Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:09, реферат
Сегодня все больше осознается роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного наследия народа. «Тревожное снижение общего уровня речевой культуры заставляет особенно остро осознать роль словаря как самого важного и незаменимого пособия, формирующего навыки сознательного отношения к своей речи» [1]. Словарная форма подачи материала (удобная для быстрого получения необходимых сведений) становится все более распространенной и популярной. Начиная с XX века многие издания, прежде не связанные со словарями, дополняются лексикографическими компонентами, в связи с чем французский лексикограф Алан Рей назвал современную цивилизацию «цивилизацией словарей».
Введение………………………………………………………………2
1. Основные сведения……………………………………………….3
1.1. Определение понятия «словарь»……………………....3
1.2. Структура словаря……………………………………….4
1.3. Виды словарей…………………………………………….7
2. Анализ словарей…………………………………………………..9
2.1. Бумажные словари……………………………………….9
2.2. Электронные словари…………………………………...15
3. Заключение. Недостатки словарей……………………………..19
Указаны основные цели, задачи, а также принципы построения словаря. Основная цель данного лексикографического проекта - создание нового словаря активного типа, словаря семантических моделей русских глагольных предложений, на основе интеграции теоретических достижений в области категоризации русской глагольной лексики, семантического синтаксиса и новейших идей теоретической и прикладной лексикографии. Достижение этой цели возможно при решении комплекса теоретических и практических задач, включающих:
1) системное описание русской глагольной лексики в функционально-синтаксической перспективе;
2) интеграцию системно-
3) выявление механизма взаимодействия лексики и синтаксиса, в частности семантики глагола и семантической структуры предложения;
4) представление в
лексикографических параметрах
системы семантических моделей
русских глагольных
Решаются поставленные
задачи посредством принципов
Микроструктура словаря
В.В. Дубичинский следующим
образом формулирует
Совмещение системно-
В качестве заголовочной
единицы выступает
Содержательная структура предложения имеет статичный характер и может быть представлена двояко: синтетически, в свернутом виде, как описание типовой семантики, и аналитически, развернуто на глубинном уровне, как семантическая модель. Это отражается при лексикографировании заголовочной единицы (предложения, отражающие типовую ситуацию), которое представлено следующими образом:
1) исходной базовой
моделью в виде формулы,
2) толкованием ее семантики в аспекте наивной картины мира в виде типовой семантики ситуации;
3) основным изосемическим
Например:
Предложения, отображающие ситуацию нанесения удара
Типовая семантика
Живое существо или неодушевленный предмет наносит удар по чему-л. или сталкивается с кем-, чем-л.
Базовая модель
СУБЪЕКТ - ПРЕДИКАТ УДАРА - ОБЪЕКТ - ИНСТРУМЕНТ
Основные предикаты
бить, ударять
Таким образом, информация относительно заголовочной единицы систематизируется: подается семантическая модель (Базовая модель), идеи ее толкования (Типовая семантика) и называются основные предикаты (Основные предикаты), передающие в общем виде идею репрезентируемой денотативной ситуации. Эта зона словарной статьи не выделяется специальным цифровым индексом, она является преамбулой, возглавляющей парадигматический изменительный ряд лексических репрезентаций базовой модели и предваряющей ее описание.
Далее описание конкретизируется, выделяются три лексикографические зоны: 1) основные лексические варианты модели; 2) совмещенные семантические модели; 3) образные семантические модели.
Иллюстративная зона (помета Илл.) является обязательной для каждого варианта исходной модели. Она содержит примеры, демонстрирующие употребление лексико-семантических вариантов исходной модели с глаголами определенной дифференциальной семантики. В качестве иллюстраций используются фразы из художественных произведений, а также речения, сочиненные авторами-составителями.
Каждое новое
Кроме того, для каждой модели приводятся типовые минимальные структурные схемы предложений (МСС) и основные, наиболее частотные расширители предиката (ОРП).
2) Елистратов В. С. «Словарь русского арго» [11]
Включает в себя около 9 000 слов, 3 000 идиоматических выражений. Предисловие
В предисловии к словарю представлена его основная концепция: словарь задуман как попытка решить задачу академической словарной систематизации арготического лексического материала. Проблема в том, что практически не существует никакого опыта строго лексикографического, словарного осмысления ненормативной городской речи. В практике составления словарей учитываются, прежде всего, особенности литературного языка, всему остальному отводится лишь ряд довольно абстрактных помет типа прост., разг., груб. и т. п. Когда же мы сталкиваемся с тем, что все лексемы в словаре должен быть снабжены этими пометами, начинаются серьезные проблемы. В словарях арготической лексики, появившихся в последние годы, описание лексики строится по принципу «слово — значение». Лексикографы не вводят ни грамматической, ни этимологической информации, не дают примеров, не разъясняют приемов арготической поэтики.
Новаторство словаря заключается в новом способе фиксации лексической единицы, арготизм дается в максимально широком речевом контексте. Отсюда обилие иллюстраций в словаре.
Микроструктура словаря
Словарная статья включает в себя:
1. Заглавное слово-арготизм или заглавное арготическое словосочетание:
ДРОВОСЕ'К, -а, м (или ЖЕЛЕЗНЫЙ ~) ...
Статья может включать несколько произносительных вариантов одного арготизма (в т. ч. варианты ударения) или ряд синонимов, близких в словообразовательном отношении, которые обычно даются в алфавитном порядке (возможны лишь небольшие перестановки внутри словарных статей, где существительные группируются по родовой принадлежности):
ЛЕПИЗДРИЧЕСТВО, -а, ЛЕПИСТРИ'ЧЕСТВО, -а, ср ...
