Сказки Г.Х. Андерсена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 19:03, реферат

Описание работы

Ганс Кристиан Андерсен - один из немногих писателей мировой литературы, сумевших до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.

Содержание работы

Введения
Докажите, что Г.Х. Андерсену «принадлежит создания сказки литературной, авторской».
Отражения социальной действительности в сказках Г.Х. Андерсена.
Идейно – художественное богатство сказок писателя:
многообразие идей;
особенности композиции сказок;
своеобразие языка;
поэтическая манера писателя.
В практической части сделать развернутый анализ одной из сказок по выбору.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Андерсен.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

 

 

 

 

 

 

Сказки Г.Х. Андерсена

 

 

 

 

                                                                  Составитель:

                                                                  студентка ОЗО гр. 4—13

                                                                  Носкова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

Содержания:

 

Введения

  1. Докажите, что Г.Х. Андерсену «принадлежит создания сказки литературной, авторской».
  2. Отражения социальной действительности в сказках Г.Х. Андерсена.
  3. Идейно – художественное богатство сказок писателя:
  • многообразие идей;
  • особенности композиции сказок;
  • своеобразие языка;
  • поэтическая манера писателя.
  1. В практической части сделать развернутый анализ одной из сказок по выбору.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ганс Кристиан Андерсен - один из немногих писателей мировой литературы, сумевших до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.

Сам Андерсен говорил о мире своих сказок следующее: «Сказочная поэзия - это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя» Брауде Л. Ю. Ганс Христиан Андерсен. М.

В тематике своих сказок, в их образах Андерсен выхолит далеко за пределы той архаической действительности, которая отразилась в датских народных сказках. И все это потому, что сказка была для Андерсена не литературным понятием, не жанром (вернее, не только жанром), не совокупностью фантастических событий, а чем-то значительно большим.

В сказке Андерсен нашел форму, в которой он органически сумел выразить свое отношение к жизни. Сказка в какой-то мере явилась для него способом видеть мир, способом познания мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Докажите, что Г.Х. Андерсену «принадлежит создания сказки литературной, авторской».

 

На чудесной почве народного творчества в  Скандинавии взросла одна из лучших детских литератур в мире и ассоциируется она прежде всего с именем датчанина Х.К. Андерсена — прекрасного сказочника и фольклориста, великолепного рассказчика и тонкого писателя.

Андерсен  опубликовал четыре сборника сказок — «Сказки, рассказанные детям», «Новые сказки», «Истории», «Новые сказки и истории». Каждый из этих сборников представляет собой законченное целое.

Считать сказки и рассказы Андерсена исключительно детским чтением крайне ошибочно, они тем именно и замечательны, что дают пищу уму, сердцу и воображению читателям всех возрастов. Дети, конечно, главным образом увлекутся самой фабулой, взрослые же поймут и оценят глубину содержания, так как большинство с виду незатейливых сказок и рассказов Андерсена, с их детски наивным тоном и всегда необыкновенно простым, близким к разговорной речи, языком, являются тонкими сатирами, в которых писатель метко и остроумно осмеивает разные человеческие слабости.

Исследователи подчеркивали, что заслугой Андерсена  было сближение мира сказочного и  фантастического. В этом полуреальном мире и создавался идеал положительного героя, живущего в соответствии с высокими нравственными требованиями самого писателя.

Сам Андерсен был очень недоволен, что его  причисляют к чисто детским писателям, поскольку считал свои сказки адресованными читателям всех возрастов. Тем не менее, дети особенно любят датского сказочника и с радостью читают его «взрослые» сказки.

Жизнь и  творчество Х.К. Андерсена - высокий  пример служения литературе, маленькому читателю. Недаром одна из самых престижных международных премий в области литературы для детей носит его имя. И его заслуга заключается также в том, что он ввел в литературу сказки народные, сделал их предметом интереса и других писателей.

Андерсен  не просто собирал и записывал народные сказки, как это делали ученые-фольклористы, но перерабатывал ее, подчиняя задачам собственного творчества и своих литературных взглядов.

