Синтез искусств прерафаэлитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в многоаспектном изучении искусства прерафаэлитов, рассмотрении своеобразия английского направления XIX века. Для осуществления этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:
-определить понятие «синтез искусств»;
-изучить искусство прерафаэлитов;
-изучить творчество художников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 СИНТЕЗ ИСКУССТВ 4
Глава 2 СИНТЕЗ ИСКУССТВ ПРЕРАФАЭЛИТОВ
2.1. ПРЕРАФАЭЛИТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 9
2.2 ДЖОН РЕСКИН - КРИТИК, ИСТОРИК ИСКУССТВА 16
2.3. ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ - ПОЭТ-ПРЕРАФАЭЛИТ 23
Заключение 28
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Курсач юля.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Так реки все  впадают в океан,

Так спелый плод слетает вниз с сучка,

Так «ПРБ» упадком  обуян.

(Перевод И. Буровой)

  Таким образом,  к 1854 году лондонское «Братство  прерафаэлитов» прекратило свое  существование. Вместе с тем  его распад не стал концом  движения прерафаэлитов. Отказавшись  впредь выставлять свои полотна,  Д.Г. Россетти занялся преподавательской  деятельностью, а также обратился к созданию небольших акварелей на сюжеты артуровских легенд и выступил как талантливый книжный иллюстратор. Исходя из особой близости живописи и поэзии, он создал рисунки к стихотворениям поэта-любителя Уильяма Олингэма и к роскошному изданию сочинений А. Теннисона, вышедшему в свет в 1857 году.

  К середине 1850-х годов Россетти сблизился  с Дж. Рескином и Ф.М. Брауном  благодаря совместной работе  в лондонском Колледже для  рабочих, созданном христианским  социалистом Ф.Д.Морисом в 1854 году. Именно в этом учебном заведении Россетти познакомился с Эдвардом Берн-Джонсом, сыном изготовителя багетов для картин, учившимся тогда в Эксетесрском колледже Оксфордского университета. Берн-Джонс и его единомышленники в Оксфорде – Уильям Фулфорд, Чарльз Фолкнер, Корнелл Прайс – также увлекались Средневековьем, рассматривая его как антитезу викторианской Англии, как эпоху, когда существовали патриархальные отношения и ценился человеческий труд. Россетти попытался увлечь оксфордских любителей средневековья живописью, стремясь возродить «Братство прерафаэлитов» уже на базе оксфордского кружка Берн-Джонса. Оправдывая его надежды, в январе 1856 года вышел первый номер прерафаэлитского «Оксфордского и Кембриджского журнала». Это издание было с энтузиазмом встречено Рескином и Теннисоном, однако в свет вышло только двенадцать номеров, так как Уильям Моррис, на долю которого выпала задача и редактирования журнала, и его финансовой поддержки и который в то же время активно печатался на его страницах (за год он опубликовал в журнале восемь рассказов, пять поэм, две статьи и одно обозрение), не мог больше вынести подобной нагрузки. Однако в дальнейшем, после того как Россетти под влиянием личной трагедии в 1862 году отошел от активной общественной деятельности, именно Моррис стал центральной фигурой второго этапа движения прерафаэлитов. Благодаря Моррису искусство прерафаэлитов приобрело прикладной характер: в 1861 году он основал фирму «Моррис и Ко», объединив в ней многих оксфордских художников-прерафаэлитов – Берн-Джонса, Хьюза, Филиппа Уэба – и поставив перед ней задачу реализовать прерафаэлитские эстетические идеи в дизайне архитектурных форм и интерьеров, витражей, обоев, гобеленов, тканей, изразцов, ювелирных изделий, чтобы внедрить в викторианский обиход по-настоящему красивые вещи, способствуя тем самым воспитанию правильного вкуса у обывателей, склонных к безвкусному эклектизму. Художественные достижения прерафаэлитов в 1860-1870-е годы получили высокую оценку современников. Так, в 1877 году американский писатель Г. Джеймс оценил их искусство как «искусство культуры, рефлексии, интеллектуальной роскоши, эстетической утонченности». [12.490]

  Большинство прерафаэлитов отдавало дань не только живописи, но и поэзии. Поэзия прерафаэлитов опиралась на романтические традиции, испытывая сильное влияние творчества Китса, Теннисона и Браунинга. Кумирами и образцами для них были и великие поэты Возрождения – Данте, Петрарка, Чосер, Спенсер, Шекспир. Движимые идеей синтеза искусств, прерафаэлиты стремились придать своим стихам не только живописность, но и музыкальность. Высоко ставя простоту и непосредственность произведения искусства, они тем не менее придавали немаловажное значение и совершенству поэтической формы. [8.294]

