- Идея казка о крохотной Дюймовочке очень лирична, проникнута горячим сочувствием автора злоключениям героини. Кроме того, она содержит сатирические выпады против обывателей: это и насмешка над безобразной жабой и ее противным сынком — «точь-в-точь мамашей»; это и ирония над кротом. «У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари бога за такого мужа» — так рассказывает о нем мышь Дюймовочке. Как всякая добрая сказка, история завершилась благополучно — девочка стала женой маленького короля эльфов. Сказочное приключение окончилось так, как и должно окончиться: безобразное и комическое высмеяно, а прекрасному и возвышенному достался счастливый удел.
- Ласточка - отношение к птице так же благосклонно,
как и к эльфу. Разумеется, ласточку не
возвеличивают.
Крот – городскому жителю настоящий
крот покажется забавным – если вообще
покажется ему. Где увидишь в городе крота?
В зоопарке?
А фермеры его специально заводят.
Иногда. В сказке отношение спокойное
– но лучше бы крот отстал с брачными планами.
А так, вообще, приличный господин, хорошая
партия для супружества.
Но героине не подходит – скучный,
как говорит Автор.
Владельцам садов и огородов
принять однозначно кротовский образ
трудно.
– Ну и что, что скучный? Зато
полезный. Зря его таким выставили.
У прочих граждан животное никаких,
мешающих ассоциаций, не вызовет.
Мышь – вред реальных грызунов известен
всем. Но в истории мышь – спасительница!
Двойственное отношение – не давила бы
с замужеством, была бы старуха «что надо».
Угроза куснуть белым зубом (последним,
надо думать), положительный образ не разрушает,
а напротив, делает живее.
– Что она понимает, эта девчонка?
Ей такого жениха бесплатно сватают, а
она выкобенивается!
Можно встретить и негативное
отношение к мыши – среди девушек. Так
подождём немного – до их свадеб, а потом
спросим.
Большинство читателей старуху
воспримут схоже: диссонанс положительного
литературного образа с животным-вредителем
почувствуют одинаково.
Майский жук – горожанин насекомому радуется,
как живой игрушке. А сельчанин вспомнит,
скольких он уничтожил, и сколько предстоит.
Изображён интересным, заводным.
Автор в оценке, пожалуй, колеблется: ведь
майский жук бросил девочку. Всё же он
– её любовь, а, значит, не может быть плохим.
В сельском хозяйстве такое
отношение трудно принять: ущерб от него
не меньше, чем от колорадского жука. Придётся
вспоминать, что всё – сказка, иначе послание
Автора цели не достигнет.
Мотылёк –
Настоящих бабочек оценивают
аналогично майским жукам. Но в сказке
мотылёк – непонятно за что пострадавший
добровольный помощник. Жители села, наверное,
с трудом примирялись с необычным разворотом
фантазии.
Жаба –
Брезгливое отношение городских,
и явно положительное – сельских. Жаба
– это полезное животное. А в сказке –
сугубо отрицательная роль. Опять деревенским
голову морочат?
– За что? – подумает крестьянский
ребёнок, – за что над жабой насмехаетесь.
7. Сказки являются важным воспитательным
средством, в течение столетий выработанным
и проверенным народом. Жизнь, народная
практика воспитания доказали педагогическую
ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы,
они созданы друг для друга, и поэтому
знакомство со сказками своего народа
должно обязательно входить в курс образования
и воспитания каждого ребенка.
Велика образовательная роль сказок.
Встречается утверждение, что педагогическое
значение сказок лежит в плоскости эмоциональной
и эстетической, но не познавательной.
С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление
познавательной деятельности эмоции в
корне неверно: эмоциональная сфера и
познавательная деятельность неотделимы,
без эмоции, как известно, познание истины
невозможно.
8. Для детей старше пяти лет.
9. Вопросы:
- Где спала Дюймовочка? (В колыбельке из скорлупы грецкого ореха)
- Кто выкрал Дюймовочку из дома? (Жаба)
- Зачем Жабе нужна была Дюймовочка? (Чтобы женить ее на своем сыне)
- Кто унес Дюймовочку на дерево? (Майский жук)
- Ребята, а знаете ли вы, как выглядит
майский жук? Педагог демонстрирует
детям три картинки с изображением разных
жуков. Ребята, на какой из этих картинок
изображен майский жук?
- Понравилась ли Дюймовочка майским жукам и почему? (Нет, они говорили, что у нее только две ножки и нет щупалец)
- «Даже майскому жуку, который
принес Дюймовочку, показалось теперь, что она совсем не хороша, и он решил с ней распрощаться – пусть идет куда знает». Где прожила Дюймовочка все лето? (В лесу)
- «Пошел снег и бедная Дюймовочка дрожала от холода» Кто помог Дюймовочке? (Полевая мышь)
- Кто пришел в гости к полевой
мыши и Дюймовочке? (Крот)
- «Однажды, проходя по прорытому кротом подземному коридору, Дюймовочка увидела…» Кого она увидела? (Ласточку)
- Куда осенью ласточка унесла Дюймовочку? (В теплые края)
Список литературы
- Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997г.
- Зарубежная детская литература. // Сост. И.С.Чернявская. – М.: Просвещение, 1982г.
- st.educom.ru
- wiki.iteach.ru