В ткань  повествования он вводит элементы современной  ему действительности, фигуру автора-рассказчика, литературных персонажей, бытовые описания и описания природы, большое внимание уделяет миру чувств и переживаний. Почти всем его авторским сказкам характерны социальность и злободневность.

Сказочное творчество Андерсена условно делится  на два периода: ранний—тридцатые—сороковые годы, когда писатель в основном обрабатывал сказки народные, и этап более зрелого творчества—сороковые—семидесятые годы, когда он создавал сказки по им самим выдуманным сюжетам, Эти последние намного длиннее сказок, построенных по мотивам народных, и имеют собственную творческую историю.

 

Отражения социальной действительности в сказках

Г.Х. Андерсена.

 

  Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания.

В каждой сказке Андерсена сливаются две действительности. Одна - подлинная жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или кофейника; другая не менее подлинная - судьба человека, история человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, смерти. Сочетание сказочного, волшебного и реального, обыденного делает произведения Андерсена двуплановыми, одинаково интересными и детям, и взрослым.

Дети воспринимают внешнюю, конкретную форму сказочного события, поддаются очарованию вымыслы, их завораживает победа добра и зла, быстрая смена событий, взрослые понимают стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, находят в этих сказках глубокую философию, примеры подлинной жизни с ее радостями и разочарованиями, любовью и смертью, правдой и ложью.

Удивительный дар Андерсена: "Прежде всего, из умения видеть в повседневной жизни, в самом обыденном и привычном - чудеса, волшебство, то есть находить живую душу во всем, решительно во всем, что нас окружает: в цветах, в деревьях, в предметах, даже самых, казалось бы, неподходящих".

Вспомните сказку про кроткую, сердобольную Ромашку, пожалевшую птичку - пленницу. Или про неугомонную, любопытную Елку, которая не ценила привольной жизни в лесу, а все рвалась куда-то, все искала, где лучше.

Или про болтливую штопальную иглу, которая важничала, словно была швейной иглой. А разве ромашка, елка, штопальная игла не напоминают вам каких-то знакомых? Как и все остальные характеры Андерсена взяты прямо из жизни, они подмечены острым, зорким наблюдателем, и его коротенькие сказки часто раскрывают современную ему действительность куда правдивее и полнее иных пухлых бытописательных романов.

Андерсен, следуя фольклорным традициям, обращался в своих сказках, ко всем, надеясь, что каждый от мала до велика, найдет там что-то для себя. Он стремился выражать в образах свое представление о том, что хорошо и что плохо, и это его также роднит с народной сказкой. А еще Андерсен верил, что искусство-маленькая живая птичка, а не механическая игрушка - может одолеть зло.

Андерсен любил бедняков, которым туго приходится в жизни. У них он черпал радость и удивительное жизнелюбие и им же дарил свою прекрасную поэзию - сказки. Он верил, что именно простой народ понимает прекрасное, умеет ценить дарованное ему природой счастье жить на земле, радоваться солнцу, песни жаворонка, распустившемуся полевому цветку.

Темы "поэт и мещанство", "искусство и мещанство" постоянно встречаются в сказках Андерсена.

Мещанство для Андерсена - категория не социальная, а мировоззренческая. Как радуется принцесса и ее фрейлины ("Свинопас"), когда свинопас смастерил горшочек, поддержка руку над которым, можно узнать, у кого сегодня сладкий суп, а у кого - свиные котлеты. За это принцесса готова поцеловать свинопаса.

Удивительна музыка андерсеновских сказок. Каждая фраза не только емкая по смыслу, но и поется, как песня. Простота и музыкальность сказок Андерсена очаровывает и завораживает. Словно прекрасную мелодию, ее можно повторять наизусть и каждый раз получать от этого наслаждение.

Фантазия Андерсена по своему богатству могла спорить с фольклором. Опираясь на народные сюжеты и образы, Андерсен не слишком часто прибегал к фантастическому вымыслу, в основном в ранних сказках. В его представлении жизнь полна чудес, которые нужно только увидеть и услышать.

Изредка писатель обращался к сюжетам из детской жизни, гораздо чаще его герои проходят испытания жизнью и взрослыми чувствами.