Глава 2.3 ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ - ПОЭТ-ПРЕРАФАЭЛИТ

  Крупнейшим поэтом-прерафаэлитом был Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Его отец, Габриэль Россетти, итальянский политический эмигрант, преподавал итальянский язык в лондонском Королевском колледже, сочинял стихи и был пылким поклонником Данте, с судьбой которого сравнивал свою собственную судьбу. Выбранное для старшего сына имя и отражало симпатии главы семейства, и в какой-то мере предопределяло будущность ребенка. Творческие задатки могли быть унаследованы мальчиком и по материнской линии: он был родным племянником Джона Уильяма Полидори, личного врача и друга Байрона, прославившегося также как автор «готической» повести «Вампир». Через Полидори Россетти состоял в родстве с крупнейшим итальянским драматургом XVIII века Витторио Альфьери. Дети в семье Россетти росли в атмосфере любви к прекрасному, а домашний культ Данте до известной степени предопределил их увлечение Средневековьем. Влиянием Данте можно объяснить их интерес к христианскому мистицизму, в котором они видели средство преодолеть трансцендентную грань между бытием и небытием, раздвинуть границы познаваемого мира.

  Рано проявив  незаурядные художественные способности,  Д.Г. Россети в 1846 году поступил  в Королевскую академию, но через  год покинул ее, разочаровавшись  в насаждаемых в ней принципах и сосредоточившись на поисках собственных путей в искусстве. Наряду с занятиями живописью он обратился к литературному творчеству и в 1848 году перевел на английский язык «Новую жизнь» Данте. Позднее, в 1861 году, он выпустил томик собственных переводов «Ранние итальянские поэты», где были представлены стихи Гвидо Гвиничелли, Гвидо Кавальканти, Фольгоре да Сан-Джеминьяно и других предшественников и современников Данте. Судя по отбору произведений, Россетти привлекала главная тема творчества этих поэтов – обожествление идеальной женской красоты, в которой они видели символ прекрасной души и возвышенной любви.[11.889] 
  Переломным в судьбе Россетти стал 1849 год, когда он выставил свои первые «прерафаэлитские» полотна, в том числе «Отрочество Девы Марии», и создал драматический монолог в стихах «Дженни», где описывается красота спящей женщины. При публикации поэма вызвала негативную реакцию: даже Рескин поставил под сомнение нравственность героя поэмы, увидев в нем порочного, распутанного человека.

  Отдельные  стихотворения Россетти печатались  на страницах прерафаэлитских  журналов, однако первый сборник  его поэзии, «Стихи», был напечатан  лишь в 1870 году, и появлению  этого издания предшествовали  драматические события. Женившись  в 1860 году на Элизабет Элинор Сиддал, своей любимой натурщице и поэтессе, двадцать месяцев спустя Россетти похоронил, покончившую с собой после рождения мертвого первенца. Россетти казалось, что с утратой Лиззи, его идеала женщины, ушло все счастье. Словно подводя итог своей прерафаэлитской деятельности, он опустил в гроб жены единственные рукописные экземпляры своих стихов. Лишь несколько лет спустя, когда горе поутихло, он поддался на уговоры друзей и добился разрешения на вскрытие могилы. Извлеченные из нее стихи и были напечатаны в сборнике 1870 году. В то же время в сборник вошли и ранее публиковавшиеся стихотворения. Действительно, на первом месте в сборнике стоит поэма «Благословенная дева», впервые напечатанная на страницах первого номера журнала «Росток». Обращаясь в этом произведении к теме разлученности влюбленных смертью и опираясь на традиции Данте, Россетти новаторски модифицирует ситуацию. Если Данте, обожествляя умершую Биатриче и стремлясь слиться с ее душой через любовь к Богу, страдая от безысходной тоски одинокого земного бытия, был устремлен к небесам, то Россетти описывает тоску Благословенной девы, которая и в горнем мире не может забыть своего земного возлюбленного и его чувственных ласк и устремлена к несовершенному и грешному земному миру.

  Главенствующее положение «Благословенной девы» в сборнике 1870 года определяется тем, что  в этой поэме нашли отражение основные идеи эстетики прерафаэлитов, а ключевые мотивы произведения получили дальнейшее развитие в последующих стихотворениях. Например, о сущности времени поэт размышляет в «Морских пределах», различая его шаги в рокоте прибоя и его приглушенном эхе, звучащем в приложенной к уху раковине.

