, сразу не оценившему ее по достоинству. И мистер Дарси, гордый своим происхождением и состоянием и предубежденный против Беннетов как из-за их общественного положения, далеко на равного его собственному (мистер Беннет – дворянин, но миссис Беннет – из состоятельной семье среднего класса). Если Остин рисует своих второстепенных персонажей еще в достаточной степени двухмерными персонажами, которых можно охарактеризовать одной чертой и которые так и не развиваются на протяжении романа, то ее главные герои, Элизабет и Дарси, сочетающие в себе обе черты из заглавия романа, приходят к переосмыслению своих взглядов на людей, избавляются от обращенных друг на друга гордости и предубеждения и находят свое счастье.

Пожалуй, именно интересом  Остин к человеческим типам и объясняется ее популярность даже спустя почти двести лет после ее смерти, когда мир живет уже совершенно по другим обычаям, когда нравы, описанные Остин, канули в прошлое. Страшный поступок Лидии Беннет, например, из-за которого остракизму подверглась практически вся ее семья, сегодня бы и не заметили. Нам незнакомо правило майората, из-за которого сестры Беннет так стремились найти себе мужей. Но в том-то и сила таланта Остин, что в повседневной, непримечательной, банальной жизни человека она выбирает именно те качества, переживания, чувства, на которых основывается существование человека в любое время. Мы только пожимаем плечами, читая про майорат или Лидию, но нам вполне понятны чувства самой Элизабет, которой пренебрег мистер Дарси, и слепое предубеждение, вызванное холодным отзывом, не изменилось по своей сути и до нашего времени.

 

28.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"