Сказки Андерсена были очень разные и волшебные (он их называл романтическими), и социально-бытовые, в которых обнажал пороки людей: глупость, бездарность, жадность, жестокость, а также прославлял доброту и щедрость души. Он говорил: "Каждую вещь нужно называть её настоящим именем, и если это опасно в действительности, то надо это сделать, хотя бы в сказке". И он смеялся в своих сказках над глупыми королями и принцессами, над жадными и хитрыми слугами, щедро дарил радость и счастье обездоленным, горевал и торжествовал вмести с ними.

В своих сказках он показал самоотверженную борьбу героев против злых чар ("Снежная королева"); протестовал против социального неравенства и несправедливости.

Красота и красивость - разные понятия, говорит писатель. Дворец и сад императора были образцом искусственности, даже к цветкам были привязаны колокольчики, чтобы они были "красивее".

Социальные мотивы в сказках Андерсена порой звучат как бы между прочим, иногда в нескольких фразах, в стихотворной строчке, но они всегда главенствуют в основной мысли сказки.

Иллюзорность представлений о счастье - передний мотив у Андерсена. Какими соблазнительными кажутся внешние признаки положения в обществе. Таковы сказки и самого Андерсена. Их неохотно читают дети. Автор сам об этом не раз напоминал. И даже сердился, когда слышал, когда говорят, будто он пишет только для маленьких читателей.

Андерсен принадлежит к тем бессмертным волшебникам слова, которые раскрывают многим поколениям силу любви и добра, будят в людях такие чувства, как сострадание, умение видеть прекрасное не по внешнем положении человека, а в его внутреннего мира, то есть качества человека необходимые всем людям и во все времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идейно – художественное богатство сказок писателя

 

Многообразие идей

 

Основная группа сказок у Андерсена – это волшебные сказки. Из 155 написанных Андерсеном сказочных историй, 106 являются волшебными, остальная группа – новеллистические, в которых фигурируют реальные географические названия, города и улицы, и даже реальные люди. Сюжеты близки реальной жизни, а главными героями зачастую выступают взрослые люди или дети, чуть реже – неодушевленные предметы, еще более редки растения и животные.

Сначала герои Андерсена были очень непривычны детям Дании, которые в детских книжках почти всегда встречают принцев и принцесс. Здесь же совсем иные персонажи. Например, принцесса из сказки «Огниво» предстает перед нами в совсем необычной ситуации – она разъезжает на собаке верхом.

Каждый герой Андерсена –  объемное выражение одной яркой идеи или человеческого качества – честности, красоты, доброты,

самоотверженности и так далее. Эта идея или качество целиком наполняют героя, составляют всю его суть. Например, Элиза в сказке «Дикие лебеди» – само воплощение любви к своим братьям, и это огромное всеобъемлющее чувство позволяет ей пройти через все испытания.

 Это героиня, которая  отличается редкой самоотверженностью. Элиза беспрестанно трудится – из острой крапивы, болезненно обжигая свои нежные пальцы, шьет одиннадцать рубашек, которые могут спасти братьев; идет против своего страха, противостоит сказочной колдунье, ищет братьев по болотам и полям, стоически хранит молчание – ведь если она заговорит, братья навечно останутся лебедями.

Герой сказки «Стойкий оловянный солдатик», прошедший множество испытаний, – отражение человеческого достоинства и воли, идеал самоотверженности. Один маленький мальчик подарил писателю одноногого оловянного солдатика, и эта игрушка стала символом преданной и грустной истории любви, которая побеждает даже смерть. Стоит также вспомнить героя другой истории любви, трагической, – маленького трубочиста из сказки «Пастушка и трубочист», который считается символом благородства.

Героиня сказки «Русалочка» – пример развития душевных сил. Ничто не может уничтожить её чувства, ради своей любви она готова отказаться от всего. Но болезнь и смерть неизменно присутствуют в сказках Андерсена, и Русалочка умирает, не желая остаться жить ценой жизни своего любимого.

Информация о работе Сказки Г.Х. Андерсена