  Реакция  на появление «Стихов» была  неоднозначной. Сборник вызвал бурю восторга среди прерафаэлитов, всегда относившихся к Россетти с особой нежностью и неизменным  уважением, но вместе с тем появились и уничижительные оценки. Поэт весьма болезненно переживал публикацию статьи Роберта Бьюкенена «Плотская школа поэзии: господин Д,Г.Россетти» в октябрьском номере «Контемпорэри ревью» за 1871 год, в которой его обвиняли в предосудительной нравственной распущенности и стремлении выставить на всеобщее обозрение собственные эротические эмоции, которые порядочные люди считают необходимым держать при себе.  В связи с критическими нападками Бьюкенена Россетти пережил серьезный душевный кризис, тем более что в этот период жизни он уже считал себя в большей степени поэтом, чем художником.

  Во второй  поэтический сборник Россетти  вошли  такие произведения, как  историческая баллада «Белый корабль», лирические стихотворения «Крылья заката», «Увы, так давно!», «Зима», ряд стихотворений, написанных к собственным картинам. Однако центральным произведением сборника является сонетный цикл «Чертог бытия», который Россетти оценивал как свое главное поэтическое достижение и над которым работал около трех десятилетий. Состоящий из 102 сонетов цикл композиционно делится на две части: «Юность и перемена» и «Перемена и судьба», преемственность которых отражена уже в частичном совпадении заглавий. В «Чертоге бытия» Россетти опоэтизирована романтическая мечта об идеальной любви, объектом которой является прекрасная женщина, сочетающая в себе физическую красоту с духовной. Особенностью творчества Россетти как поэта-сонетиста, вытекающей из его прерафаэлитских убеждений, является стремление запечатлеть в сонетах отдельные значимые для него мгновения бытия. Тем самым функция поэзии у Россетти отождествляется с увековечивающей функцией изобразительного искусства, а сонеты превращаются в словесные картины.

  Литературное творчество прерафаэлитов и близких к ним поэтов представляет собой своеобразное звено, связующее романтизм первых десятилетий XIX века с эстетизмом. Придавая огромное значение роли творческого воображения и субъективности чувств, поэты-прерафаэлиты интересовались внутренним миром человека, божественной сутью идеальной красоты и истинным смыслом сего сущего, бессознательным выражением сверхъестественного сновидениях и мифах. Эти романтические устремления сочетались у них с реалистической верностью в передаче деталей и красок и величайшей требовательностью к качеству своих произведений. Вместе с тем в творчестве поэтов-прерафаэлитов отчетливо звучат и мотивы, предвосхищающие особенности английского эстетизма. Это оказало могучее воздействие на английских декадентов – Эрнеста Доусона, Майкла Филда, Оскара Уайльда. [12.491-496] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Расцвет  прерафаэлизма, как направления  в искусстве, пришелся на вторую  половину XIX века. Мы являемся свидетелями, что прерафаэлизм был влиятельным направлением. С появлением модернизма и развитием новых тенденций в живописи, он отошел на второй план. Движение прерафаэлитов фактически пережило себя: оно продолжало влиять на развитие британского искусства еще и после Первой мировой войны, но уже не отражало вкусов изменившегося общества. Его основные отличительные черты – литературность, подробность в прорисовке деталей воспевание культа любви красоты – перестали быть актуальными для публики, увлеченной новыми авангардными течениями живописи: кубизмом, абстракционизмом, сюрреализмом. Однако сегодня интерес к прерафаэлизму высок как никогда, о чем свидетельствует большой интерес к наследию художников, представлявших это направление, со стороны публики и коллекционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Использованная литература

1. Аксенова М. Д. Энциклопедия искусств. М.: Аванта+, 2003

2. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 2001.

3. Бузукашвили И. Прерафаэлитизм. Журнал «Человек без границ» №5 2003

4. Ванслов В.В., Что такое искусство, М:1988

5.Васильева – Шляпина Г.Л. Изобразительное искусство. М.: Фонд Мир 2007

6. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М:2009

7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М: Высшая школа 2008

8. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М.:AcademA 1998

9. Мосин Н. Прерафаэлизм. М.: ОНИКС 2006

10. Радугина А.А. Эстетика. М., 2002  http://www.humanities.edu.ru

11. Рихард М. Всеобщая история живописи. М.: ЭКСМО 2008

12. Сидорченко Л. В., Бурова И.И. История западноевропейской литературы. XIX век Англия. М: 2004

 


Информация о работе Синтез искусств прерафаэлитов