ДРУГА'Н, -а', ДРУЖБА'Н, -а', ДРУЖБА'НДЕЛЬ, -я, м ...
2. Грамматические пометы, поданные в традиционном лексикографическом ключе, но с необходимыми уточнениями, иллюстрирующими специфику арготической грамматики, типа обычно употр. в 3 л. или 2 л. ед. обычно не употр.
В глаголе дается видовая пара (за опорный принят несовершенный вид) и структура управления:
ДРЫ'ЗГАТЬ, -аю, -аешь; несов.; ДРЫ'ЗНУТЬ, -ну, -нешь, сов., чего, что и без доп. ...
3. Стилистические пометы типа шутл., ирон., пренебр.
4. Толкование: либо под цифрами, если арготизм имеет несколько достаточно самостоятельных значений (см. ГЛАЗ), либо через точку с запятой, если эти значения имеют сильную ассоциативно-метафорическую связь между собой (см. ДРЕЙФЛО), либо — через запятую, если речь идет фактически об оттенках одного значения, а не о разных значениях (см. ВОДИЛА).
5. Иллюстрации, которые могут представлять собой как словосочетания, так и речения, развернутые предложения и минидиалоги.
6. Фразеологизмы и паремии с опорным словом, являющимся заглавным в данной статье (см. ДРЫЗГАТЬ).
7. Объяснительно-
а) ближайшую этимологию, а именно из какого диалекта, жаргона или иностранного языка данное слово (выражение) пришло в арго или какое общеупотребительное слово (или выражение) стало базой арготической метафоры:
ДА'УН1 ...
От англ. down — вниз, внизу...
ВАЩЕ' ...
Сокращ. от общеупотр. “вообще”.
ВЕРТУХА'Й ...
От уг. “вертухай” — милиционер, надсмотрщик, тюремный надзиратель.
Возможна также информация о древней этимологии, например: о древнееврейском, цыганском, тюркском и т. д. происхождении слова;
б) информацию о том, под влиянием какого литературного текста, какой песни или какого художественного фильма мог распространиться данный арготизм;
в) информацию, разъясняющую внутреннюю форму арготизма, указание на какую-либо контаминацию, комическую ассоциацию, смеховую аббревиацию, переосмысление общеупотребительного слова, указание на направленность арготической метафоризации;
г) дополнительные сведения, помогающие читателю глубже осмыслить арготизм, например, у какого автора можно его встретить, к какому времени можно предположительно отнести возникновение арготизма и т. п.
2.3. Электронные словари
1) «Всемирный биографический энциклопедический словарь» [12]
Выпускается издательством «Большая Российская энциклопедия» впервые. Он включает свыше 23,2 тыс. статей об исторических и современных деятелях различных стран и народов мира. Словарь рассчитан на самые широкие круги читателей — специалистов и студентов, ученых, деятелей культуры, пенсионеров и школьников.
Предисловие
В предисловии обозначена одна из целей электронного справочника: служить оперативным источником, удовлетворяющим потребности современного человека в первичной информации, связанные с его постоянными контактами со средствами массовой информации (ТВ и радио, газеты, журналы, книги и т.п.), с подготовкой к лекциям, урокам и экзаменам, с написанием статей и докладов, наконец, с разгадыванием кроссвордов.
Микроструктура словаря
Словарная статья включает заглавное слово. В скобках возможен вариант написания заглавного слова на латинице. В дефинициях статей словаря указана государственная, а не этническая, национальная принадлежность деятеля. Государственная принадлежность отечественных деятелей обычно ясна из содержания статей и в дефиниции не указывается. В статьях о писателях, как правило, сообщается о языке, на котором писал писатель (например, русский писатель, татарский писатель и т.д.). В статьях об ученых и деятелях искусства, избранных в Академию наук СССР, Академию медицинских наук СССР, Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук, Академию педагогических наук СССР, Академию художеств СССР и ставших членами Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, указываются современное название академии и год избрания в академию, которая была предшественницей современной.
Пример статьи:
Аав (Aav) Эвальд
Аав (Aav) Эвальд (1900—1939), эстонский композитор
и хоровой дирижёр. Один из основоположников
национальной оперы [«Викерцы» («Викинги»),
1928], автор симфонических произведений
(поэма «Жизнь», 1935,...
2) Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов [13]
Настоящее пособие является первым выпуском учебно-методических материалов к лекционному курсу практической стилистики русского языка, читаемому студентам отделений «Журналистика» и «Филология» гуманитарного факультета НГУ.
Предисловие
В предисловии Автор пособия ставит цель познакомить студентов с основными стилистическими понятиями, научить правильному использованию терминов при стилистическом анализе текста и определению ошибок в использовании речевых единиц всех уровней.
Микроструктура словаря
Словарная статья включает:
1. Заглавное слово или словосочетание:
Абзац, -ы. …
Статья может включать несколько произносительных вариантов лексической единицы, несколько разграниченных по сферам употребления значений слова:
Амплификация [1], ед. В лексической стилистике: ораторский и стилистический прием нагнетания различных выразительных средств (эпитетов, синонимов, сравнений, гипербол и пр.) для усиления речевого воздействия. *Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет (М. Лермонтов).
Амплификация [2], ед. Нагромождение в литературном произведении излишних фраз и выражений. *Берет - как бомбу, берет - как ежа, как бритву обоюдоострую, как гремучую в двадцать жал змею двухметроворостую (В. Маяковский).